Что такое эксплуатация детского труда

Кайлаш Сатьяртхи, лауреат Нобелевской премии мира — о детском труде в современном мире и о возможностях для ликвидации детского труда

Ежедневно 152 миллиона детей выполняют тяжелую работу, часто в опасных условиях. Ярким примером являются швейные фабрики в Бангладеш, на которых в основном работают женщины, а зачастую и дети. В период с 2006 по 2012 год, в результате пожаров на фабриках погибли более 500 работников швейных фабрик из Бангладеш. В ноябре 2012 года, в результате одного из пожаров погибло 117 рабочих и более 200 получили ранения. Спустя всего пять месяцев, недалеко от Дакки обрушилась фабрика, в результате чего погибли более 1100 человек и более 2500 получили ранения.

К счастью, мир все больше осознает необходимость прекращения детского труда. В 2015 году, мировые лидеры согласились в рамках задачи 8.7 Целей ООН в Области устойчивого развития (ЦУР) «принять незамедлительные и эффективные меры” для «обеспечения запрета и искоренения наихудших форм детского труда, включая призыв и использование детей-солдат”. Согласно их обещаниям, детский труд «во всех его формах” должен быть искоренен к 2025 году.

Достижение цели потребует — наряду с бесплатным, качественным и справедливым образованием, обеспечением соблюдения законов, запрещающих детский труд, и поощрением достойных условий труда для взрослых и систем социальной защиты — комплексного подхода ко всей цепочке поставок. В конце концов, согласно недавнему отчету ОЭСР, 28-43% детского труда, который, по оценкам, способствует экспорту, неявно присутствует в предшествующих звеньях цепочек поставок (таких как добыча сырья или сельское хозяйство). Это усложняет должное внимание, транспарентность и отслеживаемость.

И тут Нидерланды подают многообещающий пример. В 2014 году, на парламентском слушании о нарушениях прав человека в глобальных цепочках поставок производства одежды, я выступал за принятие закона, очень похожего на тот, за который мы боремся в Германии: компании, поставляющие продукцию на голландский рынок, должны нести ответственность за обеспечение того, чтобы по всей их цепочке поставок не использовался детский труд. Я неоднократно представлял свою позицию парламентариям разных стран мира.

В 2017 году, нижняя палата парламента Нидерландов приняла Закон о надлежащей проверке детского труда, требующий от компаний, торгующих на голландском рынке, выявлять детский труд в своих цепочках поставок; создать план действий по борьбе с этим; и сделать официальное заявление о своих усилиях. В начале прошлого года Сенат проголосовал за принятие закона.

Германия может вскоре последовать этому примеру. В ноябре прошлого года, сотни молодых людей вышли на улицы Берлина, чтобы потребовать принятие федерального закона, требующего от немецких предприятий обеспечения того, чтобы нигде в их цепочках поставок не использовался детский труд. Мероприятие, опирающееся на кампанию «100 миллионов”, которую я основал, стало кульминацией после более года таких требований со стороны молодых активистов.

Правительство Германии, судя по всему, прислушивается, а члены Бундестага из ряда политических партий заявляют о своей поддержке. Если Германия — которая в июле возьмет на себя председательство в Европейском Союзе — примет такое законодательство, это может послужить ярким примером для других, в Европе и за ее пределами.

Глобальные действия имеют жизненно важное значение. Работая в более чем 140 странах, я воочию видел, как законы о детском труде подрываются коррупцией, отсутствием политической воли и слабой корпоративной подотчетностью. Но если крупнейшие рынки, где компании получают наибольшую прибыль, гарантируют, что все цепочки поставок продукции являются этическими и устойчивыми, становится намного сложнее избежать ответственности, даже в странах, сталкивающихся с коррупцией или слабыми институтами.

Это хорошо для бизнеса. Согласно исследованию 2015 года, 73% миллениалов (родившихся между 1977 и 1995 годами) готовы тратить больше денег на устойчивые товары и услуги. В том же году, как показало исследование, бренды, продемонстрировавшие приверженность устойчивому развитию, зарегистрировали рост продаж на 4% по всему миру, тогда как рост продаж для тех, кто этого не сделал, составил менее 1%. Эта тенденция — которая включает в себя не только экологическую устойчивость, но и этические нормы — в последующие годы будет только ускоряться.

