Как легализоваться в России

На протяжении многих лет Россия остается привлекательной для жителей Узбекистана, которые приезжают в поисках работы и улучшения качества жизни. Однако в последнее время миграционное законодательство в России было ужесточено. Жестко пресекаются попытки узбеков и иных иностранцев проживать на российской территории без регистрации, а также без иной разрешительной документации. Именно поэтому большинство граждан Узбекистана стремится легализоваться и получить разрешение на временное проживание, вид на жительство, а в конечном итоге – стать обладателем российского паспорта.

Юридический миграционный центр ПРАВО ЛЕГ оказывает помощь иностранцам в легальном оформлении документов: РВП, ВНЖ, паспорта.
Как получить гражданство РФ гражданину Узбекистана? Какова процедура в 2020 году? Как и любым другим иностранным гражданам, для легального оформления гражданства РФ необходимо обратиться с соответствующим заявлением в ГУВМ МВД (бывшая ФМС).

Чтобы избежать проблем в будущем, гражданство необходимо приобретать строго в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Запрещено подделывать справки (медицинские сертификаты, сертификаты о знании русского языка и т.д.), сообщать заведомо ложную информацию, нарушать административный или уголовный кодекс.

В настоящее время (в 2020 году) действует ряд программ, ускоряющих процесс приобретения гражданства. Обратитесь в наш миграционный центр, чтобы узнать, как гражданин Узбекистана может оформить документы в кратчайшие сроки.

  • Способы оформления
  • Наша помощь
  • Наши цены

Порядок въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в случае нарушения ими сроков пребывания на территории страны могут усовершенствовать. Соответствующий законопроект1 принят Госдумой в первом чтении.

Напомним, что документом предлагается запретить въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае, если они в период своего предыдущего пребывания в России находились на территории страны непрерывно более одного года, не выехали из России по истечении срока временного пребывания и не предприняли действий для продления срока временного пребывания. Такой запрет планируется установить сроком на 10 лет со дня выезда из РФ.

Отметим, что сейчас законодательством предусмотрено закрытие въезда на три года иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые в период своего предыдущего пребывания в РФ превысили срок пребывания в 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, а также тем, кто не выехал из России до истечения 30 суток со дня окончания срока временного пребывания (ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

В случае дальнейшего одобрения проекта, иностранцам, незаконно проживающим на территории России более трех месяцев, но не более года, будет запрещено въезжать в страну в течение трех лет, а находящимся нелегально в РФ больше года – в течение 10 лет.

Такая мера направлена на профилактику случаев незаконного нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, недопущение возможности их повторного въезда до истечения установленного на въезд в Россию ограничения. «Внесение указанных изменений позволит повысить эффективность контрольно-надзорных мероприятий в сфере миграции», – отмечается в пояснительной записке к документу.

Гражданство: способы оформления

Гражданство РФ жителям СНГ можно оформить несколькими способами: в общем порядке, в упрощенном порядке, по программе переселения соотечественников и носителя русского языка. Все способы имеют свои плюсы и минусы.

Обратитесь в наш миграционный центр, чтобы узнать о преимуществах каждого метода.

  1. Общий порядок

    Любой иностранец вправе приобрести русское гражданство в общем порядке. Чтобы получить русский паспорт в общем порядке иностранец должен пройти 3 этапа: РВП (разрешение на временное проживание в РФ), ВнЖ (вид на жительство) и приобретение гражданства.

    Общий срок получения гражданства РФ составляет до 5 лет. Однако сроки оформления паспорта могут быть значительно сокращены.

    Наши юристы помогут Вам сократить сроки оформления документов законным методом! Остерегайтесь мошенников. Получите паспорт законно! Нельзя сократить сроки, если отсутствуют основания, предусмотренные законодательством. Подделка документов может повлечь за собой уголовную или административную ответственность с последующим запретом на въезд в Россию.

  2. Упрощенный порядок

    Упрощенный порядок оформления паспорта гражданина РФ подразумевает существенное уменьшение сроков получения русского подданства. Обратите внимание, что упрощенный порядок для стран СНГ подразумевает сокращение общих сроков оформления, а не сокращение стадий (РВП, ВнЖ), необходимых, чтобы оформить гражданство РФ гражданину Узбекистана.

