Исполнительный лист на взыскание госпошлины

Марьяна Дорож,

Итак, налогоплательщиком представлены в суд все доказательства понесенных затрат, а суд квалифицировал их как судебные издержки, оценил разумность размера издержек на оплату услуг представителя (в остальных случаях закон не предусматривает оснований для оценки судом разумности размера расходов) и принял решение о взыскании с налогового органа в пользу налогоплательщика судебных расходов. Что же делать дальше?

Ни для кого не секрет, что судебные тяжбы длятся очень долго и особенно долго, когда спор затеян налогоплательщиком с налоговым органом. Выиграть судебное дело — сделать только полдела, так как исполнять решение суда, как правило, налоговый орган не спешит, и налогоплательщику приходится прибегать к помощи судебных приставов-исполнителей. Еще хуже обстоят дела с исполнением судебного акта, которым суд присудил взыскание с налогового органа судебных расходов, так как служба судебных приставов в данном случае уже не поможет, да и практики у юристов в данном направлении совсем мало. Именно о процедуре взыскания судебных расходов пойдет речь ниже.

Напомним, что к судебным издержкам, в соответствии со ст. 106 АПК РФ, относятся, в частности, другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, и взыскиваются указанные расходы арбитражным судом с проигравшей стороны.

Для начала налогоплательщику необходимо получить в суде исполнительный лист, и предъявлять его для исполнения нужно не в налоговый орган и не в службу судебных приставов, а в орган Федерального казначейства.

Ходатайство о взыскании судебных расходов можно заявить на любой стадии судебного процесса, в том числе и после принятия решения судом первой инстанции, постановлений апелляционной и кассационной инстанций — ст. 168 АПК РФ, п. 21 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 № 82.

Казалось бы, после того, как суд принял решение о взыскании с налогового органа судебных расходов, налогоплательщику, вынужденному пройти весь судебный процесс и понести эти расходы, остается поскорее получить взысканное. Но, как уже упоминалось выше, налоговый орган не станет выплачивать присужденные суммы судебных расходов только на основании решения суда. Такова, к сожалению, практика. Поэтому для начала налогоплательщику необходимо получить в суде исполнительный лист, и предъявлять его для исполнения нужно не в налоговый орган и не в службу судебных приставов, а в орган Федерального казначейства по тому округу и городу, к которому относится должник — налоговая инспекция. Срок его предъявления к исполнению — 3 года с даты вступления в силу судебного акта, на основании которого он был выдан.

Дело в том, что согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее — Закон № 229-ФЗ) порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливается бюджетным законодательством РФ. Поэтому если исполнительный документ предусматривает обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения — должника, то согласно ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) данный исполнительный лист предъявляется для исполнения по просьбе налогоплательщика-взыскателя судом или самостоятельно взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику — налоговому органу, как получателю средств федерального бюджета — лицевых счетов (письмо Минфина России от 23.10.2006 № 08-04-14/4519).

Исключительные случаи предусмотрены в п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4 и п. 12 ст. 242.5 БК РФ, а именно: если счета должника открыты в учреждении Банка России или кредитной организации, то исполнительный документ, в соответствии с Законом № 229-ФЗ, предъявляется для дальнейшего взыскания судебному приставу-исполнителю.

Даже такая мелочь, как указание «РФ» вместо «Россия», может обернуться целой проблемой.

Помимо самого исполнительного документа при обращении за возмещением судебных расходов в Федеральное казначейство взыскателю необходимо приложить дополнительно пакет документов согласно п. 2 ст. 242.1 БК РФ. Он включает в себя:

  • заявление, написанное в произвольной форме, с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию;
  • заверенная судом копия решения суда, на основании которого выдан исполнительный лист;
  • доверенность представителя взыскателя, если заявление подписывает его представитель.

В случаях, если решение суда оспаривалось в вышестоящих инстанциях, рекомендуется дополнительно приложить к предъявляемому исполнительному листу постановления судебного органа, оставившего решение в силе. Если на исполнение направляется дубликат исполнительного листа, то необходимо приложить еще и заверенную судом копию определения суда о его выдаче.

Но не забудьте, что в соответствии с п. 3 ст. 177 АПК РФ повторная выдача копий решения и других судебных актов лицам, участвующим в деле, оплачивается государственной пошлиной в размере 4 руб. за одну страницу документа, но не менее 40 руб. (пп. 13 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Кроме того, при получении судебных актов тщательно проверяйте их содержание, верность взыскиваемой суммы, адреса и наименования сторон и т.д. Ошибка в исполнительном документе может вам обойтись затягиванием его исполнения вплоть до отказа в исполнении и его возвращения — п. 3 ст. 242.1 БК РФ.