Правительства — самые крупнейшие покупатели товаров и услуг — должны также направить свои расходы на этические и устойчивые товары. Государственные закупки в странах ОЭСР составляют 13% ВВП, а в других странах 15-25%. Трансграничные государственные закупки также составляют значительную долю мировой торговли.

Детский труд в Индии

Если бы правительства мира наложили строгие этические нормы на своих поставщиков, нарушения прав человека, включая детский труд, в цепочках поставок были бы значительно сокращены. Предпосылки успеха включают политическое руководство, постоянную приверженность, соответствующий опыт, хорошо продуманную политику закупок и эффективные системы мониторинга.

Но если мы действительно хотим достичь цели ЦУР по искоренению детского труда — включая гарантию того, что детский труд не будет просто перемещен в новые, менее регулируемые сектора — гражданское общество должно быть также вовлечено в этот процесс, а действия на местном уровне должны дополнять усилия правительств и компаний сверху вниз. Для этого уже существует проверенный метод: модель дружественных к ребенку деревень, которую моя организация запустила в 2001 году.

В более чем 600 дружественных к ребенку деревнях, которые были созданы в Индии Детским фондом Кайлаша Сатьяртхи (KSCF), а также в Непале и Уганде, все дети посещают школу, в них существует запрет на детский труд, торговлю людьми, проституцию и брак. Кроме того, здесь нет принудительного труда, а взрослые имеют достойную работу и социальные льготы.

Чтобы показать достигнутые результаты этой модели не потребуется много времени. Только за последние три года KSCF, вместе с несколькими американскими компаниями, импортирующими слюду, применили эту модель в более чем 240 деревнях вдоль индийского пояса по добыче слюды, после того как были обнаружены масштабы использования детского труда в этом секторе. В настоящее время, в этих деревнях детский труд был полностью ликвидирован.

На следующей неделе, участники совещания высокого уровня в Нидерландах, при поддержке Глобального марша против детского труда, Министерства социальных дел и занятости Нидерландов, Международной организации труда и Нидерландского агентства по предпринимательству, обсудят пути достижения ЦУР 8.7. Целостный подход, основанный на территориальности, который вовлекает правительства, корпорации и гражданское общество, должен стоять во главе повестки дня. Наши дети этого достойны.

Об авторе: Кайлаш Сатьяртхи, лауреат Нобелевской премии мира, является почетным президентом Всемирного марша против детского труда и основателем Бачпана Бачао Андолана (Движение за спасение детства).

Миллионы детей по всему миру вынуждены работать – причем нередко в очень тяжелых и небезопасных условиях. Об этом 12 июня – во Всемирный день борьбы с детским трудом – напоминают в ООН. В Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) выпустили новое руководство по предотвращению эксплуатации детей в условиях кризиса. Подробнее о том, что приравнивается к эксплуатации и как помочь детям оставаться детьми даже в условиях вооруженных конфликтов, рассказывает представитель ФАО Жаклин Демеранвиль.

*****

«Эксплуатация детского труда – это работа, которая представляет угрозу здоровью, безопасности, моральному состоянию ребенка, а также работа, которая не позволяет ребенку получать образование. Это также привлечение к работе детей младше определенного возраста».

Одним словом, с точки зрения международного права и законодательства большинства стран, подросток, распыляющий пестициды, или ребенок, который не может ходить в школу, потому что ему приходится работать, — жертвы эксплуатации. При этом, говорит Жаклин Демеранвиль из ФАО, в определенных случаях привлечение детей к труду допустимо.

«Работа в безопасных условиях, работа, которая не мешает ребенку получать образование, а также соответствует по уровню нагрузки возрасту ребенка, может считаться вполне законной. В сельской местности работа «на земле» может быть полезной для детей. Она помогает им приобрести навыки, которые понадобятся им в будущем».

Однако условия работы в полях редко соответствуют тем самым критериям допустимости. Иногда дети вынуждены выполнять очень тяжелую работу, заменяя взрослых. Чаще всего в такой ситуации оказываются дети, живущие в зоне конфликта или оказавшиеся в эпицентре стихийного бедствия.