    Без оформления разрешения на временное проживание и вида на жительство получить паспорт РФ невозможно, но при наличии следующих условий сроки можно сократить:

    • Брак с гражданином РФ (более трех лет) или наличие общего ребенка;

    • Окончание среднего или высшего образования на территории России (диплом российского ВУЗа, техникума, колледжа и иное);

    • Один из родителей – гражданин России;

    • Иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

    При наличии указанных условий сроки оформления документов сокращаются до 1,5 лет.

  3. Программы переселения соотечественников и носителей русского языка

    Программа «переселения соотечественников». Получить гражданство РФ гражданину Узбекистана, как и других стран СНГ, можно, воспользовавшись программой переселения соотечественников.

    Обратите внимание: данная программа для граждан СНГ действует только в определенных регионах Российской Федерации. В Москве и Московской области иностранцы данной программой воспользоваться не могут. Чтобы воспользоваться данной программой, необходимо получить «приглашение» из региона, принимающего жителя иностранного государства в связи с тяжелой демографической ситуацией в регионе.

    На московском рынке существует множество фирм, предлагающих воспользоваться программой переселения соотечественников. Подавляющее большинство предложений носит нелегальный, противозаконный характер, с использованием мошеннических схем, подлога документов и фальсификации справок. Впоследствии приобретенные нелегальным способом документы могут быть изъяты правоохранительными органами, что значительно осложнит пребывание в стране.

    Программа «носителей русского языка» (сокращенно «НРЯ»). Иностранцу, который в совершенстве владеет русским языком и является носителем русской культуры, доступна программа «носителя русского зыка». Получить статус НРЯ можно, обратившись в соответствующую комиссию. К участию в программе допускаются лица, если они сами или их близкие родственники по восходящей линии (родители, бабушки, дедушки) проживают или проживали на территории РСФСР или РФ. Сложность программы заключается в необходимости предоставления доказательства постоянного проживания, а также в необходимости официального отказа от своего подданства, что иногда затруднительно.

    Несомненным плюсом программы НРЯ являются сроки. Срок оформления паспорта составляет около 6 месяцев. Более того, нет необходимости оформлять разрешение на временное проживание, это особенно актуально для тех, кому для РВП нужна квота.

Помощь иностранным гражданам

Юридический миграционный центр ПРАВО ЛЕГ специализируется на оказании юридической помощи в оформлении разрешения на временное проживание, вид на жительства и российского паспорта.

В миграционном центре ПРАВО ЛЕГ Вы можете получить консультацию юриста по миграционному праву, а также заказать услуги следующими способами:

  • Сделав заявку на сайте

  • Позвонив по телефону +7 (495) 771 50-41

  • Написав сообщение info@pravoleg.ru

Первичная консультация бесплатна. Бесплатные консультации проводится в офисе строго по предварительной записи. Консультации по телефону или электронной почте могут быть платными.
Миграционный центр работает с 1996 года! Юристы центра помогли тысячам людей оформить документы и легализоваться на территории Российской Федерации!

Обратите внимание: юристы центра оказывают правовую помощь. Специалисты центра не оказывают услуг по покупке документов, сертификатов и иных справок! Наш центр работает только с легально полученными документами!

Наши услуги по Узбекистану

Юристы миграционного центра ПРАВО ЛЕГ специализируются на работе по Узбекистану, а также по странам СНГ. Большинство людей, которым удалось помочь легализоваться и оформить разрешение на временное проживание, вид на жительство или паспорт, являются выходцами из стран СНГ.

  • Консультирование по миграционным вопросам;

  • Помощь в подготовке документов на РВП, ВнЖ, паспорт;

  • Помощь в сопровождении подачи документов в миграционную службу.

Для начала работы необходимо записаться на консультацию. Первичные консультации проводятся бесплатно, строго по записи.

  • Для консультации запишитесь на прием к юристу по телефону: +7 (495) 771 50-41

  • Вы также можете задать свой вопрос юристу по электронной почте info@pravoleg.ru

Средние цены на миграционные услуги приведены в таблице. Внимание: цены могут быть изменены в зависимости от степени готовности документов. Узнавайте о наличии скидок по телефону или электронной почте!

