Как вызывают в прокуратуру

Предприниматель получил повестку явиться к следователю прокуратуры для допроса по открытому уголовному делу на должностных лиц предприятия-контрагента. Обязательно ли являться к следователю? Нужно ли предоставлять какие-то документы? Как себя правильно вести? Ответы на эти вопросы вы найдете в настоящей статье.

Предпринимательская деятельность всегда являлась объектом пристального внимания со стороны различных государственных органов, в том числе и прокуратуры. Конечно, встреча с представителями данного ведомства не сулит чего-то хорошего, но иногда для соблюдения законности ее не избежать. Основания для прокурорского обращения могут быть разными, хотя ни для кого не секрет, что это внимание к предпринимателю может объясняться и неправомерными причинами («заказ” конкурентов, отработка денег и т. д.).

Главным прокурорским документом является Закон Украины от 05.11.91 г. № 1789-XII «О прокуратуре”. Именно из него можно извлечь максимум информации о том, какие причины побуждают прокуратуру к общению с субъектами предпринимательства и чем это может закончиться.

Помните, что если требования прокурора касаются расследования по уголовному делу, то все его действия и полномочия, а также объяснения и документы, которые необходимо ему предоставить, приобретают статус доказательств, и такие правоотношения подпадают под сферу действия Уголовно-процессуального кодекса Украины (далее – УПК).

Вызов в прокуратуру – не приговор

Получив повестку в прокуратуру, не стоит сразу пугаться, ведь это еще не приговор. Далеко не всегда визит в следственные органы имеет фатальные последствия. Главное – знать права и обязанности сторон и понимать возможные последствия в результате этих встреч.

Допрос – это следственное действие. Соответственно допрашивать могут лишь те органы, которые проводят дознание и досудебное следствие по уже возбужденному уголовному делу. Исключительный перечень таких органов предусмотрен ст. 101 и 102 УПК. Прокуратура относится к органам досудебного следствия.

В рассматриваемой ситуации предпринимателя вызывают в статусе свидетеля как лицо, находившееся с контрагентом в хозяйственных отношениях.

Для достижения желаемого результата следователи обычно используют правовую безграмотность допрашиваемых. Поэтому перед явкой в прокуратуру ознакомьтесь хотя бы с основными нормами УПК, регулирующими данную ситуацию. Как только следователь чувствует, что допрашиваемый знаком с действующим законодательством, он тут же отказывается от мысли применить незаконные методы ведения допроса.

Допрос свидетеля является одним из наиболее распространенных следственных действий. Внешне он схож с опросом, получением пояснений и взятием интервью, но по сути отличается своей правовой природой и установленным порядком проведения.

Требования к повестке

Ключевым моментом в рассматриваемой ситуации является повестка, которую предприниматель получил из прокуратуры. Прежде всего нужно решить – законен ли этот документ. Правило простое: повестка, как процессуальный документ, влекущий привод, возможна только в рамках уголовного дела. В рамках же прокурорских проверок повестки не предусмотрены.

Порядок вызова свидетеля на допрос регулируется ст. 166 УПК. Свидетель вызывается к следователю прокуратуры повесткой, которая вручается ему под расписку, а в случае его временного отсутствия – кому-нибудь из взрослых членов его семьи, жилищно-эксплуатационной организации, исполнительному комитету поселкового или сельского Совета народных депутатов или администрации по месту его работы.

Свидетель может быть вызван также телеграммой или телефонограммой. В случае вызова к следователю телеграммой, должна быть отметка о вручении этой телеграммы. Если свидетель вызывается телефонограммой, то она должна быть зарегистрирована в книге телефонограмм прокуратуры, а также должна быть отметка о том, кто принял эту телефонограмму.

Подтверждение получения повестки свидетелем имеет процессуальное значение, так как без врученной повестки доказать даже сам факт вызова, а тем более уклонения от явки невозможно.

