Со вступлением в силу изменений к (с 15.03.2018) как грибы после дождя стали возникать проблемные вопросы, а их решение в большинстве своем регулируется вновь созданной практикой, а не нормами закона.
Безусловно, внесение изменений в имело целью приближение законодательства к стандартам, определенным в решениях Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ). Понятно, что такие изменения должны быть содержательными, устранять коллизии в процессе и восполнять пробелы, а вместо того они пока остаются формальными, порождают дискуссии среди юристов и обусловливают возникновение ряда новых противоречий и путаницу в правоприменительной практике.
Вот основные положения и принципы уголовного процессуального закона, касающиеся процессуальных сроков при досудебном расследовании:
• Следственные (разыскные) действия не могут проводиться после окончания сроков досудебного расследования, кроме их проведения по поручению суда в случаях, предусмотренных .
• Любые следственные (разыскные) или негласные следственные (разыскные) действия, проведенные с нарушением этого правила, являются недействительными, а установленные в результате их доказательства – недопустимыми (). Согласно процессуальные сроки – это установленные законом или в соответствии с ним прокурором, следственным судьей или судом промежутки времени, в пределах которых участники уголовного производства обязаны (имеют право) принимать процессуальные решения или совершать процессуальные действия.
• Любое процессуальное действие или совокупность действий в ходе уголовного производства должны быть выполнены без неоправданной задержки и в любом случае не позднее предельного срока, определенного соответствующим положением данного .
• В соответствии со процессуальные действия должны выполняться в установленные данным Кодексом сроки.
• Для понимания понятия кратчайших, разумных сроков досудебного расследования следует руководствоваться (Право на справедливый суд) и практикой Европейского Суда по правам человека.
Это общие понятия, которыми должны руководствоваться все участники уголовного производства. А что же изменилось в законе касательно сроков досудебного расследования?
В частности, новым и интересным является то, что с 15.03.2018 срок досудебного расследования исчисляется с момента внесения сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований, а не с момента уведомления лицу о подозрении, как было раньше, и до дня обращения в суд с обвинительным актом, ходатайством о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера, ходатайством об освобождении лица от уголовной ответственности или до дня принятия решения о закрытии уголовного производства.
Однако сейчас эта норма применяется не ко всем производствам, что позволяет ею манипулировать, поскольку в соответствии с это законодательное предписание не имеет обратного действия во времени и применяется только к делам, по которым сведения об уголовном правонарушении внесены в Единый реестр досудебных расследований после введения в действие этих изменений.
Между тем, в соответствии с абз. 2 срок досудебного расследования с момента внесения сведений об уголовном правонарушении в ЕРДР до дня уведомления лицу о подозрении составляет:
1) шесть месяцев – в уголовном производстве по уголовному проступку;
2) двенадцать месяцев – в уголовном производстве по преступлению небольшой или средней тяжести;
3) восемнадцать месяцев – в уголовном производстве по тяжкому или особо тяжкому преступлению.
Таким образом, разграничивает сроки досудебного расследования преступлений и уголовных проступков и устанавливает для уголовных проступков гораздо меньшие сроки досудебного расследования с учетом их меньшей общественной опасности, а соответственно, и меньших затрат времени для проведения досудебного расследования.
При этом мы помним, что в предыдущей редакции эта норма не предусматривала необходимости исчисления сроков досудебного расследования до уведомления о подозрении, что позволяло правоохранительным органам злоупотреблять и нарушать право на защиту, ведь досудебное расследование в нарушение разумных сроков могло продолжаться несколько лет, и в рамках этих производств проводились следственные действия, обыски, выемки, допросы, чем грубо нарушались права и интересы третьих лиц, на которых оказывалось определенное давление без предоставления процессуальных возможностей для защиты.
Но изменилось ли что-то на практике с введением изменений в процессуальное законодательство?
Возможно, в некоторых производствах закон торжествует. Но до сих пор, используя вышеуказанные предписания заключительных положений, прокуроры зачастую безосновательно объединяют новые производства с производствами, сведения по которым внесены в ЕРДР до введения в действие изменений, и таким образом искусственно создают возможность без ограничения сроков проводить досудебное расследование и соответствующие следственные действия, продолжая оказывать давление на лиц или их бизнес.
