Следственные органы СКР прекратили уголовное дело в отношении Леонида Ли, ранее подозреваемого в превышении полномочий при продаже имущества аэропорта Бахаревка в 2007 году. Его действия переквалифицировали с ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) на ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность), срок давности привлечения к ответственности по которой истек еще в 2009 году. На расследовании дела настаивал бывший губернатор края Олег Чиркунов. Экс-депутат Госдумы Михаил Гришанков, поддерживавший господина Чиркунова, считает, что судьба дела будет зависеть от позиции нового руководства региона.
Следственное управление СКР по Приволжскому федеральному округу вынесло постановление о прекращении уголовного преследования экс-руководителя краевого теруправления Росимущества Леонида Ли. Как рассказал следователь по особо важным делам СУ СКР по ПФО Михаил Юлдашев, следствие переквалифицировало действия бывшего чиновника с ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) на ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность). В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК в связи с истечением срока давности уголовного преследования уголовное дело прекращено. Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 293 УК РФ относится к преступлениям небольшой тяжести, соответственно срок давности привлечения к ответственности по таким делам составляет два года и истек еще в 2009 году.
Напомним, сделка по продаже части летного поля аэропорта Бахаревка состоялась еще в 2007 году. Аккредитованная при РФФИ фирма ООО «Торговый дом «Славянский»» продала на аукционе за 73 млн руб. имущество обанкротившегося ФГУП «Второе Пермское государственное авиапредприятие» (эксплуатировало аэропорт Бахаревка). Стартовая цена за три грунтовые и одну асфальтобетонную взлетные полосы, а также рулежные дорожки и места для стоянок авиатранспорта общей площадью 123 га составила 69 млн руб., в торгах приняли участие два физических лица — из Москвы и Ижевска. Выставленные на продажу объекты находились в хозведении ФГУП «Пермские авиалинии» и в собственности Росимущества. Победителем торгов был признан бизнесмен Павел Кузнецов. Позже выяснилось, что господин Кузнецов действовал в интересах столичного девелопера «ПИК-регион», который до кризиса собирался построить там многоэтажный жилой комплекс. Позже земельный участок под рулежными дорожками был передан в аренду и выкуплен компанией «ПИК-регион».
Олег Чиркунов и депутат Госдумы Михаил Гришанков потребовали возбуждения уголовного дела по данному факту, так как посчитали цену сделки существенно заниженной. Только в 2011 году СУ СКР по Пермскому краю возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ в отношении неустановленных должностных лиц теруправления Росимущества.
В феврале Леонид Ли был допрошен по делу в качестве подозреваемого. Своей вины в совершении преступления он не признал. Как отмечают собеседники «Ъ» в правоохранительных органах, теперь следователям предстоит получить письменное согласие господина Ли на прекращение уголовного преследования по обстоятельствам, которые являются нереабилитирующими. «Если он не согласится, расследование будет продолжено», — говорит собеседник «Ъ».
Стоит отметить, что Леонида Ли уже пытались привлечь к ответственности за нарушение закона при сделках с федеральным имуществом. Он обвинялся по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение полномочий с причинением тяжких последствий) при передаче в аренду земельного участка площадью 4,59 га в Индустриальном районе Перми фирме, подконтрольной Вадиму Заку. Однако в ходе рассмотрения дела в суде гособвинение отказалось поддерживать обвинение по данному составу и попросило переквалифицировать инкриминируемое господину Ли преступление на халатность. В итоге он также был освобожден от уголовной ответственности за истечением срока давности.
Денис Бронников, занимавший в 2007 году должность советника гендиректора ПАЛ, о прекращении уголовного дела ничего не знает. «Я не понимаю, почему речь идет о каких-то нереабилитирующих обстоятельствах, так как никакого состава преступления там нет», — считает господин Бронников. Собеседник «Ъ» также отметил, что имущество было продано по адекватной цене. «Нужно понимать, что объектом сделки выступали рулежные дорожки, а не земельный участок, — рассказывает он, — как можно оценить их в миллиарды рублей, как это делали краевые власти, я не представляю».
С теперь уже бывшим губернатором Олегом Чиркуновым «Ъ» вчера связаться не удалось. Михаил Гришанков считает, что судьба уголовного дела о продаже земель аэропорта во многом зависит от позиции нынешних властей края. «Я думаю, что возможность побороться есть, дело было резонансное, нельзя пускать все на самотек», — считает господин Гришанков.
Максим Стругов
По версии следствия, с 2015 по 2017 год Олег Посметный, возглавляя Барышевский сельсовет, незаконно продал 13 земельных участков. Причем сделал это тайком, не разместив обязательное при такой процедуры извещение. 8 человек получили землю по кадастровой стоимости, остальные пятеро – бесплатно, как нуждающиеся, хотя на самом деле они не бедствовали и такого статуса не имели. Таким образом Посметный причинил бюджету ущерб более 11 миллионов рублей и нарушил прав реально нуждающихся в земельных участках сельчан.
Олегу Посметному уже предъявляли обвинение за земельные махинации в 2017 году. Но судья Новосибирского районного суда Александр Усов не усмотрел в действиях чиновника превышения должностных полномочий, в результате из инкриминируемых ему преступлений осталась только «халатность» (Посметному вменялись обе вышеуказанные статьи). Срок давности привлечения экс-главы сельсовета к ответственности за халатность истек, таким образом он и вовсе избежал уголовного наказания.