Даже такая мелочь, как указание «РФ» вместо «Россия», может обернуться целой проблемой. Несмотря на то, что в ст. 1 Конституции РФ сказано, что наименования «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны, орган Федерального казначейства следует требованиям п.п. 1, 2 Приказа Минфина России от 09.08.2005 № 101н «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы», согласно которым полное наименование подразделения налогового органа указывается, например, как Инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по г. Москве, а краткое наименование — ИФНС России № 1 по г. Москве. В результате возникающего разночтения — в отделении Федерального казначейства открыты лицевые счета налоговому органу с указанием «Россия», а в исполнительном документе наименование налогового органа указано с аббревиатурой «РФ» — исполнительный лист будет возвращен.

Если исполнительный документ уже выдан с ошибкой или с указанием наименования подразделения налогового органа с «РФ», то в такой ситуации лучше всего обратиться в суд с заявлением в произвольной форме об исправлении данной неточности со ссылкой на решение суда, материалы судебного дела, вышеуказанный Приказ Минфина России и т.д. Данное заявление принимается и рассматривается судом без оплаты госпошлины. Определения суда о замене исполнительного листа, исправлении ошибок и т.д. рекомендуется приложить к заявлению о возмещении судебных расходов.

Основаниями для возврата взыскателю исполнительного листа, помимо наличия ошибок в нем, также являются: непредставление какого-либо документа; несоответствие документов требованиям, установленным ГПК РФ, АПК РФ и Законом № 229-ФЗ; нарушение срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа (п. 3 ст. 242.1 БК РФ).

По сути, вся процедура исполнения решения суда должна быть произведена в срок не более 15 рабочих дней с даты поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства.

Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством РФ.

Как показывает практика, забывчивость судьи в проставлении отметки на копии решения судебного акта с датой его вступления в силу является фактом ненадлежащего удостоверения судом судебного акта и основанием для возвращения взыскателю исполнительного листа без исполнения (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.03.2007 № Ф04-1278/2007 (32176-А27-32) по делу № А27-14281/2006-5).

То, какие реквизиты должна содержать копия документа, чтобы она имела юридическую силу, установлено в п. 3.33 Приказа Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.03.2004 № 27 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в арбитражных судах РФ».

При приеме от взыскателя или его представителя исполнительного документа с заявлением, а также необходимых приложений, на втором экземпляре заявления органом Федерального казначейства обязательно проставляется регистрационный номер, указанный в Журнале учета и регистрации исполнительных документов. Этот порядок регламентируется п. 1 Порядка ведения учета и осуществления хранения документов по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ по денежным обязательствам получателей бюджетных средств, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 26.09.2007 № 5н.

С момента принятия исполнительного листа орган Федерального казначейства в ответе за принятый документ, его исполнение и сохранность. В случае утраты документа арбитражный суд по заявлению взыскателя вправе наложить судебный штраф на виновное лицо в порядке и в размере, установленных гл. 11 АПК РФ (ст. 331 АПК РФ).

По сути, вся процедура исполнения решения суда должна быть произведена в срок не более 15 рабочих дней с даты поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства. Однако при наличии ошибок в информации, предоставленной должником, или недостаточности денежных средств на счетах должника и т. д. взыскание присужденной суммы может продлиться более 3 месяцев.

Так, орган Федерального казначейства не позднее 5 рабочих дней после получения исполнительного документа должен направить должнику — налоговому органу уведомление о поступлении ему такого документа. В свою очередь налоговый орган, как должник, обязан в течение 10 рабочих дней ответить письмом органу Федерального казначейства с указанием КБК, по которым должны быть произведены расходы, и приложить платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов (п.п. 2, 3 ст. 242.3 БК РФ).

Если денежных средств на счету налогового органа не хватает для полного исполнения судебного акта, то должник в данном случае обязан направить соответствующий запрос-требование о выделении лимитов бюджетных обязательств и увеличении объемов финансирования расходов своему главному распорядителю средств федерального бюджета, то есть Минфину России. Последний, в свою очередь, обязан обеспечить поступление дополнительных денежных средств на счет налогового органа в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства. Налоговый орган обязан не позднее следующего дня после получения денежных средств направить в орган Федерального казначейства платежное поручение на перечисление средств для полного или частичного исполнения решения суда. Таким образом, любимые фразы представителей налогового органа «в бюджете нет денег; отсутствует такой вид расходов в смете» и т. п. уже будут неуместны и незаконны.

