Дефектолог где учиться

Дефектолог — специалист, помогающий детям, страдающим от психических и физических недостатков, адаптироваться в обществе. Дефектологов можно отнести к группе специальных педагогов, их профессиональная деятельность тесно связана с медициной, социологией, психологией. Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам). В 2020 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Профессия логопеда

Логопед в современном понимании — это не просто педагог, но еще и врач. Для того, чтобы выявить причину появления речевого дефекта и разработать меры для его устранения, важно понимать основы физиологии. Поэтому данная специальность лежит на стыке разных наук, каждая из которых играет по-своему важную роль.

Выбирая эту профессию, нужно обладать высокими коммуникативными навыками, ведь в ходе профессиональной деятельности нужно будет общаться с очень разными людьми. Помимо неусидчивых детей, которые не всегда с энтузиазмом воспринимают подобные занятия, приходится работать с взрослыми, часто не признающими своих проблем или, напротив, страдающих от своих комплексов. По этой причине логопеду пригодятся знания психологии, стойкость, сдержанность и рассудительность, но вместе с тем любознательность.

В последние годы спрос на представителей данной профессии неуклонно растет. Существенную роль здесь играет реализация госпрограмм, включающих оказание помощи социально незащищенным группам населения. Да и в целом, молодые специалисты имеют внушительное поле для деятельности. Их ждут не только в поликлиниках и детских садах, но и в реабилитационных центрах и частных клиниках.

Трудовые обязанности

Основная задача логопеда — устранение дефектов речи, для чего ему требуется выявить причину их появления. При этом специалист также оценивает уровень развития человека, принимая во внимание богатство его словарного запаса и другие нюансы. К главным обязанностям профессионала можно отнести:

  • Осмотр человека и определение специфики его речевого развития
  • Постановку диагноза
  • Выбор методик лечения
  • Разработку специальных упражнений, которые пациент будет делать как на
    • занятиях, так и дома
  • Проведение занятий — индивидуальных и групповых
  • Оценку результатов обучения.

Для сотрудников государственных учреждений, включая школы и больницы, характерен существенный объем «бумажной» работы, в рамках которой логопед заполняет бланки по каждому пациенту и принимает участие в подготовке методической литературы.

Где можно обучиться профессии?

Рассчитывать на трудоустройство логопедом можно, получив высшее образование — логопедическое или дефектологическое. Несомненным преимуществом в глазах работодателя станет наличие опыта работы. При этом стоит учитывать, что первые навыки большинство молодых специалистов получают еще в студенческие годы в рамках прохождения производственной практики.

Получить высшее образование, чтобы стать дипломированным логопедом, можно в НГПУ им. К.Минина на факультете психологии и педагогики. Так, для выбравших направление «Специальное (дефектологическое) образование»по профилю «Логопедия», в 2018 году проходной балл составлял 214, а стоимость обучения на внебюджетной основе очно — 122 100 рублей.

«С профессией я определилась достаточно рано: моя мама — логопед, поэтому я с детства знала, чем мне предстоит заниматься. В старших классах школы я имела четкое представление, какое образование мне необходимо получить, чтобы приобрести специальность. Выбирая между несколькими вузами, я остановила свой выбор на НГПУ им. К.Минина и не прогадала. Этот университет дал мне максимум ценной информации и предоставил возможность еще в студенческие годы попробовать на практике то, что я знала лишь в теории. Отдельно стоит сказать и про преподавателей, большинство из которых ведут собственную логопедическую практику, а также занимаются научной деятельностью. С их помощью мы изучили все тонкости профессии и смогли наилучшим образом подготовиться к началу трудовой деятельности. Кстати, наш вуз предоставлял выпускникам вакансии, поэтому все желающие получить первый опыт работы имели такую возможность. Тем, кто только еще проявляет интерес к профессии логопеда, я бы посоветовала побеседовать с педагогами-практиками, узнать у них, с какими людьми придется работать после окончания вуза. Например, нас часто ждут в коррекционных школах, где есть своя специфика взаимодействия с детьми. Только собрав максимум информации о профессии, можно быть уверенным в правильности своего выбора. Если же человек не знает, куда и зачем он идет, не исключено, что впоследствии ему придется получать другое образование». Наталья Губернаторова выпускница НГПУ им. К.Минина, логопед

Кто такой дефектолог?

