К какой власти относится

Президент Владимир Путин предложил парламенту подумать над изменением положений Конституции, которые касаются «взаимоотношений между муниципальными и государственными органами власти». Речь идет о встраивании органов местного самоуправления в вертикаль федеральной исполнительной власти, считают опрошенные «Ъ” эксперты.

На встрече с руководством Федерального собрания 24 декабря президент снова заговорил об изменении Конституции. Тему затронул спикер Госдумы Вячеслав Володин, сказавший, что «отдельные» «аккуратные» изменения Основного закона возможны и они могут касаться, в частности, местного самоуправления (МСУ). На это Владимир Путин ответил, что «какие-то вещи… можно было бы отрегулировать по-другому, в том числе взаимоотношения между муниципальными органами власти, государственными органами власти, имея в виду, что должна быть создана единая система публичной власти». Глава государства добавил, что «об этом тоже нужно подумать, конечно, не ущемляя интересов и прав муниципальных образований».

О необходимости отрегулировать взаимодействие между государственной властью и местным самоуправлением Владимир Путин говорил и на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым в начале октября. «На этом стыке у нас постоянно происходят какие-то сложности, поскольку уровень государственного управления — и федеральный, и региональный — часто или делает вид, что его это не касается, или касается во вторую-третью очередь, а муниципальный уровень все время ссылается на отсутствие необходимых ресурсов и компетенций»,— сказал президент, добавив, что есть сложности, заложенные в Основном законе, которые нужно отрегулировать.

Вновь к этой теме президент вернулся в конце октября на встрече с представителями общественности, напомнив, что в Конституции есть разрыв между муниципальным уровнем власти и государственным. «Муниципальный — это не государственный уровень, согласно Основному закону, а региональный и федеральный — это государственный»,— подчеркнул он, имея в виду статью 12 первой главы. Эта статья давно предмет дискуссий, отмечает политолог Константин Калачев. При этом Владимир Путин неоднократно оговаривал, что основополагающие положения Конституции «лучше не трогать». Ранее он уточнял, что изменения следует производить, «не нарушая обязательств международного характера по тому, что муниципальный уровень управления должен иметь определенный уровень самостоятельности (имеются в виду требования подписанной и ратифицированной Россией Европейской хартии МСУ.— «Ъ”)».

По мнению политолога Дмитрия Бадовского, статьи 12 дискуссия о взаимодействии госвласти и МСУ не касается, так как это основы конституционного строя. Но вопросы местного самоуправления также регулируются главой 8 Конституции и федеральным законом об общих принципах местного самоуправления. «Дискуссия сейчас актуализирована вопросами реализации нацпроектов и госпрограмм, когда выделяются государственные средства, в том числе федеральные, на решение местных вопросов, которые в сфере ведения МСУ. Эти вопросы не до конца урегулированы, а с ними серьезным образом связана эффективность нацпроектов в социальных сферах — образовании, здравоохранении»,— поясняет он.

Опрошенные «Ъ” эксперты полагают, что речь идет о встраивании органов местного самоуправления в вертикаль федеральной исполнительной власти. «Сейчас МСУ не входит в вертикаль власти, и это проблема. Надо конституционно легализовать сложившийся статус-кво»,— говорит политолог Виталий Иванов. По его мнению, госвластью система МСУ не станет, но возникнет понятие единой системы публичной власти, в которую войдут госвласть и МСУ.

Об интеграции местного самоуправления в иерархию органов государственной власти высшие должностные лица говорят давно. В основе проблемы, по их мнению, лежит несоответствие количества и уровня полномочий, которыми обладают МСУ, и ресурсов, имеющихся в их распоряжении. Подавляющее большинство муниципалитетов остаются дотационными, таким образом, их полномочия не обеспечены бюджетными средствами и осуществлять их приходится за счет бюджетных вливаний. Это, в свою очередь, несет всевозможные бюрократические издержки (в том числе нецелевое использование средств, возвращение неизрасходованных вовремя денег в бюджет, коррупционные махинации), которые, по мнению политиков, можно было бы устранить, встроив МСУ в структуру госвласти.

