Основания для составления решения единственного акционера
Согласно ст. 10 ФЗ «Об акционерных обществах», АО могут быть основаны одним учредителем. В качестве единственного акционера могут выступать как физические, так и юридические лица. Не могут стать единственными учредителями государственные органы, органы местного самоуправления, а также другие общества, состоящие из одного лица (абз. 2 п. 2 ст. 10 Закона об АО).
В соответствии с п. 3 ст. 47 Закона об АО, если все голосующие акции принадлежат единственному акционеру ОАО или ЗАО (теперь – ПАО, НПАО), то решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (ОСА), принимаются им единолично. В ст. 48 Закона АО дан перечень всех вопросов, которые могут рассматриваться на ОСА и единственным акционером.
Решения, относящиеся к компетенции единственного акционера, должны быть письменно оформлены. Такие решения, согласно ст. 47 Закона об АО, делятся на годовые и внеочередные. Годовые должны приниматься в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года (абз. 3 п. 1 ст. 47 Закона об АО). Следует отметить, что Законом об АО строго определены вопросы, по которым должны приниматься годовые решения (например: утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской отчетности, утверждение аудитора и т.д.).
Внеочередные решения можно принимать в любые сроки и по любым вопросам, относящимся к компетенции единственного акционера.
Содержание решения единственного акционера: образец 2020 года
Закон об АО не предъявляет никаких требований к форме и содержанию этого документа. Представленный образец решения единственного акционера общества содержит следующую информацию:
- сведения о дате и месте составления;
- данные о единственном акционере;
- формулировки принятых решений.
Документ подписывается единственным учредителем, а если он является юридическим лицом, то удостоверяется печатью.
Решения единственного акционера (ПАО, НПАО, ЗАО) подлежат обязательному хранению по месту нахождения исполнительного органа общества (п. 2 ст. 89 Закона об АО).
С этим шаблоном часто используют:
- Устав компании (ОАО)
- Устав ЗАО
- Решение ОАО
- Протокол одобрения крупной сделки АО
- Решение единственного акционера в 2020 году
Популярные документы и процедуры:
- Счет на оплату
- Образец докладной записки
- Договор купли продажи квартиры
- Договор займа между физ лицами
- Алименты
Может ли единственный акционер АО выполнять функции председателя совета директоров?
Вопрос:
Может ли единственный акционер АО выполнять функции председателя совета директоров?
Ответ:
Председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества избирается членами совета директоров (наблюдательного совета) общества из их числа большинством голосов от общего числа членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не предусмотрено уставом общества (п.1ст. 67 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 07.04.2020) «Об акционерных обществах»).
В соответствии со ст. 66 Закона об АО члены совета директоров избираются на общем собрании акционеров с проведением кумулятивного голосования (п. 4 ст. 66). Избранными в состав совета директоров общества считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.
Положения Закона «Об акционерных обществах», касающиеся порядка проведения общего собрания акционеров, не распространяются на акционерные общества, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру (п.3 ст. 47 Закона «Об акционерных обществах»). Только одно требование законодателя применимо в данной ситуации — это требование о сроках проведения собрания. При этом единственный акционер единолично принимает решения, которые обычно принимаются общим собранием акционеров.
Из указанного следует, что прямо законом об АО предусмотрена возможность исполнения единственным акционером полномочий общего собрания акционеров.
При этом избрание председателя совета директоров относится к компетенции членов совета директоров.
Кроме того, необходимо учитывать, что количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее чем пять членов (п. 3 ст. 66, Закона об АО).
При этом в случае отсутствия председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества его функции осуществляет один из членов совета директоров (наблюдательного совета) общества по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 3 ст. 67 Закона об АО).
Если иное не предусмотрено уставом общества, председатель совета может быть переизбран в любое время (п.1 ст. 66 Закона об АО).
Таким образом, единственный акционер АО не вправе выполнять полномочия председателя совета директоров, так как избрание председателя относится к компетенции коллегиального органа, состав которого не может быть менее 5 членов. Такое полномочие единственный акционер вправе выполнять только в случае избрания его в качестве председателя из числа членов совета директоров.
Ответ подготовил эксперт-юрист сектора «Горячая линия» «Альвенты» Оксана Михеева, с использованием системы КонсультантПлюс.
Информация актуальна на 26.06.2020.
Ответ подготовлен на основе следующих документов из системы КонсультантПлюс:
- Ст. 67, Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 07.04.2020) «Об акционерных обществах» {КонсультантПлюс}
Подобрать комплект КонсультантПлюс вы можете на нашем сайте.
