Договор фрахтования

УАТГНЭТ ввел новый для автомобильного транспорта договор перевозки груза – договор фрахтования. Такой договор заключается в двух случаях: первый касается перевозок грузов, осуществляемых с сопровождением представителя грузовладельца, второй связан с перевозками грузов, в отношении которых не ведется учет движения товарно-материальных ценностей. В Уставе отсутствует определение договора фрахтования, заключаемого при перевозке груза автомобильным транспортом. Поэтому при рассмотрении отношений, возникающих при его заключении, следует опираться на дефиницию договора фрахтования, сформулированную в ст. 787 ГК.

В отличие от договора перевозки груза, оформляемого транспортной накладной, этот договор является консенсуальным. Он считается заключенным с момента, когда стороны достигли согласия по всем существенным условиям и надлежащим образом его оформили.

Предметом договора фрахтования является предоставление вместимости автомобильного транспорта соответствующего типа для перевозки грузов. Он может также включать указание на предоставление вместимости нескольких автомобильных транспортных средств, на один или несколько рейсов для перевозки груза.

Условия договора фрахтования определяются исходя из тех данных, которые должен содержать договор (ч. 2 ст. 18 УАТГНЭТ). Это: сведения о фрахтовщике и фрахтователе; наименование груза; тип предоставляемого транспортного средства; маршрут и место подачи транспортного средства; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством.

Помимо перечисленных, стороны могут включить в договор фрахтования и другие условия. К ним могут быть отнесены, в частности, условия о роде и виде перевозимого груза, а также о месте назначения (месте доставки) груза.

В УАТГНЭТ среди обязанностей фрахтовщика выделены две основные: 1) предоставление для перевозки грузов транспортного средства, соответствующего условиям договора; 2) предоставление его в установленный срок. Что касается соблюдения требований к транспорту, то типовой их перечень включает техническую исправность транспорта, его пригодность для перевозки конкретного груза (исправность транспорта в коммерческом отношении) и соответствие его грузоподъемности, указанной в договоре, или перевозимой массе груза.

Транспортное средство должно быть предоставлено фрахтователю в установленный договором срок. Исчисление времени его подачи к месту, предусмотренному договором фрахтования, осуществляется с момента предъявления водителем транспортного средства фрахтователю документа, удостоверяющего личность, а также путевого листа.

УАТГНЭТ предъявляет жесткие требования к выполнению фрахтовщиком указанных обязательств. В нем закреплено положение, согласно которому предоставление фрахтовщиком для перевозки груза транспортного средства, не соответствующего условиям договора фрахтования, или с опозданием считается непредоставлением транспортного средства (ч. 5 ст. 18). При этом фрахтователь вправе отказаться от исполнения договора и взыскать с фрахтовщика штраф, предусмотренный Уставом.

Следует отметить, что положение нормы, приравнивающей предоставление фрахтовщиком транспортного средства с опозданием к его непредоставлению, недостаточно конкретно. Это может негативно отразиться на практике его применения. Устав не содержит какой-либо конкретизации понятия «опоздание предоставления транспортного средства». Такая ситуация иногда служит источником споров между сторонами договора, в частности, когда допущено незначительное опоздание в пределах 1–20 минут, обусловленное, как правило, напряженной дорожной обстановкой, особенно в крупных городах.

Если принять формальную позицию, то опоздание даже на одну минуту против установленного договором времени уже является основанием приравнивать данное нарушение к непредоставлению транспортного средства для перевозки груза, дающему право фрахтователю не только расторгнуть договор фрахтования, но и взыскать с фрахтователя штраф. Следовательно, не имеет значения, предоставлен ли транспорт с опозданием на одну минуту или, например, на 20 минут. Абсурдность такой ситуации вполне очевидна.

В связи с этим было бы целесообразно в законодательном порядке закрепить определенную временную градацию опоздания предоставления транспортного средства для перевозки груза (например, на 20, 30, 40 минут) и соответствующую ей градацию по возрастающей санкции, а также установить предельный срок опоздания, после которого оно должно приравниваться к непредоставлению транспортного средства и влечь за собой те правовые последствия, которые действуют в настоящее время.

В отличие от обязанностей фрахтовщика, обязанности фрахтователя в УАТГНЭТ не нашли четкого урегулирования. Основная его обязанность заключается в оплате предоставления транспортного средства для перевозки груза. Сроки оплаты устанавливаются договором фрахтования. Обычно они совпадают с моментом предоставления транспортного средства фрахтователю.