Дефектологов часто путают с логопедами, но первые занимаются с детьми, которые страдают от задержки речевого развития или заболеваний ЦНС, а вторые корректируют речь абсолютно здоровых ребят. Условно дефектологов можно разделить на тех, кто занимается научной деятельностью, и тех, кто является практикующим коррекционным педагогом. Выделяют несколько направлений дефектологии, которые и определяют поле деятельности педагога:

  • логопед, изучающий проблемы с речевым развитием, исправляющих их;
  • сурдопедагог и тифлопедагог, работающие с людьми, у которых наблюдаются проблемы со слухом или зрением соответственно;
  • амблиолог, занимающийся с пациентами, страдающими от нарушений зрения, слепыми детьми;
  • олигофренопедагог и ортопедагог, работающие с детьми, страдающими от задержки умственного развития и опорно-двигательного аппарата соответственно.

Дефектологи, работающие с любым из вышеперечисленных направлений, занимаются не только коррекцией поведения, но и социальной адаптацией пациентов, их обучением, реабилитацией.

Описание профессии

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики.

Дефектология — наука , изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания.

Дефектолог- специалист, который работает с такими детьми. Цель его работы — максимально возможные развитие и адаптация этих детей в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других сферах.

Существует несколько дефектологических специальностей- сурдопедагогика, олигофренопедагогика, тифлопедагогика, логопедия.

Сурдопедагог обучает детей с недостатками слуха, от совершенно глухих до слабослышащих; олигофренопедагог обучает детей с недостатками умственного развития, тифлопедагог — с недостатками зрения.

Логопед — специалист широкого профиля, работающий со всеми видами речевых нарушений.

Дефектолог осматривает ребенка, путем диагностики выявляет имеющиеся нарушения, проводя беседы с родителями, выясняет обстоятельства, при которых возникло и развивалось заболевание, при необходимости назначает дополнительные обследования и анализирует их результаты.

Все это позволяет точно определить характер отклонения и выбрать направление для целенаправленной работы по коррекции.

Личные качества

Чтобы стать хорошим специалистом, требуются высокий интеллект, интуиция, наблюдательность, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость. Он должен быть внимательным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Для овладения профессией и дальнейшей работы необходимо иметь хорошую память, высокие коммуникативные способности. Нужна грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, стрессоустойчивость, крепкая нервная система.

Средняя зарплата

От 20 000 до 35 000 рублей в месяц в зависимости от опыта и места работы.

Возможно совмещение. Оплата сдельная — от 350 рублей за час.

Образование (Что надо знать?)

Педагог-дефектолог должен грамотно владеть методиками диагностики, обучения и развития детей с определенными отклонениями, уметь вступать в контакт со своими воспитанниками разного возраста, быть ответственным, целеустремленным и доброжелательным. Он должен иметь знания по педагогике и психологии, основам медицины, прекрасно понимать механизмы влияния тех или иных отклонений на общее развитие и видеть возможности для их компенсации.

Специальности вузов и колледжей

Специальное (дефектологическое) образование

Место работы и карьера

Дошкольные или школьные образовательные учреждения, а также государственные или частные центры.

Родственные профессии:

Воспитатель детского сада, Врач, Логопед, Психолог, Улитель, Учитель

Полезные курсы:

Олигофренопедагогика, Сурдопедагогика, Тифлопедагогика

Направление: Образование и педагогика

Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ)

Логопедия

Направление: Образование и педагогика

Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ)

Все курсы по направлению Образование и педагогика

Где учиться?