Инициатива об изменении Конституции идет от президента и будет принята с вероятностью 90%, считает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин: «То, что изменения готовятся, стало ясно больше года назад, когда появилась статья председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, где он заявил, что МСУ, по сути, является «нижним этажом» публичной власти». Стоит отметить, что Владимир Путин практически дословно повторил эту идею — «единая система публичной власти». По мнению политолога, изменения в Конституцию могут быть внесены «в ближайшее время или одномоментно с изменениями, которые будут сопровождать транзит политсистемы». Он не исключил, что власть может создать «прецедент изменения Конституции», а далее внести изменения, касающиеся МСУ. Впрочем, по мнению господина Салина, реальное положение дел это не изменит: «Де-факто муниципальная власть уже давно зависима, у нее отобрали почти все финансовые полномочия. К тому же не первый год повсеместно ликвидируется двухуровневая система местного самоуправления». Эксперт добавил, что власть постарается смягчить конфликт с международными организациями при внесении правок: «Думаю, найдут ту формулу, которая позволит и МСУ де-юре официально встроить в вертикаль власти и трактовать это таким образом, чтобы это не нарушало международные обязательства РФ».

Тема повышения ответственности муниципальной власти наверняка станет сквозной в послании президента Федеральному собранию 15 января, полагает политолог Калачев. «Хотят добиться переключения внимания населения на местный уровень власти, с тем чтобы роль громоотвода сыграл»,— считает он.

Мария Макутина, Кира Дюрягина

Почему Конституция 1993 года получилась такой, какая есть

12 декабря 1993 года на всенародном референдуме был принят проект новой Конституции Российской Федерации. За четверть века ее текст претерпел некоторые изменения, сам день перестал быть государственным праздником, регулярно появляются слухи о конституционной реформе, однако пока что Конституция, принятая в 1993 году, остается основой государства.

Исполнительная власть государства реализуется на двух уровнях: на федеральном и региональном уровнях. Федеральная исполнительная власть представлена системой федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Конституцией РФ (ст.110) исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. Региональную исполнительную власть обеспечивают органы исполнительной власти субъектов РФ, организованные в соответствии с Конституциями (Уставами) субъектов РФ.

Федеральные органы исполнительной власти возглавляются Правительством РФ. Правительство РФсогласно ст. 110 Конституции РФ осуществляет исполнительную власть, является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, и при этом не является единственным субъектом исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти определяется Президентом РФ.

Региональные органы исполнительной власти возглавляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – главой исполнительной власти субъекта (по закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года). Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Региональные органы исполнительной власти включают в себя:

1)глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президенты, главы администраций);

2)правительство субъектов Российской Федерации;

3)иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Помимо классификации органов исполнительной власти на федеральные и региональные, их можно также различать по характеру полномочий: органы общей компетенции и органы специальной компетенции. К первым относят правительство РФ, а также такие органы, которые ведают всеми или многими отраслями исполнительной деятельности. Во второй группе можно выделить отраслевые органы специальной компетенции и межотраслевые органы специальной компетенции. Отраслевые органы – это органы руководящие определенными отраслями управления. Межотраслевые органы обеспечивают межотраслевое управление.

Следует различать также коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. В основе такой классификации лежит порядок принятия решений: если решение принимается большинством голосов – это коллегиальный орган (например Правительство РФ), если решение принимается одним лицом, руководителем органа – это единоначальный орган исполнительной власти (например, министерство).

Чтобы разобраться в структуре власти Владимирской области и понять кто ей управляет, мы подготовили небольшую публикацию с инфографикой. Власть в Российской Федерации разделена на три уровня: федеральный, региональный и муниципальный (власть органов местного самоуправления).

Далее мы подробнее остановимся на структуре региональной и муниципальной власти во Владимирской области и городе Владимире. Но для начала рассмотрим федеральные (государственные) органы власти.

Федеральный уровень

Статья №10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Согласно статье №11 Конституции Российской Федерации государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент России является главой государства, гарантом Конституции России, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Здесь же мы видим представителей от Владимирской области в Государственной Думе и Совете Федерации РФ.

Представители области в Государственной Думе (с 19 сентября 2016 г. – VII созыв):
По одномандатным округам Игорь Игошин и Григорий Аникеев.

Представители области в Совете Федерации:
— от администрации (губернатора) Владимирской области — Антон Беляков (24 сентября 2013 г.).
— от Заксобрания Владимирской области — Сергей Рыбаков (с 25 сентября 2013 г.).

Региональный уровень

Региональная власть Владимирской области строится по аналогии с федеральной.