Подготовка анкеты

от 2000 руб

Подготовка комплекта документов

от 15000 руб

Услуги «под ключ»

от 40000 руб

Заказать консультацию

Основания, условия, порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации

Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 62-ФЗ), Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), а также Указами Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» и от 29 апреля 2019 г. № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке».

Гражданство Российской Федерации приобретается (статья 11 Федерального закона № 62-ФЗ):

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 62-ФЗ или международным договором Российской Федерации.

Прием в гражданство Российской Федерации лиц осуществляется в общем и упрощенном порядке. Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения соответствующих заявлений и компетенцией принятия решения.

Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом, в упрощенном порядке – до трех месяцев (в случаях необходимости уточнения фактов, свидетельствующих о наличии оснований для отклонения заявлений, предусмотренных пунктами «а» – «в», «е» части первой статьи 16 Федерального закона № 62-ФЗ, указанный срок может быть продлен, но не более чем на три месяца).

По заявлениям о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке решение принимает Президент Российской Федерации, в упрощенном порядке – руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне.

Условия приема в российское гражданство в общем порядке установлены статьей 13 Федерального закона № 62-ФЗ. Одним из основных условий является постоянное проживание на территории Российской Федерации по виду на жительство в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания сокращается до одного года или это условие снимается для отдельных категорий иностранцев, установленных той же статьей.

На основании статьи 37 Федерального закона № 62-ФЗ гражданство Российской Федерации приобретается:

в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 62-ФЗ – со дня рождения ребенка;

в соответствии с частями второй и четвертой статьи 26 Федерального закона № 62-ФЗ – со дня усыновления (удочерения) ребенка;

в остальных случаях – со дня принесения лицом Присяги гражданина Российской Федерации в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона № 62-ФЗ, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 62-ФЗ и указами Президента Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляется при наличии условий и оснований, установленных для некоторых категорий лиц статьей 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 62-ФЗ). При этом для них снято требование о сроке постоянного проживания в России (но не условие иметь вид на жительство, за исключением лиц, указанных в частях второй.2 – восьмой данной статьи). В соответствии с указанной статьей Федерального закона № 62-ФЗ в упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство следующие категории лиц:

• лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, проживавшие и проживающие в государствах, входивших в состав СССР, и не получившие гражданство этих государств.

• иностранные граждане и лица без гражданства, которые:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят не менее трех лет в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации;

в) имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, – в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, – в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

е) получили после 1 июля 2002 г. профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее одного года до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации;

ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. При этом в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;

з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации.
При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;

и) осуществляют не менее одного года до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный Минтрудом России;

к) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

л) являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины;

м) признаны носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона № 62-ФЗ;

н) состоят в браке с гражданином Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, и имеют в этом браке общих детей;

о) являются нетрудоспособными, прибыли в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированы по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г.;

п) являются ветеранами Великой Отечественной войны, имели гражданство бывшего СССР и проживают на территории Российской Федерации;

р) являются участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, получили разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой либо состоят на учете по месту пребывания на территории указанного субъекта Российской Федерации;

с) относятся к категориям, определенным Президентом Российской Федерации в соответствии с частью первой.1 статьи 29 Федерального закона № 62-ФЗ:

лица, постоянно проживающие на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины;

граждане Украины, не имеющие гражданства (подданства) другого государства, родившиеся и постоянно проживавшие на территориях Республики Крым и г. Севастополя, выехавшие за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 г., а также их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), супруги и родители;

лица без гражданства, родившиеся и постоянно проживавшие на территориях Республики Крым и г. Севастополя, выехавшие за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 г., а также их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), супруги и родители;

граждане Украины и лица без гражданства, имеющие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, вид на жительство в Российской Федерации, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, постоянно проживавшие на территориях Донецкой и Луганской областей Украины по состоянию на 7 апреля 2014 г. и 27 апреля 2014 г. соответственно, а также их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), супруги и родители;

иностранные граждане и лица без гражданства, которые сами либо родственники по прямой восходящей линии, усыновители или супруги которых были подвергнуты незаконной депортации с территории Крымской АССР, а также их родственники по прямой нисходящей линии, усыновленные (удочеренные) дети и супруги;

граждане Исламской Республики Афганистан, Республики Ирак, Йеменской Республики и Сирийской Арабской Республики, родившиеся на территории РСФСР и состоявшие в прошлом в гражданстве СССР, а также их дети, в том числе усыновленные (удочеренные), супруги и родители.

