Федеральный гражданский служащий

Мы объединяем их всех общим словом «чиновники», и чаще всего общественное мнение наделяет их незаслуженно большими доходами. А уж слово «бюрократ» в нашей традиции имеет резко негативную окраску. Хотя на самом деле образ госслужащего далек от устойчивого представления о нем.

Средняя заработная плата: 35000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 71% Оплачиваемость 58% Конкуренция 50% Входной барьер 50% Перспективы 35%

Государственный служащий – это профессионал в какой-либо области, который работает в государственных гражданских структурах, служит в органах правопорядка или вооруженных силах.

История профессии

Даже во времена зарождения первых государств были нужны люди для выполнения важных функций: сбора налогов, создания законов, обслуживания правителя. Изначально это были не профессионалы, а царедворцы, при этом должности нередко передавались по наследству. Со временем для исполнения служебных обязанностей потребовалось быть специалистом в каком-либо вопросе.

История российской профессиональной государственной службы берет свое начало в XV-XVII веках – в эпоху централизации страны. В 1722 году Петр I утвердил Табель о рангах. Согласно этому основополагающему документу все чины служащих подразделялись на три группы: воинские, гражданские и придворные. Еще через полвека для чиновников было введено постоянное денежное жалование. Минусом документа являлось заметное преимущество представителей дворянства перед другими сословиями.

В XIX веке активно нарабатывалась законодательная база, регулирующая бюрократию в Российской империи. Была введена зависимость должностей от уровня образования, установлен минимальный возраст поступления на службу (14 лет) и право на отпуск. В советские времена деятельность служащих регулировалась многочисленными юридическими актами, в основном отраслевой направленности. И только в 1995 году был принят Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ», который дал определение понятия, установил принципы деятельности госслужащих, перечень категорий должностей и требования к ним.

Описание и характеристика профессии

Итак, кто такие госслужащие? Это сотрудники федеральных и региональных органов власти, которые выполняют функции государства в разных сферах. Вся государственная служба страны подразделяется на военную и гражданскую. Основной признак чиновника – выплата ему заработной платы из государственного или регионального бюджета. Военнослужащим платят зарплату из бюджета Министерства обороны.

Основными местами работы госслужащих выступают:

  • Администрация Президента;
  • Правительство РФ;
  • Государственная Дума;
  • Совет Федерации;
  • министерства и различные федеральные ведомства;
  • органы местного самоуправления;
  • государственные корпорации;
  • силовые ведомства (прокуратура, ФСБ, суд, полиция).

Граждане чаще всего в жизни сталкиваются с обычными чиновниками, то есть сотрудниками государственной гражданской службы. Их должности могут создаваться на основании федерального законодательства, указов Президента или актов субъектов Российской Федерации.

Все должности госслужащих в России делятся на 5 групп. Чтобы разобраться, что это за группы и кто к ним относится, рассмотрим этот реестр по возрастанию:

  • Младшая. Сюда относятся сотрудники, обеспечивающие работу государственных органов (курьеры, секретари). Таким работникам присваивается классный чин «секретарь госслужбы РФ».
  • Старшая. Включает в себя, кроме обеспечивающих работников, еще и специалистов ведомств. Здесь сосредоточены менеджеры средней руки, имеющие чин «референт госслужбы».
  • Ведущая. В эту группу, кроме специалистов, входят руководители, их заместители и помощники. Таким сотрудникам присваивается чин советника.
  • Главная. К данной группе относят специалистов центральных органов власти и руководителей. Чин – государственный советник.
  • Высшая. В эту группу входят высшие руководители государства, а также их помощники. Они имеют чин действительного государственного советника.

В зависимости от того, какое место занимает та или иная должность в этой иерархии, сотруднику устанавливается заработная плата.

Список профессий госслужащих в России очень широк, он включает в себя, кроме чиновников органов исполнительной власти и муниципальных органов, еще и сотрудников полиции, судов, МЧС, санэпидслужбы. Все эти работники обеспечивают исполнение функций государства в рамках действующего законодательства.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Профессия «государственный служащий» требует высшего образования по направлению работы чиновника. Однако для того чтобы стать профессиональным госслужащим, можно пройти и обучение чисто управленческим специальностям: «государственное и муниципальное управление», «региональное управление», «муниципальное управление», «государственное регулирование экономики» и др.

