Редкий учитель в редкой школе пытается построить урок так, чтобы детям было интересно: чтобы не хотелось отвлекаться, шептаться, а хотелось — чему-то научиться. Большинство пытается справиться с забывчивостью, неаккуратностью (как может показаться, на первый взгляд) и желанием повертеться двойками. Учитель литературы Татьяна Кокусева объясняет, почему снижать оценки за исправления, забытую дома тетрадь или излишнюю активность — глупо, а главное, бесполезно.
Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Школа — это не только образование, результаты тестов и подготовка к институтам. Школа — это все-таки одиннадцать лет жизни ребенка. Здесь он учится жить в обществе людей, отстаивать свою точку зрения или приходить к компромиссам, доказывать собственную правоту. Здесь он должен получить мотивацию, желание знать и искать знания. И в конце концов, к окончанию одиннадцатого класса определиться с выбором профессии. Так должно быть в том идеальном мире, которого нет.
На деле же многие дети побаиваются учителей в младших классах, в средних — не хотят учиться, в старших — задвигают школу в дальний угол. Родители в ужасе ищут репетиторов и не понимают, что происходит: ребенок упорно не хочет, ребенок совсем не старается, у него напрочь отсутствует интерес. Их неглупый и сообразительный малыш оценивает себя как неспособного к учебе и предпочитает заниматься чем угодно, но не уроками. А дело вовсе не в том, что он лентяй.
Когда ребенок попадает в школьный коллектив, он сталкивается сo множеством правил. Эти правила в виде запретов, оценок и требований напоминают хаотично и нелепо расставленные флажки, за которые нельзя выходить. Первоклашки с первых дней знают, что сидеть нужно прямо, по возможности не шевелясь и не издавая звуков. Домашние задания нужно исправно и аккуратно выполнять каждый день. «Палочки должны быть попендикулярны», как говорил герой «Двух капитанов». В первом классе появляются и первые мотивационные оценки за попендикулярные палочки. Это значит, что за корявый почерк, зачеркивания и отпечатки измазанных чернилами пальцев оценка в тетради снижается.
С точки зрения российской педагогики, ребенок, получив оценку на балл или два ниже, в следующий раз непременно постарается написать лучше
А потом еще лучше. И так до заслуженной «пятерки». Однако, что-то в этом плане не работает. Дети в первом классе еще не умеют писать красиво. У большинства первоклассников письмо — это неравная битва с наклонами, нажимами, закорючками и плавными хвостиками. Слова играют в чехарду над линиями в тетради, буквы отличаются друг от друга шириной и размером. Почерк человека, недавно научившегося писать, далек от совершенства и требует огромной концентрации внимания. Отсюда и грязь, и зачеркивания, и не в ту сторону повернутые буквы. Палец вдавлен в ручку с такой силой, что даже через много лет после окончания школы мозоль напоминает о мучениях.
И вот текст побежден. Ученик с гордостью отдает тетрадь учительнице. А в ответ получает «трояк» и строгое замечание на полях «старайся!». Потом еще раз и еще. В какой момент ребенок плюнет на бессмысленную борьбу с собственным почерком и смирится с вечной тройкой? Кроме того, почерк зависит не только от старания. Легкие неврологические нарушения, психологические зажимы и напряжение тоже влияют на почерк. Психологи часто пишут, что дети большого города испытывают постоянный стресс от бешеного ритма жизни, школа же и сама является отдельным испытанием. В результате получается, что оценивая почерк ребенка в первые годы учебы, учитель по сути оценивает психологическое состояние и природные данные, а не старание каждого конкретного ученика.
