3 я улица строителей 25

Истории московских зданий и районов, игравших в большом кино

По иронии судьбы главным новогодним фильмом в нашей стране стала культовая картина Эльдара Рязанова. Именно под эту любовную историю Жени Лукашина и Нади Шевелёвой мы наряжаем елку, режем оливье и готовим заливную рыбу на праздничный стол. И хотя принято считать, что главные роли в кинофильмах всегда отводятся актерам, это не совсем правда: на качество ленты влияет сразу несколько составляющих, и далеко не последней из них является правильный выбор места съемок. «Московская перспектива» выбрала пять фильмов, в которых дом или даже целый район – не менее важный персонаж картины, чем ее герои.
«Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975).
Режиссер – Эльдар Рязанов
Кто не знает историю про Женю Лукашина, который под Новый год вместе со своими друзьями идет в баню в Москве? Там товарищи выпивают, закусывают и, конечно, повторяют процедуру еще не один раз. Просыпается Женя в своей же квартире по своему же адресу – 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12, – однако вместо Гали, его невесты, в квартиру заходит незнакомая девушка Надя, которая говорит, что это вообще-то ее дом. Оказывается, Женя случайно улетел в Ленинград.
«Ирония судьбы» – фильм, который удивительно наглядно иллюстрирует феномен массовой застройки типовых панельных домов. В самом начале зритель видит ироническую анимационную зарисовку о том, как похожи дома, строящиеся не просто в разных районах, а в целых городах.
По сюжету фильма герой живет на 3-й улице Строителей, и эта улица правда существовала в Москве (с 1958 по 1963 год). Однако дома, в которых снимался фильм, на самом деле, находятся недалеко от станции метро «Юго-Западная» – здания под номерами 113 («дом Нади Шевёлевой») и 125 («дом Жени Лукашина») на проспекте Вернадского. На самом деле это примеры вовсе не типового строительства, а самых настоящих «экспериментальных» домов. Таких на проспекте Вернадского в то время было всего три, все построены по индивидуальному проекту в 1970 году. Московские сцены фильма снимались в доме 125, ленинградские – в доме 113. Авторы этих домов: архитекторы МНИИТЭПа (Московский научно-ис-следовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования) П.А. Самсонов, А. Бергельсон, В. Коркина и др. Строительством занималась фирма «Прокатдеталь», которая сегодня уже не существует. По словам самого Рязанова, ни внутри, ни снаружи эти дома ничем друг от друга не отличаются: просто из одного окна видно церковь Михаила Архангела, из другого – нет. На сегодняшний день риелторы отмечают, что стоимость квартир в двух этих домах выше, чем в других многоэтажках района, – дело, конечно, в популярности фильма. В декабре 2007 года появился сиквел «Ирония судьбы. Продолжение», снятый Тимуром Бекмамбетовым. Фильм имел колоссальный кассовый успех. В то же самое время (29 декабря) на каждом из домов, снимавшихся в оригинальном фильме, были установлены таблички, выполненные в виде бронзовых портфелей с торчащими из них вениками. Однако местные жители говорят, что на данный момент сохранилась только табличка «здесь жила Надя Шевелёва»: «портфель Жени Лукашина», увы, был не так давно украден.
«Дневной дозор» (2005).
Режиссер – Тимур Бекмамбетов
Дилогия «Дозоры» – главный российский кинопроект нулевых, открывший дорогу их режиссеру Тимуру Бекмамбетову в большое кино и, в частности, в Голливуд. Кстати, именно после успеха «Дозоров» Бекмамбетов занялся продолжением «Иронии судьбы».
«Дневной дозор» умело разрушает миф о том, что Москва – город не кинематографичный: столичный житель легко найдет в фильме множество знакомых мест и явлений. Например, скрытая реклама сока «Злой» (его в фильме активно пьет темная сторона), оператора МТС и телефонов тогда еще здравствующей Nokia. Но одна из самых запоминающихся сцен фильма была снята не где-нибудь, а как будто на фасаде гостиницы «Космос» – именно по нему героиня Жанны Фриске мчится на красном автомобиле MazdaRX-8. И это не случайно, ведь значительная часть фильма снималась именно в стенах «Космоса»: по сюжету там располагался штаб темных сил. Двери крупнейшей гостиницы России (1777 номеров, расположенных на 25 этажах) впервые открылись 18 июля 1979 года. Здание в форме подковы предназначалось к предстоящей Олимпиаде-80, и поэтому строили его с невиданной даже для иностранных специалистов точностью и скоростью. Архитектуру и дизайн разрабатывали совместно советские и французские архитекторы: В. Андреев, Т. Заикин, В. Стейскал – «Моспроект»; О. Какуб, П. Жуглё, С. Эпстейн – специалисты компании Sefri. А своим названием гостиница обязана одновременно и месту, и времени – ее окна выходят одновременно на Аллею космонавтов и монумент «Покорителям космоса».
После распада СССР «Космос» приватизировали, однако это совсем не мешает гостинице быть одной из самых посещаемых в стране: за неполные 40 лет существования ее посетили не меньше 10 млн человек. В 1990 году площадь перед гостиницей была названа в честь Шарля де Голля, а через 15 лет там же был установлен бронзовый памятник этому видному французскому деятелю. Проект монумента был создан архитектором А.В. Кузьминым и скульптором Зурабом Церетели.
Кстати, в 2007 году фильм «Дневной дозор» совместно с гостиницей «Космос» стали победителями «Киноблендера», премии в области новых технологий продвижения бренда и его интеграции в творческий кинопродукт. Хотя трюк с проездом по фасаду был на самом деле нарисован на компьютере.
«Елена» (2011).
Режиссер – Андрей Звягинцев
«Елена» – это фильм, пожалуй, самого известного за границей русского режиссера Андрея Звягинцева. В нем рассказывается о том, как женщине приходится выбирать между семьей, живущей на грани бедности, и богатым мужем, который не готов вечно содержать чужих детей. Вопрос классового расслоения встает особенно остро, когда зритель видит молодую семью с неуклюжим мужем и ворохом детей, которые живут где-то на окраине, и пожилую пару, расположившуюся в шикарных апартаментах в самом центре Москвы. Квартира, в которой происходит основное действие сюжета, расположена в «Золотой миле» – именно там главной героине фильма придется сделать роковой выбор.
