Должности учреждаемые для организационного информационного

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И УТВЕРЖДЕНИИ РЕЕСТРА ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 09 февраля 2005 года N 360-ЗО

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И УТВЕРЖДЕНИИ РЕЕСТРА ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Признан утратившим силу

Законом Челябинской области от 04.04.2007 N 105-ЗО; НГР:ru74000200700113

Изменений:

Закон Челябинской области от 05.04.2005 N 366-ЗО; НГР: ru74000200500097

Настоящий Закон в соответствии с федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» учреждает должности государственной гражданской службы Челябинской области и утверждает Реестр должностей государственной гражданской службы Челябинской области.

Статья 1. Должность государственной гражданской службы Челябинской области

Статья 1. Должность государственной гражданской службы Челябинской области

Должность государственной гражданской службы Челябинской области — должность, учрежденная настоящим Законом с учетом положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в целях обеспечения исполнения полномочий органов государственной власти Челябинской области и иных государственных органов Челябинской области (далее — государственные органы области) либо лица, замещающего государственную должность Челябинской области.

Статья 2. Учреждение должностей государственной гражданской службы Челябинской области

Статья 2. Учреждение должностей государственной гражданской службы Челябинской области

1. Учредить должности государственной гражданской службы Челябинской области по следующим категориям:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов области, их структурных подразделений и представительств, замещаемые на определенный срок или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов области в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц и руководителей;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами области установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов области и замещаемые без ограничения срока полномочий.

2. Учредить должности государственной гражданской службы Челябинской области по группам:

1) высшие должности;

2) главные должности;

3) ведущие должности;

4) старшие должности;

5) младшие должности.

3. Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей государственной гражданской службы Челябинской области.

4. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую, старшую должности государственной гражданской службы Челябинской области.

5. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей государственной гражданской службы Челябинской области.

Статья 3. Утверждение Реестра должностей государственной гражданской службы Челябинской области

Статья 3. Утверждение Реестра должностей государственной гражданской службы Челябинской области

1. Утвердить Реестр должностей государственной гражданской службы Челябинской области (далее — Реестр) по категориям и группам должностей государственной гражданской службы Челябинской области, классифицированным в соответствии со структурой государственных органов области (приложение).

2. Установить, что Реестр включает в себя наименования должностей государственной гражданской службы Челябинской области, замещаемых в порядке назначения на должности для:

обеспечения полномочий государственных органов области;

обеспечения деятельности лиц, замещающих государственные должности Челябинской области в порядке избрания или назначения на должности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, иными законами Челябинской области.

3. Срок замещения государственных должностей, замещаемых на определенный срок, не может превышать срока полномочий лиц, деятельность которых обеспечивается указанными государственными должностями.

Статья 4. Вступление в силу настоящего Закона

Статья 4. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 февраля 2005 года.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу: Закон Челябинской области от 28 ноября 2002 года N 118-ЗО «О Реестре государственных должностей государственной службы Челябинской области» (Ведомости Законодательного собрания Челябинской области, 2002, вып. 12, ноябрь);

Закон Челябинской области от 26 августа 2004 года N 270-ЗО «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О Реестре государственных должностей государственной службы Челябинской области» (Ведомости Законодательного собрания Челябинской области, 2004, вып. 6, июль-август).

Губернатор

Челябинской области

П. И. Сумин

N 360 — ЗО от 27. 01. 2005 г.

09. 02. 2005 г.

Приложение. Реестр должностей государственной гражданской службы Челябинской области

Приложение
к Закону Челябинской области
«Об учреждении должностей
государственной гражданской
службы Челябинской области и
утверждении Реестра должностей
государственной гражданской службы
Челябинской области»
от 27 января 2005 г. N 360-ЗО

Реестр должностей государственной гражданской службы Челябинской области

Перечень 1 должностей государственной гражданской службы Челябинской области, учреждаемых в аппарате Законодательного собрания Челябинской области

Перечень 1 должностей государственной гражданской службы Челябинской области, учреждаемых в аппарате Законодательного собрания Челябинской области

В редакции Закона Челябинской области от 05.04.2005 N 366-ЗО; НГР: ru74000200500097 РУКОВОДИТЕЛИ

(без ограничения срока)

Высшая должность Руководитель аппарата Заместитель руководителя аппарата Начальник управления Главная должность Заместитель начальника управления ПОМОЩНИКИ (СОВЕТНИКИ)

Высшая должность Руководитель аппарата Заместитель руководителя аппарата Начальник управления Главная должность Заместитель начальника управления ПОМОЩНИКИ (СОВЕТНИКИ)