К оценкам за плохой почерк присоединяются и другие, призванные научить ребенка собранности и серьезности. Моей знакомой посреди рабочего дня звонит рыдающая дочь-пятиклассница. С трудом пробившись сквозь всхлипы, мама узнает, что дочь получила двойку — за забытую дома тетрадь. Буквально за день до происшествия девочка поставила себе цель — закончить четверть на одни пятерки. Благородная задача разбилась вдребезги о забывчивость. Возмущенная мама позвонила учителю и в ответ услышала — в следующий раз будет внимательно собираться в школу. А заодно узнала, что в журнал двойку, конечно, не поставили, так что волноваться не нужно, общую картину оценок ничего не испортит.
Возникает логичный вопрос — зачем же нужна эта двойка Шредингера, если её как бы и нет?
Получается, что после объяснений мамы ребенок уже в пятом классе должен понять, что взрослые зачем-то разыгрывают показушные спектакли под видом акций устрашения. И что на самом деле это не значит ничего вообще. Вывод простой — плюнуть и не обращать внимания. Учитель от такого отношения не выигрывает.
Обеспокоенные родители приводят к репетиторам учеников средних классов. Диагноз — много ошибок в диктантах, постоянные тройки и двойки. Смотрю в диктант. Всего ошибок, посчитанных учителем, — девять. Оценка — два. Внимательно разглядываю диктант и выясняю, что в действительности грамматических ошибок всего четыре. Остальные — неправильно написал, подумал, исправил. Исправление засчитано как ошибка. Но ведь исправил сам, вспомнил правило, вроде бы похвально. Оказывается, для оценки это не имеет значения.
Учителя приводят доводы — на экзаменах любая помарка засчитывается как ошибка. Получается, что уже в пятом-шестом классе ученик должен думать об экзамене и на всякий случай бояться. Мало ли что. Вот вырасту, размышляет, наверное, пятиклассник, пойду ЕГЭ сдавать, да как ошибусь, да как зачеркну ошибку, да как снизят мне балл, не поступлю в институт!
Обучение проходит под лозунгом «проложи свой путь к неврозу заранее»
Не забудем и об оценках за поведение. Разговаривал на уроке — двойка. Бегал по школе — двойка. Ковырял в носу, считал ворон, писал записки, не так летел, не так свистел. Все учитывается и оценивается. Раньше поведение официально было удовлетворительным и неудовлетворительным. Зачем это было нужно — неизвестно. Не помню ни одного отпетого хулигана, который бы вышел с неудом по поведению в аттестате. Оценки за поведение никому не мешали вести себя как хочется, разве что портили немного нервы родителям.
С поведением учеников российская школа пока не разобралась. Как запугать этих маленьких негодяев до такой степени, чтобы не мешали учителю говорить? Вести уроки так, чтобы было интересно, постоянно занимать беспокойные детские мозги деятельностью — такой вариант рассматривается лишь изредка, в отдельных школах и отдельными учителями. Обычно же особо активным ставится оценка за энергию, направленную не в то русло. И оценка эта не пять. Помню, как в конце восьмидесятых наш беспокойный класс исключили из пионеров почти в полном составе. За поведение. Сначала только пугали, а затем собрали общешкольную линейку и отобрали галстуки. Воспитанные советской школой, наши учителя не учли одного — мы были уже постперестроечными детьми и нам было все равно. То, что должно было стать страшным унижением, стало смешным событием, не более. Так же на сегодняшних детей действуют оценки за поведение — никак.
Спор учителей с родителями на тему мотивационных оценок вечен. Учителя считают, что оформление работы, почерк и внимательность должны оцениваться, потому что от этого зависит и результат экзамена, и навыки работы с текстами и документами во взрослой жизни. Родители говорят, что дети присвоили себе ярлык вечного троечника и стараться не хотят. Удивительно, но правы и те, и другие, но дело с мертвой точки не двигается.
