Бахилы в поликлиниках

03.02.2019 09:52Ольга Петрякова

Депутаты чаще должны ходить по грешной земле, чтобы понять, как живут обычные люди и где нужно наводить порядок. Такая мысль посетила многих ярославцев после выступления депутата Ярославской областной Думы Елены Кузнецовой, шокированной разницей в подходах к выдаче бахил в поликлиниках Ярославля. Где-то их выдают абсолютно бесплатно, где-то такса 5 рублей, а где-то и вдвое больше. Так как же правильно? И могут ли отказать в приеме врача, если у тебя на ногах нет бахил?

Единообразия действительно нет. Как пояснила заместитель главного врача по амбулаторно-поликлинической работе Ярославской областной онкологической больницы, специалист-эксперт департамента здравоохранения и фармации области Татьяна Бахтиярова, в гардеробе этого лечебного учреждения всем без исключения пациентам бесплатно выдают бахилы. Навещающие родственников в стационаре к этой категории не относятся, поэтому им в помощь стоящий на самом виду автомат.

– У нас бесплатно выдают бахилы перед посещением процедурного кабинета и проведением различных обследований – КТ, УЗИ, рентгена и так далее, – сообщила заместитель главного врача по экономической работе больницы №2 Ярославля Нелли Бальчунене. – Обеспечивать ими всех без исключения нет возможности: у нас 520 тысяч посещений врача в год, причем в эту цифру не включены сопровождающие больных, пришедшие узнать результаты анализов и другие категории посетителей. Но если пациент не желает покупать бахилы – ему в медпомощи, конечно, не откажут.

Большинство пациентов понимают, что не будь одноразовой обуви – при таком столпотворении в коридорах пол поликлиники в осенне-зимний период очень скоро превратился бы в сплошную грязную лужу. В таком случае даже самая усердная уборщица не поспеет везде и всюду.

– Да, я знаю, что можно прийти на прием к врачу без бахил, но, как мне кажется, мы все хотим жить в цивилизованных условиях и не дело – тащить грязь в медицинский кабинет. У меня всегда в сумочке есть пара бахил, они много места не занимают, – говорит Елена Корникова в очереди к терапевту.

Ее поддерживает соседка:

– Когда я вызываю врача на дом, она всегда надевает бахилы, так что у меня нет причин поступать иначе. Да и если все будут грязный снег по кабинетам носить, то их придется закрывать на уборку чаще, а значит, очередей не избежать. Давайте уважать друг друга!

В департаменте здраво­охранения и фармации области уточнили, что если поликлиника не имеет возможности выдавать бахилы бесплатно, то и запрещать проходить в кабинет врача без них тоже не должна. Впрочем, в процедурных бесплатные бахилы должны быть обязательно.

Территориальный фонд ОМС Ярославской области советует строго придерживаться требований, прописанных в санитарных правилах.

– Согласно пункту 13.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» пациент должен получать индивидуальный комплект белья (простыни, подкладные пеленки, салфетки и бахилы) при проведении лечебно-диагностических манипуляций как в условиях стационара, так и поликлиники. «Лечебно-диагностические манипуляции» – вот ключевые слова, – уточнили в ТФОМС.

Всех посетителей больницы нельзя отнести к категории пациентов, прибывших для прохождения лечебно-диагностических манипуляций. Например, посетителей, пришедших записаться, навестить своих родственников в стационаре. Если пациент – ребенок, бахилы положены только одному взрослому, а не всей когорте сопровождающих бабушек и дедушек. В данном случае бесплатное снабжение данных посетителей бахилами может быть расценено как нецелевое расходование средств. Поэтому такие лица должны позаботиться о сменной обуви или бахилах самостоятельно.

