Как получить недополученную пенсию?

Вопрос:

— В начале июля этого года я потеряла престарелую маму. Пенсию она должна была получить 12 июля. Кому выплачивается недополученная сумма страховой пенсии за июль 2017 года и какие документы необходимо представить в Управление Пенсионного фонда, чтобы получить ее?

Отвечает специалист ПФР:

— В соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях в РФ» начисленные суммы страховой пенсии, причитающиеся пенсионеру и не полученные в связи с его смертью, не включаются в состав наследства и выплачиваются только определенному кругу лиц. Сюда относятся члены семьи, проживавшие совместно с пенсионером по день его смерти. Совместное проживание в общей квартире члена семьи и умершего пенсионера должно быть документально подтверждено.

За недополученной пенсией нужно обратиться в УПФР не позднее чем до истечения 6 месяцев со дня смерти пенсионера. Если одновременно поступят обращения от нескольких членов семьи, то указанные суммы страховой пенсии будут поделены между ними поровну. Чтобы получить суммы страховой пенсии, начисленной, но недополученной умершим пенсионером, член семьи должен предоставить в Управление ПФР заявление, свой паспорт, копию свидетельства о смерти пенсионера с оригиналом, справку из жилищных органов о совместном проживании по день смерти, документы о родственных отношениях с умершим.

В случае обращения за недополученной суммы пенсии других родственников умершего пенсионера (или членов семьи, не подтвердивших родственные отношения или совместное проживание с умершим) им необходимо в течение 6 месяцев со дня смерти пенсионера обратиться в Управление Пенсионного фонда по месту проживания умершего с заявлением и запросом нотариуса о выдаче справки о размере недополученной пенсии умершего пенсионера для оформления права на наследие в нотариальных органах. В этом случае недополученная сумма пенсии выплачивается наследникам на основании представленного в Управление ПФР свидетельства о праве на наследство.

В соответствии со статьей 91 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» суммы пенсии, причитавшиеся пенсионеру и оставшиеся недополученными в связи с его смертью, выплачиваются в равных долях членам семьи, проживавшим совместно с пенсионером на день его смерти, а также его нетрудоспособным иждивенцам.

Пенсия выплачивается в месяце, за который она начислена. В случае если умерший не успел получить положенную ему пенсию на почтовом отделении, родственники (дети, родители, супруг, супруга (состоящие в браке на момент смерти), внуки), проживавшие совместно с умершим на момент смерти имеют право получить денную выплату на свое имя.

Для этого в течение 6 месяцев со дня смерти в управление по труду, занятости и социальной защите, где состоял на учете умерший, необходимо представить следующий пакет документов:

  • паспорт получателя;
  • свидетельство о смерти и его ксерокопия;
  • документы, подтверждающие родство и их ксерокопии;
  • справка местного исполкома, подтверждающая факт совместного проживания и ведения хозяйства.

К документам, подтверждающим родство относятся:

  • свидетельство (справка) о рождении,
  • свидетельство (справка) о регистрации брака,
  • свидетельство о перемене имени.

В случае если имеется факт неоднократной перемены имени (фамилии), необходимо представить все документы, по которым прослеживается родство и последовательность перемены фамилии (имени).

Если умерший пенсионер и родственник, обратившийся за недополученной пенсией, проживали совместно, но были зарегистрированы по разным адресам, справка местного исполкома, подтверждающая факт совместного проживания и ведения хозяйства выдается на основании показаний соседей (но не родственников).

Если умерший получал пенсию через отделение банка, либо нет родственников, совместно проживших с ним на день смерти, для решения вопроса о получении недополученной пенсии родственникам необходимо обратиться в органы, осуществляющие нотариальную деятельность, для оформления наследства.

Разъяснения по вопросу возможности получения родственниками суммы невыплаченной пенсии умершего пенсионера из ОРДЛО сделала общественная организация «Донбасс SOS».

В соответствии с законодательством, суммы недополученной пенсии умершего могут быть получены родственниками в течение шести месяцев со дня открытия наследства при обращении в орган, назначающий пенсию, в котором состоял на учете умерший пенсионер при условии предоставления паспорта (или других документов), подтверждающие проживание с пенсионером в день его смерти.

Однако на «горячую линию» организации, которая занимается вопросами переселенцев, поступают многочисленные обращения относительно случаев отказа в выплате сумм недополученной пенсии умершего пенсионера в случае обращения в течение шести месяцев со дня открытия наследства, поскольку работники Пенсионного фонда в подтверждение совместного проживания с умершим требуют от родственников справки от органов местного самоуправления, которые, конечно, невозможно получить на временно оккупированной территории.