Подробности в нашем сюжете:
Тем не менее, в СК считают, что чиновник должен понести наказание за превышение полномочий. Фигуранту заново возбужденного уголовного дела грозит до 7 лет тюрьмы.
Олег Посметный руководил Барышевским сельсоветом с декабря 2015 года. Он ушёл в отставку по собственному желанию в начале апреля 2019 года.
Виктор Бобровников
Игорь, здравствуйте! Подскажите, почему именно ч. 1 ст. 286 УК РФ? Укажите каковы Ваши были действия для верной квалификации, поскольку при определенных обстоятельствах действия могут квалифицироваться по ст. 285 УК РФ или 201 УК РФ или вообще 159 УК РФ в зависимости, где Вы работали и каковы были обстоятельства.
УК РФ Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 13.07.2015 N 265-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 96-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции) УК РФ Статья 201. Злоупотребление полномочиями
1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, — наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Примечания. 1. Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях настоящей главы, а также в статьях 199.2 и 304 настоящего Кодекса признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19 г. Москва «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»
2. Судам при рассмотрении уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) необходимо устанавливать, является ли подсудимый субъектом указанных преступлений — должностным лицом. При этом следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
11. Судам следует отграничивать преступные действия должностных лиц от деяний других лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, ответственность которых за злоупотребление своими полномочиями установлена статьей 201 УК РФ.
Субъектами указанного преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией.
К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (например, директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной организации).
В тех случаях, когда указанные лица используют свои полномочия вопреки законным интересам коммерческой или иной организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, они подлежат ответственности по статье 201 УК РФ, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства.
15. Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы (статья 285 УК РФ) судам следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица).
Ответственность по статье 285 УК РФ наступает также за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.
16. При решении вопроса о наличии в действиях (бездействии) подсудимого состава преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, под признаками субъективной стороны данного преступления, кроме умысла, следует понимать:
корыстную заинтересованность — стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.);
иную личную заинтересованность — стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.
Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.
18. По делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий судам надлежит, наряду с другими обстоятельствами дела, выяснять и указывать в приговоре,какие именно права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства были нарушены и находится ли причиненный этим правам и интересам вред в причинной связи с допущенным должностным лицом нарушением своих служебных полномочий.
Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.
Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества).
19. В отличие от предусмотренной статьей 285 УК РФ ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий,явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий.
Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:
относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц);
совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;
никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
Исходя из диспозиции статьи 286 УК РФ для квалификации содеянного как превышение должностных полномочий мотив преступления значения не имеет.
С уважением юрист Дмитрий.
Бывший главный врач Республиканского наркодиспансера получил один год условно
Категория: Правопорядок Опубликовано: 14.04.2020 18:38 Просмотров: 147
Бывший руководитель Республиканского наркологического диспансера признан виновным в совершении преступлений по ч.1 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий – 2 эпизода), ч.1 ст.292 УК РФ (служебный подлог), ч.1 ст.293 УК РФ (халатность). Суд назначил ему 1 год условно с испытательным сроком 2 года, сообщает пресс-служба СУ СКР по Чувашии.
По информации ведомства, в декабре 2014 года осужденный заключил контракт на поставку реагентов на сумму 1,2 млн рублей с фирмой, учредителем и руководителем которой был его знакомый. Продукции было поставлено лишь на 200 тысяч рублей, но экс-главврач предоставил в бухгалтерию фиктивные документы об исполнении поставщиком обязательств в полном объеме. Тем самым на расчетный счет компании его знакомого было перечислено 1 млн 100 тысяч рублей.
Затем вплоть до декабря 2017 года осужденный в отношении указанной фирмы не вел никакой претензионной работы, не принял мер к расторжению контракта и ее включению в реестр недобросовестных поставщиков, а также в течение трехлетнего срока исковой давности не принял мер к обращению в суд. Вместо этого в марте 2018 года незаконно продлил контракт до мая 2018 года с поставщиком реагентов. Контракт не был исполнен, в результате чего бюджету Чувашии был причинен ущерб на сумму около 900 тысяч рублей, а с поставщика не взысканы пени за просрочку исполнения обязательств на сумму более 360 тысяч рублей.
Кроме того, в апреле-июне 2017 года обвиняемый заключил с другой фирмой контракт на поставку реагентов, хотя они уже были закуплены в достаточном объеме. Он понимал, что возникнет переизбыток реагентов, а срок их годности истечет раньше фактического израсходования. В результате этих противоправных действий бюджету Чувашии и наркодиспансеру был причинен ущерб на общую сумму более 6 млн рублей.
В декабре 2018 года в отчетных документах бывший главврач указал меньшее число неизрасходованных реагентов с истекшим сроком годности, чтоб скрыть реальный остаток.
Кроме условного срока, на имущество осужденного был наложен арест на сумму более 2 млн 400 тысяч рублей: доли в праве собственности на квартиру и земельный участок, а также денежные средства на трех банковских счетах. Наркодиспансер и Минфин республики предъявили гражданские иски к обвиняемому на общую сумму более 6 млн 900 тысяч рублей.
Факты противоправной деятельности злоумышленника выявлены в результате взаимодействия следователей СУ СК России по Чувашии с сотрудниками органов прокуратуры и регионального управления ФСБ России.
Поделитесь с друзьями: 0