В случае неисполнения должником исполнительного документа в течение 3 месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства или нарушения процедуры исполнения, последний вправе применить к налоговому органу единственную законодательно установленную принудительную меру — приостановление операций по счетам, открытым должнику в этом органе Федерального казначейства, до момента устранения нарушений или представления платежного поручения на перечисление средств (п.п. 3, 4, 7, 8 ст. 242.3 БК РФ).

После полного выполнения требований об исполнении исполнительного документа органом Федерального казначейства проставляется соответствующая отметка на исполнительном листе, и он направляется в выдавший его суд (п. 11 ст. 242.3 БК РФ). При частичном исполнении проставляется отметка о размере перечисленной суммы, и исполнительный документ возвращается суду или взыскателю.

Если законодательно в отношении недобросовестного должника — налогового органа — установлена мера принудительного взыскания в виде приостановления операций по счетам, открытым должнику в этом органе Федерального казначейства, или в виде наложения штрафа в соответствии с п. 2 ст. 332 АПК РФ, то для принуждения органа Федерального казначейства своевременно исполнить взыскание сумм законодатель таких рычагов воздействия взыскателю не предоставил. Единственный выход — это обжалование бездействия должностных лиц государственного органа в вышестоящий орган Федерального казначейства либо непосредственно в Минфин России (п. 2 Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе») или в суд в порядке гл. 24 АПК РФ.

Если компания переехала

В ситуации, когда после окончания судебного процесса, но еще до взыскания судебных расходов организация сменила место своего нахождения, вследствие чего встала на учет в другом налоговом органе, ей не стоит беспокоиться о приведении судебных постановлений и исполнительных документов в соответствие со своим новым названием и реквизитами. Так как предыдущая инспекция и новый налоговый орган представляют собой два подразделения одного и того же федерального органа исполнительной власти — Федеральной налоговой службы, то есть являются элементами единой системы, взаимоотношения между которыми по снятию и постановке на учет налогоплательщиков законодательно урегулированы, то отсутствуют основания для осуществления замены стороны в соответствии со ст. 52 Закона № 229-ФЗ и ст. 48 АПК РФ. Бюджетный кодекс РФ не предусматривает иное исполнение в данной ситуации. Взыскание судебных расходов, в отличие от излишне взысканных, уплаченных налогов, будет производиться в любом случае через орган Федерального казначейства предыдущей налоговой инспекции, т.е. с того должника, который указан в исполнительном листе.

При смене юридическим лицом места своего нахождения порядок предъявления исполнительного листа и взыскания судебных расходов не изменится.

Особенности применения видов расходов и КОСГУ при оплате судебных расходов

С 01.01.2020 учреждения бюджетной сферы при определении кодов КОСГУ используют Порядок, утвержденный приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н. Он пришел на смену Порядку, утвержденному приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н (действовал в 2019 году). Порядок применения КОСГУ регулируется приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н.

Существенным условием применения КОСГУ в части судебных расходов является следующее:

  • расходы в части неисполненных обязательств (кредиторской задолженности), в частности, по выплате пенсий, пособий, оплате труда персонала, а также по оплате кредиторской задолженности по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд отражаются по соответствующим группам, статьям и подстатьям КОСГУ;
  • расходы в части возмещения судебных издержек истцам, морального ущерба, неосновательного обогащения отражаются по подстатьям 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» и 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ.

В целях применения КВР для отражения судебных расходов действует аналогичное правило. В соответствии с описанием кода видов расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» расходы на исполнение судебных актов по искам о выплате пенсий, пособий, оплате труда работников учреждений, а также об оплате кредиторской задолженности по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и тому подобное, подлежат отражению по соответствующим группам, подгруппам и элементам видов расходов.

Далее разберем данные правила и порядок применения бюджетной классификации более подробно.

В чем особенности взыскания долга с бюджетной организации?

Работа с бюджетными организациями имеет свою специфику.

Так как судебные приступы права взыскивать деньги с бюджетных учреждений не имеют, то, собственно, этим занимаются другие государственные органы – органы казначейства. Взыскание долга с бюджетной организации от работы обычных приставов отличается жесткой регламентацией, строго определенными сроками.

Могут ли вас привлечь к субсидиарной ответственности?

Пройдите тест из 10 вопросов, чтобы узнать о своей ситуации. По итогам теста вы узнаете в какой группе риска вы находитесь (критическая, высокая, невысокая), и в соответствии с ней получите рекомендации по мерам защиты от субсидиарной ответственности

Пройти тест

№1 Как давно у контрагента возникла задолженность перед Вами?

