Бесплатный глюкометр

163 тысячи больных сахарным диабетом из Петербурга могут остаться без приборов для замера уровня сахара в крови. Диабетики обеспокоены ситуацией с закупкой тест-полосок к глюкометрам. Дело в том, ранее у больных был выбор — кто-то пользовался иностранными глюкометрами, кто-то отечественными: тест-полоски к ним бесплатно, хоть нередко и с накладками, выписывали врачи.

Сейчас тендер на обеспечение тест-полосками петербургских диабетиков выиграла компания, которая предложила к поставке продукцию из Тайваня. Это значит, что медики будут обеспечивать больных полосками исключительно этого производителя. Вот только они не подойдут к приборам, которые имеются у больных.

«Жизнь и так не сахар»

По закону Минздрав должен бесплатно обеспечивать диабетиков тест-полосками для определения уровня сахара в крови, при этом они должны подходить к глюкометрам, уже имеющимся у пациентов. Однако в начале декабря победителем аукциона по закупкам тест-полосок в 2020 году стала компания, предложившая к поставке продукцию тайваньского производителя OK Biotech Co., Ltd (для российского рынка используется наименование «Диаконт»): около 273 тысяч упаковок по цене примерно 450 рублей за каждую, общая стоимость — более 124 миллионов рублей.

Таким образом, как пишут петербургские диабетики, нарушается закон — тест-полоски не подойдут к уже имеющимся приборам. Также они сетуют на то, что продукция данного тайваньского производителя им в принципе не знакома.

По данным Санкт-Петербургского диабетического общества инвалидов, большая часть больных города сейчас использует глюкометры отечественного производителя. Получается, что им придется за свой счет поменять прибор из-за закупленных городом тайваньских тест-полосок.

На сайте производителя цена похожих тест-полосок составляет около 100 рублей.

Это значит, что в Санкт-Петербурге появится огромное количество продукции сомнительного качества по завышенной цене, использовать которую будет некому, да и просто опасно! И, пока диабетики покупают тест-полоски на свои деньги, эта невостребованная продукция будет лежать на складе, пока не истечет срок ее годности, — сетует один из пользователей.

«Народ мучается»: комментарии общественников

«Ридус» связался с председателем региональной организации «Санкт-Петербургское диабетическое общество инвалидов» Раузой Сапожниковой, чтобы узнать ее мнение по данному вопросу. Сапожникова подтвердила, что ей известно о намерении властей закупить тест-полоски тайваньского производства.

Приборов нет, полосок нет, народ мучается. Это нехорошая ситуация. Я человек пожилой, мне 75 лет, и я переживаю за народ. Во-первых, приборов ни у кого нет. Во-вторых, неизвестно, какие приборы и вообще что там, какие погрешности, а точность показаний очень важна, — сказала она.

Сапожникова усомнилась, что петербургские пенсионеры смогут сами покупать себе тест-полоски. Она сообщила, что российские тест-полоски стоят около 400 рублей за упаковку, а иностранные — более 800. Расход полосок каждого диабетика индивидуален.

Собеседница «Ридуса» подчеркнула, что у людей должен быть выбор. Сама Сапожникова считает, что надо пользоваться российскими глюкометрами и тест-полосками. На вопрос о том, что теперь делать петербургским диабетикам, она ответила, что вопрос нужно решать на уровне правительства:

Те, кто на инсулине, они очень часто проверяют сахар. Откуда каждый раз им деньги брать?

Известно, что общественники в письме обратились к губернатору Петербурга Александру Беглову. Они считают, что необеспечение больных вызовет взрыв социальной напряженности, диабетики будут вынуждены отстаивать свои права в прокуратуре.

Инвалиды-льготополучатели не будут искать в магазинах тайваньские глюкометры из-за того, что чиновники ошибочно закупили расходные материалы под эти несуществующие у людей аппараты. В итоге город потеряет 124 миллиона рублей, — сказано в этом обращении (есть в распоряжении «Ридуса»).

Тем не менее другая собеседница «Ридуса», председатель городской организации «Санкт-Петербургское диабетическое общество инвалидов» Марина Шипулина, считает, что бить тревогу рано.

Во-первых, и контракт еще не заключен, и какие-то организационные моменты еще не обсуждаются. То есть они сейчас просто на пороге формирования организационного пакета, — сказала, в частности, она.

Как живут диабетики: о проблемах с тест-полосками и препаратами

33-летняя жительница Петербурга Дарья Лебедева живет на инсулине уже 25 лет. Она рассказала «Ридусу», что проверяет уровень сахара в крови около 7—10 раз в день.

Потому что все-таки и планирование детей должно быть при регулярном контроле уровня сахара, и избежать надо серьезных осложнений сахарного диабета. В аптеках тест-полоски появляются по-разному, поэтому кто — на инсулине, кто — на таблетках по федеральной или региональной льготе. Сейчас есть одни полоски, через пару месяцев появляются другие. Нет постоянного снабжения одинаковыми тест-полосками, — поделилась она.

Пока Дарья ничего не слышала о планах закупать тест-полоски тайваньского производителя.

