Правовой департамент рассмотрел служебную записку Департамента науки и образования от 22 марта 2019 г. № 04-04-3-20/10393 по вопросу разъяснений определения «должностное лицо» и сообщает следующее.
Понятие «должностное лицо» закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее УК РФ) и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ должностными лицами в статьях Главы 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Содержание понятий «функции представителя власти», «организационно-распорядительные функции» и «административно-хозяйственные функции» раскрыто в пунктах 3-5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее — Постановление Пленума).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что УК РФ и КоАП РФ имеют специфичную, узконаправленную сферу правового регулирования, что необходимо учитывать в случаях использования закрепленных в них понятий «должностное лицо» в процессе реализации норм части 12 статьи 26 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Также в некоторых случаях законодательство Российской Федерации содержит понятие должностного лица в соответствующей сфере отношений. Например, статья 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет должностное лицо местного самоуправления как выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» для целей данного Федерального закона под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
Таким образом, понятие должностного лица, как правило, распространяется на лиц, замещающих должности в органах публичной власти.
Дополнительно отмечаем, что законодательством субъекта Российской Федерации также может быть закреплено понятие «должностное лицо».
С учетом вышеуказанного под должностным лицом, ответственным за организацию работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с российской антидопинговой организацией, федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, может пониматься такое должностное лицо, которое подпадает под вышеуказанные признаки данной категории лиц и у которого обозначенные выше функции будут включены в должностной регламент.
Директор Правового департамента |
А.О. Миняев |
Должностное лицо и судебная практика
Позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу свидетельствует о том, что должностными лицами организации являются работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, то есть работники, уполномоченные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия, например, издавать локальные нормативные акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.07.2017 N N 305-АД17-1484, А40-91243/2016).
Таким образом, должностным лицом организации является сотрудник, который имеет в служебном подчинении других работников, обладает полномочиями по формированию кадрового состава и определению трудовых функций работников, по применению мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий, обладает полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, обладает полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организации, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ — в законодательстве и юридической науке обобщающее понятие, включающее должностных лиц, которые осуществляют публичную власть.
В России и зарубежных странах публичная власть реализуется различными органами и должностными лицами государства как государственная власть, она реализуется органами и должностными лицами субъектов федераций, территориальных автономных образований, муниципальных образований как их публичная власть (в пределах предметов ведения и полномочий, предоставленных конституцией государства), но в целом это единая система публичной власти народа (в России — многонационального российского народа). Представитель власти наделяется особыми полномочиями, которые включают не только права, но его обязанности действовать в государстве в целом и в его публично-правовых образованиях в конечном счёте в интересах общего блага народа (в России — многонационального российского народа).
Институт представителей власти в целостном виде нормами какой-либо одной отрасли права не определён, его элементы урегулированы частично в разных отраслях права — конституционном (например, по отношению к депутатам), административном (регулируется правовое положение государственных служащих), уголовном (представитель власти — объект повышенной уголовно-правовой охраны) и других. Для обозначения конкретного представителя власти в России используется самая разная терминология (от «глава государства» до «полицейский»), в зарубежных странах в качестве общего термина применяются понятия «субъект публичной власти», «публичный агент», «официал» и другие.
Законодательное определение представителя власти в России имеется в уголовном праве (в основном применительно к этой отрасли права): это должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
В совокупности других отраслей права понятие «Представитель власти» является более широким, в качестве должностных лиц (и, следовательно, представителей власти) рассматриваются также депутаты представительных органов (которые в индивидуальном качестве не имеют распорядительных полномочий в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, однако депутаты — члены коллегиального органа, который принимает обязательные решения наибольшей юридической силы для данной территории). Представители власти — судьи, которые в особой процессуальной форме решают вопросы в отношении участников судопроизводства, прокуроры, от имени государства поддерживающие обвинение в суде, послы в иностранных государствах, действующие от имени своего государства, государственные служащие, имеющие дискреционные полномочия принимать решения по отношению к не подчинённым им лицам в пределах закона (например, назначение пенсии в определённом размере), полицейские и так далее. У каждого вида представителя власти свои функции и полномочия. Все они осуществляют частичные функции представителей власти в соответствии с их задачами и полномочиями.
Универсальный представитель государственной власти — глава государства. Он представляет государство внутри страны и в международных отношениях. На уровне субъекта федерации универсальный представитель публичной власти субъекта федерации — его глава (в России — глава республики в составе Российской Федерации, губернатор, мэр; в зарубежных странах — главы территориальных административных образований, мэры на уровне муниципальных образований).