Вузы по специальности Специальность Формы
обучения
Стоимость за год
(рубли)
Проходной
балл (2018 г.)
Институт гуманитарного образования Специальное (дефектологическое) образование Очная (4 года)
Заочная (5 лет)
бесплатно (20 мест)
108 000
32 700
Специальное (дефектологическое) образование Очная (4 года)
Заочная (5 лет)
бесплатно (17 мест)
101 210
29 850
от 220
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина (Екатеринбургский филиал) Специальное (дефектологическое) образование Заочная (5 лет)
Специальное (дефектологическое) образование
Олигофренопедагогика
Очная (4 года)
Заочная (4.5 года)
бесплатно (20 мест)
134 000
80 000
от 195
Специальное (дефектологическое) образование
Логопедия
Очная (4 года)
Заочная (4.5 лет)
бесплатно (20 мест)
134 000
80 000
от 215
Специальное (дефектологическое) образование
Тифлопедагогика
Очная (4 года) бесплатно (20 мест)
134 000
от 182
Факультет инклюзивного и коррекционного образования Специальное (дефектологическое) образование Очная (4 года)
Заочная (5 лет)
бесплатно (30 мест)
109 825
39 000
от 185
Институт психологии и педагогики Специальное (дефектологическое) образование Очная (4 года)
Заочная (5 лет)
бесплатно (15 мест)
139 707
71 742
от 152
Факультет психологии и педагогики Специальное (дефектологическое) образование Очная (4 года)
Заочная (5 лет)
бесплатно (22 места)
120 400
40 400
от 235

Я олигофренопедагог, работаю с детьми, у которых диагностировано нарушение интеллекта. После института сразу пришла в коррекционную школу, где обучаются дети с таким диагнозом. Работаю тут уже восьмой год.

Мой рабочий день обычно начинается в 8:00, а вот сказать, во сколько он закончится, сложно. Уроки в начальной школе заканчиваются в 12:30 — 13:30. Работа учителя предполагает практическую и методическую деятельность. Когда мы отпускаем детей, надо заполнить журнал, подготовиться к урокам, придумать домашние задания. Еще я занимаюсь с ребенком, который обучается дома, поэтому заканчиваю около 16:00.

В школе, где я работаю, учатся дети со множественными нарушениями развития. Помимо нарушения интеллекта, у детей могут быть аутизм, поведенческие нарушения, ДЦП, нарушения зрения, слуха. В среднем наполняемость класса — где-то 5–8 детей. Сейчас я веду класс, где пятеро учеников — и все мальчики. Это дети в возрасте 11–12 лет, этой осенью они перешли в 4-й класс. Раньше таких детей не обучали, и они оставались дома с родителями. Сейчас они могут учиться в школе, и это уже прогресс. Дети с особенностями интеллектуального развития обычно приходят в школу лет в восемь, реже — в семь.

Особенности профессии дефектолог

Востребованные дефектологи ежедневно контактируют с детьми и их родителями, посещают конференции, занимаются научной работой, консультируется со своими коллегами, работающими в сфере медицины, педагогики, социологии. Они ведут своих маленьких и взрослых воспитанников, помогая им найти свое место в мире.

Основные обязанности:

  • осмотр пациентов, оценка их состояния и уровня развития;
  • работа с медкартами пациентов;
  • выбор методических материалов, составление индивидуальных программ с учетом особенностей пациентов;
  • проведение работы, направленной на коррекцию недостатков в развитии и поведении воспитанников;
  • проведение регулярных обследований, корректировка индивидуальной программы по результатам обследования;
  • работа с педагогами, родителями детей;
  • изучение увлечений, особенностей и склонностей воспитанников;
  • помощь в выборе профессии, социальной адаптации;
  • научная работа, ведение документации.

Опытные дефектологи постоянно используют в работе современные методики, являясь очень активными и увлеченными людьми. Работа дефектолога очень важна, ведь он помогает детям адаптироваться, выбрать профессию, общаться с людьми, получить все необходимые знания.

Плюсы и минусы профессии дефектолог

Плюсы

  1. Оказание помощи детям и подросткам.
  2. Профессия важная и нужная.
  3. Перспективы карьерного роста.
  4. Возможность совмещать практику с научной деятельностью.
  5. Многогранность дефектологии.
  6. Дефектологи — специалисты, востребованные на рынке труда.
  7. Социальный пакет, работа с приятными коллегами.