Законодательная власть во Владимирской области

Законодательную власть осуществляет Законодательное Собрание Владимирской области, состоящее из 38 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок 5 лет. Действующий 6-й созыв был избран на выборах 8 сентября 2013 года по смешанной системе (19 депутатов избраны по одномандатным округам, 19 по спискам политических партий). Большинство мест у партии Единая Россия — 32, у КПРФ — 3, у ЛДПР — 2, у СР — 1. Председателем Заксобрания избран Владимир Киселёв (Единая Россия). 17 августа 2015 досрочно лишили мандата единоросса Сергея Курышева. Его осудили на пять с половиной лет колонии-поселения за совершение ДТП по неосторожности в состоянии алкогольного опьянения, повлекшего смерть человека, и за ложный донос. В декабре 2015 г. были довыборы – победительницей стала Мангушева С.Ф. (Единая Россия).

Исполнительная власть во Владимирской области

Высшим должностным лицом области является губернатор, который формирует и возглавляет администрацию области. Губернатор избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Владимирской области и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок 5 лет. С марта 2013 года губернатором является Светлана Орлова (Единая Россия). Ее избрали на выборах 8 сентября 2013 года.

Судебная власть во Владимирской области

Судебная власть осуществляется федеральными судами, Владимирский областным судом и высшей судебной инстанцией – первым Апелляционным Арбитражным судом.

Муниципальный уровень власти

Управление г. Владимиром осуществляется двумя органами: Советом народных депутатов и городской администрацией.

Местное самоуправление в муниципальном образовании город Владимир осуществляется на основании устава, утверждённого решением Владимирского городского Совета народных депутатов от 29.06.2005 № 231 «Об Уставе муниципального образования город Владимир». Согласно уставу, исполнительно-распорядительным органом власти является администрация города Владимира. Глава администрации города (сити-менеджер) — Андрей Станиславович Шохин (с 28 апреля 2011 г.) Представительный орган местного самоуправления города Владимира — Совет народных депутатов. Подробнее о каждом из них можно узнать в отдельном материале. Глава города (председатель Совета народных депутатов) – Ольга Александровна Деева (с 28 сентября 2015 г.).

Мне нравитсяНе нравится

Политическая система

Государственный строй

Россия – это республика. В Конституции страны закреплено положение, в соответствии с которым «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ – РОССИЯ – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является, согласно Конституции, ее многонациональный народ. Народ реализует свою власть непосредственно, а также посредством органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Принципами формирования федерации являются: государственная целостность, единство и равноправие субъектов, разделение компетенций и предметов ведения между федеральными и региональными органами власти.

В Конституции Россия определяется также как социальное государство, политика которого имеет своей целью создание условий, которые гарантировали бы достойную жизнь и свободное развитие человека. Органы власти берут на себя, таким образом, ответственность за гарантирование определенного уровня жизни граждан, а также удовлетворение их материальных и духовных потребностей в объеме, который соответствует возможностям государства. Это значит, что социальная сфера одна из самых важных сфер деятельности государства. К социальной сфере относятся, в частности, охрана труда и охрана здоровья людей, установление гарантируемой минимальной заработной платы, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, выплата государственных пенсий.

Россия обозначается в Конституции как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция

Действующая Конституция Российской Федерации была принята по результатам референдума, который прошел 12 декабря 1993 г. В отличие от Конституций советского периода, принятая в 1993 г. Конституция России отмечена идеологическим и политическим плюрализмом. В ней закреплены принципы многопартийности и разнообразия форм собственности.

Изменения Конституции производятся в форме Федерального Конституционного Закона, который считается принятым, если за него было подано минимум три четверти от общего числа голосов членов Совета Федерации и минимум две трети от общего числа голосов депутатов Государственной Думы.

Большое значение имеет зафиксированный в Конституции принцип ее прямого действия. Это значит, что никакой суд и никакой другой государственный орган не имеет права отказываться от применения конституционных норм, ссылаясь на отсутствие разъясняющих или детализирующих законов.

В Конституции 1993 г. был сделан важный шаг и в плане совершенствования федеративного устройства России. Конституция точно разграничила компетенции и предметы ведения федеральных и региональных органов власти, а также их общие области компетенции. В Конституции закреплен принцип верховенства федерального права.

Президент

Президент Российской Федерации является главой государства. В соответствии с Конституцией и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.

Президент обладает широкими полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. Не входя напрямую непосредственно ни в одну из ветвей государственной власти, Президент обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие. Наиболее весомы права Президента в отношении исполнительной власти. Он назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя, федеральных министров. Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, принимает решение об отставке Правительства, может отменить постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и своим указам. В определенных Конституцией случаях Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации до решения вопроса соответствующим судом.