В идеале, чтобы стать высококлассным профессионалом и претендовать на высокие должности, сотруднику желательно закончить профильный вуз, а затем еще и получить образование государственного менеджера. Например, получив диплом экономиста, а затем управленца, можно претендовать на работу в профильном министерстве.

Программы подготовки муниципальных и государственных служащих сейчас есть во многих высших учебных заведениях страны. Остановимся на некоторых их них:

  • Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, имеющий целый ряд филиалов по стране (Липецк, Тула, Омск и др.);
  • Государственный университет управления (г. Москва);
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации имеет Институт государственной службы и управления в Москве и ряд филиалов в регионах страны (Челябинск, Волгоград, Нижний Новгород, Тамбов и др.);
  • Новосибирский государственный университет экономики и управления;
  • Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики.

Направления подготовки управленцев также вводятся в программы региональных вузов с учетом их специфики и потребности в кадрах.

Профессиональные обязанности

Поскольку перечень профессий госслужащих очень широк, описать в полной мере их обязанности не представляется возможным. Но можно выделить основные функции, применимые к чиновникам различных ведомств:

  • контроль текущих дел в соответствующей отрасли или сфере деятельности и планирование ее дальнейшего развития;
  • обеспечение законных прав граждан;
  • работа с документами (изменения в законодательстве, входящая и исходящая корреспонденция, проекты решений);
  • внесение предложений относительно улучшения работы объектов во вверенной сфере, пути и методы реализации этих проектов;
  • контроль над исполнением законодательных и нормативных актов, а также ранее принятых решений;
  • участие в совещаниях, заседаниях и других мероприятиях, рабочих и представительских;
  • поиск путей решения возникающих проблем;
  • хранение государственной тайны и другой конфиденциальной информации;
  • координация деятельности подчиненных;
  • рассмотрение жалоб и предложений граждан и общественных организаций, прием посетителей;
  • повышение квалификации.

Особенностью деятельности государственных чиновников является то, что они обязаны действовать строго в рамках законодательства при управлении государственными ресурсами и общественными процессами.

Кому подходит

Разобравшись, что такое госслужба и кто такой государственный служащий, рассмотрим, как стать чиновником в нашей стране. Для начала нужно проанализировать, какие профессии, относящиеся к госслужбе, подходят для имеющегося у претендента образования.

Затем нужно подавать на конкурс документы: заявление, анкету, диплом, военный билет, страховое свидетельство и др. При зачислении на младшие должности конкурс может не проводиться. Для должностей руководителей и старших специалистов обязательным является наличие высшего образования, обслуживающие специалисты могут иметь среднее специальное образование.

От чиновника требуется обладать такими качествами, как:

  • профессионализм и навыки работы по закрепленному направлению;
  • ответственность и терпение;
  • умение работать с документами и руководить людьми;
  • логическое мышление и аналитические способности;
  • хорошая память;
  • коммуникабельность и корректность.

Чаще всего человек становится госслужащим, чтобы реализовать свои амбиции, получить стабильную работу с достойной зарплатой. Но при этом для чиновников действует целый ряд ограничений. Им нельзя:

  • заниматься предпринимательской или другой деятельностью, предполагающей оплату труда, кроме творческой, педагогической и научной;
  • получать вознаграждение от других лиц за выполнение своей работы;
  • использовать в своих целях служебное положение, служебный автомобиль и другие средства обеспечения;
  • участвовать в деятельности политических партий;
  • работать в подчинении или управлять лицами, с которыми находится в родстве и др.

За нарушение этих ограничений чиновник увольняется с госслужбы и может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.

Заработная плата

Профессия «госслужащий» считается престижной и высоко оплачиваемой, хотя в среднем по стране зарплата госчиновника находится в пределах 35-45 тысяч рублей в месяц. Но разброс в этой сфере достаточно велик: опытные руководители на высоких постах получают значительно больше молодых специалистов.