«Природные катастрофы и вооруженные конфликты разрушают привычную жизнь людей, уничтожают их имущество, например, поголовье скота. В таких условиях дети перестают ходить в школу, потому что они должны помогать своим семьям выживать, зарабатывать деньги, добывать пропитание. Некоторые дети теряют близких во время войны или стихийных бедствий. Они вынуждены работать, чтобы не умереть с голоду».

Дети, которые подвергались эксплуатации еще до начала конфликта, в условиях вооруженных действий сталкиваются с новыми угрозами жизни и здоровью. Они могут оказаться под огнем в открытой местности или наткнуться на мины и неразорвавшиеся снаряды, работая в поле.

В Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций напоминают, что эксплуатация детского труда – лишь одна из многих проблем, с которыми население сталкивается в ходе вооруженных конфликтов. Новое руководство ФАО должно помочь пострадавшим общинам справиться с последствиями кризиса и не допустить появления «потерянного поколения».

«Социальные институты, защищающие права детей, и образовательные учреждения играют очень важную роль во время конфликтов. Но также важно, чтобы различные сельскохозяйственные организации и программы делали все возможное для того, чтобы оградить детей от эксплуатации. Они должны помогать семьям быстрее восстанавливать хозяйство и возвращаться к нормальной жизни. Благодаря программам поддержки фермеров и развития сельского хозяйства дети смогут не перетруждаться и ходить в школу».

День защиты детей ежегодно отмечается 1 июня начиная с 1950-ого года. Его основная цель — привлечь внимание к проблемам детства, которое далеко не у всех в мире бывает безоблачным и счастливым. Весьма жестокое выражение «проще, чем отнять конфету у ребёнка» хорошо описывает ситуацию с правами несовершеннолетних. Лишить ребёнка чего-то или, напротив, навязать ему обязанности не по возрасту — легко, ведь дети не могут отстаивать свои интересы перед взрослыми. И дело не только в недостатке жизненного опыта и физической слабости, но и в том, что критическому мышлению и навыкам противостояния насилию дети могут научиться только у взрослых. Конечно, если взрослые ставят цель защитить их, а не использовать в своих интересах.

Эксплуатацией называют присвоение результатов труда другого человека. То есть, ситуацию, когда в обмен на свою работу человек не получает ничего или получает куда меньше, чем заслуживает.

Такое поведение незаконно и несправедливо по отношению к людям любого возраста, однако в случае с детьми приобретает особую значимость. Наиболее социально незащищённые члены общества не могут за себя постоять, не знают, куда обратиться за помощью, и легко становятся жертвами манипуляций и запугивания. Работа не по возрасту, особенно во вредных условиях, ставит под угрозу здоровье детей, лишает их возможности гармонично развиваться и получать образование.

Документы, закрепляющие недопустимость эксплуатации

Это может быть интересно:

Трудиться — это вам не кнопочки нажимать

В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята международная Конвенция по правам детей, которая предусматривает, в частности, защиту ребёнка от эксплуатации. Кроме того, в документе сказано, что каждый ребёнок должен быть защищён от выполнения работы, которая «может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию».

Государства, участвующие в Конвенции, в том числе и Россия, принимают меры, направленные на соблюдение этих положений. Такими мерами могут установление минимального возраста при приёме на работу и регулирование условий труда и длительности рабочего дня для несовершеннолетних.

Главный российский документ о правах ребёнка — Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Там, в частности, упоминается, что ребёнок должен быть защищен «от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».

(источник:Pinterest)

Детский труд в истории

Само собой, угнетение детей и навязывание им «недетских» занятий изобрели не сегодня. Напротив, за последние 50 лет ситуация в этой сфере значительно улучшилась. Частичным извинением нашим предкам, которые позволяли детям работать в шахтах или командовать армиями, может послужить совершенно иное отношение к институту детства. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на классические парадные портреты, где у малышей не только одежда как у взрослых, но и взрослые лица.

Ребёнок был «маленьким взрослым», а осознанность и разумность считались лучшими детскими достоинствами.

Дети из бедных семей начинали работать рано: им приходилось помогать родителям в ремесленных мастерских, убирать богатые дома, продавать товары с лотков, чистить ботинки. В этой статье мы уже рассказывали, с какими трудностями сталкивались небогатые юные жители крупных городов.

