Дополнительные требования к участникам закупки

Единые требования к участникам закупки. Мнение специалиста

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам, которые из года в год меняются в связи с выходом поправок к статье 31 Федерального закона 44-ФЗ.

Соответственно меняется и форма декларации соответствия единым требованиям, которую участник должен представить во второй части заявки.

Остановимся на этой декларации подробнее. Ведь если отклонение по первой части (как правило из-за несоответствия Рекомендованной формы 2 требованиям заказчика) просто не позволяет участнику принять участие в процедуре, то отклонение по второй чревато более неприятными последствиями.

Допущенный после рассмотрения первой части заявок участник может даже выиграть аукцион, но его результат будет аннулирован, а победа – присвоена другому участнику, сделавшему ближайшее по цене предложение к предложению победителя.

Но это еще не самое страшное. В соответствии с частью 25 статьи 44 Федерального закона 44-ФЗ при отклонении по вторым частям трех заявок на одной ЭТП в течение квартала обеспечение третьей заявки удерживается площадкой и спустя месяц перечисляется в бюджет РФ. Если НМЦК «штрафной» процедуры составляет порядка 100 млн. рублей, а обеспечение заявки – порядка 5 млн. руб., безвозвратная потеря такой суммы не обрадует участника.

Пример не включения в комплект документации одобрения крупной сделки

Неопытный специалист по торгам не включил в комплект документации одобрение крупной сделки при подаче двух заявок на ЭТП «Сбербанк-АСТ».

Директор по совету эксперта принял следующие меры.

Подача заявок на «опасную» ЭТП была приостановлена. На площадке Сбербанк ЭСТ был найден «копеечный» аукцион на поставку бумаги с обеспечением заявки 700 руб.

Во вторую часть заявки умышленно не были заложены требуемые законом документы. Заявка была отклонена по второй части, ЭТП удержала 700 руб., «штрафной отсчет» прекратился, и подача заявок на ЭТП «Сбербанк-АСТ» была возобновлена в полном объеме.

Пример с ошибкой в декларации соответствия ст. 31

В декларации о соответствии единым требованиям участник указал, что у генерального директора и главного бухгалтера отсутствует судимость за экономические преступления, не конкретизируя статьи УК РФ (289, 290, 291, 291.1) как того требует статья 31 закона 44-ФЗ.

Заказчик отклонил заявку по второй части за непредоставление информации об отсутствии судимости у генерального директора или главного бухгалтера по конкретным статьям. Обжалование в ФАСе отклонения ни к чему не привело – действия заказчика были признаны правильными.

Пример с просроченным Решением о назначении директора

Участник (ООО) представил во второй части заявки Решение о назначении генерального директора датированное январем 2017 года. Согласно Устава данного ООО срок полномочий генерального директора устанавливался равным 3-м годам.

Устав был утвержден в начале 2013 года.

Заказчик отклонил заявку по второй части, мотивировав свое действие тем, что истек срок полномочий генерального директора. Генеральный директор принял решение не обжаловать отклонение ввиду бесперспективности.

Примеры, приведенные выше, демонстрируют необходимость крайне внимательного отношения к комплектованию вторых частей заявок. Ведь отклонение заявки по второй части вдвойне обидно: безупречно заполнив Рекомендованную форму 2, будучи допущенным к аукциону и даже выиграв его, участник внезапно «снимается с дистанции» заказчиком на самом финише.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗАЯВКИ ПО 44-ФЗ

Вторые части заявок на аукцион по 44-ФЗ, т.е. на участие в электронном аукционе содержат сведения об участнике размещения заказа, учредительные документы, лицензии, свидетельства. Рассмотрение вторых частей заявок на аукцион по 44-ФЗ проходит после проведения аукциона. Отклонение по вторым частям превращает победителя в проигравшего.

Вторая часть заявки на участие аукционе в электронной форме по 44-ФЗ часто недооценивается поставщиками. Основное внимание участники уделяют первой части заявки.

Однако, отклонение по вторым частям заявок 44-ФЗ происходит слишком часто и нежданно.

Вторые части заявок необходимо оформлять с учетом последних поправок в 44-ФЗ и всегда иметь под рукой образцы и новые бланки документов.

Сведения, включаемые во вторые части заявок на аукцион по 44-ФЗ

Наименование

Место нахождения

Юридический адрес

Контактный телефон

ИНН учредителей

ИНН руководителя

ИНН членов коллегиального исполнительного органа

Для индивидуального предпринимателя или физического лица:

Фамилия, имя, отчество

Паспортные данные

Место жительства

Контактный телефон

ИНН

Документы, включаемые во вторые части заявок по-ФЗ, на аукцион.

Соответствие участника аукциона требованиям закона к поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг (лицензии, СРО и т.п.)