Кроме того, граждане Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Беларусь могут приобрести гражданство Российской Федерации на территории Российской Федерации также в упрощенном порядке на основании Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г.

С заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке ребенка и недееспособного лица, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, вправе обратиться:

а) один из родителей ребенка, имеющий гражданство Российской Федерации, при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) единственный родитель ребенка, имеющий гражданство Российской Федерации;

в) опекун ребенка, его попечитель или опекун недееспособного лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12 и частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – Федеральный закон № 48-ФЗ);

г) руководитель российской организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую под надзор помещен ребенок, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации;

д) руководитель образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной российской организации, в которую под надзор помещено недееспособное лицо, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 11 Федерального закона № 48-ФЗ.

Заявления по вопросам гражданства Российской Федерации лицом, проживающим (пребывающим) на территории Российской Федерации, подается в территориальный орган МВД России по месту жительства или по месту пребывания (в соответствии с частями седьмой и восьмой статьи 14 Федерального закона № 62-ФЗ) заявителя. Прием заявлений от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

Условия приема в российское гражданство установлены частью первой статьи 13 Федерального закона № 62-ФЗ. Условия приема в гражданство Российской Федерации на основании части восьмой статьи 14 Федерального закона № 62-ФЗ установлены Указами Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» и от 29 апреля 2019 г. № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке».

Заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, о восстановлении в гражданстве Российской Федерации и о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации отклоняются на основании части первой статьи 16 Федерального закона № 62-ФЗ, если заявитель:

а) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) участвует либо участвовал в международных, межнациональных, межтерриториальных или иных вооруженных конфликтах, либо в совершении в ходе таких конфликтов действий, направленных против российского контингента миротворческих сил и препятствующих исполнению им своих миротворческих функций или направленных против Вооруженных Сил Российской Федерации, либо в совершении террористических актов, осуществлении экстремистской деятельности или в подготовке совершения таких актов, в осуществлении такой деятельности за пределами Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации, представительств Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, представительств субъектов Российской Федерации и их сотрудников;

в) участвует либо участвовал в совершении или в подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков экстремистской деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

г) имеет ограничения на въезд в Российскую Федерацию в связи с тем, что подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или передавался Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, либо в связи с принятием в отношении него решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (до истечения установленных сроков ограничения на въезд в Российскую Федерацию);

д) использовал при подаче заявления подложные документы или сообщил заведомо ложные сведения;

е) состоит на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

ж) имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

з) преследуется в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

и) осужден и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (до истечения срока наказания).

Соответствующие конкретным основаниям приобретения российского гражданства формы заявлений, правила и порядок их оформления, подачи и рассмотрения, а также перечни прилагаемых к ним документов, установлены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325, и Указами Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» и от 29 апреля 2019 г. № 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке».

За прием в гражданство Российской Федерации, восстановление в гражданстве Российской Федерации, выход из гражданства Российской Федерации, за определение наличия гражданства Российской Федерации уплачивается государственная пошлина в размере 3 500 рублей. В случае отклонения заявления по вопросам гражданства Российской Федерации по основаниям, предусмотренным статьями 16 и 20 Федерального закона № 62-ФЗ, государственная пошлина заявителю не возвращается.

Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.

Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) считается недействительным со дня принятия такого решения.

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги гражданина Российской Федерации.

В случае, если при обращении с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации заявитель не имел намерения нести обязанности, установленные законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, а целью приобретения гражданства Российской Федерации являлось осуществление деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, решение о приобретении гражданства Российской Федерации также подлежит отмене на основании сообщения заявителем заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.

Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. При этом установленный вступившим в законную силу приговором суда факт совершения лицом хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3 – 205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1 — 282.3 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных статьями 277 – 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности, приравнивается к установлению судом факта сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.

Из открытых источников

В Италии впервые за последние восемь лет снова объявили массовую легализацию мигрантов, которые на протяжении длительного времени жили и работали в стране незаконно (без вида на жительство). Однако легализовать свое пребывание смогут только отдельные категории трудовых мигрантов, сообщает «Радио Свобода».

Согласно правительственному указу, принятому 13 мая, запрос на получение временного вида на жительство могут подавать рабочие из сферы домашних услуг, работающие в семьях (сиделки, уборщицы, няни), и работники сельскохозяйственного сектора.

Речь идет пока о предоставлении временного вида на жительство со сроком действия шесть месяцев. Соответствующие документы иностранцы или их работодатели смогут подать в местные правоохранительные органы в течение полутора месяцев (с 1 июня по 15 июля).

Новости по теме: Заробитчане из Украины больше не уедут, — советник президента

Иммигранту предстоит доказать пребывание в стране до 8 марта 2020 года и то, что он не покидал территорию Италии после этой даты.

Иностранные граждане, у которых срок действия закончился после 31 октября 2019 года, также имеют возможность просить новый документ с ограниченным сроком действия на шесть месяцев. Запрос на легализацию могут подавать и те работники указанных категорий, которые раньше вообще не имели вида на жительство.

По разным данным, легализация будет касаться от 300 до 500 тыс. мигрантов.

Новости по теме: За год заробитчане перевели в Украину около 12 млрд долларов

Как известно, положение о массовой легализации мигрантов стало частью правительственного указа по экономической и социальной поддержке населения и предприятий, которые пострадали от эпидемиологического кризиса Covid-19, на сумму 55 млрд евро. Документом также предусмотрена финансовая помощь домашним работникам на сумму по 500 евро за март и апрель.

Указ, который правительство назвало «Перезагрузка», предусматривает также предоставление экономической помощи наиболее нуждающимся семьям на сумму от 400 до 800 евро в зависимости от размера семьи.

Напомним, что 11 мая это решение правительства было заблокировано политической партией «Движение пять звезд», которая не поддержала «амнистию» для работодателей.

«Непонятно, как можно представить уголовную и административную амнистию для тех, кто эксплуатировал нелегальных рабочих. Тех, кто это делал, следует преследовать по закону», — сказал тогда заместитель министра внутренних дел Карло Сибилиа, который является членом партии «Движение пяти звезд».

Легализация мигрантов в Республике Беларусь: отдельные аспекты

Лариса Васильева, Михаил Станкевич

Авторы:
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. — кандидат юридических наук, доцент кафедры международного экономического права факультета права Белорусского государственного экономического университета
Станкевич Михаил Тадеушевич — курсант Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь, победитель конкурса студенческих работ по вопросам беженцев, миграции, безгражданства и толерантности

Рецензенты:
Астапенко Владимир Аркадьевич — кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой международного частного и европейского права факультета международных отношений Белорусского государственного университета
Постникова Алла Анатольевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности и управления органами внутренних дел Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь

Современный мир все больше проникается осознанием важной роли международной миграции и ее позитивного вклада в развитие как «принимающих», так и «отдающих» стран. В то же время для большинства государств, принимающих значительное количество мигрантов, становятся все более актуальными вопросы борьбы с незаконной миграцией, незаконной занятостью и нарушением национального миграционного законодательства. Для эффективного противодействия этим явлениям разрабатываются и применяются разнообразные меры, направленные, с одной стороны, на ужесточение миграционного режима в стране назначения и совершенствование средств пограничного контроля, а с другой — на усиление информационной работы с мигрантами, уже находящимися на территории принимающего государства, и потенциальными мигрантами, а также на развитие интеграционных программ.

Особое место в ряду таких мер занимают специальные программы по легализации (амнистии) иммигрантов, подразумевающие прежде всего обеспечение для иностранных граждан, незаконно находящихся в стране, возможности получения легального статуса без применения к ним санкций за предыдущее нарушение миграционного законодательства.

