776 правила коммерческого учета

Начать хотелось бы с краткого описания обстоятельств, которые предшествовали периоду длительной борьбы с ресурсоснабжающей организацией (далее – РСО).

Существует организация, назовем ее «Х», она расположена в нежилом отдельно стоящем помещении. У нее с РСО заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения, по которому РСО поставляет и отводит воду, а организация ее оплачивает. Стандартные правоотношения, не осложненные никакими особыми правовыми конструкциями.

В организации «Х» на протяжении длительного периода времени работал пожилых лет мужчина – завхоз, который занимался хозяйственной частью, смотрел за состоянием имущества, следил за счетчиками, передавал показания индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ) в РСО, производил на основании выставляемых ресурсоснабжающей организацией счет-фактур оплату за холодное водоснабжение и водоотведение, которая ежемесячно составляла не более 4 000 рублей. Но ближе к лету 2018 года его не стало. А уже в июле 2018 г. организации пришла счет-фактура от РСО о наличии задолженности по оплате воды в размере 200 000 с лишнем рублей.

Обоснование такой суммы было крайне простое: «Вы не передавали показания приборов учета в течении более 6 мес.». Чтобы разобраться, насколько правомерно такое обоснование, обратимся к законодательству.

Правоотношения по холодному водоснабжению, осуществляемому в отношении отдельно стоящего нежилого помещения, не расположенного в многоквартирном доме, регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

1) Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416 (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении);

2) Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» (далее – Постановление Правительства № 776);

3) Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства № 644).

На основании п. 82 Постановления Правительства № 644 определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета.

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона о водоснабжении и водоотведении коммерческому учету подлежит количество:

1) воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения;

<…>

4) сточных вод, принятых от абонентов по договорам водоотведения.

Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом (ч. 4 ст. 20 Закона о водоснабжении и водоотведении). Сам порядок коммерческого учета установлен Постановлением Правительства № 776, к нему отсылает Закон о водоснабжении и водоотведении.

В п. 1 Постановления Правительства № 776 также урегулировано, что настоящие Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную) воду, отведенные сточные воды.

Обязанность по снятию и передаче показаний приборов учета, которые находятся в собственности абонента, лежит на абоненте. При этом сведения о показаниях ИПУ направляются организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, любым доступным способом (почтовое отправление, факсограмма, телефонограмма, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), позволяющим подтвердить получение организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, указанной информации.

Помимо перечисленных в Постановлении Правительства № 776 способов, РСО предусматривает также передачу показаний путем личного прихода в организацию, путем сообщения сведений по телефону, в том числе путем сбрасывания в специальную урну, расположенную в самой РСО, показаний без какой-либо фиксации, что они были сброшены.

Расчетный способ, согласно п. 10 Постановления Правительства № 776 применяется в исключительных случаях:

<…>

3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.

15. При расчетном способе коммерческого учета воды применяются:

а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения;

б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды;

в) метод гарантированного объема подачи воды;

г) метод суммирования объемов воды.

В случае не передачи показаний прибора учета единственным методом, который применяется – является метод учета пропускной способности.

Таким образом, законодатель предусмотрел только два способа учета потребленной воды для определения ее стоимости – путем использования приборов учета или расчетным способом. Расчетный способ в случае пропуска передачи показаний ИПУ применяется только через 6 месяцев не передачи и только с использованием метода пропускной способности. Других вариантов законодатель не допускает.

Возвращаясь к описанной мной выше ситуации. Эти 200 000 рублей, выставленные за июль, были рассчитаны, исходя из пропускной способности трубы, расположенной на территории организации. При этом до этого месяца РСО регулярно выставляло счет-фактуры. А организация «Х» их оплачивала.

Организация «Х» уверена, что завхоз ежемесячно передавал показания приборов, но прямых доказательств, подтверждающих этот факт нет, как не известен и способ передачи показаний – у завхоза это уже не узнать.

Тем не менее, исходя из сделанного выше вывода, что в ситуации не передачи показаний приборов учета применяется только метод учета пропускной способности трубы и только через 6 месяцев такой не передачи, следует, что в случае действительной не передачи показаний эти шесть месяцев РСО не могло бы выставлять счет-фактуры, так как иных способов определить размер законом не предусмотрено. Фактически же – счет-фактуры выставлялись и каждый месяц с разными показаниями счетчика.

РСО за предполагаемые 6 месяцев не передачи показаний ИПУ ни разу не реализовало свое право на осуществление выхода по месту нахождения организации, для контроля снятия показаний приборов учета.

Так, согласно п. 84 Постановления Правительства № 644 абонент и транзитная организация обязаны обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства … к средствам измерений (приборам учета) и иным устройствам для следующих целей:

а) проверка исправности средств измерений (приборов учета), сохранности знаков поверки и контрольных пломб и снятие показаний и контроля за снятыми абонентами показаниями.

Все эти 6 месяцев, РСО не задавалась вопросом, почему показания не передаются, может быть там отсутствует или неисправен прибор учета, что позволяет применять иные методы расчета. Проверку прибора учета по собственной инициативе сотрудники ресурсоснабжающей организации не проводили. Как и не сообщали организации «Х» о не передаче показаний.