Некоторые изменения к процессуальному законодательству предоставили возможность в определенной степени воспрепятствовать такому давлению.
В частности, дополнение об определении понятия другого лица, права или законные интересы которого ограничиваются в ходе досудебного расследования (это лицо, в отношении которого (в том числе в отношении его имущества) осуществляются процессуальные действия, определенные данным Кодексом), позволило в так называемых «фактовых» производствах обращаться к следователям с ходатайствами о выполнении каких-либо процессуальных действий, вплоть до закрытия уголовного производства. Но, к сожалению, глобально этим проблема не решается.
Кроме того, довольно распространенной является тактика следователей и прокуроров регистрации уголовных правонарушений по квалификации более тяжкого, чем совершено, преступления для обеспечения максимальных сроков досудебного расследования.
Однако со временем наступит момент, когда по новым производствам, зарегистрированным после вступления в силу изменений к , закончатся сроки следствия. И что тогда? Максимум через 18 месяцев дела закроют в случае неустановления лиц, причастных к совершению преступления?
Вполне вероятно, что да. Это еще один неприятный нюанс новых изменений. Ведь в соответствии с абзацем вторым , изложенной в новой редакции, следователь, прокурор обязаны закрыть производство в случае, если срок досудебного расследования, определенный , закончился, но ни одному лицу не было предъявлено уведомление о подозрении. Причем независимо от квалификации преступления (уголовного правонарушения) и последствий. А приостановление досудебного расследования и сохранение срока расследования возможны только после уведомления лицу о подозрении ().
Итак, с одной стороны, четкое определение сроков досудебного расследования, даже в так называемых «фактовых» делах, создает новый коррупционный риск и дает возможность просто «не найти» преступника в течение определенного времени и дело закрыть. И даже за совершение особо тяжкого преступления при таких обстоятельствах преступник «обречен» на безнаказанность.
А с другой стороны, внесенные изменения не исключают возможности затягивать расследование стороной обвинения любого дела. Например, срок досудебного расследования может неоднократно продлевать следственный судья по ходатайству прокурора или следователя, при этом в случае отсутствия уведомления о подозрении – фактически бесконечно ().
Изложенное выше, при отсутствии действительно независимого судебного надзора, фактически сводит на нет внесенные в изменения, поскольку следственным органам вновь предоставлена возможность осуществлять досудебное расследование в уголовном производстве в течение неограниченного времени, что снова приведет к нарушению разумных сроков и права на справедливый суд (), либо же по желанию следователя или прокурора – к закрытию производства в «необходимых» случаях на основании абзаца второго .
Во всяком случае не следует забывать о , которой установлено, что во время уголовного производства каждое процессуальное действие или процессуальное решение должны быть выполнены или приняты в разумные сроки. Разумными считаются сроки, являющиеся объективно необходимыми для выполнения процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Проведение досудебного расследования в разумные сроки обеспечивает прокурор. Каждый имеет право, чтобы обвинение в отношении него в кратчайший срок либо стало предметом судебного разбирательства, либо чтобы соответствующее уголовное производство в отношении него было закрыто.
Таким образом, участникам уголовного производства и их представителям необходимо учитывать указанные изменения со всеми нюансами и использовать их, привлекая к этому процессу следственных судей.
В данном контексте нельзя не обратить внимание на практику ЕСПЧ, который неоднократно высказывал свою позицию по поводу проведения эффективного официального расследования и соблюдения разумных сроков. Например, в ЕСПЧ отметил, что отсчет течения рассмотрения уголовного дела для решения вопроса о его «разумности» в смысле начинается с момента выявления отношения государственных органов к лицу как к подозреваемому или как к обвиняемому в совершении преступления. В частности, отсчет срока производства может начинаться со дня: взятия лица под стражу; уведомления ему о возбуждении в отношении него уголовного дела; начала досудебного расследования.
Как видим, с принятием изменений к в части сроков досудебного расследования почти ничего не изменилось. Новые сроки по «фактовым» делам остались по-прежнему бесконечными. Однако позитив все же есть – теперь следователю не так просто будет оставлять «фактовое» дело без расследования, а фактических подозреваемых держать «на крючке».