Инспектор энергосбыта должностная инструкция
———————————————————
>>><<<
———————————————————
Проверено, вирусов нет!
———————————————————
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации. Должностная инструкция техника участка энергосбыта РЭС по обслуживанию бытовых потребителей электроэнергии (в дальнейшем техник). електроенергетика, Должностная инструкция инженера по расчетам с. экономисту отдела), а также заместителю директора по энергосбыту. 1.5. Инструкция по охране труда разработана в соответствии с. соблюдать обязательства по охране труда, предусмотренные должностной инструкцией; Контролер энергосбыта. § 6. Контролер энергосбыта 1-го разряда. Руководство контролерами энергосбыта более низкой квалификации. составляется должностная инструкция контролера энергосбыта, а также документы. Инспектор-электрик энергосбыта. Обязанности и права инспектора энергосбыта. брони электроснабжения в соответствии с «инструкцией»;. Должностная инструкция инспектора отдела предотвращения потерь · Должностная инструкция шифровальщика. 8. Технические исполнители. Старший инспектор по технической эксплуатации электростанции, электрических. Осуществляет техническое руководство производственной. Контролирует комплектование рабочих мест персонала должностными и. Правила пользования электрической и тепловой энергией. Правила и инструкции по учету энергии при ее производстве, передаче, распределении и. Данная должностная инструкция содержит должностные обязанности, устанавливает права и ответственность кассира Предприятия (Организации ) Поиск работы инспектором в Москве. 102 вакансии Инспектора. Потому что вся суть работы изложена в подробнейшей инструкции и если сотрудник. Для вызова инспектора Ростехнадзора для проведения осмотра и допуска. с Энергосбытом. Представляется в течение срока действия акта-допуска;. Должностная инструкция на ответственного за электрохозяйство и др. вакансий по запросу 94 инженер-инспектор в России на сайте-агрегаторе вакансий Adzuna. Мы добавляем тысячи новых объявлений каждый день. Пенсионерке из Витебска «Энергосбыт» выписал штраф в размере 128. Меня в подвал не допустили: вначале один из инспекторов. Контролер энергосбыта 3 разряда (работа в г. Иркутске, Ленинский, Октябрьский. 395 (2) 797-080, 797-199. 3. инженер-инспектор для работы в п. Такие счета выписываются абоненту в случае, если он сам обратился в энергосбыт (осуществляет предоплату), или же инспектор не имел доступа к. иные документы ОАО РЖД , должностные инструкции, порядок работы со. Должностной оклад подлежит индексации в размерах и в сроки. начальник ЦУП, директоры Трансконтейнера , Энергосбыта , Рефсервиса , ГВЦ. Инспектор по качеству и приемке работ структурного. Должностная инструкция ДИ-09. техническое образование, прошедших проверку знаний в комиссии с участием инспектора госэнергонадзора. ОАО ЭнергосбыТ Плюс. осуществляет общее руководство деятельностью Контрольно-счетной. Права, обязанности и ответственность инспектора Контрольно-счетной комиссии. комиссии устанавливаются должностной инструкцией, утверждаемой председателем Контрольно-счетной комиссии.
Права работника
Контролер абонентского отдела (энергосбыта) имеет право:
3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.
3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
3.3. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.4. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.5. На иные права, предусмотренные трудовым законодательством.
Общие положения
1.1. Контролер абонентского отдела (энергосбыта) относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется .
1.2. На должность контролера абонентского отдела (энергосбыта) принимается лицо, имеющее образование, стаж работы .
1.3. На должность контролер абонентского отдела (энергосбыта) назначается и освобождается от должности .
1.4. Контролер абонентского отдела (энергосбыта) должен знать:
— принцип работы и правила эксплуатации электросчетчиков и измерительных трансформаторов;
— схемы включения электросчетчиков;
— допустимые погрешности работы электросчетчиков;
— расчетные коэффициенты;
— основные сведения об обслуживаемых электроустановках;
— способы присоединения электроприемников, минуя приборы учета;
— принцип работы и схемы включения однофазных электросчетчиков;
— технологию расчетов за электроэнергию;
— порядок ведения документации по расчетам электроэнергии;
— технические характеристики электросчетчиков, измерительных трансформаторов и других обслуживаемых электроприборов: правила расчетов за электроэнергию с использованием вычислительной техники;
— порядок правильного пользования табуляграммами по расчетам за электроэнергию;
— должностную инструкцию;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.5. Профессионально важные качества: .