В структуру заработной платы государственного служащего входят:

  • должностной оклад;
  • ежемесячная надбавка за стаж, которая увеличивается в зависимости от выслуги лет;
  • надбавка за особые условия работы или работу с государственной тайной;
  • надбавка за классный чин;
  • премия;
  • материальная помощь при оформлении отпуска.

Кроме того, люди, работающие на государство, имеют ряд льгот:

  • бесплатную медицинскую помощь в специализированных центрах;
  • оплачиваемый отпуск с увеличением его продолжительности;
  • оформление детей в дошкольные учреждения без очереди;
  • возможность получить субсидию для покупки собственного жилья;
  • компенсацию затрат на бензин, если работа предполагает использование своего авто;
  • бесплатное повышение квалификации;
  • повышенную пенсию и сохранение ряда гарантий для пенсионеров госслужбы.

Такой подход к стимулированию работников обеспечивает низкую текучесть кадров и стабильную работу всей системы.

Как построить карьеру

Иерархическая структура государственной службы представляет собой пирамиду: чем выше должность, тем меньшее число рабочих мест. Чтобы претендовать на повышение, необходим стаж работы и успешная деятельность на нижестоящих должностях. Нелишним будет также получение дополнительного образования.

Перспективы профессии

Государственная служба продолжает оставаться престижной и востребованной, а уровень стабильности и социальной защищенности работников дает ей преимущество перед работой в бизнесе.

Гражданин РФ, осуществляющий в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность федеральной государственной гражданской службы и служебным контрактом. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Ф. г. г. с., взявший на себя обязательства по прохождению федеральной государственной гражданской службы, получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета. Права, обязанности, ответственность и условия труда Ф. г. г. с. определяются законодательством РФ о гражданской службе, трудовым законодательством РФ, Положением об Аппарате СФ, Служебным распорядком Аппарата СФ, коллективным договором, положениями о структурных подразделениях, должностными регламентами и иными нормативными актами.

Назначение на должность федеральной государственной гражданской службы в Аппарате СФ производится в порядке, установленном ст. 22 указанного закона, по результатам конкурса.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии в Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются следующие виды пенсий:

  • трудовая пенсия по старости;
  • трудовая пенсия по инвалидности;
  • трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Условия назначения трудовых пенсий определены главой II Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Для назначения трудовой пенсии по старости необходимо представить следующие документы:

  • Паспорт;
  • Трудовая книжка;
  • Военный билет;
  • Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
  • № лицевого счета в Сбербанке России, через который будут производиться выплаты пенсии.

С 1 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной службы по определенным основаниям.

Условия назначения пенсии федеральным государственным служащим определены статьей 7 данного Федерального закона.

Пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим государственные должности федеральных государственных служащих, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», а также государственные должности федеральной государственной службы, предусмотренные перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, являющимися соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденные соответствующими указами Президента Российской Федерации.

Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и уволенные с федеральной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», до приобретения права на трудовую пенсию по старости(инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней.

Для оформления пенсии за выслугу лет необходимо представить следующие документы:

  • Трудовая книжка.
  • Копия приказа об увольнении.
  • Справка о размере среднемесячного заработка федерального государственного служащего за последние 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с федеральной государственной службы.
  • Справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о размере получаемой пенсии за месяц, когда будут оформляться документы.
  • Копия пенсионного удостоверения.
  • Копия военного билета.
  • Копия паспорта.
  • № лицевого счета в Сбербанке России, через который производятся выплаты трудовой пенсии по старости (инвалидности).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. № 570 «О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях федеральных государственных служащих, определяемых Президентом Российской Федерации», Минздравсоцразвития России приказом от 26 декабря 2011 г. № 1648н утвердил Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих.

В соответствии со статьей 27 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» кандидат на замещение вакантной должности государственной гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок обжалования результатов конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы установлен Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно ст. 69 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» индивидуальный служебный спор — неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами решения прокуратуры области могут быть обжалованы в судебном порядке.

В соответствии с п.12 ст.70 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации (п.13 ст.70 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Пунктом 14 ст.70 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ регламентировано, что непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:

1) гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, — о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;

2) представителя нанимателя — о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры (п. 15 ст.70 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ):

1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;

2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

Пунктом 16 ст.70 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ регламентировано, что в случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда. Размер возмещения определяется судом.

Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом ( п. 17 ст.70 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

(РОССТАТ)

ПРИКАЗ

2 марта 2017 г. № 150 .

Москва

Об утверждении Положения об осуществлении проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе государственной статистики, и федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы государственной статистики, и соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению

1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе государственной статистики и ее территориальных органах, и федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов, и соблюдения требований к служебному поведению.

2. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы государственной статистики от 8 июля 2013 г. № 270 «Об утверждении положения об осуществлении подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицом, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) Федеральной службы государственной статистики (территориального органа Федеральной службы государственной статистики) проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, и федеральными государственными гражданскими служащими и соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению» (зарегистрирован Минюстом России 12 ноября 2013 г., регистрационный № 30361).

Руководитель

А.Е. Суринов

Приложение

У Т В Е Р Ж Д Е Н О

приказом Росстата

от 02.03.2017 № 150

Положение

об осуществлении проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе государственной статистики, и федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы государственной статистики, и соблюдения требований к служебному поведению

1. Настоящим Положением определяется порядок осуществления проверки:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 3, ст. 274; 2012, № 12, ст. 1391; 2013, № 14, ст. 1670; № 40, ст. 5044; № 49, ст. 6399; 2014, № 26, ст. ст. 3518, 3520; 2015, № 10, ст. 1506; № 29, ст. 4477) (далее – Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559) и Порядком представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе государственной статистики, и федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы государственной статистики сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным приказом Росстата от 30.01.2017 № 50 «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе государственной статистики, и федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы государственной статистики сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (зарегистрирован Минюстом России 20.02.2017, регистрационный № 45718):

гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Федеральной службы государственной статистики и в территориальном органе Федеральной службы государственной статистики (далее соответственно – граждане, гражданская служба), на отчетную дату;

федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики (далее – гражданские служащие) за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду;

б) достоверности и полноты сведений, представленных гражданами при поступлении на гражданскую службу соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее – сведения, представляемые гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации);

2. Проверка, предусмотренная подпунктами «б» и «в» пункта 1 настоящего Положения, осуществляется соответственно в отношении граждан, претендующих на замещение любой должности гражданской службы, и гражданских служащих, замещающих любую должность гражданской службы.

3. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, не предусмотренную Перечнем должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – Перечень должностей), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 21, ст. 2542; 2012, № 4, ст. 471; № 14, ст. 1616; 2014, № 27, ст. 3754; 2015, № 10, ст. 1506; 2016, № 50, ст. 7077) и Перечнем должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе государственной статистики, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – Перечень), утвержденный приказом Федеральной службы государственной статистики от 7.12.2015 № 618 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе государственной статистики, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (зарегистрирован Минюстом России 25.12.2015, регистрационный № 40295), с изменениями, внесенными приказом Росстата от 11.02.2016 № 58 «О внесении изменения в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе государственной статистики, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Росстата от 7.12.2015 № 618» (зарегистрирован Минюстом России 04.03.2016, регистрационный № 41327), и претендующим на замещение должности гражданской службы, предусмотренной этим Перечнем, осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением для проверки сведений, представляемых гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Проверка, предусмотренная пунктом 1 настоящего Положения, осуществляется по решению руководителя Росстата либо должностного лица, которому такие полномочия предоставлены руководителем Росстата (руководителя территориального органа Росстата).

Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или гражданского служащего и оформляется в письменной форме.

5. Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Административного управления Росстата, отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений территориального органа Росстата либо должностное лицо, из структурного подразделения, в ведении которого находятся вопросы государственной службы и кадров, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений территориального органа Росстата (далее соответственно – отдел, должностное лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), по решению руководителя Росстата либо специально уполномоченного им должностного лица Росстата (руководителя территориального органа Росстата), осуществляет проверку:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются руководителем Росстата или уполномоченными им лицами (руководителем территориального органа Росстата), а также сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта;

в) соблюдения гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, требований к служебному поведению.