Декларация о соответствии требованиям к участнику закупки по 44-ФЗ:

Непроведение ликвидации, процедуры банкротства

Приостановление деятельности на дату подачи заявки

Недоимка по налогам и сборам, задолженность по платежам в бюджет в размере более 25% от балансовой стоимости активов

Отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, дачу взятки у руководителя, главного бухгалтера, членов коллегиального органа

Непривлечение юридического лица к административной ответственности в течение 2 лет по ст. 19.28 КоАП

Не имеет конфликта интересов с заказчиком

Не является офшорной компанией

Документы о соответствии товаров, работ, услуг требованиям законодательства и документации аукциона

Решение об одобрении крупной сделки (не прикладывается, если рамочное решение прикрепленное при аккредитации на площадке действует и не ниже начальной цены аукциона)

Документы, подтверждающие получение преимуществ для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций-инвалидов

Документы о соответствии условиям, запретам и ограничениям товаров, работ, услуг применению национального режима

Декларация о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства (если аукцион для СМП)

Дополнительные требования к документам на аукцион по 44 ФЗ

При закупках сложных, инновационных и технологичных товаров, работ, услуг устанавливаются дополнительные требования к участникам аукциона.

Соответствие дополнительным требованиям подтверждается документами в составе второй части заявки аукциона по 44-ФЗ по работам и услугам:

Сохранение объектов культурного наследия, реставрация музейных фондов, документов

Специализированные строительные работы от 10 миллионов рублей

Строительство, ремонт, реконструкция особо опасных, сложных, уникальных объектов стоимостью от 150 млн. рублей для государственных и от 50 млн. рублей для муниципальных нужд

Услуги общественного питания или поставки продуктов для образовательных, социальных, медицинских организаций от 500 тыс. рублей

Специализированные транспортные услуги (речные, морские, ж/д перевозки)

Работы по определению кадастровой стоимости

Услуги по отдыху и оздоровлению детей

Сооружение объектов использования атомной энергии, работа с ядерными материалами

Проведение технологического и ценового аудита крупных инвестпроектов с госучастием

Дополнительные требования отражены в 31 статье 44-ФЗ и Постановлении Правительства №99 об установлении дополнительных требований к участникам закупок по 44-ФЗ

Перечень дополнительных требований на аукцион по 44 ФЗ

финансовые ресурсы

наличие в собственности или на законном основании: недвижимости, оборудования, транспорта, техники

опыт работы по предмету контракта не менее 20% от начальной цены (с учетом правопреемства)

доказательства деловой репутации

необходимое количество специалистов

соответствие работников уровню квалификации

Вторые части заявок электронного аукциона должны содержать документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям:

Копия контракта, акта выполненных работ, разрешения на ввод в эксплуатацию объекта

Выписка из реестра прав на недвижимое имущество до 90 дней, копия договора аренды от 2-х лет с регистрацией

Перечень оборудования в собственности, аренде, лизинге, копии инвентарных карточек учета объектов

Требование иных документов в составе первой и второй частей заявки электронного аукциона по 44-ФЗ не допускается.

ПРОТОКОЛ

По итогам рассмотрения вторых частей заявок размещается протокол подведения итогов электронного аукциона. Компании-победителю направляется проект контракта в электронном виде. Через 5 дней заказчик направляет победителю проект государственного контракта.

Если компанию отклонили по второй части заявки 44-ФЗ — изучите основания отклонения и какие пункты 44-ФЗ и положения документации были нарушены.

ЗАПРОС

Если четких причин отклонения по вторым частям заявок на аукцион по 44 ФЗ заказчик не указал — подайте запрос разъяснений. В случае обоснованности отклонения — признайте свою ошибку, сделайте выводы и двигайтесь дальше.

ЖАЛОБА В ФАС

Если же вы выиграли аукцион, а отклонение по вторым частям надуманное — как можно быстрее подайте жалобу в ФАС, чтобы заказчик не успел подписать контракт с новым «победителем».

Главная → Статьи → Когда нужны дополнительные требования при проведении электронного аукциона?

Заказчик провел электронный аукцион по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) на строительно-монтажные работы на сумму более 10 млн. рублей (работы строительные по прокладке местных линий электропередачи – код ОКПД 42.22.22 и прочее) без предъявления дополнительных требований, указанных в приложениях к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, посчитав, что такие требования не относятся к электронным аукционам, так как ст. 31 Закона № 44-ФЗ говорит только об аукционах. Однако ФАС настаивает, что по ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан был установить эти дополнительные требования и при проведении электронного аукциона.
Должен ли был заказчик в приведенной ситуации при проведении электронного аукциона на строительно-монтажные работы устанавливать дополнительные требования к участникам в соответствии со ст. 31 Закона № 44-ФЗ?