Минусы

  1. Необходимость ежедневно общаться с разными людьми, которые не всегда довольны методами дефектолога.
  2. Сложности, возникающие во время общения с детьми.
  3. Психоэмоциональные нагрузки.
  4. Успешность проводимой работы зависит не только от дефектолога, но и от родителей, учителей, врачей, которые занимаются лечением ребенка.
  5. Маленькая заработная плата.
  6. Огромное количество должностных обязанностей.

Важные личные качества дефектолога

Дефектологи работают с ребятами, страдающими от приобретенных и врожденных заболеваний, поэтому они должны отличаться терпением, любовью к детям, ответственностью. Ежедневно коррекционные педагоги сталкиваются с радостью и грустью, бывают и конфликтные ситуации, поэтому важно внутреннее спокойствие, гармония и выдержка.

Дефектолог должен быть доброжелательным, миролюбивым и очень увлеченным человеком, который готов всего себя посвятить любимому делу. Коррекционный педагог может и не любить детей, но он обязан относиться к своим маленьким воспитанникам с уважением и пониманием.

  1. Ответственность.
  2. Терпеливость.
  3. Неравнодушие.
  4. Уравновешенность.
  5. Строгость.
  6. Объективность.
  7. Задатки лидера.
  8. Коммуникабельность.
  9. Креативность.
  10. Внимательность.

Обучение на дефектолога

Работать дефектологом без высшего образования невозможно, поэтому абитуриент, решивший связать свою жизнь с этим направлением, должен подавать документы в вуз, в котором есть дефектологический факультет (код специальности 44.03.03). Поступая в вуз на факультет дефектологии, студент сдает экзамены по математике, биологии и русскому языку.

Переквалифицироваться в дефектолога могут люди, которые имеют профильное образование в сфере педагогики или психологии. В этом случае обучение займет не 5-6 лет, а несколько месяцев, проходить переподготовку можно дистанционно, после чего выпускник получит сертификат государственного образца.

Курсы

Высшая школа технологии и управления (ВШТУ) проводит обучение по направлению «Дефектология» и другим педагогическим специальностям. Обучение проходит в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, что позволит совмещать учебу с работой. Образовательная деятельность ВШТУ лицензирована и соответствует профстандартам. Сейчас у вас есть возможность получить скидку 50% по промокоду uchitel50. Стоимость с учетом скидки на профессиональную переподготовку составит 4 975 рублей, а на повышение квалификации – всего 1 000 рублей. Успейте пройти профессиональное обучение по самой низкой цене!

Центр «Российское просвещение», дистанционное обучение

Абитуриенты могут пройти курсы переподготовки, занимаясь 6, 8 или 10 месяцев. В течение этого времени студент будет имеет доступ к обучающим материалам, он должен изучать их, в противном случае хорошо написать аттестационную работу не получится. Обучение платное, но в центре есть и льготные программы.

Столичный учебный центр, дистанционное обучение

Платные курсы для людей, которые хотят пройти переподготовку, имея необходимый набор профессиональных знаний. Длительность курса составляет 500-1000 часов, предусмотрена стажировка, студенты в обязательном порядке сдают не только итоговую аттестацию, но и плановые зачеты.

Вузы

Российский новый университет Логопедия (Институт психологии и педагогики) Тольяттинский государственный университет Дошкольная дефектология (Гуманитарно-педагогический институт) Челябинский государственный университет Специальное (дефектологическое) образование (Факультет психологии и педагогики) Московский государственный областной университет Специальное (дефектологическое) образование (Факультет специальной педагогики и психологии МГОУ) Московский психолого-социальный университет Логопедия (Факультет логопедии МПСУ)

Место работы дефектолога

Дефектологи являются востребованными специалистами, которые могут трудоустроиться в следующие государственные и частные образовательные заведения:

  • школы-интернаты;
  • детские центры;
  • детские сады;
  • санатории;
  • специализированные школьные учреждения;
  • медицинские центры.

Очень часто опытные дефектологи занимаются частной практикой, работая с одним или несколькими учениками. Коррекционные педагоги востребованы в учреждениях, специализирующихся на обучении, лечении, социализации детей и подростков.