(на определенный срок)

В редакции Закона Челябинской области от 05.04.2005 N 366-ЗО; НГР: ru74000200500097

Главная должность Первый помощник председателя Первый помощник первого заместителя председателя Советник председателя Пресс-секретарь Ведущая должность Помощник председателя Помощник первого заместителя председателя Помощник заместителя председателя СПЕЦИАЛИСТЫ Главная должность

Начальник отдела

Ведущая должность Заместитель начальника отдела Заведующий сектором Консультант Старшая должность

Ведущая должность Заместитель начальника отдела Заведующий сектором Консультант Старшая должность

Главный специалист

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ Старшая должность

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ Старшая должность

Главный специалист

Ведущий специалист

Младшая должность

Младшая должность

Специалист I категории

Специалист II категории

Перечень 2 должностей государственной гражданской службы Челябинской области, учреждаемых в Правительстве Челябинской области

Перечень 2 должностей государственной гражданской службы Челябинской области, учреждаемых в Правительстве Челябинской области

В редакции Закона Челябинской области от 05.04.2005 N 366-ЗО; НГР: ru74000200500097 РУКОВОДИТЕЛИ

(на определенный срок)

Высшая должность

Высшая должность

Первый заместитель Губернатора

Заместитель Губернатора

Заместитель Губернатора — министр

Заместитель Губернатора — руководитель администрации Губернатора

Заместитель Губернатора — руководитель аппарата Правительства

Заместитель Губернатора — руководитель органа исполнительной власти

РУКОВОДИТЕЛИ

РУКОВОДИТЕЛИ

(без ограничения срока)

В редакции Закона Челябинской области от 05.04.2005 N 366-ЗО; НГР: ru74000200500097 Высшая должность

Начальник управления

Председатель комитета

Главная должность

Главная должность

Первый заместитель начальника управления

Заместитель начальника управления

Заместитель председателя комитета

Начальник отдела, службы

Заместитель начальника управления — начальник отдела в составе управления

Ведущая должность

Ведущая должность

Председатель комиссии

ПОМОЩНИКИ (СОВЕТНИКИ)

ПОМОЩНИКИ (СОВЕТНИКИ)

(на определенный срок)

Ведущая должность

Ведущая должность

Первый помощник первого заместителя Губернатора

Первый помощник заместителя Губернатора

Старшая должность

Старшая должность

Помощник первого заместителя Губернатора

Помощник заместителя Губернатора

СПЕЦИАЛИСТЫ Ведущая должность

СПЕЦИАЛИСТЫ Ведущая должность

Начальник отдела в составе управления, комитета

Заведующий сектором в составе управления, комитета

Консультант

Старшая должность

Старшая должность

Главный специалист

Ведущий специалист

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ Старшая должность

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ Старшая должность

Главный специалист

Ведущий специалист

Младшая должность

Младшая должность

Специалист I категории

Специалист II категории

Перечень 3 должностей государственной гражданской службы Челябинской области, учреждаемых в органах исполнительной власти Челябинской области

Перечень 3 должностей государственной гражданской службы Челябинской области, учреждаемых в органах исполнительной власти Челябинской области

В редакции Закона Челябинской области от 05.04.2005 N 366-ЗО; НГР: ru74000200500097 РУКОВОДИТЕЛИ

(на определенный срок)

Высшая должность

Высшая должность

Министр

Руководитель постоянного представительства Челябинской области при Правительстве Российской Федерации — министр

Начальник главного управления

Председатель государственного комитета

Руководитель центра

Управляющий делами

Первый заместитель министра

Первый заместитель начальника главного управления

Первый заместитель председателя государственного комитета

Первый заместитель руководителя центра

Первый заместитель управляющего делами

Заместитель министра (без ограничения срока)

СПЕЦИАЛИСТЫ Ведущая должность

СПЕЦИАЛИСТЫ Ведущая должность

Заместитель начальника управления в составе министерства

Заместитель председателя комитета в составе управления

Начальник отдела в составе министерства, главного управления, государственного комитета, управления

Консультант

Старшая должность

Старшая должность

Заместитель начальника отдела в составе министерства, главного управления, государственного комитета, управления

Заведующий сектором в составе главного управления, государственного комитета, управления

Помощник мирового судьи

Секретарь судебного заседания

Главный специалист

Ведущий специалист

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ Ведущая должность

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ Ведущая должность

Начальник службы

Начальник инспекции

Старшая должность

Старшая должность

Главный специалист

Ведущий специалист

Младшая должность

Младшая должность

Специалист I категории

Специалист II категории

Специалист

Перечень 4 должностей государственной гражданской службы Челябинской области, учреждаемых в администрации Губернатора Челябинской области