Школа, как окаменевший мамонт, меняется медленно и за методы держится крепко
Но ведь если подумать, то что же такое случится, если не поставить двойку за забытую тетрадь, сменку или физкультурную форму? Ну вот что? Земля налетит на небесную ось или, может, все сразу начнут забывать тетради, формы и сменки? Думаю я, что все учителя прекрасно понимают, что не случится ничего, если сегодня ученик напишет работу на листке, а потом аккуратно вклеит его в тетрадь. Об этом можно договориться понятными словами. Может быть, вместо оценки за поведение, подумать, что не так с конкретным ребенком. Подобрать ему дополнительную или снять лишнюю нагрузку, поговорить с родителями, отвести к школьному психологу.
Это не универсальные правила, но к каждому конкретному случаю что-нибудь да подойдет. Что же касается оценок за почерк и оформление работы, то, на мой взгляд, давно пора разделить форму и содержание. Ребенок будет четко понимать, над чем ему работать, где подтянуть навыки, а не расстраиваться из-за очередного трояка за правильно решенную, но неудачно оформленную задачу. Неизвестно, почему школа упорно не хочет понимать, что похвала лучше мотивирует, чем гневный окрик. Тем более, если речь идет о детях, у которых пока нет уверенности в своих способностях. Если их постоянно одергивать, понукать и занижать оценки, из них вырастут неуверенные взрослые.
Есть несколько способов отслеживать прогресс вашего ребенка.
- Используйте лист постановки целей
- Регулярно отслеживайте и обсуждайте с ребенком достижения
- Проводите ретроспективу. Задавайте ребенку вопросы о его прогрессе: «Что получилось?», «Что не получилось?».
- Хвалите за достижения и обсуждайте проблемы которые помешали достичь цели, ищите выход вместе
- Пусть ребенок чувствует вашу заинтересованность, но не будьте навязчивы (это отбивает всякое желание учиться)
- Проверяйте оценки по выполненным заданиям
- Корректируйте план по мере получения оценок
Празднуйте достижения
Когда ваш ребенок достигает цели, отметьте это! Устройте праздничный семейный ужин, купите новую игрушку или предоставьте ребенку привилегии, которые он оценит. Вознаграждение, является отличным способом повысить мотивацию и сформировать у ребенка навыки постановки целей.
Занятия с репетитором и улучшение оценки
В роли репетитора может выступать учитель из другой школы. Чтобы найти его, можно прямо спросить одноклассников, кто к кому ходит на платной основе, чтобы подтягивать знание предмета. Также объявления о репетиторстве размещаются в местной газете.
Не стоит полагать, что прийти на дополнительное занятие достаточно, чтобы исправить плохие оценки и получить хорошую отметку. Нужно внимательно слушать объяснения и выполнять все задания. Результатом должно стать понимание темы и выполнение нужных упражнений без каких-либо сложностей.
После всего нужно подойти к школьному учителю и рассказать о своём желании пересдать тему. Также поговорить о том, что материал уже выучен и проработан, а низкий балл в аттестате мешает поступлению в ВУЗ. Учитель должен видеть искреннее желание исправить оценки.
То есть ни в коем случае не нужно запускать положение дел ещё больше. Следует честно признаться себе в том, что материал упущен. И сделать всё необходимое для исправления ситуации.