Съемки фильма проходили в реальном доме по адресу Молочный переулок, 2. Самым элитным районом Остоженка стала не так давно: проект реконструкции был принят в 1989 году. Его разрабатывала группа из Архитектурного института, которая в 90-х стала называться бюро «Остоженка». В 1995-м по их же проекту было построено здание Международного Московского банка, что и послужило отправной точкой к преображению района. С тех пор Остоженка претерпела значительные изменения: множество старых, ветхих домов были снесены, на их месте выросли невысокие, но крайне элитные здания. Так, средний метраж квартиры составляет 150–200 кв. метров, а стоимость варьируется от 2 до 5 млн долларов.
Миф о «золотой миле» повлиял в первую очередь на инфраструктуру района. Сегодня большая сложность найти там продуктовый магазин, а говорить о супермаркетах или небольших торговых центрах не приходится вовсе. Высокие арендные ставки поставили крест не только на малом бизнесе – в районе не так много социальных учреждений, и строительство нового детского сада или поликлиники просто невыгодно владельцам свободных участков. Кроме того, выезд из переулка может занять 20 минут, так как парковочных мест в Остоженке крайне мало. Но даже не это главное: жители района отмечают, что в окнах элитных квартир попросту не горит свет, а охранников там больше, чем жителей.
С другой стороны, это, возможно, и к лучшему: гуляя по «Золотой миле», можно ощутить себя в европейском городе. Чистые улицы, тихие, пустые переулки – кажется, живущим в вечной суете москвичам только этого и не хватает.
«Покровские ворота» (1982).
Режиссер – Михаил Козаков
Авантюрист Костик переезжает из родной провинции в Москву – поступает в аспирантуру МГУ и живет в коммунальной квартире у своей тети. «Покровские ворота», возможно, один из главных советских фильмов про явление «коммунальной квартиры»: помимо главного героя в повествование вплетено множество других героев, каждый из которых является представителем либо творческой, либо научной интеллигенции. Символично, что фильм, выпущенный в 1982 году (и даже не в кинотеатрах, а всего лишь по телевизору), заканчивается сценой сноса дома, в котором ютились персонажи. Другое дело, что на самом деле сносили совсем другое здание – дом на углу Краснопролетарской улицы и Оружейного переулка.
Натурные сцены «Покровских ворот» снимали у дома 10 в Нащокинском переулке. Здание и сейчас стоит на месте, его фасад легко можно увидеть с Гоголевского бульвара. Двухэтажный особняк был построен в 1812 году на месте сгоревшего двора Пречистенской полицейской части. В конце XIX века дом оказывается в собственности Ивана Александровича Коровкина, крупного московского предпринимателя и домовладельца. В 1884 году он заказывает переоблицовку фасадов и перепланировку внутренних помещений архитектору В.П. Загорскому. После проведенных работ дом приобретает статус доходного.
Как и во всей Москве, после революции здесь устраиваются коммунальные квартиры. В разное время в них жили зоолог и эколог А.Н. Формозов, известный советский врач М.П. Кончаловский и другие. Вероятно, в 1980-е, во время съемок «Покровских ворот», от бульвара двор укрывался за забором – иначе трудно объяснить, как режиссеру удалось создать такое тихое и уютное место. На рубеже столетий дом был реконструирован и перестроен под бизнес-центр: появились третий этаж, мансарда, балкон, подземная парковка. Наверное, этими действиями дом и правда был снесен – если смотреть на ситуацию глазами главных героев фильма.
«Притяжение» (2016).
Режиссер – Федор Бондарчук
В Чертаново упал неопознанный летающий объект: спецслужбы оцепили территорию, ученые пытаются установить контакт с внеземной цивилизацией, а местные жители – объяснить гостям, что вламываться без стука к ним домой – дурной тон. «Притяжение» создавали в полной секретности: например, журналистам, попавшим на съемочную площадку, заклеивали камеры непрозрачным скотчем, а эпизоды с участием современной военной спецтехники снимали на действующих объектах Министерства обороны. Самая запоминающаяся фраза из трейлера («Из другой галактики? А мы из Чертаново!») недвусмысленно дает понять, что основное действие развернется в одном из самых известных столичных районов.
Чертаново вошло в состав Москвы в 1960 году, после прокладки МКАД, а уже с конца 1960-х началась массовая застройка типовых панельных много-
этажек. Стоит особо отметить микрорайон Северное Чертаново, проект которого был представлен инженером Л. Дюбеком и носил название образцово-перспективного жилого района (ОПЖР). Комплекс был возведен в 1975–1982 годах, и изначально его планировали использовать в 1980 году как место Олимпийской деревни. В обосновании к тому проекту можно найти, например, такую формулировку: «комплекс и вся композиция решаются таким образом, чтобы в максимальной степени использовать благоприятные восточную и южную ориентации и раскрыть живописную панораму на общественную зону района с ее многоплановой архитектурой, водоемами и лесопарком». Основные постройки представляли собой «протяженные здания в 12–16 этажей и чередующиеся с ними здания в 24–25 этажей». Новый жилой район был рассчитан на 20 тыс. жителей, однако на сегодняшний день население района и его ближайших окрестностей составляет более 101 тыс. человек. Именно внешний вид этих зданий и стал признаком места, отличающим Чертаново от других спальных районов Москвы.
В конце нулевых эксперты агентства Penny Lane Realty опубликовали собственный рейтинг самых неблагополучных для проживания районов столицы. Первое место по количеству правонарушений заняло, к сожалению, именно Чертаново – там, по данным ГУВД Москвы, в день происходило до 20 серьезных инцидентов. Объяснением послужили следующие факторы: близость промзон, неблагоприятная инфраструктура, строящиеся жилые комплексы, квартиры в которых охотно скупали приезжие из стран СНГ. Можно предположить, что фильм Федора Бондарчука может стать хорошей рекламой как району, так и его жителям. Но подтвердить или опровергнуть это предположение мы сможем лишь 26 января 2017 года, когда фильм появится в прокате.