Перечень 4 должностей государственной гражданской службы Челябинской области, учреждаемых в администрации Губернатора Челябинской области

В редакции Закона Челябинской области от 05.04.2005 N 366-ЗО; НГР: ru74000200500097 РУКОВОДИТЕЛИ

(на определенный срок)

Высшая должность

Высшая должность

Руководитель администрации Губернатора

Первый заместитель руководителя администрации Губернатора

Заместитель руководителя администрации Губернатора

Главная должность

Главная должность

Начальник управления

Начальник центра

Ведущая должность

Ведущая должность

Заместитель начальника управления

Заместитель начальника центра

Руководитель канцелярии

Начальник отдела в составе управления, центра

ПОМОЩНИКИ (СОВЕТНИКИ)

ПОМОЩНИКИ (СОВЕТНИКИ)

(на определенный срок)

Высшая должность

Высшая должность

Руководитель секретариата Губернатора

Пресс-секретарь

Первый помощник Губернатора

Главная должность

Главная должность

Руководитель приемной Губернатора

Советник Губернатора

Помощник Губернатора

Ведущая должность

Ведущая должность

Старший референт Губернатора

Референт Губернатора

Консультант Губернатора

Секретарь приемной Губернатора

СПЕЦИАЛИСТЫ Ведущая должность

СПЕЦИАЛИСТЫ Ведущая должность

Заместитель начальника отдела в составе управления, центра

Консультант

Старшая должность

Старшая должность

Главный специалист

Ведущий специалист

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ Младшая должность

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ Младшая должность

Специалист I категории

Специалист II категории

Перечень 5 должностей государственной гражданской службы Челябинской области, учреждаемых в Контрольно-счетной палате Челябинской области РУКОВОДИТЕЛИ

Перечень 5 должностей государственной гражданской службы Челябинской области, учреждаемых в Контрольно-счетной палате Челябинской области РУКОВОДИТЕЛИ

(на определенный срок)

Высшая должность

Высшая должность

Аудитор

РУКОВОДИТЕЛИ

РУКОВОДИТЕЛИ

(без ограничения срока)

Главная должность

Главная должность

Начальник инспекции

Начальник отдела

ПОМОЩНИКИ (СОВЕТНИКИ) Главная должность

ПОМОЩНИКИ (СОВЕТНИКИ) Главная должность

Помощник председателя Контрольно-счетной палаты

СПЕЦИАЛИСТЫ Ведущая должность

СПЕЦИАЛИСТЫ Ведущая должность

Инспектор-ревизор

Консультант

Старшая должность

Старшая должность

Главный специалист

Ведущий специалист

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ Главная должность

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ Главная должность

Начальник отдела

Ведущая должность

Ведущая должность

Консультант

Старшая должность

Старшая должность

Главный специалист

Ведущий специалист

Младшая должность

Младшая должность

Специалист I категории

Специалист II категории

Перечень 6 должностей государственной гражданской службы Челябинской области, учреждаемых в избирательной комиссии Челябинской области СПЕЦИАЛИСТЫ Главная должность

Перечень 6 должностей государственной гражданской службы Челябинской области, учреждаемых в избирательной комиссии Челябинской области СПЕЦИАЛИСТЫ Главная должность

Начальник отдела

Ведущая должность

Ведущая должность

Консультант

Старшая должность

Старшая должность

Главный специалист

Специфика структуры должностей гражданской службы предполагает их распределение по различным категориям, группам и чипам в зависимости от служебных ролей (классов) в государственном управлении. В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (гл. 2) в системе государственного управления для гражданских служащих федерального и регионального уровней проводится деление, прежде всего, по категориям. Их в законе четыре: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Что они собой представляют?

Категория «руководители» — это должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения данного срока.

Категория «помощники (советники)» — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности руководителей государственных органов, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителей представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

Категория «специалисты» — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Категория «обеспечивающие специалисты» — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов, замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы всех категорий имеют много общих признаков: это первичные, низовые, неделимые структурные единицы управления для обеспечения и исполнения полномочий государственных органов, которые включаются в государственный штат.

Каковы гриппы должностей гражданской службы? Всего их пять:

  • o высшие должности гражданской службы;
  • o главные должности гражданской службы;
  • o ведущие должности гражданской службы;
  • o старшие должности гражданской службы;
  • o младшие должности гражданской службы.

Как соотносятся между собой категории и группы должностей гражданской службы?