То есть бахилы бесплатно положены не всем. С другой стороны, в соответствии с Федеральным законом №2003-1″О защите прав потребителей» за санитарное состояние лечебного учреждения отвечает сама медицинская организация независимо от формы собственности. Никто не позволит превращать ее в свинарник! Администрация может закупить централизованно бахилы по оптовой цене (за копейки) и никому в них не отказывать. Либо пополнить штат техническими служащими, заключить договор с клининговой компанией. Но большинство выбирает третий – самый легкий – путь: устанавливает в холле аппараты по продаже бахил. Это не требует никаких затрат, напротив, приносит больнице выгоду, потому что за аренду площади под свое оборудование предприниматели платят лечебному учреждению. Но это не рыночная площадь у вокзала, где можно устанавливать какую вздумается цену. Поставить в рамки своего арендатора – святая обязанность администрации ЛПУ. А когда видишь, что за пару бахил просят 10 рублей, в то время как при оптовых закупках она обходится в рубль или меньше, то есть наценка составляет 1000 процентов, это заставляет задуматься: кто делает деньги на больных и почему этот бизнес ни с кем не хочет считаться?

Нарушением прав пациента является принуждение к покупке бахил сотрудниками лечебного учреждения при оказании медицинской помощи. Если вам отказали в приеме по причине отсутствия у вас сменной обуви, сообщайте о случившемся в администрацию лечебно-профилактического учреждения.

Занимательная калькуляция

Закупочная стоимость бахил в капсулах – 1 руб. 95 коп. (капсула стоит дороже ее содержимого). При отпускной стоимости в 5 рублей и количестве посетителей 1000 человек в день доход составит почти 2 млн. руб. в год. За вычетом расходов на закупку бахил, налогов и аренды прибыль может варьироваться от 500 тыс. руб. до 1 миллиона руб. в год. Посещаемость поликлиник и больниц в Ярославле может доходить до 2000 человек в сутки, а стоимость бахил в автоматах – до 10 рублей.

Фото из группы «Красный Перекоп – Ярославль» «ВКонтакте»

Что говорит закон

Потому что, во-первых, подобные правила препятствуют получению бесплатной медицинской помощи, которая гарантирована ст. 41 Конституции РФ.

Статья 41 Конституции Российской Федерации
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Те же права граждан прописаны в федеральном законе от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Статья 19. Право на медицинскую помощь
1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.
2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
5. Пациент имеет право на:
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

Во-вторых, выставляя кордон из охранников или вахтеров, лечебные учреждения, заставляющие покупать бахилы (т. е. навязывают услуги), нарушают тем самым Федеральный закон «О защите прав потребителей».

Закон РФ от 07.02.1992 г.№ 2300-1 (ред. от 18.03.2019 г.) «О защите прав потребителей» Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Получается, что обязательным условием для получения медицинских услуг является приобретение бахил. Но при этом неоказание медицинской помощи в России считается уголовно наказуемым преступлением.

В-третьих, согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к обеспечению условий пребывания населения в лечебно-профилактических организациях, утвержденным постановлением Главного государственного врача РФ от 09.06.2003 г. № 129, предусматривается следующее:

XIX. Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению условий пребывания населения в лечебно-профилактических организациях
19.3.В лечебно-профилактических организациях должны обеспечиваться условия труда медицинских работников, соблюдаться санитарно-противоэпидемический режим, осуществляться мероприятия по предупреждению возникновения и распространения внутрибольничных инфекционных заболеваний в соответствии с санитарными правилами.

Ну а раз главврач всея страны сказал «должны», значит должны… обеспечить влажную уборку, кварцевание и т. д., ну и бахилами бесплатными, конечно.

К родственникам больных в стационарах всегда было достаточно строгое отношение. Время визитов ограничено парой часов в день, в верхней одежде в отделения не пускают. Во многих больницах посетителей заставляют надевать халаты или сменную обувь.

К больным – другие требования: не все продукты разрешают хранить в казенном холодильнике.

Каждый стационар устанавливает свой порядок

Какие из требований медицинского персонала стационаров являются законными, а какие – нет? Как выяснилось, «злобствуют» медики не просто так, а в соответствии с существующими правилами.

В частности, по информации Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья (РЦГЭиОЗ), правила посещения пациентов родственниками и другими посетителями в отделениях больницы (наличие халата, сменной обуви и т.д.) определяются правилами внутреннего распорядка организации здравоохранения.

