ФЗ 190 о теплоснабжении

Первый заместитель руководителя
службы по тарифам Астраханской области
С.Н. Зайкова

Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» изменена система договоров между участниками теплоснабжения.

С 1 января 2011 года в полном объеме вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», которым устанавливаются правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем.
Установленные правовые основы кардинально отличаются от ранее действовавших. Указанный федеральный закон изменил не только принципы государственной политики в сфере теплоснабжения, полномочия органов власти и органов местного самоуправления, но и правовую регламентацию отношений теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определил семь разновидностей договоров:

· — договор теплоснабжения;

· — долгосрочный договор теплоснабжения;

· — долгосрочный договор теплоснабжения, заключенный в установленном Правительством РФ порядке между потребителями тепловой энергии и теплоснабжающими организациями по ценам, определенным соглашением сторон;

· — договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

· — договор оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя;

· — договор о подключении к системе теплоснабжения;

· — договор оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности.

При этом законом предусмотрено две системы договоров:

— между участниками теплоснабжения, включая потребителей тепловой энергии;

— между участниками теплоснабжения, за исключением потребителей тепловой энергии.

Рассмотрим систему договоров (соглашений) в сфере теплоснабжения, заключаемых между участниками рынка, за исключением потребителей

В соответствии с п. 4 ст.13, п. 3, 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя обязаны заключить:

— единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения — в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения;
— теплосетевые организации или теплоснабжающие организации в целях компенсации потерь в тепловых сетях.

Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.

Договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя заключаются между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями (п. 6 ст. 13, п. 4 ст. 15, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.

Договор оказания услуг по передаче тепловой энергии является обязательным для заключения теплосетевыми организациями. Порядок заключения и исполнения такого договора устанавливается правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.
Существенными условиями договора оказания услуг по передаче тепловой энергии являются:

1) максимальная величина мощности тепловых сетей, технологически присоединенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к источникам тепловой энергии, с распределением указанной величины мощности по каждой точке присоединения к теплопотребляющим установкам или тепловым сетям потребителей (далее — точка присоединения);

2) заявленная величина мощности, в пределах которой теплосетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу тепловой энергии (мощности), теплоносителя;

3) ответственность теплосетевой организации и теплоснабжающей организации за состояние и обслуживание объектов тепловой сети, определяемая границей балансовой принадлежности и фиксируемая в акте о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и в акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон (приложениях к такому договору);

4) обязательства сторон по оборудованию точек присоединения приборами учета, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, по обеспечению работоспособности приборов учета и соблюдению в течение всего срока действия такого договора требований к их эксплуатации, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, и изготовителем приборов учета. До исполнения данных обязательств стороны договора применяют согласованный расчетный способ определения объема переданной тепловой энергии, теплоносителя;

5) расчетный порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями каждой организации при отсутствии приборов учета на границе смежных тепловых сетей;

6) порядок обеспечения доступа сторон договора или, по взаимной договоренности, другой организации к тепловым сетям и приборам учета;

7) порядок согласования графиков ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии;

8) порядок ограничения и порядок прекращения подачи тепловой энергии потребителям;

9) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.

Следует особо выделить предусмотренное Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» соглашение об управлении системой теплоснабжения.
Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, осуществляющие свою деятельность в одной системе теплоснабжения, ежегодно до начала отопительного периода обязаны заключать между собой соглашение об управлении системой теплоснабжения в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ.
Предметом указанного соглашения является порядок взаимных действий по обеспечению функционирования системы теплоснабжения. Обязательными условиями указанного соглашения являются:

1) определение соподчиненности диспетчерских служб теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций, порядок их взаимодействия;

2) порядок организации наладки тепловых сетей и регулирования работы системы теплоснабжения;

3) порядок обеспечения доступа сторон соглашения или, по взаимной договоренности сторон соглашения, другой организации к тепловым сетям для осуществления наладки тепловых сетей и регулирования работы системы теплоснабжения;

4) порядок взаимодействия теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций в чрезвычайных ситуациях и аварийных ситуациях.

В случае если теплоснабжающие организации и теплосетевые организации не заключили указанное соглашение, порядок управления системой теплоснабжения определяется соглашением, заключенным на предыдущий отопительный период, а если такое соглашение не заключалось ранее, указанный порядок устанавливается органом, уполномоченным на утверждение схемы теплоснабжения.

Следует отметить, что существенные условия всех вышеуказанных договоров должны содержаться в правилах организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством РФ (по состоянию на 14.02.2011 — не утверждены).