Где живет девушка с редким именем Надя? 3-я улица Строителей, 25, квартира 12. По этому адресу ирония судьбы перед Новым годом творит чудеса. Вот только в Москве дом по адресу, известному каждому советскому зрителю, в этом году решили снести. Даже таблички с таким адресом уже нет.

Дело в том, что 3-ю улицу Строителей переименовали в Марии Ульяновой. По иронии судьбы, вместо новостройки с экрана домом 25 оказалась скромная панельная хрущёвка. В ней остались жить только всего две бабушки, одной из них 90 лет, другой 70. Но скоро и они покинут дом, где был прописан влюбчивый Женя Лукашин. Накануне Нового года пятиэтажку решили сносить. В окнах 12-й квартиры темно, за дверью тишина.

Зато жильцы дома 125 по проспекту Вернадского еще долго будут проводить экскурсии по своим этажам. Теперь немногие помнят, как двор в один момент превратился в съемочную площадку. Местные жители отмечают, что картина получилась замечательная, но когда ее снимали, это было стихийное бедствие. Телефонный номер, по которому пытался дозвониться Лукашин, тоже стал популярным, звонящие постоянно спрашивают Галину.

А последние обитатели дома 25 по бывшей 3-й улице Строителей расстаются с прошлым без сожаления, они с радостью заселяются в новые квартиры. Со сносом дома, расположенного по самому известному советскому адресу, эпоха пыжиковых шапок, песен под гитару на кухне и надежных Ипполитов из госкорпораций окончательно станет тем, чем и должна — пыльной историей из далекого прошлого.