6. По решению руководителя Росстата либо специально уполномоченного им лица отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Административного управления Росстата может в установленном порядке осуществлять проверку:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение любых должностей в Росстате или территориальном органе Росстата, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также достоверности и полноты иных сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими должности, указанные в подпункте «а» настоящего пункта;

в) соблюдения лицами, замещающими должности, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, их супругами и несовершеннолетними детьми установленных для них запретов и ограничений, а также исполнения ими своих обязанностей.

7. Проверка, предусмотренная пунктами 5, 6 настоящего Положения, может проводиться независимо от проверок, осуществляемых подразделениями, должностными лицами либо комиссиями иных органов и организаций.

8. Основанием для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 1 настоящего Положения, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

а) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

б) должностными лицами отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Административного управления Росстата (отделом, должностным лицом, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений);

в) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

г) Общественной палатой Российской Федерации;

д) общероссийскими средствами массовой информации.

9. Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки.

10. Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.

11. Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Административного управления Росстата осуществляет проверку:

а) самостоятельно;

12. Отдел, должностное лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений осуществляет проверку, предусмотренную подпунктом «а» пункта 11 настоящего Положения.

Проверку, предусмотренную подпунктом «б» пункта 11 настоящего Положения, в интересах территориальных органов Росстата осуществляет отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Административного управления Росстата.

13. При осуществлении проверки, предусмотренной подпунктом «а» пункта 11 настоящего Положения, должностные лица отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Административного управления Росстата (отдел, должностное лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) вправе:

а) проводить беседу с гражданином или гражданским служащим;

б) изучать представленные гражданином или гражданским служащим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы;

в) получать от гражданина или гражданского служащего пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам;

г) направлять в установленном порядке запрос (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (далее – государственные органы и организации) об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или гражданского служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; о соблюдении гражданским служащим требований к служебному поведению;

д) наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия;

е) осуществлять анализ сведений, представленных гражданином или гражданским служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

14. В запросе, предусмотренном подпунктом «г» пункта 13 настоящего Положения, указываются:

а) фамилия, имя, отчество руководителя государственного органа или организации, в которые направляется запрос;

б) нормативный правовой акт, на основании которого направляется запрос;

в) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место регистрации, жительства и (или) пребывания, должность и место работы (службы), вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность, гражданина или гражданского служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера которых проверяются, гражданина, представившего сведения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, полнота и достоверность которых проверяются, либо гражданского служащего, в отношении которого имеются сведения о несоблюдении им требований к служебному поведению;

г) содержание и объем сведений, подлежащих проверке;

д) срок представления запрашиваемых сведений;

е) фамилия, инициалы и номер телефона гражданского служащего, подготовившего запрос;

ж) идентификационный номер налогоплательщика (в случае направления запроса в налоговые органы Российской Федерации);

з) другие необходимые сведения.

15. В запросе о проведении оперативно-розыскных мероприятий, помимо сведений, перечисленных в пункте 14 настоящего Положения, указываются сведения, послужившие основанием для проверки, государственные органы и организации, в которые направлялись (направлены) запросы, и вопросы, которые в них ставились, дается ссылка на соответствующие положения Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ.

16. Запросы, кроме запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, направляются:

а) руководителем Росстата либо уполномоченным им должностным лицом – в государственные органы и организации;

б) руководителем территориального органа Росстата – в государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов (кроме территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности), органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения.

17. Запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, направляются руководителем Росстата.

18. Начальник отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Административного управления (начальник отдела, должностное лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) обеспечивает:

а) уведомление в письменной форме гражданского служащего о начале в отношении его проверки и разъяснение ему содержания подпункта «б» настоящего пункта – в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения;

б) проведение в случае обращения гражданского служащего беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с настоящим Положением, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке, – в течение семи рабочих дней со дня обращения гражданского служащего, а при наличии уважительной причины – в срок, согласованный с государственным служащим.

19. По окончании проверки отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Административного управления Росстата (отдел, должностное лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) обязаны ознакомить гражданского служащего с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

20. Гражданский служащий вправе:

а) давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки; по вопросам, указанным в подпункте «б» пункта 18 настоящего Положения; по результатам проверки;

б) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;

в) обращаться в отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Росстата (в отдел, к должностному лицу, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, указанным в подпункте «б» пункта 18 настоящего Положения.