От 1-го до 3-х месяцев От 3-х до 6-ти месяцев От 6-ти месяцев до 1-го года От 1-го года до 3-х лет Задолженность старше 3-х лет

№2 Подтверждается ли имеющаяся задолженность документально (договора, акты и т.п.)?

Да, подтверждается, все документы в соответствующем виде имеются Нет, подтверждающих документов нет, задолженность возникла на основании неформальных договоренностей. Должник признает задолженность и готов её формализовать Нет, подтверждающих документов нет, задолженность возникла на основании неформальных договоренностей. Должник не признает задолженность Да, имеется только договор между сторонами, формально задолженность контрагентом не признана

№3 Обращались ли вы к Должнику с требованием о погашении задолженности?

Да, контрагент обещает оплатить, но так и не платит Да, но контрагент отрицает наличие задолженности или не реагирует на обращения Нет

№4 Направляли ли Вы официальную письменную претензию в адрес Должника?

Да, официальная претензия направлена заказным письмом, подтверждающие документы в наличии Да, но подтверждение отправления утрачено Нет, не отправляли

№5 Предоставлялось ли Должником обеспечение исполнения обязательств?

Нет, не предоставлялось Предоставлялось поручительство Залог имущества Независимая гарантия Иная форма обеспечения

№6 Обращались ли Вы в суд с исковым заявлением к Должнику?

Да, обращались, вынесено решение суда в нашу пользу Да, исковое заявление на рассмотрении Нет, но исковое заявление будет подано в ближайшее время Нет, исковое заявление не готово, планируем проконсультироваться со специалистами

№7 Процедуру взыскания задолженности с контрагента с Вашей стороны ведут:

Юристы компании Привлеченные юристы Привлеченные юристы во взаимодействии с юристами компании Мы проводим процедуру своими силами без привлечения сторонних специалистов

№8 Возбуждалось ли исполнительное производство в отношении контрагента по Вашему требованию?

Да, но выявить имущество не удалось Да, но процедура идёт медленно Да, но Должник активно противодействует процедуре, в связи с чем производство не результативно Да, но ввиду отсутствия опыта взаимодействия с судебными приставами, исполнительное производство не привело к результатам Нет, не возбуждалось

№9 Возбуждено ли в отношении Вашего Должника дело о банкротстве?

Да, наши требования включены в реестр требований кредиторов, но арбитражный управляющий и Должник противодействуют -взысканию Да, но у Должника отсутствуют активы, за счет которых может быть погашена задолженность Да, но процедура ещё не введена Нет, но мы планируем обратиться с соответствующим заявлением Нет, не возбуждено Да, производство возбуждено по нашему заявлению

№10 Ведет ли Должник деятельность на текущий момент, в том числе через аффилированные компании?

Да, деятельность ведется в обычном режиме Да, но деятельность прекращается Нет, деятельность прекращена Мы не обладаем данной информацией

№11 Вам известны контролирующие лица Должника, конечные собственники бизнеса, а также имущественное состояние этих лиц?

Да, известны. Они обладают значительным имуществом Да, известны, но они не обладают каким-либо имуществом Да, известны, но они напрямую не владеют своим имуществом Нет, неизвестны

Оставьте свой email, чтобы получить видео «32 стратегии взыскания задолженности» и подробный план, как вести себя с должником, чтобы вернуть свои деньги.

Однако в данном случае на должника воздействовать не так просто, потому что арестовать имущество нельзя, да и к субсидиарной ответственности собственника бюджетного учреждения невозможно привлечь. Именно поэтому может показаться сложным взыскание долга с бюджетной организации, но на самом деле 90% взыскателей свои деньги получают обратно.

Что делать после получения исполнительного листа?

Для начала необходимо разобраться, кто будет исполнителем. В данном случае это будет либо казна (Минфин РФ, при подаче иска о возмещении вреда), либо казначейство, если спор возник относительно неисполнения обязательств по контракту. Чаще всего, случается именно вторая ситуация, и вот, что нужно делать в таком случае:

Шаг первый

Для того чтобы определить, кто будет исполнять решение, перейти по ссылке http://app.roskazna.ru/roskazna/ls и вбить полное наименование должника в первой строке поиска. Результат получили. «Полное наименование органа Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета клиента» – как раз это и есть название органа, которому требуется отправлять исполнительный лист.