Все права на материалы, размещенные на портале KudaPostupat.by, принадлежат источникам, ссылкой на которые сопровождается публикация материала. Цитирование материалов, права на которые принадлежат третьим лицам, производится на портале исключительно в рамках, установленных Законом РБ «Об авторском праве и смежных правах» на условиях, установленных правообладателями.

Информация, опубликованная на портале с разрешения других правообладателей ( в соответствии с размещенными в материалах ссылками), может быть использована только с письменного согласия соответствующих правообладателей, если иное не установлено самим правообладателем.

Любое копирование, перепечатка или последующее распространение информации, в том числе с использованием компьютерных средств, без письменного разрешения строго запрещено.

Авторские права на материалы KudaPostupat.by без специальной гиперссылки «Источник» принадлежат ИП Бовтрукевич И.М. Копирование, цитирование и последующее распространение таких материалов допускается без каких-либо ограничений, однако с обязательной активной гиперссылкой на KudaPostupat.by.

За нарушение данного правила наступает ответственность, предусмотренная соответствующим законодательством РБ.

В рамках направления подготовки Специальное (дефектологическое) образование в СГУ им. Н.Г. Чернышевского реализуются следующие профили подготовки: дошкольная дефектология, логопедия, олигофренопедагогика, специальная психология, тифлопедагогика. Область профессиональной деятельности: образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения. Объекты профессиональной деятельности: коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адаптационные и общеобразовательные системы. Бакалавр по направлению подготовки 04.03.03 Специальное (дефектологическое) образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

-в области коррекционно-педагогической деятельности:

-компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

-построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-в области диагностико-консультативной деятельности:

-психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ОВЗ;

-консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

-оказание консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания;

-в области исследовательской деятельности:

-сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;

-выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

-планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения;

-в области культурно-просветительской деятельности:

-формирование общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья;

-организация культурного пространства образовательного учреждения;

-взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями;

-пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.

Виды профессиональной деятельности выпускника: коррекционно-педагогическая, диагностико-консультативная и профилактическая, культурно-просветительская деятельность в общеобразовательных, специальных (коррекционных) дошкольных и школьных образовательных учреждениях, психолого-медико-педагогических консультациях, центрах психолого-медико-педагогического сопровождения, реабилитационных центрах и других учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты.

Дефектология – это особый раздел научного знания, занимающийся изучением специфики развития детей с физическими и/или психическими отклонениями, а также вопросами их воспитания и обучения. Важнейшими задачами дефектологии являются разработка эффективных методик коррекции психических недостатков и создание благоприятных условий для успешного проведения социальной адаптации воспитанников. Работа в сфере дефектологии требует от педагога высочайшей степени профессионализма, в силу особенностей восприятия подопечных.

Курс профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование: Учитель — дефектолог» предназначен для формирования и расширения знаний и компетенций в области нормативных требований ФГОС к осуществлению профессиональной деятельности, владению методиками работы с детьми разного возраста, обладанию навыками консультирования родителей обучающихся и педагогов образовательных организаций.

Категория слушателей: педагоги образовательных учреждений, имеющие среднее или высшее образование.

Форма обучения: без отрыва от производства с применением дистанционных технологий.

Срок обучения

Код

Наименование программы

Количество часов

Специальное (дефектологическое) образование:

Учитель — дефектолог

504

Стоимость курса – 19700 рублей

Учебный план

Модуль 1. Педагогика

Модуль 2. Коррекционная педагогика и специальная психология в условиях инклюзивного образования

Модуль 3. Методологические основы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.

Модуль 4. Методологические основы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения.

Модуль 5. Методологические основы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением интеллекта.

Модуль 6. Методологические основы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением ОДА.

Модуль 7. Методологические основы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением эмоционально – волевой сферы.

Модуль 8. Методологические основы коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС.

Модуль 9. Технология разработки коррекционно – развивающей программы для обучающихся с ОВЗ.

Модуль 10. Консультирование в ОО.