Фактически же прибор учета являлся на протяжении всего времени исправным, достоверно фиксировал показания. Исходя из разницы между показаниями, зафиксированными в момент поверки и в момент следующей поверки, объем потребленной воды за 2 года был в несколько раз меньше, чем объем воды, потребленной за июль.

Таким образом, факт отсутствия проверок, как и факт выставления счет-фактур, подтверждает передачу показаний приборов учета.

Суть всей этой истории заключается в следующем: наличие в законодательстве нормы о том, что в случае не передачи показаний прибора учета в течении 6 мес. РСО может производить расчет по пропускной способности трубы, и отсутствие нормы, которая обязывала бы РСО осуществлять предварительное сообщение об этом организации, рождает огромнейшее поле для злоупотребления. Оно может иметь место быть в двух случаях:

1) Организация передает показания ИПУ, при этом доказательства, напрямую подтверждающие факт передачи, отсутствуют. Уж так у нас повелось, что обычно участники правоотношений не обеспечивают себя необходимыми доказательствами, рассчитывая на авось, до тех пор, пока не случится такая ситуация. Но та ли это цена, которая должна быть оплачена за некоторого рода беспечность и расчет на добропорядочность другой стороны? В конечном итоге все участники оборота должны действовать в рамках закона, соблюдая права и законные интересы иных участников.

2) Организация не передает, но добросовестно заблуждается в передачи показаний. Сюда относится случай, когда обязанность по передаче лежит на работнике организации, а он ее не выполняет. При этом у организации нет оснований полагать, что показания не передаются: счет-фактуры выставляются, проверки не проводятся, не выясняется, почему показания не передаются, организации об этом никак не сообщается и она исходит из того, что раз осуществляется оплата за воду, то показания передаются.

Данные случаи допускают злоупотребление со стороны РСО именно тогда, когда ИПУ является исправным и достоверно фиксирует показания, т.е. ресурсоснабжающая организация преднамеренно ждет 6 мес. для того, чтобы осуществить расчет по пропускной способности и получить денежные средства за ту воду, которая никогда не была ей отпущена абоненту.

В данном случае такой порядок расчета стоимости оплаты за воду представляет собой необоснованную и завышенную по размеру меру ответственности, являющейся как таковым штрафов по своей сути.

Безусловно, контраргументом для всего этого может быть одна простая истина – лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, принимают на себя и самостоятельно несут риски с ней связанные: будь то недобросовестное выполнение обязанностей со стороны собственных работников, не обеспечение себя доказательствами или не отслеживание факта передачи показаний ИПУ в РСО. Но, является ли это обоснованным и соразмерным последствием таких бездействий?

Подводя итог всему вышесказанному, по-моему мнению, в рамках законодательства о водоснабжении и водоотведении существует большой пробел, который рождает злоупотребление правами со стороны ресурсоснабжающих организаций и возникновение на их стороне неосновательного обогащения в виде денежных средств за никогда не отпускаемую ими воду. Безусловно имеется необходимость устранения таких ситуаций.

А как вы думаете, оправдано ли существование в законе условий для вышеописанной ситуации и как с этим бороться? Или же РСО правы и у них есть все законные основания поступать именно так без оглядки на добросовестность лица и равновесие интересов сторон?

P.s. Буду благодарна любым практическим или фундаментальным советам!

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Интересная цитата из судебного решения: У абонента имеется право на предоставление в организацию водопроводно-канализационного хозяйства карт земельных участков для внесения изменений в зону централизованного водоотведения ПСВ, а в случае непредоставления данной информации организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право производить расчет ПСВ на основании п. 11 Методических указаний»…Пункт 25 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776, в совокупности с пунктом 12 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденных приказом Минстроя России от 17.10.2014 N 639/пр определяют, что при отсутствии утвержденных зон централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенных в схеме водоснабжения и водоотведения, площади земельных участков (территорий) абонентов, поверхностный сток с которых неорганизованно поступает в централизованные системы водоотведения, могут определяться с учетом вертикальной планировки канализованной территории (площади земельного участка (территории), владение, пользование или распоряжение которым осуществляется абонентом, расположенного в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, поверхностный сток с которой поступает в централизованную систему водоотведения), при условии предоставления в организацию водопроводно-канализационного хозяйства карт земельных участков (территорий) в масштабе М 1:500, выполненных организацией, имеющей лицензию на геодезические и картографические работы, с указанием границ, типов поверхностей, с нанесением всех водонесущих коммуникаций и отметок по уровню залегания грунтовых вод.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 октября 2009 г. N 776

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БОЕВЫМ РУЧНЫМ СТРЕЛКОВЫМ И ИНЫМ ОРУЖИЕМ,

ПАТРОНАМИ К НЕМУ, СПЕЦИАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ОБОРУДОВАНИЕМ

И СНАРЯЖЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2020 N 723)

Правительство Российской Федерации постановляет:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2020 N 723)

1. Утвердить прилагаемые:

перечень боевого ручного стрелкового и иного оружия, патронов к нему, специальных средств, оборудования и снаряжения Федеральной службы судебных приставов;

нормы обеспечения боевым ручным стрелковым и иным оружием, специальными средствами, оборудованием и снаряжением Федеральной службы судебных приставов;

нормы обеспечения патронами Федеральной службы судебных приставов.

2. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Постановления, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Федеральной службе судебных приставов для реализации полномочий в установленной сфере деятельности.

3. Признать утратившими силу:

пункты 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. N 1584 «Об утверждении перечня боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении Федеральной службы судебных приставов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 296);

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 180 «Об утверждении норм обеспечения боевым ручным стрелковым и иным оружием, боеприпасами и патронами к нему, специальными средствами, а также средствами радиосвязи Федеральной службы судебных приставов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 11, ст. 1179);

пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2003 г. N 539 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 180» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 36, ст. 3520);

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2003 г. N 553 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. N 1584» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 37, ст. 3587);

пункты 16 и 26 изменений, которые вносятся в Постановления Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 847 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 3, ст. 297).

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 2 октября 2009 г. N 776

ПЕРЕЧЕНЬ

БОЕВОГО РУЧНОГО СТРЕЛКОВОГО И ИНОГО ОРУЖИЯ,

ПАТРОНОВ К НЕМУ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ, ОБОРУДОВАНИЯ

И СНАРЯЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

I. Боевое ручное стрелковое оружие и патроны к нему

1. Пистолеты:

а) 9 мм пистолет ПМ (56-А-125);

б) 9 мм пистолет ПММ (56-А-125М);

в) 9 мм пистолет Ярыгина (6П35);

г) 9 мм пистолет П-96М;

д) 9 мм пистолет ГШ-18.

2. Автоматы и пистолеты-пулеметы:

а) 5,45 мм автомат Калашникова АКС-74У (6П26);

б) 5,45 мм автомат Калашникова АК-105 (6П47);

в) 9 мм пистолет-пулемет ПП-19 «Бизон-2»;

г) 9 мм пистолет-пулемет ПП-2000;

д) 9 мм пистолет-пулемет ПП-91 «Кедр».

3. Патроны:

а) 5,45 мм патрон с пулей со стальным сердечником (7Н6);

б) 5,45 мм патрон с пулей со свинцовым сердечником ПРС;

в) 5,45 мм патрон с трассирующей пулей (7Т13, 7ТЗМ);

г) 5,45 мм патрон холостой (7Х3);

д) 5,45 мм холостой модернизированный патрон (7ХЗМ);

е) 5,45 мм патрон с пулей с термоупрочненным сердечником (7Н10);

ж) 9 мм патрон ПМ (57-Н-181С);

з) 9 мм пистолетный патрон с трассирующей пулей ПТ;

и) 9 мм пистолетный патрон с экспансивной пулей ПЭ;

к) 9 мм пистолетный патрон с пулей повышенной пробиваемости (7Н16);

л) 9 мм пистолетный патрон с пулей повышенной пробиваемости (7Н31);

м) 9 мм специальный пистолетный патрон с пулей со стальным сердечником СП-10;

н) 9 мм специальный пистолетный патрон с пулей со стальным сердечником 7Н29;

о) 9 мм патрон с пулей со свинцовым сердечником СП-11;

п) 9 мм патрон с пулей со свинцовым сердечником 7Н28;

р) 9 мм пистолетный патрон правоохранительных органов (9 x 18ППО);

с) 9 мм пистолетный патрон с пулей ПРС, ППС, ПСО (9 x 18ПРС, 9 x 18ППС, 9 x 18ПСО);

т) 9 мм пистолетный патрон с пулей ПРС, ППС, ПСО (9 x 19ПРС, 9 x 19ППС, 9 x 19ПСО).

II. Учебное оружие

4. Учебные образцы боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, указанных в разделе I настоящего перечня.

III. Специальные средства, оборудование и снаряжение

5. Аэрозольные устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами.

6. Электрошоковые устройства и искровые разрядники.

7. Палки резиновые.

8. Наручники.

9. Средства индивидуальной бронезащиты (шлемы защитные, жилеты защитные).

10. Противогазы.

11. Инструменты и средства для преодоления естественных и инженерных заграждений (кусачки гидравлические, ножницы комбинированные гидравлические, расширители гидравлические, отрыватели петель).

12. Средства обнаружения взрывчатых веществ (портативные детекторы паров взрывчатых веществ, обнаружители часовых и электронных взрывателей).

13. Стационарные металлообнаружители и портативные металлодетекторы.

14. Комплекты средств видеонаблюдения (видеокамеры, многоканальные цифровые видеорегистраторы, мониторы).

15. Бинокли ночного видения.

16. Средства радиосвязи (базовые радиостанции, мобильно-базовые радиостанции, носимые радиостанции, базовые ретрансляторы).

17. Снаряжение комплектное кожаное (ремень поясной, кобура с чехлом под запасную обойму, шнур револьверный, чехлы для наручников, газового баллончика и подвеска для палки резиновой).