Следующей обязанностью фрахтователя является предъявление для перевозки груза, указанного в договоре фрахтования. Он должен отвечать установленным требованиям. Как указанно в Уставе, грузом, предъявляемым для перевозки по договору фрахтования, должен быть такой груз, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей. Предъявление иного груза для перевозки в нарушение договора фрахтования считается отказом фрахтователя от использования предоставленного фрахтовщиком транспортного средства.

Законом урегулированы правовые последствия отказа фрахтователя от использования предоставленного транспортного средства. В соответствии с ч. 8 ст. 18 УАТГНЭТ такое решение дает право фрахтовщику отказаться от исполнения договора фрахтования и применить к фрахтователю установленные законом санкции. Эти санкции такие же, как и применяемые к фрахтовщику в случае непредоставления им транспортного средства для перевозки груза.

По договору фрахтования при перевозке груза с сопровождением представителя грузовладельца условием его заключения является осуществление такого сопровождения. Это еще одна обязанность фрахтователя.

Сопровождающее груз лицо должно обладать полномочиями представителя грузовладельца. Документом, подтверждающим статус представителя грузовладельца, является выданная ему доверенность. Этот участник перевозочного процесса допускается к сопровождению груза при перевозке только по предъявлении документа, удостоверяющего его личность, и доверенности.

Форма договора фрахтования. Данный договор заключается в письменной форме. УАТГНЭТ закреплена особая форма договора фрахтования, именуемая заказом-нарядом. Его реквизиты и порядок заполнения устанавливаются правилами перевозок грузов. Заказ-наряд подписывается обеими сторонами договора.

Норма, определяющая форму договора фрахтования, является диспозитивной. Поэтому стороны могут заключить договор фрахтования и в другой форме. По при этом такой договор должен содержать все условия, присущие договору фрахтования и закрепленные в УАТГНЭТ.

Цену договора составляет плата за пользование транспортным средством, предоставленным фрахтовщиком для перевозки груза. Размер цены устанавливается сторонами.

Порядок заключения договора фрахтования для перевозки груза включает подачу фрахтователем заказа-наряда фрахтовщику, который обязан рассмотреть этот документ и в срок до трех дней со дня его принятия проинформировать фрахтователя о принятии или об отказе в принятии заказа-наряда с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ-наряд.

При положительном решении вопроса фрахтовщик по согласованию с фрахтователем определяет условия фрахтования транспортного средства, которые указывает в заказе-наряде. Эго сведения о фрахтовщике, транспортном средстве, путевом листе, порядке выполнения погрузочно-разгрузочных работ, работ по промывке и дезинфекции транспортного средства, данные о водителе и режиме его работы в пути следования, размере платы за пользование транспортным средством. Это также указание размера штрафа за непредоставление транспортного средства, отказ от пользования транспортным средством.

Со своей стороны фрахтователь, подавая фрахтовщику заказ-наряд, заполняет в нем пункты, относящиеся к фрахтователю, грузу (наименование, состояние, количество грузовых мест, маркировка и др.), указаниям фрахтователя, касающимся параметров транспортного средства, а также выполнения фитосанитарных, карантинных, таможенных и прочих требований, установленных законодательством.

Любые исправления в заказе-наряде заверяются подписями и печатями как фрахтователя, так и фрахтовщика.

Заказ-наряд составляется в трех экземплярах (оригиналах), подписанных фрахтователем и фрахтовщиком, а в случае если фрахтователь и фрахтовщик являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, экземпляры заказа-наряда также заверяются печатями фрахтователя и фрахтовщика. Первый экземпляр заказа-наряда остается у фрахтователя, второй и третий – вручаются фрахтовщику (водителю). При этом третий экземпляр заказа-наряда с необходимыми отметками в последующем прилагается к счету за фрахтование транспортного средства для перевозки груза и направляется фрахтователю.

  • См. об этом в параграфе 9.4 учебника.

Отличия договора перевозки от договора об организации перевозок

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ).

Этот договор отличается от договора перевозки прежде всего целью:

  • цель договора об организации перевозки — налаживание долгосрочных отношений между грузовладельцем и перевозчиком для осуществления систематических перевозок грузов (ст. 798 ГК РФ). По своей природе он близок к рамочному договору: в нем определяются основные условия сотрудничества, а для перевозки конкретной партии груза в рамках такого договора стороны могут заключать отдельные договоры перевозки, составлять приложения или заявки (п. 1 ст. 118 КТМ РФ, п. 2 ст. 68 КВВТ РФ, ст. 10 УЖТ РФ);
  • цель договора перевозки — перевозка конкретного груза (партии груза).