Шаг второй

Пишем заявление с указанием реквизитов, для того чтобы казначейство смогло перевести долг. В обязательном порядке к заявлению прикладываем исполнительный лист (оригинал), а также копию решения с отметкой о вступлении в силу и гербовой печатью. При подписании заявления представителем необходима доверенность.

Шаг третий

Далее, пакет документов отправляем в казначейство (лично, либо воспользоваться услугами курьера). Почтой России также допускается пересылка документов, только нужно обязательно сделать опись вложения.

Шаг четвертый

Казначейство в течение 5 рабочих дней должно уведомить должника о поступлении исполнительного документа. Далее, у должника в распоряжении 30 рабочих дней для подготовки платежного поручения о возврате долга. Поручение, при наличии денег у должника, должно быть отправлено в казначейство. Долг также может быть возвращен частично, если денег нет.

Хорошо, а что же делать Вам в это время? Итак, между казначейством и должником весь обмен документами осуществляется без Вашего участия. Можно пассивно ожидать поступления денег, либо взять ситуацию под свой контроль. Должника можно уведомить о том, что Вы направили в казначейство исполнительный лист, потом запросить у казначейства, был ли проинформирован должник о поступлении исполнительного листа. Кроме того, можно узнать у казначейства реакцию должника – готов ли он погасить задолженность, и в какой части.

Шаг пятый

Бюджетной организации дается три месяца, чтобы погасить задолженность, казначейство ждет именно это время со дня обращения к нему. Должник за это время может и должен запросить финансирование для расчета с Вами. У должника и казначейства на данном этапе целесообразно запросить информацию о мерах, предпринятых для возвращения Вам денег.

В случае если должник не сможет оплатить долг в течение трех месяцев, Вы должны получить уведомление об этом в течение 10 дней с момента истечения трехмесячного срока.

Шаг шестой

В случае если долг Вам не вернули, Вы имеете право забрать из казначейства все документы и обратиться к судебным приставам. Взыскивать деньги они будут в обычном порядке. Правда, особо не стоит надеяться на них – судебные приставы исполняют всего 14% принятых судами решений. Так, все вопросы, которые связаны с возвратом долга, лучшего всего решить, пока этим занимается казначейство (согласно практике, это – наиболее эффективный исполнитель).

Также рекомендую прочитать эту статью

Взыскание дебиторской задолженности

О чем статья? О возможностях взыскания дебиторской задолженности. Кому и чем будет полезна? Кредиторам, которые столкнулись (или могут столкнуться) с

Продолжить чтение

Рычаги воздействия на бюджетное учреждение

Каким образом еще можно повлиять на ситуацию?

Для начала, конечно же, следить за действиями казначейства и должника, т.е. писать письма, направлять запросы.

Даже если у должника есть деньги, но он игнорирует сроки и отказывается возвращать долг, казначейство имеет право приостановить операции по счетам должника, по тот не перестанет нарушать закон. Вам только остается следить за сроками и своевременно попросить казначейство приостановить работу счетов должника.

Если казначейство не делает этого, Вы имеете право обжаловать в суде его неправомерные действия. Но, так можно поступить, только если Вы чувствуете бездействие казначейства или должника.

В прокуратуру тоже можно подавать подобные жалобы. Также можно обжаловать действия конкретного сотрудника, работающего с Вашей проблемой по взысканию долга с бюджетной организацией.

Ускорить возврат долга можно и альтернативным способом: обратиться в суд за денежной компенсацией за длительное неисполнение решения суда за каждый день такого неисполнения, требовать взыскать проценты на неправомерное пользование чужими денежными средствами, подать иск об индексации присужденных сумм долга.

Такая процедура, как взыскание долга с бюджетной организации не так уж и сложна, как может показаться на первый взгляд. Главное – это методично добиваться своего и не пускать ситуацию на самотек.

Получите помощь по вопросам взыскания долгов с бюджетных организаций у экспертов. Обращайтесь со своими вопросами в Facebook

Задать мне вопрос в Facebook

Кратко и по сути

  1. Органы казначейства занимаются взысканием денег с бюджетных организаций.
  2. Исполнителем является либо казна, либо казначейство, но чаще всего вторые.
  3. Бездействие исполнителя можно обжаловать.

Понравилась статья? Расскажи об этом друзьям

Рыков Иван

Основатель антикризисной юридической компании «Рыков групп»

Специализации: антикризисное управление и банкротство крупных предприятий и организаций; управление проблемными активами; взыскание дебиторской задолженности, деятельность коллекторов; субсидиарная ответственность по обязательствам должника.