119 ФЗ об исполнительном производстве

Новое в исполнительном производстве

Новая бухгалтерия, N 1, 2008 год

А.Тюрина,
АКДИ «Экономика и жизнь”

1 января 2008 года вступл в силу новый Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ, новый Закон). Он представляет собой новую редакцию одноименного действующего Федерального закона N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве”, принятого еще в 1997 года (далее — Закон N 119-ФЗ).
Новый Закон не меняет концепцию действующего порядка исполнительного производства, но вместе с тем содержит ряд серьезных изменений, которые продиктованы реалиями современной жизни.
Что нового нас ждет с вступлением в силу обновленного Закона и насколько изменится процесс исполнительного производства?
Прежде чем перейти к обзору новшеств в исполнительном производстве, остановимся на причинах, побудивших законодателя обновить действующий порядок исполнительного производства.
Десятилетняя практика применения Закона N 119-ФЗ выявила ряд проблем, связанных с несовершенством его норм, например некоторые из них стали противоречить Арбитражному процессуальному кодексу РФ (АПК РФ), Гражданскому процессуальному кодексу РФ (ГПК РФ) и другим нормативным актам. Это затрудняло применение Закона судами. В результате отсутствовала единообразная правоприменительная практика. Таким образом, назрела потребность в обновлении норм Закона, регулирующего исполнительное производство.
Потребность в обновлении Закона N 119-ФЗ вызвана также необходимостью приведения его норм в соответствие с требованиями международных договоров Российской Федерации, прежде всего Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод* (далее — Европейская конвенция). После вступления России в Совет Европы (февраль 1996 года) и ратификации Российской Федерацией Европейской конвенции фактически все ее принципы и нормы стали составной частью российского законодательства. Этим принципам и нормам, как и положениям других международных договоров и соглашений, участником которых является Россия, отдается предпочтение по сравнению с нормами федерального и регионального законодательства. Однако, как показывает практика, чтобы европейские нормы действовали полноценно и эффективно, необходимо непосредственно включить их в российские законодательные акты и создать соответствующий механизм реализации этих норм.
_________________
* Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ Россия ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950.

Таким образом, назрела необходимость обновить принятый в 1997 года Закон N 119-ФЗ, регулирующий исполнительное производство, путем включения новых и корректировки имеющихся норм с учетом сложившейся судебной практики, деятельности специальных органов, осуществляющих исполнительное производство, и требований международных правил. В результате принят новый Закон об исполнительном произвостве — Закон N 229-ФЗ. Что нового появилось в Законе N 229-ФЗ по сравнению с Законом N 119-ФЗ?

Задачи и принципы

Впервые в Законе N 229-ФЗ появились отдельные статьи, определяющие задачи и принципы исполнительного производства. Следует отметить, что принципы в теории права представляют собой признак самостоятельной отрасли права. Поэтому с введением в действие нового Закона можно говорить о законодательном закреплении такой самостоятельной отрасли права, как исполнительное производство.
К задачам исполнительного производства отнесено «правильное и своевременное исполнение актов суда и других уполномоченных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций”.
К принципам отнесены: законность; своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважение чести и достоинства гражданина; неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Содержательная сторона каждого принципа в Законе не раскрывается. Представляется, что сущность каждого из них должна восприниматься в соответствии с основами теории права и с учетом международных норм права.

Комментарии к статье 119 закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 содержатся следующие разъяснения:

Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя

Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий осуществляется по правилам главы 17 Закона об исполнительном производстве, но не исключает применения мер гражданской ответственности за вред, причиненный незаконными постановлениями, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя (статья 1069 ГК РФ).

Подробнее о вопросах возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя см. пп. 80-87 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»

В п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» содержатся следующие разъяснения:

При наложении ареста на имущество, не принадлежащее должнику, собственник вправе заявить иск об освобождении имущества от ареста, но не оспаривать постановление пристава

По смыслу статьи 119 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при наложении ареста в порядке обеспечения иска или исполнения исполнительных документов на имущество, не принадлежащее должнику, собственник имущества (законный владелец, иное заинтересованное лицо, в частности невладеющий залогодержатель) вправе обратиться с иском об освобождении имущества от ареста.

Вместе с тем заинтересованные лица не имеют права на удовлетворение заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об аресте (описи) этого имущества, поскольку при рассмотрении таких заявлений должник и те лица, в интересах которых наложен арест на имущество, будучи привлеченными к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ограничены в заявлении возражений и представлении доказательств.

Органы принудительного исполнения

Органом принудительного исполнения, как и прежде, является Федеральная служба судебных приставов (ст.5 Закона N 229-ФЗ), которая осуществляет принудительное исполнение актов судебных органов, а также актов других уполномоченных органов.
Судебный пристав-исполнитель (далее — судебный пристав) является центральной процессуальной фигурой в исполнительном производстве, в чьих полномочиях находится принятие решений с момента возбуждения исполнительного производства вплоть до его окончания. Решения, принимаемые судебными приставами, оформляются в форме постановлений, порядку оформления которых впервые посвящена отдельная статья нового Закона — ст.14 Закона N 229-ФЗ.
Новый закон концептуально изменяет действующую систему принудительного исполнения, предоставляя органам принуждения более широкие полномочия, в том числе в части доступа к сведениям, необходимым для своевременного исполнения судебных актов и актов других органов.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в Федеральный закон
«Об исполнительном производстве»

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 февраля 2008 года на основании
Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ
____________________________________________________________________

Принят Государственной Думой
11 февраля 2004 года
Одобрен Советом Федерации
25 февраля 2004 года

Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3591) изменение, дополнив его статьей 46_1 следующего содержания:

«Статья 46_1. Особенности обращения взыскания на денежные
средства профессионального участника рынка
ценных бумаг и его клиентов

1. Обращение взыскания по долгам профессионального участника рынка ценных бумаг на денежные средства его клиентов, находящиеся на отдельном банковском счете (счетах), открытом профессиональным участником рынка ценных бумаг в кредитной организации в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (далее — специальный счет), не допускается.

2. При обращении взыскания на имущество должника — клиента профессионального участника рынка ценных бумаг на денежные средства клиента-должника, находящиеся на специальном счете, налагается арест. На основании постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан немедленно приостановить операции с денежными средствами клиента-должника, находящимися на специальном счете, в размере, который требуется для исполнения исполнительного документа.
Судебный пристав-исполнитель вправе запросить у профессионального участника рынка ценных бумаг сведения о находящихся на специальном счете денежных средствах клиента-должника в размере, который требуется для исполнения исполнительного документа.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг в течение трех дней со дня получения соответствующего запроса обязан предоставить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию.
Обращение взыскания на денежные средства клиента-должника, находящиеся на специальном счете, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Федерального закона.».

Президент Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль
5 марта 2004 года
N 11-ФЗ

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
«Собрание законодательства
Российской Федерации»,
N 10, 08.03.2004