Ведь после окончания определенных сроков он с некоторой периодичностью будет обосновывать перед следственным судьей необходимость продления срока досудебного расследования и приводить соответствующие основания. А тут и представитель лица, интересов которого это касается, имеет возможность предоставить свою позицию и склонить весы правосудия в пользу клиента.
А что же происходит со сроками досудебного расследования в производствах, где лицо уведомлено о подозрении?
В соответствии с предписаниями абз. 3 досудебное расследование должно быть закончено: в течение одного месяца со дня уведомления лицу о подозрении в совершении уголовного проступка; в течение двух месяцев со дня уведомления лицу о подозрении в совершении преступления.
С учетом сложностей, которые могут возникнуть в ходе досудебного расследования, законодатель предусмотрел возможность продления указанных общих сроков, но при этом установил общий лимит, который не может превышать:
– двух месяцев со дня уведомления лицу о подозрении в совершении уголовного проступка;
– шести месяцев со дня уведомления лицу о подозрении в совершении преступления небольшой или средней тяжести;
– двенадцати месяцев со дня уведомления лицу о подозрении в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления ().
Казалось бы, при таких формулировках манипуляции невозможны. Но и здесь имеется нюанс, которым любят злоупотреблять следователи, пытаясь продлить себе сроки расследования. Речь идет о приостановлении уголовного производства. Ведь в соответствии с срок со дня вынесения постановления о приостановлении уголовного производства до дня его отмены следственным судьей или вынесения постановления о возобновлении уголовного производства не включается в сроки, предусмотренные этой статьей.
Примером таких злоупотреблений со стороны следователей могут быть, в частности, так называемые политические дела, где, как правило, уголовное производство формально приостанавливается с сообщением в средствах массовой информации о проделанной работе, при этом физическое или юридическое лицо остается в подвешенном состоянии на года, поскольку фактически расследование не ведется.
Следует подчеркнуть, что в случае приостановления досудебного расследования законодатель запретил проводить какие-либо следственные и другие действия. И об этом не стоит забывать, поскольку в неединичных случаях следователи совершают некоторые следственные или процессуальные действия во время формального приостановления производства, забыв его возобновить. А установление защитником такого факта уже в суде приводит к неприятному для прокурора признанию доказательства недопустимым.
Вместе с тем нововведения создают возможность интересного маневра и для защитника, поскольку законодатель установил, что если постановление о приостановлении уголовного производства отменил следственный судья (то есть приостановление было признано неправомерным или безосновательным), то срок со дня вынесения постановления о приостановлении производства до дня его отмены следственным судьей включается в сроки. Таким образом, удачным обжалованием решения о приостановлении уголовного производства в порядке требований можно исчерпать все сроки досудебного расследования и побудить следователя или прокурора вынести постановление о закрытии уголовного производства.
Продление сроков досудебного расследования со дня уведомления лицу о подозрении осуществляется:
– до трех месяцев – руководителем местной прокуратуры, заместителем Генерального прокурора;
– до шести месяцев – следственным судьей по ходатайству следователя, согласованному с руководителем региональной прокуратуры или его первым заместителем или заместителем, заместителями Генерального прокурора;
– до двенадцати месяцев – следственным судьей по ходатайству следователя, согласованному с Генеральным прокурором или его заместителями.
Нередко следователи минуют первый срок продления и сразу обращаются в суд с ходатайством о продлении срока до 6 месяцев, и такие ходатайства удовлетворяют не все следственные судьи. Поэтому у защитника имеется возможность обратить внимание следственного судьи на нарушение процедуры продления срока и не допустить нарушения разумных сроков расследования, поскольку такой срок может быть продлен только в результате соответствующей сложности производства ().
Таким образом, если по «фактовому» делу продление сроков досудебного расследования может осуществляться неограниченно, то в производствах с подозреваемыми эти сроки не могут превышать сроков, определенных .