Сонник плохая оценка
Сон видеть про Тройка оценка — Получать во сне тройку означает, что вы стремитесь свалить свою вину на плечи другого человека. Если во сне вы ощущаете себя учеником, к которому несправедливо относятся, то в жизни вы слишком себя любите, через 3 дня у вас появится шанс взять ответственность на себя — воспользуетесь ли вы этой возможностью? Если во сне вы чувствуете себя учителем и ставите кому-то тройку, то через 39 дней с вами произойдет нечто необыкновенное, из ряда вон выходящее. Хорошее это будет событие или нет, показывают эмоции, которые вы испытывали во сне: Если во сне кроме тройки на циферблате больше ничего нет, то вы сумеете справиться со своими заботами в течение 3 дней, причем сделаете это ловко и весьма оригинально, чем немало удивите окружающих. Скорее всего, вам придется срочно выехать в другой город. Если во сне вы смотрите на электронные часы и видите на табло Если на электронном табло высвечивается любое другое время, которое в результате сложения всех цифр дает все ту же тройку например, Для того, чтобы не упасть лицом в грязь и не запятнать свою репутацию, вам нужно тщательно подбирать свою команду — обратите внимание на тех, кто приходил к вам 3, 12, 21 и 30 числа прошлого месяца, на этих людей вы вполне можете положиться. Нумерологический сонник К чему снится Тройка оценка? Если снится Тройка оценка во сне с воскресенья на понедельник К чему снится Тройка оценка по соннику с понедельника на вторник Если снится Тройка оценка со вторника на среду Если снится Тройка оценка по соннику со среды на четверг К чему снится Тройка оценка с четверга на пятницу Если снится Тройка оценка во сне с пятницы на субботу К чему снится Поцелуй во сне с субботы на воскресенье. Тройка оценка в соннике. Гарантия лучшей цены на лазерную эпиляцию Найдете дешевле — сделаем скидку! Безболезненная эпиляция с максимальным эффектом! Верну любовь в отношения, избавлю от одиночества! Оральные ласки Ваш мужчина будет покорен навсегда! О проекте Размещение рекламы Контакты. К чему видеть сон по дням недели: Если снится Тройка оценка во сне с воскресенья на понедельник К чему снится Тройка оценка по соннику с понедельника на вторник Если снится Тройка оценка со вторника на среду Если снится Тройка оценка по соннику со среды на четверг К чему снится Тройка оценка с четверга на пятницу Если снится Тройка оценка во сне с пятницы на субботу К чему снится Поцелуй во сне с субботы на воскресенье Журнал рекомендует: Как сэкономить на бронировании отеля и съездить в отпуск дешево — вам нужно это знать! Ваш сон для толкования:
Несколько наиболее распространенных причин снижения успеваемости в школе.
Только после того, как вы тщательно изучите ситуацию, то тогда можно уже и думать о преодолении проблем. Запомните, что если вы не выяснили причину — не стоит рубить с плеча — это может усугубить ситуацию и категорически настроить ребенка против школы и знаний.
Действия, которые можно предпринять для улучшения успеваемости.
Не важно в каком классе учиться ваш ребенок: в 1 или 11, если он чувствует вашу поддержку и видит ваше стремление помочь ему, то вы вместе выйдете из тупика.
Для того, чтобы помочь с учебой правильно нужно действовать по такому плану.
- Поиск контакта с ребенком. Для начала нужно узнать чего хочет ребенок — нужно узнать его интересы и желания, принять его страхи и помочь в их преодолении. Нужно найти с ним что-то общее, чтобы у вас были общие идеи.
- Нужно показать что вы его любите независимо от оценок. Не нужно лишний раз его ругать без повода, сравнивать с кем-то, обижать.
- Не цените оценку, цените его настойчивость и стремление. Не нужно играть в продажные игры: «Ты мне показываешь отличную оценку, а я тебе даю деньги».
- Хороший пример. Вспомните себя в его возрасте: вели ли вы себя идеально? Лучше поделитесь с ребенком о том, что вы тоже когда-то давно решали такие задачи и они у вас даже не получались, но из-за того, что вы усердно занимались — то все получилось.
- Правильная мотивация. Самое сложно — это правильно рассказать ребенку для кого и чего он учится. Нужно привести примеры успешных людей, которые достигли высот благодаря своей учебе.
- Не жалуйтесь на успеваемость ребенка. Вы не достигнете желаемого результата, если расскажете всем соседям о сыне-двоечнике. Возможно, вы сделает даже хуже, сами повесив на него ярлык глупого бездельника.
Прицел на будущее
Многих и сейчас бросает в дрожь при детских воспоминаниях. Зачёркнутая «классная» на «домашняя работа», и мама с ремнём. Как мы клялись не быть такими, когда вырастем! А в итоге?