Президент наделен Конституцией некоторыми полномочиями, связанными с деятельностью органов законодательной и судебной властей. Так, Президент назначает выборы в Государственную Думу, распускает ее в случае и порядке, предусмотренных Конституцией, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето, т.е. может отклонить закон, что требует повторного его рассмотрения в палатах Федерального собрания. Президент вносит законопроекты в Государственную Думу, наделен полномочиями обращаться в Конституционный суд с запросом о соответствии Конституции нормативным актов, подлежащих рассмотрению судом, с запросом о толковании Конституции; может вносить предложения о пересмотре Конституции и внесении в нее поправок.

Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Он определяет основные направления внешней политики страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых представителей иностранных государств и международных организаций. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает от занимаемых должностей высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации.

7 мая 2018 г. в должность Президента России вступил Владимир Владимирович Путин, избранный всенародным голосованием 18 марта 2018 г. В соответствии с принятой в 2008 г. поправкой к Конституции, с 2012 г. Президент избирается сроком на 6 лет.

Правительство

Правительство Российской Федерации является органом государственной власти и в соответствии с Конституцией, принятой в 1993 году, осуществляет исполнительную власть в стране. Правительство является коллегиальным органом и возглавляет единую систему исполнительной власти в стране в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной думы.

Постоянно действующим органом Правительства является его президиум. В состав президиума Правительства входят: Председатель Правительства, первые заместители Председателя Правительства, заместители Председателя Правительства, ряд федеральных министров. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Функции Правительства многообразны. Правительство, в частности, разрабатывает и выносит на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, осуществляет управление федеральной собственностью, принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Осуществляет иные полномочия, возложенные на Правительство Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

16 января 2020 г. Указом Президента Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации назначен Михаил Владимирович Мишустин.

Федеральное собрание

Представительным и законодательным органом Российской Федерации является ее парламент – Федеральное Собрание. В соответствии с принципом разделения властей оно осуществляет государственную власть наряду с Президентом, правительством и судами.

Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Палаты, работая во взаимодействии друг с другом, обладают самостоятельностью и несовпадающей компетенцией. Они заседают раздельно и размещаются в разных зданиях Москвы.

Совет Федерации призван отражать в своей деятельности позиции и интересы российских регионов. В его состав входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.

К исключительной компетенции этой палаты относятся такие вопросы, как изменение границ между субъектами Федерации, утверждение президентских указов о введении военного и чрезвычайного положения, использование российских Вооруженных Сил за пределами страны, назначение выборов Президента. Принимаемые Государственной Думой законы должны либо получить молчаливое одобрение Совета Федерации, либо быть одобрены им путем голосования. Отклонение закона влечет за собой особую согласительную процедуру и его повторное рассмотрение в Государственной Думе.

Если Совет Федерации фактически является верхней палатой парламента, то Государственную Думу следует рассматривать как его нижнюю палату. Само название «Государственная Дума» современная Россия унаследовала от законосовещательного представительного органа, действовавшего в стране в 1906-1917 гг. Формируется она посредством общенациональных прямых выборов и представляет население всей страны в целом.

Государственная Дума избирается сроком на пять лет по партийным спискам. Быть избранным в нее может каждый российский гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Основная функция Государственной Думы – законотворчество. Прежде чем быть вынесенными на заседания, законопроекты готовятся и прорабатываются в постоянно действующих комитетах, специализирующихся на тех или иных сферах государственной жизни.

К исключительному ведению Государственной Думы относятся дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии правительству, назначение и освобождение от должности ряда высших государственных чиновников, объявление амнистии, выдвижение обвинений против Президента для его импичмента. Государственная Дума утверждает государственный бюджет.

Государственная Дума может быть распущена Президентом в случае троекратного отклонения представленных ей кандидатур Председателя Правительства или повторного выражения в течение трех месяцев вотума недоверия Правительству. Эта президентская прерогатива обставлена, однако, рядом ограничений. Распустив палату, глава государства должен назначить дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Федеративное устройство

По форме государственного устройства Россия является федерацией. В ее состав входят 85 государственных образований, которые называются субъектами Федерации.

Основные принципы государственного устройства Российской Федерации –государственная целостность, единство системы государственной власти, равноправие субъектов Федерации в отношениях с федеральными органами власти.

Субъекты Федерации имеют свои собственные органы законодательной и исполнительной власти. Они принимают свои собственные Конституции (Уставы). Единственное условие – Конституции и Уставы должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Федеральная Конституция и Федеральные законы имеют приоритет на всей территории страны.

Разграничение полномочий и предметов ведения между федеральными органами власти и субъектами Федерации может происходить также на основе двусторонних договоров.