В целом, изменения к в части определения и продления сроков досудебного расследования и не только довольно демократичны, но имеют и изложенные выше существенные недостатки. Адвокатам как представителям своих клиентов следует взвешенно оценивать наличие правовых оснований и использовать изменения в процессуальном законе в пользу клиента, создавая и закрепляя соответствующую положительную практику и прецеденты. Тем более, что инструменты для этого есть. Необходимо только занимать позицию не наблюдателя, а активного защитника и участника вышеуказанных процессов.
Заявление о совершении преступления
Если вы оказались жертвой преступления, сообщите об этом в полицию. Заявление следует сделать как можно быстрее, чтобы облегчить полиции расследование преступления. Кроме того, получение компенсации за понесенный ущерб может предполагать подачу заявления о преступлении. Такое заявление можно сделать непосредственно полицейскому патрулю, прибывшему на место преступления, или же в отделении полиции, и по некоторым малозначительным преступлениям в Интернете (www.poliisi.fi), а также по телефону.
Заявление о преступлении принимается в любом отделении полиции, и его может подать также другое лицо от имени жертвы преступления. При наличии свидетелей преступления рекомендуется записать их контактные данные.
Полиция записывает в заявлении о совершении преступления ход событий, а также личные данные сторон и свидетелей. Как жертва преступления вы имеете право получить документ, подтверждающий факт подачи заявления.
В случае появления травм в результате преступления, рекомендуется в кратчайшие сроки обратиться к врачу. Медицинская справка может потребоваться в ходе судебного разбирательства или при обращении за компенсацией ущерба в страховые компании или государственные органы. В случае сексуального насилия до врачебного осмотра не следует мыться и менять одежду.
В случае квартирной кражи с взломом не нужно выполнять уборку до прибытия полиции.
Преступления, дела по которым возбуждаются только по жалобе потерпевшего, представляют собой преступления, расследование которых полиция осуществляет лишь в том случае, если жертва требует наказания в отношении лица, совершившего преступление. К таким преступлениям относятся, в том числе, мелкие кражи и причинение вреда. Если жертва преступления, дело по которому может быть возбуждено только по жалобе потерпевшего, впоследствии меняет свое решение и не требует наказания для лица, совершившего преступление, полиция прекращает уже начатое расследование.
При расследовании преступления полиция всегда задает жертве преступления вопрос о том, требует ли она наказания лицу, совершившему преступление. Если жертва на этом этапе заявляет, что не требует наказания, или же впоследствии отказывается от своего требования, то в дальнейшем она может утратить право на возбуждение обвинения. Это важно знать на тот случай, если прокурор примет решение о невозбуждении обвинения.
Большинство преступлений относится к сфере системы государственного обвинения, которые полиция всегда расследует по получении о них информации. К таким преступлениям относятся, например, нанесение телесных повреждений и изнасилования также и в том случае, если они происходят дома или совершаются членом семьи. Даже легкое насилие в отношениях с близкими является преступлением, относящимся к сфере системы государственного обвинения. Заявление о совершении преступления предоставляет полиции возможность вмешаться в насилие.
Требования о компенсации ущерба
Лицо, совершившее преступление, обязано возместить причиненный им ущерб. Полиции следует сообщить о причиненном ущербе, а также о том, требует ли жертва его компенсации лицом, совершившим преступление, в ходе предварительного следствия или не позднее чем в ходе судебного разбирательства. Компенсацию можно потребовать, например, за испорченное или утраченное имущество, расходы на лекарства и медицинское обслуживание, а также за физическую боль и, в некоторых случаях, за моральные страдания, причиненные в результате насилия.
Размер ущерба может быть подтвержден квитанциями о тех расходах, которые возникли в результате преступления. Кроме того, следует сохранять документы, подтверждающие не покрываемые страхованием выплаты и расходы на поездки, которые могут возникнуть в связи с выяснением дела, поскольку по ним можно потребовать компенсации с лица, совершившего преступление.
Прокурор вправе предъявить в суде требование о компенсации от имени жертвы преступления, если оно является бесспорным и обоснованным. Если жертва желает, чтобы ее требование о компенсации было выдвинуто прокурором, об этом рекомендуется сообщить полиции еще на этапе предварительного следствия. Если прокурор не предъявляет требование о компенсации, он должен сообщить об этом жертве в письменном виде. В этом случае жертва может самостоятельно выдвинуть такое требование. Это может сделать также и юридически компетентный специалист от имени жертвы.