А на самом деле давайте выдохнем и подумаем: «Ну, плохой почерк у ребёнка, и что?» Вырастет, вообще только за компьютером и будет печатать. Может, не стоит делать трагедии из-за каждой оценки? Нет, говорить крохе: «Расслабься, Эйнштейн тоже был двоечником», — конечно, не стоит. Он должен понимать, каждая оценка — это результат труда, а трудиться необходимо. Но старайтесь относиться ко всему спокойнее, так будет проще всем. Кроме того, в учебе важнее процесс, а не результат. Если вы видите, что ребёнок старается, корпит за учебниками, то это достойно похвалы. Это важнее, чем оценка. Если он в контрольной сделал 8 ошибок, а через неделю — 4, и всё равно получил «трояк», вы обязаны заметить пусть маленькое, но улучшение.
Поощрение
Многие родители считают правильным платить за хорошие оценки, и наоборот, лишать денег — за плохие. Психологи не рекомендуют этого делать. Во-первых, ребёнок будет учиться ради денег. Во-вторых, совсем лишать карманных денег из-за полученной «тройки» — не правильно. В то же время поощрять — дело нужное. Только поощрять правильно. Неправильно шантажировать ученика общением с друзьями, с родственниками, приобретением животного. Лучше использовать другие мотиваторы, к примеру.
Такое случается с каждым. Преподаватель возвращает вам контрольную работу или задание, с которым, как вам казалось, вы справились на «отлично”, и тут ваше сердце падает в желудок. У вас плохая оценка, даже не средняя. Вопросы один за другим затапливают ваше сознание. Как вам улучшить показатели успеваемости? Что скажут родители? Какая оценка теперь будет в конце года? Чтобы вернуться в колею и избежать этой ошибки в будущем, вам нужно знать, как правильно действовать в этой ситуации. Начинайте с первого пункта данного руководства, чтобы узнать, как пережить плохую оценку.
Рациональный подход
В порыве можно накричать или наговорить кучу всяких обидных гадостей, а потом винить себя за это. Кроме того, при таком поведении есть шанс просто потерять доверие ребёнка. Он в дальнейшем будет бояться рассказать о своих оценках, прятать их, а если с помощью наказания и криков вы и заставите его учиться на одни пятерки, то это будет делаться не из желания получать знания и не из интереса к предметам, а из страха — страха ошибиться, страха оказаться не таким, каким его хотят видеть. Представьте, в каком напряжении тогда будет пребывать ученик! Поэтому, чтобы мысленно не ставить самим себе «двойку» за проявленную реакцию на плохую отметку, давайте научиться действовать «на пять». Если ребёнок получает «пару», то:
- Не ругаем.
- Выражаем озабоченность и даже расстраиваемся. Причём, расстраиваемся не тому, что «ученик, оказывается, неуч», а тому, что «такое неприятное событие случилось с ребёнком и нами», «что-то в обучении пошло не так».
- Разбираем обстоятельства получения плохой оценки.
- Отрабатываем вместе с учеником материал, пытаясь помочь разобраться в том, что не получается.
Примеры употребления слова единица в литературе.
В обычном полете мы редко допускаем такие движения штурвала, чтобы акселерометр показал отклонения от единицы больше, чем плюс-минус 0,2.
При единице гравитации отсюда до Плутона полторы недели пути, — сказал Андерсен, который уже сделал простые подсчеты в уме.
Эта троица — болтливая брюнетка из Ливерпуля, которая делала все под солнцем, робкая и безмозглая блондинка, которую, очевидно, хотела Кэтрин, судя по тому, как часто она обращала на нее мое внимание, и старшая — женщина с усталым лицом, тяжелой грудью, работавшая когда-то на бензозаправке в гараже на Западном проспекте, — казалось, составляла некую элементарную сексуальную единицу, способную так или иначе удовлетворить любого клиента.
Таким установлением по проекту министерства должна явиться бессословная, самоуправляющаяся волость в качестве мелкой земской единицы.