Последние изменения

Последняя редакция документа была проведена 19 декабря 2016, поправки вступили в силу спустя три месяца. Изменения затронули статьи 28.1 и 28.2 Закона «О теплоснабжении».

В ст 28.1 ФЗ 190 скорректирована формулировка части 9. Часть 18 была дополнена пунктом 3 о расходах арендатора, не подлежащих возмещению на день окончания срока аренды. Перечень таких расходов регламентируется Правительством Российской Федерации.

Дополнения коснулись и статьи 28.2 ФЗ 190. В часть 2 был введен пункт 6 о порядке возмещения расходов арендатора. Была добавлена часть 5, предписывающая, что срок возмещения расходов арендатора не может превышать 2 года с момента окончания периода действия договора.

Для углубленного изучения закона следует рассмотреть редакцию отдельных, наиболее актуальных статей. Начать следует со статьи 2, регулирующей основные понятия данного закона. Последние изменения были внесены в пункт 12 в мае 2016. Редакция была дополнена уточнением о правилах технической эксплуатации.

Отдельный интерес представляет п 29 ст 2 ФЗ «О теплоснабжении». Он дает определение бездоговорного использования тепловой энергии. К таковому относится как нерегулируемое подключение к сети, так и использование ресурсов сверх введенных или установленных ограничений. Редакция данного пункта последний раз менялась в 2012 – было введено уточнение о технологическом присоединении.

Ст 14 ФЗ «О теплоснабжении» регулирует вопросы подключения к системе снабжения. Предписывается порядок действий, условия и требования для присоединения. Последние изменения в данную статью закона были внесены в декабре 2012 и коснулись редакции почти всех ее частей. Согласно внесенным коррективам слово «подключение» было везде дополнено формулировкой «(технологическое присоединение)». Данные поправки коснулись и иных статей, в которых фигурировало данное понятие.

Статья 15 Федерального закона регламентирует договор теплоснабжения. Последние изменения коснулись формулировки одного из подпунктов. Интерес представляют более ранние изменения за ноябрь 2015. Они изменили редакцию п 6 ст 15 190 ФЗ, а также добавили части 9.1 — 9.4. Введенные положения регламентируют следующие аспекты:

  • при несвоевременной оплате тарифов за теплоснабжение назначается пеня в размере одной стотридцатой части от текущей ставки рефинансирования за каждый день просрочки;
  • аналогичным образом регулируется пеня для учреждений, обеспечивающих подачу тепла от снабжающей организации к потребителю – для таковых пеня начисляется через месяц после просрочки и в течение 90 дней тариф начисляется по одной трехсотой от ставки рефинансирования, после чего также переходит на одну стотридцатую;
  • подобное начисление сохраняется для организаций, обеспечивающих подачу горячей воды.

Также в часть 10 статьи 15 190 закона «О теплоснабжении» был введен пункт 9 о порядке определения тех потребителей, которые должны предоставлять обеспечение по оплате тепловой энергии.

Ст 21 ФЗ 190 регулирует вывод источников тепловой энергии и сетей из эксплуатации вообще или на время ремонта. Последние изменения в редакцию статьи были введены в ноябре 2015. Коснулись они формулировок – слова «местного самоуправления поселения или городского округа» были изменены на «местного самоуправления».

Скачать закон 190 «О теплоснабжении» с изменениями

Скачать Федеральный закон «О теплоснабжении» в последней редакции можно тут. Документ представлен с учетом изменений, вступивших в силу в 2017 году. Текст будет актуален для участников системы теплоснабжения. Также может быть востребован для юристов, углубленно изучающих данный раздел законодательства.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

  • проверено 15.09.2020
  • ставка ЦБ с 27.07.2020 = 4,25%
  • следующая ставка 18.09.2020

Калькулятор работает по новым правилам ч. 2 ст. 37 ФЗ «Об электроэнергетике», принятой 5 декабря 2015 года (текущая от 09.01.2017).