Сиротам и вовсе не на кого было положиться. Типичная «карьера» уличного мальчика описана в «Оливере Твисте» — щипание пакли в приюте, работа в конторе гробовщика, воровство с шайкой карманников. Диккенс даровал своему герою чудесное спасение, как это часто бывало с героями романов о «детях сложной судьбы». Однако реальным Оливерам Твистам, Козеттам и Леди Джейн (героиня детской книги «Леди Джейн или голубая цапля» Сесилии Джемисон) везло, как правило, куда меньше.

Юные американские шахтёры, конец XIX века.(источник:Wikipedia)

Не сильно легче было и детям из деревень, которые помогали родителям на подённых работах (сбор урожая, строительство, заготовка леса), занимались домашним трудом, нянчили младших сестёр и братьев.

О тяжёлых условиях труда детей писал историк Генри Джиббингс, автор книги «Промышленная история Англии». Вклад в изучение истории детства внёс в 60-е годы XX века историк Филипп Арьес. По его представлению, то, каким было отношение к детству при «старом порядке» и то, как оно изменилось впоследствии, — важный ключ для понимания исторических процессов и развития гуманизма. А специалист по психоистории Ллойд деМос сделал большой вклад в представление о том, как воспитание влияет на формирование личности, и описал несколько моделей отношения к детям, каждая из которых соответствует своей исторической парадигме.

Наказание за нарушение правил работы детей

Сам ребенок, который стремился к быстрейшему трудоустройству, не будет нести никакой ответственности, равно как и его родители, допустившие незаконный труд. Нести ответственности в такой ситуации будет только работодатель.

Итак, если работодатель официально не регистрирует трудовые отношения с подростков или допускает ошибки в это регистрации к нему может быть применена штрафная санкция.

А именно:

  • Штраф от 1000 до 5000 рублей – на должностных лиц;
  • На ИП – штраф от 1000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток;
  • Для юридических лиц – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток.

Такие меры прописаны в ст. 5.27 КоАП РФ и наступают за нарушения законодательства о труде и его охране.

За каждое отдельное нарушение правил ТК РФ предусмотрено наказание в соответствии со ст. 4.4 КоАП РФ.

Работодатели часто не боятся нарушать нормы ТК РФ, и эксплуатируют детский труд, обманывая подростков и не выдавая им заработную плату. Мало кто из них пойдет жаловаться на поведение компании, в которой они трудились.

Сексуальная эксплуатация ребенка

Нередко дети становятся объектами сексуальной эксплуатации или рабства. Их принуждают вести половую жизнь, участвовать в съемках порнографических фильмов или заниматься проституцией.

Все это те же вариации трудовой эксплуатации, только с наличием отягчающих обстоятельств в виде насилия. Дети доверчиво вступают в непонятные им сексуальные отношения, стыдясь рассказать об этом родителям или другим людям.

Подростки дают отклик на сексуальное рабство из меркантильных интересов, ведь преступники обещают им высокий доход и тайну участия.

С такими преступлениями в нашей стране намного жестче. В УК РФ есть несколько статей, регламентирующих такую эксплуатацию.

В частности, возможны следующие варианты ответственности:

  • Торговля людьми в отношении несовершеннолетних наказывается в соответствии со ст. 127.1 УК РФ лишением свободы от 3 до 10 лет.
  • Принуждение к занятию проституцией в соответствии со ст. 240 УК РФ наказывается лишением свободы от 3 до 8 лет.
  • Создание порнофильмов с участием детей в соответствии со ст. 242.1 УК РФ наказывается лишением свободы до 10 лет.

В Международной Конвенции по правам ребенка вопросам сексуальной эксплуатации отведены ст. 34 и ст. 35.

Особо остро проблема эксплуатации детского труда стоит в странах развивающихся или в странах третьего мира.

Особенно это развито в странах Африки и Азии. Там дети с малого возраста вынуждены торговать наркотиками или круглосуточно работать, чтобы не умереть с голоду.

Эксплуатация детского труда в России – это проблема, которая полностью не решена и требует детальной проработки в законодательстве РФ.

Необходимо не только жестко регламентировать в УК РФ наказание на незаконный труд несовершеннолетних, но и проводить информационно-воспитательные беседы в российских семьях, пропагандируя свободное и счастливое детство.