На практике возникли вопросы: каким документом оформляется назначение / избрание единоличного исполнительного органа акционерного общества, 100% акций которого принадлежит другому акционерному обществу? Как подтвердить перед контрагентами свои полномочия генеральному директору компании? Каким образом кредиторы, должники, контрагенты и партнеры организации могут убедиться в том, что лицо, именующее себя генеральным директором, действительно является таковым?
Нередко решение о назначении генерального директора (директора, председателя правления) хозяйственного общества, состоящего из одного лица (one man company), фиксируется протоколом общего собрания акционеров дочернего общества. Для примера приведем судебную практику.
Судебно-арбитражная практика
В подтверждение своих полномочий лицо, назначенное генеральным директором одной из многочисленных 100% «дочек» крупной промышленной корпорации, представило копию документа, названного «Протокол внеочередного общего собрания акционеров (решение единственного акционера)». Из копии следует, что председатель собрания акционеров, на основании доверенности представляющий интересы единственного акционера, принял решение об избрании директора общества. В доверенности же указано, что поверенный обладает полномочиями от имени компании участвовать в общих собраниях акционеров и представлять интересы компании в дочернем обществе по всем вопросам, голосовать в соответствии с принадлежащими материнской компании как акционеру дочернего общества правами, а также подписывать все документы, связанные с исполнением данных полномочий (постановление Арбитражного суда Самарской области № А 55–1270706–18, районного суда г. Тольятти № 2–5556/2006).
Зачем нужна информация о назначении директора?
Далеко не всегда организации, обращающиеся к нам с деловыми предложениями, просьбами о заключении договоров, письмами и т.п., имеют обыкновение подтверждать полномочия своих руководителей копиями документов об их назначении / избрании, предоставлять копии уставов компаний, в которых они работают, либо организаций, назначивших их на должность в дочерних обществах. Как быть контрагенту организации, в которой появился новый, ранее неизвестный генеральный директор?
Следует отметить, что люди, чьей профессией является руководство имущественными комплексами, трудовыми коллективами, организациями, как правило, хорошо знают друг друга, если проживают в одной местности или работают в одной отрасли экономики (электроэнергетика, строительство, добыча угля, финансы и т.п.). Нередко их помимо рабочих отношений связывают и отношения личные, в которых не принято вводить в заблуждение. Поэтому, когда в такой профессиональной среде появляется новый человек, топ-менеджеры банков, промышленных корпораций, а также руководители региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления стараются получить информацию о том, является ли новый директор в действительности лицом, принимающим финансовые и производственные решения, обладает ли он возможностями по приему на работу и увольнению работников, прислушиваются ли к его мнению в вышестоящих органах промышленной корпорации (совет директоров, материнская компания), исполняют ли его пожелания, приказы и рекомендации формально подчиненные ему работники.
Такое «любопытство» вполне оправдано. Ведь нередко на должность генерального директора совет директоров или материнская организация назначает человека, вообще не имеющего представления о производстве и финансовых операциях. Такой «директор» получает рабочее место в секретариате или канцелярии, а может быть, и в приемной председателя совета директоров или лица, определенного собственником в качестве «смотрящего» за бизнесом, регулярно бывает на работе и просто подписывает все документы (договоры, приказы, платежные поручения, векселя, доверенности) по указанию представителя собственника, формально работающего рядовым менеджером или вообще не работающего в «опекаемой» им корпорации.
Одним из внешних признаков, позволяющих судить о том, будет ли вновь назначенный директор действительно руководителем или же его роль сводится к тому, чтобы «руками водить», является соблюдение надлежащей процедуры образования единоличного исполнительного органа.
Как проверить процедуру назначения руководителя?
Документы о назначении руководителя, а также устав коммерческой организации можно получить в налоговых органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц. Если хозяйственная организация, легитимность назначения руководителя которой проверяется заинтересованными лицами, является 100% дочерним обществом, то необходим устав не только самой организации, но и устав материнской компании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о компании, в том числе фамилия, имя, отчество должность лица, имеющего право без доверенности действовать от ее имени, а также его паспортные данные и т.д. Здесь же, в регистрационном деле организации, хранятся подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица. Поскольку государственной регистрации подлежит не только само юридическое лицо, но и изменение сведений о нем, в том числе и изменение сведений о его генеральном директоре, то запись о новом руководителе вносится в госреестр на основании соответствующих документов.