Проводится расчёт задолженностей для управляющих организаций, приобретающих электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающих организаций (единых теплоснабжающих организаций), организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Также калькулятор подходит для расчёта пени по

  • части 2 статьи 37 ФЗ «Об электроэнергетике» (35-ФЗ)
  • части 9.3 статьи 15 ФЗ «О теплоснабжении» (190-ФЗ)
  • части 6.4. статьи 14 «О водоснабжении и водоотведении» (416-ФЗ)
  • Статьи 25 «О газоснабжении в Российской Федерации» (69-ФЗ)

Прочим потребителям начисляются пени с первого дня в размере 1/130 от ставки рефинансирования ЦБ

Обрптите внимание, что пени за коммунальные услуги для физических лиц рассчитываются калькулятором расчёта пени по ст. 155 ЖК РФ

С 1 января 2016 года в расчётах пени задолженности по электроэнергии вместо ставки рефинансирования начала действовать ключевая ставка.

Внимание! 24 июля 2020 года ЦБ РФ понизил ключевую ставку (ставку рефинансирования).

С 27 июля 2020 года ключевая ставка составляет 4,25% Бесплатная консультация юриста по телефону:

Федеральный закон 190 регулирует правоотношения, возникающие на основании производства, передачи и потребления тепловой энергии и мощности. Правовое регулирование определяет использование систем теплоснабжения, их создание и функционирование. Положения закона также распространяются и на горячее водоснабжение.

7 июля Госдума во втором и третьем чтениях приняла законопроект 775367-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Документ вносит поправки в Федеральные законы № 190-ФЗ «О кредитной кооперации” и № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации”.

Теперь № 190-ФЗ содержит закрытый перечень принципов объединения членов в КПК: территориальный, профессиональный и социальный.

В частности, меняются требования к территориальной общности пайщиков. Кредитные кооперативы младше трех лет смогут работать только на территориях одного-двух граничащих муниципальных образований, определенных уставом КПК. Кредитные кооперативы старше трех лет – на территориях не более двух граничащих субъектов России, определенных уставом КПК.

Также кредитные кооперативы получат право исключать из членов КПК лиц, не соответствующих принципу общности, закрепленному в уставе.

Реорганизация кредитных кооперативов в иные организационно-правовые формы запрещается.

Закон, за исключением некоторых положений, вступит в силу через 90 дней после его официального опубликования

Проект закона № 381па

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О порядке проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности руководителя администрации муниципального образования по контракту, лицами, замещающими муниципальные должности, и лицом, замещающим должность руководителя администрации муниципального образования по контракту, в Московской области

Статья 1

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет порядок осуществления проверки:

1) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в порядке, установленном законодательством Московской области, если иное не установлено федеральным законом, гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей в Московской области (далее – муниципальная должность), на отчетную дату;

2) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в порядке, установленном законодательством Московской области, гражданами, претендующими на замещение должности руководителя администрации муниципального образования Московской области по контракту (далее – должность руководителя администрации), на отчетную дату;

3) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в порядке, установленном законодательством Московской области, если иное не установлено федеральным законом, лицами, замещающими муниципальные должности, за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду;

4) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в порядке, установленном законодательством Московской области, лицом, замещающим должность руководителя администрации, за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду;

5) соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности, и лицом, замещающим должность руководителя администрации, в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, предусмотренной настоящей статьей, ограничений, запретов, исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации (далее – установленные ограничения).

Статья 2

1. Проверка осуществляется по решению Губернатора Московской области органом Московской области по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее – субъект проверки).

2. Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, должности руководителя администрации, или лица, замещающего муниципальную должность, должность руководителя администрации (далее также – проверяемые лица), и оформляется в письменной форме.

Статья 3

1. Основанием для осуществления проверки, предусмотренной статьей 1 настоящего Закона, является достаточная информация, представленная в письменном виде:

1) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

2) работниками подразделений кадровых служб органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, избирательных комиссий муниципальных образований Московской области (далее – муниципальные органы) по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

3) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

4) Общественной палатой Российской Федерации;

5) общероссийскими средствами массовой информации.

2. Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки.

Статья 4

1. Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении.

2. Срок проверки может быть продлен до 90 дней Губернатором Московской области.

Статья 5

1. При осуществлении проверки субъект проверки вправе:

1) проводить собеседование с проверяемым лицом;

2) изучать представленные проверяемым лицом сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
и дополнительные материалы, которые приобщаются к материалам проверки;

3) получать от проверяемого лица пояснения по представленным им сведениям о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам;

4) направлять запросы (кроме запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, в организации и общественные объединения (далее – государственные органы и организации) об имеющихся у них сведениях:

о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера проверяемого лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином, претендующим на замещение муниципальной должности или должности руководителя администрации;

о соблюдении лицом, замещающим муниципальную должность или должность руководителя администрации, установленных ограничений;

5) наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия;

6) осуществлять анализ сведений, представленных проверяемым лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции;

7) представлять Губернатору Московской области или уполномоченному им должностному лицу предложения о направлении запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об имеющихся у них сведениях, указанных в абзацах втором – четвертом пункта 4 части 1 настоящей статьи.

2. Запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, направляются Губернатором Московской области или уполномоченным им должностным лицом.

3. В запросах, предусмотренных пунктами 4 и 7 части 1 настоящей статьи, указываются:

1) фамилия, имя, отчество руководителя государственного органа или организации, в которые направляется запрос;

2) нормативный правовой акт, на основании которого направляется запрос;

3) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место регистрации, жительства и (или) пребывания, должность и место работы (службы), вид
и реквизиты документа, удостоверяющего личность проверяемого лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера которых проверяются, гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности или должности руководителя администрации, представившего сведения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области, полнота и достоверность которых проверяются, либо лица, замещающего муниципальную должность, должность руководителя администрации, в отношении которого имеются сведения о несоблюдении им установленных ограничений;

4) содержание и объем сведений, подлежащих проверке;

5) срок представления запрашиваемых сведений;

6) фамилия, инициалы и номер телефона лица, подготовившего запрос;

7) идентификационный номер налогоплательщика (в случае направления запроса в налоговые органы Российской Федерации);

8) другие необходимые сведения.

4. Муниципальные органы на основании решения о проведении проверки в течение пяти рабочих дней со дня получения письменного запроса субъекта проверки обязаны представить подлинники справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, личные дела проверяемых лиц, иные запрашиваемые документы, необходимые для проведения проверки, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о персональных данных и государственной тайне.

Статья 6

1. Субъект проверки обеспечивает:

1) уведомление в письменной форме проверяемого лица о начале в отношении него проверки – в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения;

2) проведение в случае обращения проверяемого лица беседы с ним, в ходе которой оно должно быть проинформировано о том, какие сведения, представленные им, и соблюдение каких установленных ограничений подлежат проверке, – в течение семи рабочих дней со дня получения обращения проверяемого лица, а при наличии уважительной причины – в срок, согласованный с проверяемым лицом.

2. По окончании проверки субъект проверки обязан ознакомить проверяемое лицо с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Статья 7

1. Проверяемое лицо вправе:

1) давать пояснения в письменной форме:

в ходе проверки;

по вопросам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 6 настоящего Закона;

по результатам проверки;

2) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;

3) обращаться к субъекту проверки с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, указанным
в пункте 2 части 1 статьи 6 настоящего Закона.

2. Пояснения и дополнительные материалы, указанные в части 1 настоящей статьи, приобщаются к материалам проверки.

Статья 8

1. Субъект проверки представляет Губернатору Московской области доклад о результатах проверки, который должен содержать одно
из следующих предложений:

1) об отсутствии оснований для применения к лицу, замещающему муниципальную должность или должность руководителя администрации, мер юридической ответственности;

2) о применении к лицу, замещающему муниципальную должность или должность руководителя администрации, мер юридической ответственности;

3) о представлении материалов проверки в отношении лица, замещающего муниципальную должность или должность руководителя администрации, в комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Московской области, образованную Губернатором Московской области;

4) о направлении результатов проверки в отношении гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности или должности руководителя администрации, в орган, уполномоченный принимать решение о назначении (избрании) лица на должность.

2. При выявлении в результате проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность или должность руководителя администрации, установленных ограничений Губернатор Московской области обращается с заявлением:

1) о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, в муниципальный орган, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд;

2) о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего должность руководителя администрации, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в муниципальный орган, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

3. По решению Губернатора Московской области сведения о результатах проверки представляются субъектом проверки с одновременным уведомлением об этом проверяемого лица правоохранительным и налоговым органам, постоянно действующим руководящим органам политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палате Российской Федерации, предоставившим информацию, явившуюся основанием для проведения проверки, с соблюдением законодательства Российской Федерации о персональных данных и государственной тайне.

4. При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в правоохранительные и иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

5. Личные дела лица, замещающего муниципальную должность, или должность руководителя администрации, подлинники справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, иные документы, поступившие субъекту проверки, по окончании проверки направляются в кадровые службы соответствующих муниципальных органов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о персональных данных.

6. Субъект проверки обеспечивает хранение копий справок, указанных в части 5 настоящей статьи, и материалов проверки в течение трех лет со дня ее окончания, после чего они передаются на архивное хранение.