Возбуждение обвинения
После того, как прокурор получил из полиции протокол предварительного следствия, он принимает решение о возбуждении обвинения, то есть о передаче дела на рассмотрение суда.
Если, например, по преступлению отсутствуют доказательства, преступление является незначительным или по делу достигнуто примирение, прокурор может не возбуждать обвинение. Жертва имеет право быть уведомленной о решении прокурора не возбуждать обвинение. Если жертва еще на этапе предварительного следствия потребовала наказания, то она вправе самостоятельно возбудить обвинение, если этого не сделает прокурор.
Медиация
Медиация возможна по обоюдному согласию потерпевшего и подозреваемого. Кроме того предполагается, что подозреваемый в совершении преступления подтверждает основные обстоятельства хода событий, и что медиация соответствует интересам жертвы. Процедура является бесплатной и всегда добровольной, причем при желании ее можно прервать на любом этапе. Специально подготовленные добровольные медиаторы помогают сторонам уголовного дела обсудить происшедшее и договориться о компенсации ущерба, возникшего в результате совершения преступления. Кроме того, медиаторы помогают им составить мировое соглашение. Результатом медиации может быть, например, принесение извинений, соглашение о принципах поведения, денежная компенсация или компенсация в виде выполненной работы. Если стороны приходят к примирению, соглашение составляется в письменной форме, а бюро медиации контролирует его исполнение. Бюро медиации сообщает результат медиации полиции и органу юстиции. Между тем, уголовное дело может быть рассмотрено в суде, даже если по нему достигнуто соглашение путем медиации.
Дополнительную информацию о процедуре медиации можно получить, например, в полиции, местных бюро медиации, в Национальном институте здравоохранения и социального благосостоян.(www.thl.fi/sovittelu)
Судебное разбирательство
Помимо жертвы, выступающей в качестве потерпевшей стороны, в ходе судебного разбирательства сторонами по делу являются прокурор и обвиняемый. Суд первой инстанции обычно вызывает на судебное разбирательство все стороны по делу, а также свидетелей. В судебной повестке указывается наличие или отсутствие необходимости личного присутствия в суде. При неявке кого-либо из вызванных в суд судебное разбирательство может быть перенесено.
Вопросы, связанные с графиком и другими практическими моментами судебного разбирательства, можно до его начала обсудить с представителями персонала суда первой инстанции, а также прокурором или его секретарем. Судебные заседания открыты для публики, однако, например, в случае преступления сексуального характера суд может рассматривать дело частично или полностью в закрытом режиме, то есть «за закрытыми дверями». С соответствующей просьбой можно обратиться к судье первой инстанции.
Если суд обязал жертву лично присутствовать на заседании, ей выплачиваются суточные и возмещаются расходы на проезд и потеря заработка. В случае неявки на заседание без уважительной причины суд может назначить штраф. Уважительной причиной считается, например, болезнь, которая не позволяет явиться в суд и впоследствии должна быть подтверждена справкой от врача. О таких причинах необходимо сообщить суду по возможности заблаговременно.
Часть уголовных дел может быть рассмотрена в суде первой инстанции исключительно в рамках письменной процедуры. В этом случае судья выносит решение по делу на основании письменных материалов. Устное разбирательство не проводится и стороны по делу не вызываются в суд.
В рамках письменной процедуры могут рассматриваться большинство легких и обычных преступлений. Условием ее применения является признание ответчиком своего деяния и его согласие на проведение письменной процедуры. Кроме того, для ее применения необходимо получить согласие жертвы преступления. Жертва имеет право выдвинуть свои требования о компенсации также и в рамках письменной процедуры. В этом случае она представляет их в письменной форме.
Информация о процедуре судебного разбирательства имеется, например, в Интернете по адресу www.oikeus.fi, а также в брошюре Министерства юстиции «Рассмотрение уголовного дела в суде первой инстанции» на сайте Минюста по адресу www.oikeus.fi, а также на сайте полиции www.poliisi.fi.