Авторами данной статьи ставилась цель привлечь внимание ученых, специалистов, практиков к обсуждению проблемы обеспечения для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Республику Беларусь после распада СССР и находящихся в неопределенном правовом положении, возможности получения легального статуса.

Решение данной проблемы напрямую отражает цель Государственной миграционной программы — содействие устойчивому социально-экономическому развитию Республики Беларусь в свете управления миграционными процессами, укрепление государственной безопасности и создание условий для реализации прав мигрантов .

Авторы проанализировали положения ряда нормативных правовых актов, в том числе Государственной миграционной программы на 2006—2010 годы, законов Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» , «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» , «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и некоторых других. Отдельных публикаций по проблематике в рамках обсуждаемой темы в белорусских изданиях нет. В статье использованы источники, касающиеся общих вопросов регулирования незаконной миграции. Свои предложения авторы обосновывали ссылками на результаты собственных исследований , работы западноевропейских специалистов , в том числе выполненные группой европейских ученых под руководством профессора Ф. де Брюйкера .

Европейскими исследователями были проана-лизированы результаты программ по миграционной амнистии, проведенных в 8 странах Европей-ского союза и США; сформулированы основные подходы, а также проблемы, с которыми столкнулись правительства этих стран и которые необходимо учитывать другим государствам, планирующим такие акции.

Распад Советского Союза существенно повлиял на изменение тенденций перемещения его граждан. Резко сократились объемы экономических, родственных и учебных миграций, возросли потоки, вызванные стрессовыми ситуациями: во-первых, репатриантов; во-вторых, беженцев. Значительную долю среди незаконных перемещений населения занимают экономические мигранты — лица, прибывающие в страну с целью поиска заработка. Эта проблема характерна практически для всех стран Содружества Независимых Государств. Однако крупных исследований с целью подготовки к проведению масштабных миграционных амнистий, в странах Содружества за исключением Россий-ской Федерации не проводилось .

В 2006 г. Федеральная миграционная служба Российской Федерации решила провести такую широкомасштабную акцию. В связи с этим были подготовлены проектные предложения для внесения в действующие федеральные законы. Это решение широко обсуждалось в деловых кругах, в средствах массовой информации, среди ученых, специалистов (см., напр.: http://www.demoscope.ru).

С начала 1990-х гг. неконтролируемые миграционные процессы затронули и Республику Беларусь. В 1992 г. при попытке незаконного пересечения Государственной границы было задержано 489 человек, в 1996 г. — почти 5000. В 2004 г. выявлено 126 организованных групп незаконных мигрантов численностью 1044 человека . Затем наблюдается снижение этих показателей. Уже в 2005 г. было выявлено 53 таких группы численностью 302 человека . В настоящее время эта тенденция сохраняется.

Мигранты, не имеющие возможности получить разрешение на постоянное жительство из-за отсутствия необходимых документов или неисполненных миграционных формальностей, вынуждены скрывать свое положение. Проведенные нами исследования показывают, что в Республике Беларусь в настоящее время возникла проблема урегулирования статуса значительного количества незаконных мигрантов, одним из способов решения которой может стать проведение государственной программы иммиграционной амнистии.

В «узком» смысле термин «легализация» означает переход на легальное положение . В широком смысле легализация — это разновидность иммиграционной политики, называемая также гражданской амнистией, нормализацией, которая представляет собой предоставление государством вида на жительство лицу с иностранным гражданством или без гражданства, незаконно проживающему на его территории. Ключевой элемент этого определения заключается в том факте, что право жительства предоставляется, когда иностранец уже незаконно находится на территории данного государства, и именно это характеризует фактическую ситуацию, которая должна быть легализована . В большинстве государств незаконными мигрантами (также называемыми недокументированными, незарегистрированными, или нелегальными) считаются лица, въехавшие в страну легально, но позже утратившие законный статус (студенты, временные рабочие, лица, которым отказано в убежище, туристы), или лица, попавшие в страну нелегально, путем тайного пересечения границы или с помощью поддельных документов. В любом случае незаконные мигранты не имеют юридического права проживать в том государстве, куда они приехали.