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Специализация государственных должностей гражданской службы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей этих должностей и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов. И то и другое по совокупности объединяется понятием «квалификация». Термин «квалификация» (лат. quails — какой + facere — делать) обозначает определение чьей-либо пригодности для той или иной деятельности на основе наличия необходимых знаний, навыков и умений. Каковы квалификационные требования к должностям гражданской службы?

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят три требования: 1) по уровню профессионального образования; 2) стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности; 3) профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

В числе квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ — законом субъекта РФ.

Так, Указом Президента РФ от 27 сентября 2005 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» установлены следующие нормативы:

  • а) для высших должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;
  • б) для главных должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;
  • в) для ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;
  • г) для старших, младших должностей федеральной государственной гражданской службы — без предъявления требований к стажу.

Естественно, органам государственной власти субъектов Федерации следует установить такие же требования к стажу государственной гражданской службы и опыту работы по специальности по соответствующим государственным должностям государственной гражданской службы и в аппаратах органов государственной власти субъектов Федерации.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего. Они обеспечивают соответствие компетентности лица, претендующего на должность государственной гражданской службы, содержанию и объему полномочий по данной должности. Чем выше в организационной иерархии должность, тем выше объем квалификационных требований.

Уже говорилось о том, что государственная гражданская служба регулярно подвергается претензиям (а иногда и гонениям) со стороны вновь избранных политических руководителей и это наносит непоправимый ущерб государственному управлению страной. Принятые законы (2003 и 2004 гг.) формально вроде бы защищают гражданских служащих, но реально государственный аппарат не защищен от агрессивности политических руководителей. Представители нанимателя постоянно разбазаривают подготовленные квалифицированные кадры.

Вместе с тем гражданская служба только тогда приносит пользу обществу и людям, когда в основу ее деятельности кладется принцип стабильности, поскольку она составляет костяк, несущую конструкцию государственного управления. И потому, хотя бы в своей главной части, призвана работать на постоянной основе.

Па практике в трудовом законодательстве есть положение, что работники, в том числе и гражданские служащие, могут обратиться в суд с иском к руководителю в связи с необоснованным увольнением. Но добиться справедливого решения своего вопроса от суда — дело чрезвычайно сложное. Начальник через своих юристов выдвигает самые различные аргументы в поддержку принятого решения. Л гражданскому служащему без зарплаты (финансового обеспечения) приходится многие месяцы и даже годы обивать пороги судебных учреждений, что вынуждает его отказываться от своих претензий и ради обеспечения нужд семьи идти на какую-либо иную работу.

При анализе сложившихся и проектируемых аппаратов органов государственной власти относительно должностей гражданской службы надо учитывать еще один чрезвычайно важный вопрос — оптимальные пропорции численности этих должностей в аппаратах конкретных органов государственной власти. В зависимости от характера и напряженности управленческого процесса численность категорий и групп должностей гражданской службы будет регулярно меняться.

Чтобы преодолеть сложившийся перекос в пропорциях между государственными должностями государственной службы, Правительство РФ приняло постановление от 5 ноября 1995 г. № 1094, в котором устанавливался определенный лимит на численность должностей государственной службы в структурных подразделениях государственных органов. В частности, было определено, что в аппарате любого федерального министерства и ведомства численность старших должностей государственной службы не должна превышать 40% всей численности должностей государственной службы, а численность ведущих должностей государственной службы не должна превышать 10% всей численности должностей данного государственного учреждения.

Кроме того, в данном постановлении Правительства РФ была установлена минимальная численность должностей государственной службы в структурных подразделениях аппаратов федеральных министерств и ведомств, а также минимальная численность самостоятельных отделов в управлениях и департаментах. Так, в составе самостоятельного отдела должно быть не менее 10 должностей государственной службы, а в составе отдела, входящего в структуру управления (департамента), — не менее пяти должностей государственной службы. Соответственно в составе управления должно быть не менее 20 должностей государственной службы, а в составе департамента — не менее 35 должностей государственной службы. В структуру департамента и управления должны входить не менее трех отделов.

Очевидно, что эти лимиты никак не учитывали результаты научных разработок по данному вопросу. Если при определении штатов гражданских служащих руководствоваться научными нормами управляемости, то в составе отдела не может быть больше 5 7 человек, а в составе управления (департамента) — не больше 3-5 отделов (управлений). Причем все руководители подразделений гражданской службы помимо руководства своими подразделениями должны и сами выполнять определенные функции этого подразделения. К сожалению, научные рекомендации пока никак не учитываются в государственном строительстве.