21. Пояснения, указанные в пункте 20 настоящего Положения, приобщаются к материалам проверки.

22. На период проведения проверки гражданский служащий может быть отстранен от замещаемой должности гражданской службы на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки.

На период отстранения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы денежное содержание по замещаемой им должности сохраняется.

23. Начальник отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Административного управления Росстата (начальник отдела, должностное лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) представляет лицу, принявшему решение о проведении проверки, доклад о ее результатах.

24. По результатам проверки руководителю Росстата либо должностному лицу Росстата, уполномоченному назначать гражданина на должность гражданской или назначившему гражданского служащего на должность гражданской службы (руководителю территориального органа Росстата), в установленном порядке представляется доклад. При этом в докладе должно содержаться одно из следующих предложений:

а) о назначении гражданина на должность гражданской службы;

б) об отказе гражданину в назначении на должность гражданской службы;

в) об отсутствии оснований для применения к гражданскому служащему мер юридической ответственности;

г) о применении к гражданскому служащему мер юридической ответственности;

д) о представлении материалов проверки в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы государственной статистики и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой государственной статистики, и урегулированию конфликта интересов (Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориального органа Федеральной службы государственной статистики и урегулированию конфликта интересов).

25. Сведения о результатах проверки с письменного согласия руководителя Росстата (руководителя территориального органа Росстата), принявшего решение о ее проведении, предоставляются отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Административного управления Росстата (отделом, должностным лицом, ответственном за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) с одновременным уведомлением об этом гражданина или гражданского, в отношении которых проводилась проверка, правоохранительным и налоговым органам, постоянно действующим руководящим органам политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, и Общественной палате Российской Федерации, предоставившим информацию, явившуюся основанием для проведения проверки, с соблюдением законодательства Российской Федерации о персональных данных и государственной тайне.

26. При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

27. Руководитель Росстата либо должностное лицо Росстата, уполномоченное назначать гражданина на должность гражданской службы или назначившие гражданского служащего на должность гражданской службы (руководитель территориального органа Росстата), рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанные в пункте 24 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений:

а) назначить гражданина на должность гражданской службы;

б) отказать гражданину в назначении на должность гражданской службы;

в) применить к гражданскому служащему меры юридической ответственности;

г) представить материалы проверки в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы государственной статистики и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой государственной статистики, и урегулированию конфликта интересов (Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориального органа Федеральной службы государственной статистики и урегулированию конфликта интересов).

28. Материалы проверки хранятся в отделе по профилактике коррупционных и иных правонарушений Административного управления Росстата (в отделе, у должностного лица, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) в течение трех лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив.

Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (утвержден приказом МВД России № 870 от 22 июля 2011 г. )

I. Общие положения

1. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации разработан в соответствии с Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.

2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться федеральные государственные гражданские служащие системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, независимо от замещаемой ими должности.

3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на федеральную государственную гражданскую службу в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, обязан знакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

4. Каждый гражданский служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от гражданского служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.

5. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения гражданских служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета гражданских служащих, доверия граждан к государственным органам и обеспечение единых норм поведения государственных служащих.

6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей.

7. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере гражданской службы, уважительного отношения к гражданской службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности гражданских служащих, их самоконтроля.

8. Знание и соблюдение гражданскими служащими положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения гражданских служащих

9. Основные принципы служебного поведения гражданских служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной службе.

10. Гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

  • исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы МВД России;
  • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и гражданских служащих;
  • осуществлять свою деятельность в пределах полномочий МВД России;
  • не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
  • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
  • уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к гражданскому служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
  • соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением гражданской службы;
  • соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
  • соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
  • проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
  • проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении гражданскими служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету МВД России;
  • принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;
  • не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, федеральных государственных гражданских (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
  • воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности МВД России, Министра внутренних дел Российской Федерации, если это не входит в должностные обязанности гражданского служащего;
  • соблюдать установленные в системе МВД России правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
  • уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе МВД России, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
  • воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных заимствований, государственного долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

11. Гражданские служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

12. Гражданские служащие в своей деятельности не должны допускать нарушения законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

13. Гражданские служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14. Гражданские служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность гражданской службы и исполнении должностных обязанностей гражданский служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

15. Гражданский служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Гражданский служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью гражданского служащего.

17. Гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, оплату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и передаются гражданским служащим по акту в МВД России, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

18. Гражданский служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в МВД России норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. Гражданский служащий обязан принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей.

20. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим федеральным государственным служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в МВД России либо его подразделении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

21. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим федеральным государственным служащим, призван:

  • принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
  • принимать меры по предупреждению коррупции;
  • не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

22. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим федеральным государственным служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему сотрудники не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

23. Гражданский служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим федеральным государственным служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействия подчиненных сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий или бездействий.

III. Рекомендательные этические правила служебного поведения гражданских служащих

24. В служебном поведении гражданскому служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

25. В служебном поведении гражданский служащий обязан воздерживаться от:

  • любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
  • грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
  • угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
  • курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

26. Гражданские служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Гражданские служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

27. Внешний вид гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к федеральным органам исполнительной власти, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

IV. Ответственность за нарушение Кодекса

28. Нарушение гражданским служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к гражданскому служащему мер юридической ответственности.

· да, могут

· могут только в том случае, если реестр таких должностей установлен указом Президента Российской Федерации

· могут, если госслужащие на таких должностях имеют доступ к сведениям, составляющим государственную или военную тайну Российской Федерации

· нет, не могут

334. К числу принципов государственной гражданской службы НЕ относится:

· приоритет прав и свобод человека и гражданина

· профессионализм и компетентность государственных гражданских служащих

· доступность информации о государственной гражданской службе

· рациональность деятельности государственных гражданских служащих

335. Взаимосвязь государственной гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:


· выполнения единых задач

· единства основных квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы и должностям муниципальной службы

· соотношения классных чинов государственной гражданской службы и муниципальной службы

· подконтрольности органов местного самоуправления органам государственной власти

336. Какими правилами следует руководствоваться, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о государственной гражданской службе:

· Трудовым кодексом Российской Федерации

· Правилами международного договора

· Конституцией Российской Федерации

· Законодательством о государственной гражданской службе

Федеральный государственный гражданский служащий, будучи недовольным кадровым решением руководителя государственного органа, в котором он замещает должность федеральной государственной гражданской службы, выступил в радиопередаче с критикой проводимой в органе кадровой политики. Допущено ли в данном случае нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой?

· Да, допущено

· Нет, не допущено, поскольку каждый вправе высказать свою точку зрения, в том числе в СМИ

· Да допущено, если это не входит в служебные обязанности федерального государственного гражданского служащего

· Нет, не допущено, в случае если федеральный государственный гражданский служащий не допустил оскорбительных или порочащих честь и достоинство руководителя высказываний

338. Право поступления на государственную гражданскую службу имеют:

· граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации

· граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям

· граждане Российской Федерации и граждане иностранных государств, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям

· граждане иностранных государств, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям

Возможно ли для иностранных граждан поступление на государственную военную службу в Российской Федерации?

· нет, это запрещено правовыми актами Российской Федерации

· в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу в Российской Федерации по контракту

· в исключительных случаях это возможно на основании указа Президента Российской Федерации и только на безвозмездной основе

· возможно, но при этом должен быть исключен доступ иностранных граждан к сведениям, составляющим государственную или военную тайну Российской Федерации

Судебная практика и законодательство — 79-ФЗ О государственной гражданской службе. Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой

2. Сведения о доходах, предоставление которых предусмотрено статьей 20.1 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 «О милиции», статьей 40.2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 9.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», статьей 7.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах», статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», пунктом 1 части 3 статьи 17 и частью 3 статьи 60 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) впервые подаются в первом квартале 2010 года.

Глава 3. Правовое положение (статус) гражданского служащего

>
Гражданский служащий

Содержание
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями.