Если НДФЛ уплачен позже срока

В силу самых разных причин налоговые агенты нередко перечисляют НДФЛ в бюджет позже установленного срока. Согласно действующим нормам кроме пени в этом случае налоговики начисляли еще
и штраф за несвоевременный НДФЛ – 20 % от неперечисленной суммы, – что выливалось в весьма ощутимые потери налогового агента. Но с 2019 года ситуация изменится – штрафа можно будет избежать. Подробности – в нашем материале.

Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.

Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03‑02‑08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие‑либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03‑02‑07/1-253).

В Письме от 15.03.2018 № 03‑04‑05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО
не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305‑КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен свое-
временно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.

Последняя инстанция – Конституционный суд.

Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевре-
менному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305‑КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.

Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6‑П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик
освобождается от ответственности в случаях:

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
  • представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:

  • налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;
  • отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во‑первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во‑вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15‑108‑1542).

Штрафа можно избежать: условия установлены.

В целях реализации Постановления КС РФ № 6‑П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546‑ФЗ. Начало действия документа – 28.01.2019.

Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

  • налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;
  • в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;
  • налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

  • отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6‑НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;
  • сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;
  • пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03‑02‑07/1-253).

«О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, №2, 2019 год

Статья

Положения по закону Налог на доходы физических лиц должен быть внесен в определенные статьей 226 НК РФ сроки. Если дата пропускается, то ФНС имеет право оштрафовать нарушителя.

Внимание

Размер санкций составит 20% от суммы платежа. Это правило касается всех налогоплательщиков. К налоговым агентам применяются более серьезные наказания.

Их по закону можно привлечь к ответственности даже в рамках уголовного законодательства. Статья 226. Особенности исчисления налога налоговыми агентами Сроки для уплаты для работодателей прописываются в статье 226 НК РФ. При этом ориентироваться на нормы 227 и 228 статьи им не нужно. Статья 227. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету Взыскание штрафа может производиться инспекцией в двух случаях. В первом штраф применяется при отсутствии удержания налог из средств, которые перечислены сотруднику.

Удержали налог, но забыли уплатить: как заполнить 6 ндфл в таких случаях

Не облагаются налогом:

  • Алименты;
  • декретные пособия;
  • выходное пособие при увольнении в связи сокращением, соглашению сторон или в связи с выходом на пенсию;
  • средства из чистой прибыли работодателя, ушедшие на оплату медицинских услуг для сотрудника или его близких родственников;
  • подарки, стоимостью менее 4000 руб.;
  • компенсация стоимости путевок и другие выплаты (ст. 215, 217 НК РФ).

Лица, имеющие налоговые вычеты, освобождаются от уплаты налога на их величину. При этом право на льготу должно быть подтверждено документально. Авансы по НДФЛ, оплаченные иностранцами, при получении патента также учитываются.

Повторно налог с таких работников не удерживается. Особенности заполнения отчета при получении сотрудником подарка Как уже говорилось ранее, подарки стоимостью менее 4000 рублей НДФЛ не облагаются и могут не указываться в форме.

Штраф за неуплату НДФЛ самим налогоплательщиком

Налогоплательщики – физические лица, которые не являются ИП, должны самостоятельно уплачивать НДФЛ с определенных видов доходов, например, полученных при продаже имущества (пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ). Физлица, которые являются ИП, в течение года должны уплачивать авансовые платежи, а по окончании года также уплатить сумму налога (п. 6, 8 ст. 227 НК РФ).

За неуплату или неполную уплату налога, возникшую в результате занижения налоговой базы, на физлицо может быть наложен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога или 40% при совершении деяния умышленно (п. 1, 3 ст. 122 НК РФ). Занижение базы может возникнуть, например, если вы покажете в декларации по НДФЛ вычеты, которые на самом деле не имели права применять. Или задекларируете доход в меньшей сумме.

А вот штрафа за несвоевременную уплату НДФЛ не будет (п. 19 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57). Хотя пени по НДФЛ за просрочку начислят (ст. 75 НК РФ).

Также нельзя наложить штраф на ИП за неуплату авансовых платежей. При этом пени по НДФЛ за несвоевременную уплату авансов налоговики начислят (п. 3 ст. 58 НК РФ).

См. Калькулятор пеней по налогам и страховым взносам

Налоговая не оштрафует за просрочку по ндфл, если вовремя исправиться

Порядок перечисления НДФЛ в бюджет изменился с 2016 года в связи с принятым Федеральным законом № 113-ФЗ от 2 мая 2015 года, который внес поправки в статью 226 НК РФ.

До этого времени платить подоходный налог в бюджет нужно было по общему принципу:

  • не позднее даты непосредственной выдачи денежных средств физическому лицу;
  • не позднее следующего дня после даты фактического получения доходов, если они были выплачены в натуральной форме.

Ранее налог, удержанный с отпускных или больничных, считался частью зарплаты со всеми вытекающими последствиями. То есть налоговые агенты были обязаны перечислять в бюджет суммы налога, удержанные с отпускных налогоплательщиков, при каждой выплате (письма ФНС России от 13 июня 2012 года № ЕД-4-3/9698@ и Минфина России от 6 июня 2012 года № 03-04-08/8-139).

Внесенные изменения связаны с особенностью оплаты отпускных. Срок уплаты НДФЛ с отпускных в 2018 году больше не зависит от даты их выдачи налогоплательщику. Новая норма отражена в п. 6 статьи 226 НК РФ.

В строке 070 годового расчета компания показала НДФЛ с декабрьской зарплаты Компания удержала налог уже после окончания года, поэтому показывать налог как удержанный в строке 070 годового расчета не нужно Ошибка не повлияла на уплату НДФЛ, не создала неблагоприятных последствий для бюджета и не нарушила права физлиц.

Инспекторы не вправе предъявить штраф Таблица 2. Когда инспекторы выпишут штрафы за ошибки в 6-НДФЛ Ситуация Почему это опасно Как правильно Компания записала в строку 020 необлагаемый доход. Например, декретное пособие Налоговики решат, что компания рассчитала и удержала НДФЛ не со всех облагаемых доходов Необлагаемые выплаты из статьи 217Налогового кодекса РФ в расчет не включайте.

Начисляется ли на отпускные НДФЛ и перечисляется ли в бюджет не позднее следующего за выплатой дохода дня

Кстати, выплата отпускных тоже имеет свои особенности. Поэтому иногда бухгалтеры путаются, в какой срок они должны перечислить НДФЛ с отпускных за определенный месяц.

Представим ситуацию, что первым днем отпуска у сотрудника является 1 июня 2018 года, пятница. Следовательно, отпускные он должен получить не позднее 29 мая 2018 года, иначе работодателю грозит штраф от Государственной инспекции труда за нарушение трудового законодательства.

Получается, что отпускные за июнь сотрудник получил в мае, а работодатель должен перечислить налог в последний день месяца выплаты — 31 мая, иначе его так же ждет штраф, только уже от ФНС — за несвоевременное перечисление НДФЛ с отпускных.