Государственные должности гражданской службы приобретают легитимный характер только после включения их в соответствующие реестры. Что они собою представляют?

Реестр (лат. — перечень, список) есть перечень должностей гражданской службы, официально включенных в соответствующие нормативные документы. Реестры ведутся на электронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования. Всего должно быть три реестра: федеральный, региональный и сводный.

Реестр должностей федеральной гражданской службы включает должности федеральной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам и иным признакам, утверждается указом Президента РФ.

Реестр должностей гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей федеральной гражданской службы. Реально все субъекты РФ, кроме Чечни и Ингушетии, имеют такие реестры.

Сводный реестр должностей гражданской службы РФ образуется из реестра должностей федеральной гражданской службы и реестров должностей гражданской службы субъектов РФ. Порядок ведения Сводного реестра должностей гражданской службы РФ также утверждается указом Президента РФ. Однако пока работа по составлению Сводного реестра должностей гражданской службы не выполняется. Но данной работы, судя по всему, не избежать, и чем быстрее она будет начата, тем больше будет полезной отдачи от этого нормативного документа.

Больше всего принималось федеральных реестров. Первый был принят Указом Президента РФ 22 декабря 1993 г., а последний — введен Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574. Последний реестр — самый объемный и обстоятельный нормативный документ подобного рода. В нем подчеркивается, что должности федеральной государственной гражданской службы, учреждаемые федеральными законами и указами Президента РФ, подлежат включению в данный реестр. Установлено, что наименования должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральных государственных органах (или их аппаратах) должны соответствовать наименованиям должностей, включенных в федеральный реестр.

В этом подзаконном акте говорится, что, наряду с прочим, допускается и двойное наименование должности федеральной государственной гражданской службы. Например, заместитель руководителя государственного органа может быть руководителем структурного подразделения этого органа; заместитель руководителя структурного подразделения государственного органа может быть руководителем подразделения в структурном подразделении этого органа; заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти может стать статс-секретарем этого органа и т.д.

В тех случаях, когда федеральным законом предусмотрено наименование должности федеральной государственной гражданской службы в сочетании с наименованием другой должности (должностными обязанностями или функциями), такое сочетание следует считать наименованием должности, установленным реестром.

Реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ утверждаются законодательными или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений федерального закона и Указа I [резидента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574.

Должности государственной службы подразделяются на:

  • должности федеральной государственной гражданской службы;
  • должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
  • воинские должности;
  • должности правоохранительной службы.

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Соответственно, федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Государственный гражданский служащий является представителем государственной власти, призванной обеспечивать порядок в обществе и структурировать протекающие в нем процессы.

Его основная функция — это управление различными принадлежащими государству ресурсами, общественными процессами, реализация законодательных актов.

Суть труда — это не создание товаров или услуг, а обеспечение в обществе оптимальных условий для их производства и справедливого распределения.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

· федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы);

· законность;

· приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

· равный доступ граждан к государственной службе;

· единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

· взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

· открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

· профессионализм и компетентность государственных служащих;

· защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Категории:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Сегодня от профессионализма, компетентности и образованности государственных служащих во многом зависит то, каким быть стране в самом ближайшем будущем.

Иногда их по праву называют чиновниками. И это правильно, потому что это люди наделенные чином. В императорской России чиновниками называли служащих, занятых в структурах власти и управления, особенно в высшем эшелоне, и имевших определенный чин. С ликвидацией Табели о рангах класс чиновников был ликвидирован; лица, занятые в сфере государственного управления, стали называться государственными служащими. В XXI веке Российская Федерация вернулась к использованию чиновничьих рангов: Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» 2003г. регулирует присвоение не только дипломатических рангов и воинских званий, но классных чинов. На сегодняшний день высшим классным чином является «Действительный государственный советник» (юстиции, таможенной службы, либо просто «Российской Федерации» в зависимости от ведомства).

Сегодня государственные и муниципальные служащие в силу уникальности своего положения должны быть специалистами во многих областях. Это и управление, и экономика, и право, и политика, и психология, и даже информационные технологии.

Образование: чаще всего госслужащими становятся люди, имеющие юридическое или экономическое образование. Сейчас в ВУЗах идет обучение по специальности «Государственное и муниципальное управление». В любом случае, эти специалисты должны иметь основательную юридическую подготовку и прекрасно знать действующее законодательство, ориентироваться в экономике, социологии и политологии.

Место работы и карьера: большинство госслужащих трудятся в федеральных и региональных органах власти: различных комитетах, администрациях, министерствах и т. д.