Вместе с краеведом Николаем Калашниковым «Комсомолка» прошлась по местам съемок первой части шедевра Эльдара Рязанова

Экспериментальные дома с типовыми квартирами

Знакомый адрес: 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12. Здесь в новогоднюю ночь встречаются два одиночества: нетрезвый хирург и растяпа-учительница. Но личная драма Ипполита разыгралась в другой географической точке. И отнюдь не в Питере! В 3-ю улицу Строителей превратился столичный проспект Вернадского. Там действительно есть дома-близнецы — № 113, 119 и 125. Но они вопреки утверждению в фильме были не типовыми, а, наоборот, экспериментальными. И было их ровно три на всю Москву. Сейчас это, конечно, вполне заурядная панель, но тогда они выглядели очень новаторскими.

Актеры грелись у лифта

Московскую квартиру снимали у дома № 125. Здесь еще живут очевидцы съемок.

— Наша квартира на втором этаже, — рассказывает пенсионерка Раиса БАНДРОВСКАЯ. — Естественно, я подглядывала за съемками. Так Рязанов ругался: «Женщина со второго этажа! Уйдите из кадра!» Грозил кулаком.

Потом режиссер нашел с любопытной общий язык, и Раиса Хамзановна отпаивала замерзших актеров теплым чаем.

— Они скромно грелись у лифта, — вспоминает Бандровская. — Брыльска почти не говорила по-русски. В квартиру заходить стеснялась. Приходилось чай выносить на лестницу.

Снежки Лукашину лепили дети

В соседнем дворе снимали питерские сцены: как приезжает пьяный Лукашин, как Надя достает из сугроба фото, как уезжает разгневанный Ипполит.

И в этом доме нашлись свидетели — Элеонора КЛЯЩИЦКАЯ с первого этажа. Незадолго до того, как ударили последние заморозки, случилась оттепель. Снег почти растаял. Сугробы наметали из бумажных снежинок. Метель организовывали с помощью ветродуя, специальной штуки типа вентилятора, которую используют киношники. По сценарию Лукашин кидает в уезжающего на «Жигулях» Ипполита снежки. Но снег-то почти весь стаял. Поэтому снежки лепила дочка Элеоноры Леопольдовны четырехлетняя Аленка. Она с радостью находила остатки снега в самых тенистых местах, куда еще не добралось весеннее солнышко.

Ценный веник доверили Брыльской

Немногословной польке доверили самый ценный реквизит — портфель с веником, с которым Лукашин прилетает в Ленинград.

— Барбара с этим портфелем бегала все съемки, очень боялась потерять, когда садилась пить чай, портфель ставила рядом, — смеется Клящицкая.

Женщины случайно встретились через несколько лет во «Внуково».

— Она меня узнала по погонам, — вспоминает Элеонора Леопольдовна, — я была офицером МВД, носила форму. Я поздоровалась, она улыбнулась и… расплакалась. Рассказала, как потеряла в автокатастрофе дочь. Чувствовалось, что ей надо было выговориться.

Киноляпы и географические особенности комедии

Что еще снимали на Вернадского? Сцену, когда Лукашин, изгнанный из квартиры Нади, ждет на углу автобус. Тогда это была булочная. Актеры ходили туда греться. Потому что ботиночки действительно были «на тонкой подошве». Сейчас это банальная аптека. Сцену, когда пьяный хирург приезжает из аэропорта. Снимали вот у этого подъезда. А вот этот сюжет снимали тогда, когда на роль Ипполита планировался Олег Басилашвили. Позднее по личным причинам актер от роли отказался, а кадр переснять забыли.КСТАТИ

Что еще снимали на Вернадского?

КСТАТИ

3-я улица Строителей в Москве все-таки была!

Но в 1958 году ее переименовали. Теперь это улица Марии Ульяновой.СЛОВО КРАЕВЕДУ

СЛОВО КРАЕВЕДУ

Николай Калашников: «Через дорогу от дома Лукашина была настоящая деревня!»

В начале фильма мы видим панораму района, снятую с крыши дома 109 по проспекту Вернадского. На первых кадрах хорошо видна церковь Михаила Архангела в Тропарево (1693-1701 г.) Тогда еще недействующая и лишь слегка приведенная в порядок. За ней –домики деревни Тропарево. Это была самая настоящая деревня: с печными трубами и огородами. Снесли ее к началу 1980-х.

Вторая часть панорамы — вид на север, на новые панельные дома Юго-Запада, еще не заросшие деревьями. На кадрах панорамы мелькают дома ГДРовского посольства (Вернадского, 103 к.1).