В действующем законодательстве зафиксирован принцип открытости и общедоступности сведений и документов, содержащихся в госреестрах, за исключением сведений о банковских счетах, паспортных данных индивидуальных предпринимателей, но это ограничение не распространяется на указанные сведения, содержащиеся в учредительных документах, и сведений о месте жительства предпринимателей (п. 1 ст. 6 закона № 129-ФЗ).
Таким образом, если у вас есть какие-то сомнения относительно подлинности полномочий определенного лица интересующей вас компании, то вы вправе получить в налоговой инспекции сведения о ней, а также копии документов, на основании которых вносятся записи в государственный реестр, за исключением паспортных данных индивидуальных предпринимателей (сведений о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность), сведений о банковских счетах организаций и предпринимателей). Документы о назначении генеральных директоров организаций являются открытыми и общедоступными.
Получается, что достаточно сравнить положения закона об акционерных обществах, устав дочернего акционерного общества и устав материнской компании с решением о назначении генерального директора, и мы можем установить, была ли соблюдена процедура образования единоличного исполнительного органа. Однако на практике не все так просто, как это следует из закона.
Получение копий документов организации
Итак, любое заинтересованное лицо вправе получить в налоговом органе, осуществляющем государственную регистрацию коммерческих организаций, копии документов из регистрационных дел юридического лица.
Весной 2005 года одна из промышленных корпораций — крупнейший потребитель электроэнергии и налогоплательщик одного из субъектов Федерации — обратилось в налоговый орган с заявлением о предоставлении копии разделительного баланса ОАО «Ростовэнерго» (см. Пример 1). В судебном разбирательстве требовалось установить, предъявлен ли иск к надлежащему ответчику, является ли ответчик тем лицом, к которому можно предъявлять требования об исполнении в натуре обязательств по бесперебойному и надежному обеспечению электроэнергией, или же права и обязанности по договору об оказании услуг по передаче электроэнергии перешли к другому лицу.
В Москве все коммерческие организации регистрируются в Межрайонной налоговой инспекции ФНС РФ № 46. Именно этот орган ведет государственный реестр столичных предприятий. Оформить заявление можно следующим образом (см. Пример 2).
Как правило, для получения копий документов из регистрационных дел необходимо подавать заявление для получения отдельной копии. В Москве, например, не следует в одном заявлении просить одновременно о выдаче копии устава юридического лица и о предоставлении сведений из государственного реестра в виде выписки о юридическом лице. Действует принцип: один документ — одно заявление. Такое требование не зафиксировано в законодательстве и нормативных правовых актах о государственной регистрации юридических лиц, но, тем не менее, предъявляется сотрудниками налогового органа исходя, вероятно, из соображений удобства ведения делопроизводства.
Предоставление каждого отдельного документа следует также оплачивать отдельным платежным поручением. Несоблюдение этих требований может привести к тому, что заявление в налоговой инспекции просто не примут. В заявлении необходимо указывать основной государственный регистрационный номер юридического лица. Говорят (хотя это и не доказано), что при налоговой инспекции, осуществляющей государственную регистрацию юридических лиц в городе Москве, существует «бюро добрых услуг», сотрудники которого за незначительную плату могут предоставить информацию об основном государственном регистрационном номере. Кроме того, рассказывают, что если выписка из ЕГРЮЛ предоставляется любому обратившемуся лицу, указавшему в заявлении основной государственный регистрационный номер юридического лица, то копии документов из регистрационного дела может получить только юридическое лицо,
в отношении которого ведется дело. У многих на устах душещипательная история об участнике коммерческой организации, которому не были выданы копии документов из регистрационного дела принадлежащего ему юридического лица. В иных городах подобной практики не зафиксировано. Документы действительно предоставляются любому заинтересованному лицу, обратившемуся в налоговую инспекцию. При этом указание на основной государственный регистрационный номер в заявлении не обязательно, достаточно лишь поименовать в заявлении какой-либо идентифицирующий признак юридического лица, например, фирменное наименование (см. Пример 3).
В заключение следует сказать, что если руководитель организации лично не обращается в налоговую инспекцию, регистрирующую юридические лица, за интересующими его документами, то представитель организации должен иметь два экземпляра доверенности. Один экземпляр доверенности он подает вместе с заявлением о предоставлении копии документа из регистрационного дела юридического лица и платежным поручением, а другой экземпляр он отдает сотруднику налогового органа вместе с распиской.