Административное лицо

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 31.07.2020)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020)Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ) – физическое лицо, сведения об открытии счета для которого должны передаваться в Росфинмониторинг. Кроме того, кредитные организации должны докладывать в случаях, если выявлено, что уже действующий счет открыт в интересах такого лица.

Отслеживать счета иностранных публичных должностных лиц банки обязаны на основании федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который, в свою очередь, принят в соответствии с рекомендациями ФАТФ.

К публичным должностным лицам относятся:

— лица, на которых возложено в настоящем времени или не более года назад исполнение важных государственных функций, т.е. главы государств, в т.ч. правящие королевские династии, члены правительства, министры, их заместители и помощники, высшие чиновники, руководители судебных органов, таких как Верховный и Конституционный суд, на решения которых не подается апелляция;

— государственный прокурор и его заместители, высшие военные чиновники, руководители и члены советов директоров национальных банков, послы, руководители государственных корпораций, члены парламента, главы религиозных организаций, если их функции связаны с политическими, судебными, военными или административными обязанностями;

— лица, облеченные общественным доверием, например руководители, заместители руководителей международных организаций, таких как ООН, ОЭСР, ОПЕК, Олимпийский комитет, Всемирный банк и т. д., члены Европарламента, руководители и члены международных судебных организаций – Суда по правам человека, Гаагского трибунала и др.;

— члены семей этих лиц, их ближайшие родственники – родители, дети, внуки;

— лица, связанные с публичными должностными лицами: партнеры по бизнесу, соучредители, консультанты и т. п.

Как правило, в случае если у банка есть основания предполагать, что клиент может быть отнесен к категории публичных должностных лиц, решение об открытии счета или продолжении сотрудничества в рамках уже подписанных соглашений принимает непосредственный руководитель кредитной организации.

Рекомендации ФАТФ по выявлению счетов публичных должностных лиц направлены не только на противодействие экстремизму в мировом масштабе, но также и на борьбу с коррупцией. На сегодняшний день в России эти меры по закону применяются исключительно по отношению к иностранным гражданам. Но уже сейчас многие банки начинают применять аналогичные процедуры по отношению к российским должностным лицам.