Не исключаю, что именно тут и кроется причина, отчего многие склонились к принятию концепции бесконечников и с готовностью согласились на превращение в ячейки бестелесного разума, в мыслящие единицы, не стесненные путами биологических тел.
Источник: библиотека Максима Мошкова
До каникул осталось две недели, а Мариванна так и норовит вывести в журнале «5» по физике? А ведь родители за хорошие отметки горный байк обещали… Но попробуем исправить ситуацию! Операцию по успешному окончанию четверти объявляю начатой!
Метод «Ералаша»
Стратегия «А»: подлизаться
Подходит ужасно ленивым, которые любят считать ворон на уроке и не очень — отвечать у доски. Нужно… выпросить отметку! Причём мотивы могут быть разными: я же такой старательный(-ая), обещаю-преобещаю трудиться в следующей четверти. Можно вспомнить метод «Ералаша» и попытаться удивить Мариванну своими талантами. Только не переборщи. O
Стратегия «Б»: поговорить
Может, Мариванна попросит тебя сделать реферат «сверх нормы» или какое-нибудь творческое задание? Ну а ты, естественно, его добросовестно выполнишь!
Стратегия «В»: показать себя звездой
Твой час настал! Накануне всё вызубри. А на уроке выйди к доске и порази Мариванну своим ответом так, что она с удовольствием поставит «10» и исправит четвертную отметку! Способ очень действенный: ни у кого не останется сомнений в твоих знаниях.
Стратегия «Умняша»: делать все «домашки»
Ни в коем случае не проси «скатать» у Маши/Тани, зная, что ты «на мели»! Вспомни зубрилку Гермиону из «Гарри Поттера», попробуй вжиться в её образ. Делай всё сам(-а) и позволь правой руке «висеть» в воздухе — твоё усердие будет трудно не заметить!
Стратегия «Х» (строго секретная!): использовать случай
Любимчик Мариванны хочет подготовить презентацию, а тебе как раз надо исправить отметку? Попросись в команду Пети/Васи. Используй метод секретных материалов: будь паинькой, дополняя Васю, и — вуаля! — хорошая отметка.
Самый лучший способ всех времён и народов (ленивцам вход воспрещён!): учиться!
В течение всей четверти тщательно и усердно работать, следить за каждой отметкой и не прогуливать уроки. Вскоре станешь любимчиком учителей, и, глядишь, всплывёт неплохой бонус в виде твоего портрета на доске почёта! Удачи тебе и хороших отметок!
ЮК Александра Богданович.
Без камня за пазухой
Как обычно, утром Таня пошла в школу. День начинался отлично. Таня общалась с одноклассниками, учителя её спрашивали, и она хорошо отвечала. Но на последнем уроке, физике, настроение девушки резко поменялось. А произошло это вот из-за чего: всю прошлую неделю Таня проболела и не ходила в школу, а тут — самостоятельная работа. Девушка, конечно, ничего не знала. В общем, работу написала неудовлетворительно и решила подойти к учительнице попросить пока не выставлять отметку, а дать возможность переписать. Но Мариванна выслушивать ученицу не стала и поставила плохую оценку. Таня очень расстроилась. Но я посоветовала своей подружке пойти к директору школы, ведь он у нас слывёт человеком добрым, умеющим решать проблемы детей. Таня так и сделала: пошла к Сан Санычу. Рассказала всё как есть, и директор пообещал разобраться. На следующий день первым уроком была физика. Таня жутко волновалась, но смелости придавало осознание того, что в выпускном классе каждая отметка важна для аттестата. Мариванна, войдя в класс, как ни в чём не бывало с ней поздоровалась. Урок вела как обычно. А вызвав Таню к доске на не очень сложный пример, помогала решать и поставила 8 баллов. Таня была на седьмом небе от счастья. После звонка она тут же побежала
к директору и сотни раз его благодарила. А позже всем радостно сообщала, что добро побеждает зло.
ЮК Валерия Аксакова.