Остаться без альтернативы и выбора — это, во-первых, неожиданно. Ну и неправильно, — подчеркнула Дарья.

Еще одна собеседница «Ридуса» Лариса Сапрыкина, у мамы которой был диагностирован диабет, рассказала, что многие больные просто не знают о том, что по законодательству им должны выдавать именно те тест-полоски, которые подходят к их глюкометрам. Она высказалась и о проблемах с получением лекарственных препаратов.

Таблетки бабушке были положены бесплатно, но выдают те таблетки, какие приходят в бесплатную аптеку. По ним подстраивают рецепт — это в основном препараты нашего производства, а импортные советуют покупать за свои деньги. И при этом они говорят, что это одни и те же препараты, хотя разница в них есть — наши хуже, — сказала Лариса.

Ранее «Ридус» рассказывал также про ситуацию в Карелии, где Минздрав отказался от импортных закупок и предлагал пациентам с сахарным диабетом отечественные препараты. Однако, как отмечали пациенты, замена инсулина может привести к осложнениям. Особенно волновались родители маленьких пациентов, ведь российский аналог не испытывался на детях, — они категорически не хотели замены.

По словам Попцовой, у ее дочери диагностировали сахарный диабет три с половиной месяца назад. С того момента им «не выдали ни одной иголки и ни одной полоски», о такой же ситуации рассказали и родители других больных детей. Эндокринолог дочери Попцовой рассказала ей, что Минздрав Челябинской области не закупает подходящие полоски и иглы нужного размера.

Что говорят в Минздраве:

Председатель местного отделения «Справедливой России» и депутат Госдумы Валерий Гартунг обратился в областной Минздрав, ему ответил исполняющий обязанности министра здравоохранения региона. Судя по ответу ведомства, снимок которого опубликовала Попцова, там считают, что «исследования уровня глюкозы в крови с помощью анализатора являются медицинской услугой для контроля за лечением пациента», а измерить его можно бесплатно в поликлинике.

Попцова заметила, что в Минздраве не совсем понимают, что такое сахарный диабет. «Что, каждые три часа ездить в поликлинику? И ночью тоже? (…) Нам, например, врач рекомендует измерять сахар до физкультуры, в середине урока и после него. Каждый раз в поликлинику ездить?» — прокомментировала она письмо ведомства.

Что еще известно:

Проверку информации о невыдаче тест-полосок и игл планирует провести прокуратура, сообщила изданию 74.ru старший помощник прокурора Челябинской области Наталья Мамаева.

По словам первого вице-губернатора Челябинской области Ирины Гехт, которую цитирует 74.ru, в 2019 году местный Минздрав покрывал потребность в иглах и тест-полосках для детей с диабетом на 80 процентов, а в инсулине — на 100. В 2020 году потребность покроют полностью, заявила Гехт.

Сколько полосок положено?

— Доктор выписал мне рецепт на получение тест-полосок для ребенка еще 30 марта. Спустя две недели я их так и не могу получить, — рассказала «АиФ-Карелия» Екатерина Бауман. — Рецепт теперь просрочен. И я снова должна идти к врачу, снова взять рецепт и снова пойти искать в аптеках наши тест-полоски. Большую часть и так сами приобретаем, а еще ведь иглы надо покупать. Мы очень устали от этой ситуации.

Новость по теме Льготники организовали массовую встречу у карельского Минздрава От такой ситуации устали не только петрозаводчане, но и диабетики всей республики. Евгения Бычкова из Сортавала рассказала, что ее ребенку-инвалиду инсулин выдают без задержек, а вот с тест-полосками у них в последнее время постоянно возникают проблемы.

— До сентября прошлого года нам выдавали 100 штук в месяц, с октября — по 50, в ноябре, декабре и январе этого года покупала сама по 100 штук в месяц, в феврале и марте снова выдали только по 50 штук, остальные докупала за свой счет. Написала жалобу в минздрав Карелии, получила ответ. Вы знаете, чиновники предлагают возить ребенка на контроль сахара в лабораторию местной больницы. А мне приходится контролировать уровень сахара даже ночью. Нам что, и ночью нужно ехать в лабораторию? — поделилась Евгения.

Как продлить рецепт?

Другая мама из Кончезеро обратилась в прокуратуру. Она возмущена историей с отсроченными рецептами. По словам Ольги Охотниковой, минздрав России выпустил приказ об отсроченных рецептах. Это значит, что рецепт ставят в очередь, если его сразу не смогли «отоварить». Однако в Карелии такой порядок не работает: через две недели рецепты необходимо брать заново.

— По закону дети-инвалиды имеют право на бесплатное получение лекарств! Нам же отказывают даже в глюкагене. А это жизненно необходимый препарат! Его вводят в том случае, когда из-за низкого сахара человек теряет сознание и может впасть в кому. Один раз мне уже приходилось колоть его ребёнку. Только благодаря ему я спасла дочь. Скорая — в Кондопоге, мы — в Кончезере. Врачи бы элементарно не успели приехать. Тут счёт идёт даже не на минуты! Без сахара мозг просто умирает, — рассказала Ольга Охотникова.