В 1983 г. Международная организация труда (МОТ) обсуждала вопрос об успешности проведения программ по амнистии на встрече с множеством экспертов, предложивших обратиться к опыту нескольких стран. Резюмируя основные результаты исследований МОТ, профессор Р. Бонинг первым из ученых выделил три основных типа незаконного статуса:

— институциональный нелегальный статус, т. е. нелегальное положение иностранца, сложившееся вследствие недостаточного количества четких правил въезда и пребывания рабочего либо возможности неоднозначного толкования законов, или неэффективности иммиграционных служб. (В качестве примера близкого к такому типу статуса можно привести ситуацию с проживающими в странах СНГ (бывших республиках СССР) лицами, которые после обретения этими республиками независимости внезапно оказались в числе нарушителей из-за изменения политической ситуации в стране своего пребывания);

— нелегальность по отношению к установленному закону, когда иностранные граждане нарушают наложенные на них ограничения, что противоречит принятому международному праву. Примером этой ситуации может быть въезд в страну членов семей легальных иммигрантов, которые нарушили ограничения на воссоединение семьи;

— полная нелегальность, являющаяся очевидной формой нелегального пребывания на территории страны, когда въехавшие индивиды нарушают государственные законы и правила .

В процессе разработки стратегии амнистии должны быть приняты во внимание все три типа незаконного пребывания, поскольку заинтересованность сторон в совместной работе зависит от обстоятельств, создавших эту проблему. В целом для процесса миграционной амнистии основное значение имеют следующие аспекты:

— направленность акции должна иметь рекламную широкую поддержку государства, обеспечивать всю необходимую информацию;

— минимальный приемлемый уровень соответствия требованиям должен быть установлен таким образом, чтобы не спровоцировать возможный приток незаконных мигрантов в страну;

— положения о допустимости гражданской амнистии должны основываться на принципе равноправия и гарантировать получение статуса;

— преимущества такой программы должны быть очевидны незаконным мигрантам.

Большинство миграционных программ отнесены к одной из двух категорий: фактическим или «одноразовым». Фактические программы автоматически предоставляют право на постоянное проживание мигрантам, прожившим в стране определенное число лет, и проводятся периодически. Например, незарегистрированные мигранты в Великобритании могут получить право на постоянное проживание, если смогут доказать свое непрерывное пребывание в стране в течение 14 лет.

Подобные фактические программы, однако, менее распространены, чем так называемые «одноразовые» акции легализации, касающиеся ограниченного количества мигрантов, к проживанию и трудоустройству которых предъявляются определенные требования. Кроме того, срок действия таких акций ограничен. Начиная с 1980 г. США и восемь стран Европейского союза провели 22 «одноразовые» программы.

В разных странах существуют различные мнения о назначении описываемых акций: от установления временного правового статуса до предоставления права на постоянное проживание в стране.

Страны, в которых незаконная иммиграция активно растет, вынуждены внедрять подобные программы для поддержания правопорядка, ограничения чрезмерной эксплуатации иностранных рабочих и предотвращения образования двойственного рынка труда. Терпимое отношение к любой форме незаконных действий, таких как нелегальное пребывание или работа в стране большого числа иностранцев, ослабляет способность государства обеспечивать верховенство закона и в других сферах жизни, поскольку всегда могут быть представлены серьезные доводы и за депортацию нелегалов, и за предоставление им легального статуса.

В то же время, по мнению европейских ученых, государству следует избегать повторения программ такого характера, чтобы у потенциальных иммигрантов не создавалось впечатления о легкости нелегального проникновения в страну и последующей легализации по сравнению с подачей заявления официальным путем и ожидания его рассмотрения иммиграционными службами. Таким образом, нелегальные иммигранты всегда оказывались бы в более выгодном положении по сравнению с теми, кто ждет разрешения и соблюдает закон. Именно по этой причине такие страны, как Великобритания и Швейцария, отказались от повторения программ легализации .

В статье 2 Конституции Республики Беларусь в качестве высшей ценности и цели общества и государства провозглашено обеспечение прав и свобод человека. Право на свободу передвижения и выбора местожительства принадлежит к естественным правам и свободам человека и не зависит от его правового статуса. Гарантировано, что «иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами» (ст. 11) .