В каждом учреждении здравоохранения могут быть свои порядки, в том числе зависящие от профиля заведения, специфики отделений и т.п.

Вот вам пример. В Ошмянской центральной районной больнице к пациентам в тяжелом состоянии посетители допускаются в отделение по разрешению заведующего отделением и дежурного врача, на таких пациентов выписывается пропуск.

Лицам, ухаживающим за пациентом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, выписывается пропуск заведующим отделением. Встреча с посетителями пациентов, которые могут свободно перемещаться по стационару, проводится в специально отведенных местах вне отделений. При этом пациенты приглашаются сотрудниками справочного бюро.

В палату к пациенту допускается один-два посетителя одновременно не более чем на 20 минут. Посетителям в состоянии опьянения и с острыми респираторно-вирусными заболеваниями вход к пациентам запрещен.

Есть ограничения по времени осуществления передач родными и близкими пациентов. Все посетители обязаны зарегистрироваться в справочном бюро. Им категорически запрещается входить в отделение в верхней одежде, приходить в грязной обуви, приносить алкоголь и табачные изделия, сырые яйца, продукты, не прошедшие термическую обработку, скоропортящиеся продукты и т.д.

Пища должна быть свежая и не «анонимная»

Что касается перечня продуктов, которые запрещено передавать пациентам в отделениях больниц, то он, как поясняют в РЦГЭиОЗ, санитарными нормами и правилами не определяется.

В то же время, в соответствии с пунктом 148 санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям здравоохранения, оказанию медицинских услуг, в том числе по косметологии, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в организациях здравоохранения», при хранении пищевых продуктов в холодильниках отделения больниц и тумбочках пациентов должны соблюдаться правила и сроки годности (хранения) продуктов.

Хранить пищевые продукты с истекшим сроком годности (хранения), без указания фамилии пациента (при помещении съестного в общий холодильник отделения), а также имеющих признаки порчи, также запрещено.

Вообще, съестное в больничных передачах должно не заменять «казенный» рацион, а дополнять его. Потому что, согласно тем же санитарным нормам и правилам, питание в больничных организациях здравоохранения должно соответствовать следующим требованиям:

  • при составлении меню-раскладок должны учитываться основные принципы составления меню диет;
  • должно быть разнообразным;
  • должно соответствовать утвержденным нормам среднесуточного набора продуктов питания для одного пациента;
  • должно соответствовать лечебным показаниям по химическому составу, пищевой ценности, набору продуктов, режиму питания.

Александр Нестеров

А проблема ли это?

Кто-то скажет «раздул проблему из-за 5 руб.». Отвечу по-задорновски – одни травмы появляются после слов «смотри как я умею», другие после слов «фигня, смотри как надо». Это я к тому, что если мы хотим жить в правовом обществе, то соблюдать закон стоит начать с себя.

Для пенсионеров, получающих мизерную подачку от государства в виде пенсии, и 5 руб. это деньги. Тем более что именно они являются постоянными посетителями медучреждений. За ними идут молодые мамы с маленькими детьми.

И к тому же не стоит забывать, что не всех посетителей лечебно-профилактической организации можно отнести к категории пациентов, пришедших для проведения процедуры. Многие приходят в поликлинику, чтобы получить документы, результаты анализов или взять талон.

Для справки тем, кто покупает бахилы с рук

1. Торговля без кассового аппарата (кроме случаев, предусмотренных законом) наказуема штрафами: юридическим лицам – до 40 000 руб.; ИП – до 2000 руб.

2. Ведение предпринимательской деятельности без официальной регистрации чревато штрафами (при этом факт получения прибыли и ее размер не имеют значения) согласно КоАП (для ИП от 500 до 2000 руб.), если:

• деятельность носит систематический характер;

• продавец не успел еще ничего продать, но уже сделал такое предложение клиенту;

• правонарушитель организовал все для того, чтобы другое лицо могло сделать покупку или воспользоваться его услугами.

3. Ведение предпринимательской деятельности без официальной регистрации, то есть незаконное предпринимательство, помимо прочего, также является уголовным преступлением. Оно преследуется по ст. 171 УК РФ.