В отношении определенных категорий закупок, помимо единых требований к участникам закупки, предусмотренных ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ), Правительством РФ могут быть установлены дополнительные требования (ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

В случае установления Правительством РФ дополнительных требований к участникам закупок заказчики обязаны устанавливать такие дополнительные требования при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в извещении о проведении закупки и документации о закупке (ч.ч. 4, 5 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, смотрите также п. 8 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом ВС РФ 28.06.2017)).

Согласно ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. Это могут быть требования в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В настоящее время действуют только дополнительные требования, установленные приложением № 1 и приложением № 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление № 99).

Дополнительные требования, предусмотренные приложением 1 к Постановлению № 99, устанавливаются для случаев проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Дополнительные требования, предусмотренные приложением 2 к Постановлению № 99, установлены только в отношении участников конкурса с ограниченным участием для участия в закупках, предусмотренных ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ.

В этой связи следует иметь в виду, что первое предложение ч. 2.1 ст. 56 Закона № 44-ФЗ устанавливает возможность осуществления закупок товаров, работ, услуг, указанных в ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ, не только путем проведения конкурса с ограниченным участием, но и путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее – контрагент). Второе же предложение ч. 2.1 ст. 56 Закона № 44-ФЗ буквально говорит, что «к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием”. Приведенная формулировка представляется нам не вполне корректной, поскольку упомянутые нормы не предусматривают категорий закупок, которые должны осуществляться только путем проведения конкурса с ограниченным участием. В правоприменительной практике эта формулировка понимается как указывающая на то, что при закупке товаров, работ, услуг, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только контрагенты, имеющие необходимый уровень квалификации, способами, иными, чем конкурс с ограниченным участием, не должны применяться дополнительные требования, установленные только для этого способа приложением 2 к Постановлению № 99 (письмо Минэкономразвития России от 10.04.2015 № Д28и-992, письмо Минфина России от 19 июня 2017 г. № 24-01-09/38132).

В отношении же указанных в п. 1 ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ объектов закупки для случаев проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (сюда относятся и упомянутые в вопросе работы) дополнительные требования установлены приложением 1 к Постановлению № 99. В силу ч. 2.1 ст. 56 Закона № 44-ФЗ соответствующие закупки могут осуществляться и путем проведения электронных аукционов. При этом последнее предложение указанной части на закупки, требования к которым установлены приложением 1 к Постановлению № 99, не распространяется. Следовательно, нет оснований не применять указанные дополнительные требования при осуществлении соответствующей закупки путем проведения электронного аукциона (смотрите также письмо ФАС России и Минэкономразвития России от 28.08.2015 №№ 23275-ЕЕ/Д28и, АЦ/45739/15, письмо Минэкономразвития России от 11.07.2016 № Д28и-1754, письма Минэкономразвития России от 24.06.2015 № Д28и-1843, от 27.05.2015 № Д28и-1361, письмо Минэкономразвития России от 21 апреля 2017 г. № Д28и-1716, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 мая 2016 г. № Ф01-1587/16 по делу № А38-4478/2015, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 мая 2016 г. № Ф01-1589/16 по делу № А38-4479/2015, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2017 г. № 15АП-6180/17, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2016 г. № 01АП-8303/15, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2016 г. № 01АП-8302/15, письмо Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 15 марта 2017 г. №№ 6598-ЕЕ/Д28и, РП/16119/17, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 30 августа 2017 г. № 03-10.1/236-2017, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 июля 2017 г. № 1019). Иными словами, в ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ обязанность устанавливать дополнительные требования обусловлена не используемым способом закупки, а категорией приобретаемого товара (работы, услуги): она возникает при закупке объектов, которые Закон № 44-ФЗ позволяет закупать с использованием процедур, упомянутых в этой части. Таким образом, несмотря на то, что в ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ не упоминаются электронные аукционы в случае, если закупка указанных в вопросе работ осуществлялась путем проведения электронного аукциона, в извещении и документации об электронном аукционе заказчиком должны были быть установлены дополнительные требования, предусмотренные п. 2 приложения 1 к Постановлению № 99.

Ответ подготовил: Каменщиков Александр, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Аккредитация участников закупок в ЕИС.

Оператор электронной площадки должен будет включить их в реестр в течение 5 рабочих дней со дня получения.

Подавать заявки на участие в закупках с установленными дополнительными требованиями к участникам закупок смогут только те поставщики, которые разместили в реестре свои сведения. При этом данные из реестра будут направляться оператором электронной площадки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, а при отсутствии документов в реестре, заявка отклоняется.

Перед участием в таких закупках участникам необходимо подгрузить на электронную площадку документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям. Перечень документов определяет Правительство РФ (постановление № 99 от 04.02.2015г. в ред. от 21.03.2019г.).