Закон, регулирующий правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, претерпел две редакции . В последней из них инкорпорированы отдельные нормы международного законодательства, а также учтены изменения законодательных актов зарубежных стран, принятые в связи с событиями в мировом сообществе после террористических актов в США в 2001 г. и усилением контроля над режимом пребывания иностранцев.

В дополнение к двум ранее определенным режимам постоянного (при наличии вида на жительство) либо временного (до одного года) проживания данный Закон предусматривает третий режим пребывания иностранцев — временное пребывание на территории страны (до 90 дней в году). Законодательно закреплены основные права и обязанности иностранцев, находящихся на территории нашей страны. Определяется и порядок въезда, выезда, транзитного проезда через территорию Республики Беларусь, регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства.

В статье 1 Закона разъясняется значение ряда терминов. Однако значения таких важных терминов, как «незаконная миграция», «незаконный мигрант», «нелегальный мигрант», до сих пор не закреплены на законодательном уровне.

Общий анализ законодательства показывает, что миграционные режимы категорично определяют основания и порядок получения разрешений на проживание.

На территории нашей страны проблемы незаконной миграции более всего обусловлены прибытием мигрантов из Российской Федерации и других стран — членов СНГ, которые не смогли по независящим от них обстоятельствам выполнить все миграционные требования в стране выезда (здесь необходимо иметь в виду также пробелы в законодательстве) и не имеют возможности представить необходимые для проживания в Беларуси документы, перечень которых периодически изменялся.

Эти обстоятельства связаны с формирующимися системами миграционного законодательства в странах выезда, а также с образованием новых административных структур, регулирующих миграционные процессы. В такой ситуации объективно существуют пробелы, недоработки в законодательстве, возможна несогласованность действий органов государственной власти. Межгосударственные отношения в сфере миграции находятся в процессе становления, что также негативно влияет на качество их регулирования.

По нашему мнению, сложившаяся негативная ситуация с незаконным проживанием мигрантов в нашей стране во многом связана с отсутствием надлежащего взаимодействия, большей частью в вопросах информационного обмена о миграционных требованиях, между странами, образовавшимися в результате распада СССР.

Последние изменения в миграционном законодательстве, когда предусматривающие предъявление регистрации миграционной карты, не оставили никаких шансов для ранее прибывших граждан узаконить свое проживание. Однако государство не может лишать лиц, находящихся на его территории, сферы социально-правовой защиты и социального контроля. В связи с этим возникает реальная необходимость проведения программы миграционной амнистии. Однако проведение такого мероприятия — процесс сложный, требующий масштабной подготовки.

Первые шаги в этом направлении могут быть следующими.

1. Усилия белорусского государства по урегулированию пребывания незаконных мигрантов в отличие от европейских программ должны быть направлены не на одну характерную группу (к примеру, трудовые мигранты), а в целом на иммиграционный срез по временному периоду, например 10 лет — с 1996 г. по ноябрь 2006 г. (с ноября 2006 г. введена в действие миграционная карта).

2. Первоначальной целью государственных мер должна стать работа по определению количества проживающих на территории страны недокументированных иностранцев из стран Содружества Независимых Государств и Прибалтийских государств.

3. Подсчет таких мигрантов можно провести во время переписи населения Республики Беларусь, намеченной на 2009 г. Важный момент, который нужно учесть на этом этапе, — предварительное закрепление в законодательстве гарантий того, что иностранцы, заявившие о себе в процессе данной акции, не будут привлечены ни к уголовной, ни к административной ответственности за незаконное пребывание в Беларуси.

Предварительный подсчет лиц, незаконно проживающих в стране, можно предусмотреть с определением их качественного состава, что, в свою очередь, позволит ускорить интеграционные процессы.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что проведение программы миграционной амнистии для иностранных граждан и лиц без гражданства, длительное время незаконно проживающих на территории нашей страны, — реально существующая необходимость. Это позволит в целом скорректировать дальнейшую стратегию государства не только в сфере миграции, но и в других сферах общественной жизни.

Литература