Отличия договора перевозки от договоров об оказании иных услуг в сфере транспорта

Как правило, перевозка сопровождается большим количеством разного рода услуг, целью которых является не доставка конкретного груза, а обеспечение в целом процесса перевозки. Их предмет не совпадает ни с перевозкой, ни с транспортной экспедицией, ни с другими транспортными договорами, поименованными в Гражданском кодексе РФ. К таким услугам в том числе относятся:

  • на железнодорожном транспорте — управление движением поездов (пп. «в» п. 4 разд. II Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования);
  • на морском транспорте — услуги буксировки (ст. 225 КТМ РФ);
  • в сфере воздушного транспорта — обслуживание воздушных судов на аэродромах и в аэропортах (ст. 50 ВК РФ).

Стороны могут заключить договор об оказании услуг, который не назван в транспортных нормах, но по содержанию является возмездным оказанием услуг. К таким договорам применяются нормы гл. 39 ГК РФ, которые перевозку не регулируют (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

К искам по таким договорам применяется общий срок исковой давности в три года. В отличие от них, к искам по договору перевозки применяется сокращенный, годичный срок исковой давности. И до подачи иска требуется предъявить перевозчику досудебную претензию (ст. 797 ГК РФ).

Отличия договора перевозки от договора транспортной экспедиции

По договору транспортной экспедиции исполнитель (экспедитор) обязан совершить не саму перевозку груза, а выполнить связанные с ней услуги или организовать их выполнение. Так, экспедитору поручают организовать перевозку груза определенным транспортом и по конкретному маршруту, обеспечить его погрузку, отправку, получение, заключить договор перевозки, выполнить таможенные формальности, уплатить пошлины и др. (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Помимо этого, транспортная экспедиция отличается от перевозки, в частности, документами, которые составляют стороны в подтверждение заключения договора:

  • при транспортной экспедиции — поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка (п. 2 ст. 2 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности);
  • при перевозке груза — транспортная накладная, коносамент или иной документ на груз, который предусмотрен соответствующим уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

При этом и для перевозки, и для транспортной экспедиции применяется сокращенный срок исковой давности — один год. И до подачи иска требуется предъявить исполнителю-экспедитору досудебную претензию (ст. ст. 12, 13 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). В отношении перевозки схожие положения установлены ст. 797 ГК РФ.

Арендуем… экипаж

По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель (ст. 632 ГК РФ):

— предоставляет арендатору автомобиль за плату во временное владение и пользование;

— оказывает своими силами услуги по управлению автомобилем и по его технической эксплуатации.

Как видно, договор имеет две составляющие.

В акте приема-передачи нужно отразить передачу от арендодателя к арендатору не только автомобиля, но и экипажа. Хотя эта рекомендация звучит «диковато», пренебрегать ею не следует.

Суды приходят к выводу: если транспортное средство передано без экипажа, и арендодатель не сможет доказать, что объект аренды эксплуатировался с экипажем, то взыскать с арендатора арендную плату ему не удастся (постановления ФАС Уральского округа от 21 декабря 2010 г. N Ф09-10614/10-С5 по делу N А76-45677/2009-18-1170/208, ФАС Западно-Сибирского округа от 17 февраля 2011 г. по делу N А67-5335/2010). Дело в том, что условие об оказании услуг по управлению является существенным для договоров данного вида (п. 1 ст. 432 ГК РФ). И если оно не соблюдено, договор считается незаключенным.

Такой нюанс заслуживает самого пристального внимания бухгалтера. Ведь по длящимся договорам аренды оформлять акты об оказании услуг не обязательно (письмо Минфина России от 6 октября 2008 г. N 03-03-06/1/559). Акты приема-передачи имущества не только удостоверяют отношения аренды, но и являются первичными учетными документами для признания расходов на аренду.

Впрочем, состав экипажа и персональные данные его членов могут быть отражены в отдельном «передаточном» документе. Но его должны подписать и лица, которых арендодатель уполномочил на управление автомобилем (ст. 402 ГК РФ). Это может быть наряд на работу у арендатора.

В ходе исполнения договора состав экипажа может изменяться. Об этом арендодатель должен уведомить арендатора.

Операции по передаче персонала напоминают процедуры, характерные для договоров аутсорсинга. И действительно, в пункте 2 статьи 635 Гражданского кодекса прямо сказано: члены экипажа являются работниками арендодателя.

Из этой формулировки следует, что стороной договора аренды автомобиля с экипажем не может быть физическое лицо, которое самолично оказывает услуги по его управлению. В такой ситуации с физлицом надлежит заключить два договора: один — аренды автомобиля без экипажа, второй — на оказание услуг по управлению. Причем с части вознаграждения (относящегося к оказанию услуг) арендодателю придется уплатить взносы на обязательное социальное страхование.

Альтернативным вариантом оформления отношений с физлицом — владельцем автомобиля может быть договор перевозки (ст. 785 ГК РФ). Он менее выгоден для сторон, поскольку тогда взносы на обязательное социальное страхование придется уплатить со всей суммы сделки. Но если водитель имеет статус индивидуального предпринимателя, уплачивать за него страховые взносы (а также НДФЛ) не придется.

Добавим, что наемных работников вправе привлекать и физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя (ст. 303 ТК РФ). Так что физлицо может быть полноценной стороной договора, если вверит свое авто другому водителю.

Распределяем обязанности

Предусмотренные законом обязанности участников договора охарактеризованы в таблице.

Таблица

Обязанности по договору аренды автомобиля с экипажем

Арендодатель обязан (безоговорочно): Арендатор обязан (если иное не предусмотрено договором): Члены экипажа обязаны подчиняться (п. 2 ст. 635 ГК РФ):
— поддерживать надлежащее состояние автомобиля, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ);

— обеспечивать нормальную и безопасную эксплуатацию автомобиля в соответствии с целями аренды, указанными в договоре (п. 1 ст. 635 ГК РФ);

— нести расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией автомобиля, в т.ч. расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов (ст. 636 ГК РФ) — распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации автомобиля;

— распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации автомобиля

Арендодатель обязан (безоговорочно):

— поддерживать надлежащее состояние автомобиля, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ);

— обеспечивать нормальную и безопасную эксплуатацию автомобиля в соответствии с целями аренды, указанными в договоре (п. 1 ст. 635 ГК РФ);

Привлечение стороннего персонала освобождает арендодателя от ряда обязанностей. Например, организовывать предрейсовые медицинские осмотры водителей будет арендодатель (ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Он же обеспечивает мероприятия по охране труда, включая проведение специальной оценки условий труда (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Обязанности по страхованию автомобиля стороны определяют в договорном порядке. По умолчанию они возлагаются на арендодателя (ст. 637 ГК РФ).

Обязанности арендатора, установленные законом и договором, определяют круг расходов, которые он вправе учесть в целях налогообложения прибыли. Скажем, признать расходы на ремонт арендованного автомобиля он не сможет. Это позволено только арендодателю.

Учитываем расходы

Арендную плату арендатор будет учитывать в расходах на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

Казалось бы, затраты на ГСМ следует классифицировать как расходы на содержание служебного транспорта, предусмотренные подпунктом 11 названного пункта. Однако такие расходы подтверждаются авансовыми отчетами (подп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ). Между тем авансовый отчет — документ, применяемый при расчетах с подотчетными лицами (п. 4.4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России 12 октября 2011 г. N 373-П). А как быть, если заправку оплатили члены экипажа? Подотчетными лицами они не являются, поэтому денежных расчетов с ними лучше избегать.

У арендатора есть альтернативная возможность признать расходы на приобретение топлива — в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 254, п. 2 ст. 272 НК РФ). Этот вариант не порождает налоговых рисков. Для его реализации членам экипажа выдают талоны на ГСМ или корпоративные топливные карты (письмо УФНС РФ по г. Москве от 30 июня 2010 г. N 16-15/068679). Рекомендуем предусмотреть эти операции в договоре.

Реальный характер оказания услуг по управлению транспортным средством удостоверяют, в частности, акты приемки арендатором услуг, оказанных работниками арендодателя, путевые листы, товарно-транспортные накладные (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 сентября 2013 г. по делу N А58-6582/2012). Причем арбитры убеждены, что оформление путевых листов, товарно-транспортных накладных, табелей учета рабочего времени входит в обязанности арендодателя транспортного средства с экипажем (постановление ФАС Уральского округа от 21 декабря 2010 г. N Ф09-10614/10-С5 по делу N А76-45677/2009-18-1170/208).

По мнению автора, четко разграничить распоряжения по технической и коммерческой эксплуатации не всегда возможно. Во избежание разногласий обязанности сторон по составлению первичных документов целесообразно закрепить в договоре.