При этом, согласно пункту 2.26 Порядка, утвержденного Постановлением ПФУ, «для выплаты недополученной пенсии в связи со смертью пенсионера в орган, назначающий пенсию, в котором состоял на учете умерший пенсионер, предоставляется свидетельство о смерти, документы, подтверждающие родственные отношения, документ, удостоверяющий личность заявителя «. На этом перечень документов, которые вправе требовать Пенсионный фонд, заканчивается.

На соответствующий запрос в Пенсионный фонд «Донбасс SOS» получил исчерпывающий ответ, который расставил все точки над «і». ПФУ сослался на п.2.22 указанного Порядка, где закреплено, что такими документами являются «паспорт или документ соответствующих органов по месту жительства (регистрации), в том числе органов местного самоуправления». Таким образом, при наличии паспорта дополнительных документов в подтверждение совместного проживания с пенсионером требовать отделения Пенсионного фонда не имеют права.

«Помните: если вам отказывают в том, что вам принадлежит по праву — требуйте письменный отказ, если надо, пишите соответствующее обращение за разъяснением, почему конкретное отделение Пенсионного фонда нарушает собственную Постановление», — отмечают в «Донбасс SOS».

В ходе проведения телефонных «горячих линий» и на выездных личных приемах актуальными остаются вопросы получения недополученной пенсии в связи со смертью пенсионера.

Чем регламентирован порядок получения недополученной пенсии?

Нормативным правовым актом, регламентирующим порядок получения недополученных пенсионных выплат, является Порядок организации выплаты и доставки пенсий, денежного содержания и иных пенсионных выплат на территории Луганской Народной Республики, утвержденный постановлением Совета Министров ЛНР от 26.06.2018 года №357/18.

Кто имеет право на недополученную пенсию?

Сумма пенсии, денежного содержания, причитающаяся получателю пенсии и не полученная им в месяце его смерти, выплачивается мужу (жене), детям, отцу (матери) умершего получателя пенсии по месяц смерти включительно. В случае одновременного обращения нескольких членов семьи, имеющих право на получение недополученной пенсии, причитающаяся сумма пенсии, денежного содержания делиться между ними поровну. Выплата недополученной пенсии будет проводиться независимо от пребывания указанных лиц на содержании умершего получателя пенсии и независимо от факта совместного проживания с ним на момент смерти.

Какие документы и куда необходимо предоставить?

Для получения недополученной пенсии необходимо обратиться с заявлением в орган Пенсионного Фонда по месту нахождения пенсионного дела и предоставить следующие оригиналы и копии документов:

— документ, удостоверяющий личность лица, обратившегося за недополученной пенсией;

— свидетельство о смерти получателя пенсии (либо его копию, заверенную надлежащим образом);

— документ, подтверждающий родственные отношения заявителя с умершим получателем пенсии (например, свидетельство о рождении или браке).

Для выплаты недополученной пенсии, включенной в состав наследства, необходимо представить документ о принятии наследства, оформленный в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Для выплаты недополученной пенсии пенсионера силовых структур помимо вышеуказанных документов необходимо предоставить в Пенсионный Фонд Луганской Народной Республики сведения о счете, открытом в Госбанке ЛНР на имя получателя недополученной пенсии.

В течение какого периода можно обращаться за недополученной пенсией?

Срок обращения за выплатой недополученной пенсии составляет шесть месяцев со дня смерти пенсионера, наступившей после 01.06.2016 года. Если в течение шести месяцев со дня смерти получателя пенсии лица, имеющие право на получение недополученной пенсии, не обратились в органы Пенсионного Фонда, сумма недополученной пенсии включается в состав наследства. Срок подачи заявления на получение недополученной пенсии, включенной в состав наследства, наследниками составляет один год со дня смерти пенсионера.

Выплата недополученной пенсии в связи со смертью пенсионера осуществляется предприятием почтовой связи, в случае смерти пенсионера силовых структур – Госбанком ЛНР.

Пенсионный Фонд напоминает, что в случае смерти получателя пенсии или лица, имеющего право на получение пенсии, денежного содержания, органы Пенсионного Фонда ЛНР проводят единоразовую выплату пособия на погребение умершего получателя пенсии в размере 5 тысяч рублей лицу, обратившемуся за получением выплаты по месту нахождения пенсионного дела умершего пенсионера. Для этого необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность заявителя, свидетельство о смерти получателя пенсии (либо его копию, заверенную надлежащим образом) и справку (выписку) о смерти для получения пособия на погребение.