По закону вызов на допрос свидетеля осуществляется в дневное время (с 6:00 до 22:00) рабочего дня. Вызывать свидетелей для допроса в нерабочие и праздничные дни, а также в ночное время можно только в исключительных случаях, когда допрос не может быть отложен.

Повестка должна содержать:

– ваши фамилию, имя и отчество;

– адрес проживания или работы;

– в качестве кого вы вызываетесь на допрос (свидетель, потерпевший, подозреваемый);

– точные адрес и время, куда и когда необходимо прибыть на допрос.

В ней также должны быть указаны фамилия и должность следователя прокуратуры, который вас вызывает на допрос, а также его контакты.

Наши рекомендации

Обратите внимание на место допроса. Если указанный в повестке адрес места допроса не является адресом местонахождения прокуратуры, рекомендуем перезвонить в приемную и поинтересоваться, работает ли там следователь, подписавший повестку и если да, то почему он вас не вызывает к себе в кабинет. В противном случае проконсультируйтесь у адвоката о своих дальнейших действиях.

Ответственность свидетеля

Статья 70 УПК возлагает на свидетеля, вызванного следователем прокуратуры, только две обязанности: во-первых, вовремя явиться в указанное место, а во-вторых, дать правдивые показания об известных ему обстоятельствах по делу.

Поскольку есть обязанности, установлена и ответственность за их невыполнение – от денежного взыскания до привлечения к уголовной ответственности. В повестке должны быть указаны последствия неявки, предусмотренные ст. 70 и 71 УПК (принудительный привод или взыскание в размере половины минимальной заработной платы).

О причине неявки в прокуратуру необходимо
заблаговременно предупредить следователя.

Свидетель несет ответственность:

– за дачу заведомо ложных показаний (ст. 384 Уголовного кодекса Украины (УК));

– за злостное уклонение от явки к следователю (ст. 1854 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее – КУоАП));

– за отказ от дачи показаний об известных обстоятельствах по делу (ст. 385 УК).

Под злостным уклонением свидетеля от явки по вызову следователя понимается систематическая неявка такого свидетеля без уважительных причин при получении им соответствующих законных повесток, а также укрывательство своего местожительства, предоставление фиктивных документов об уважительных причинах неявки (фиктивный больничный листок и др.).

Учтите, что свидетель несет уголовную ответственность за отказ дать показание только в случае, когда он имел возможность свидетельствовать. Если же ему ничего не известно по делу или он не помнит каких-то важных для следствия обстоятельств, то это не может расцениваться как отказ давать показания.

По ст. 384 УК свидетель несет уголовную ответственность лишь в том случае, когда он действует с прямым умыслом, сообщая следователю вымышленные или искаженные сведения, или когда свидетель отрицает обстоятельства, которые фактически имели место.

Замалчивание известных обстоятельств или ошибка свидетеля относительно достоверности сообщенных данных не могут расцениваться как дача заведомо ложных показаний, которые, согласно ч. 1 ст. 384 УПК, караются исправительными работами на срок до 2 лет или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 2 лет.

Согласно ч. 2 ст. 70 УПК неявка без уважительных причин к следователю может повлечь принудительный привод через органы внутренних дел в порядке, предусмотренном ст. 135 и 136 УПК. Кроме того, как отмечалось выше, за неявку без уважительных причин суд вправе взыскать со свидетеля денежное (до половины минимального размера заработной платы) взыскание. Вопрос о денежном взыскании решается в судебном заседании при рассмотрении дела, по которому свидетель вызывался. Но также возможно решение данного вопроса и в другом судебном заседании с вызовом свидетеля. При этом неявка свидетеля без уважительных причин не препятствует рассмотрению вопроса о наложении денежного взыскания.

Таким образом, принудительный привод может быть осуществлен только в отношении лица, которое без уважительной причины не явилось по повестке. При этом если предприниматель как свидетель надлежащим образом был уведомлен о вызове к следователю, но не смог явиться в назначенное время действительно по уважительной причине (болезнь, стихийное бедствие, командировка, занятость по работе именно в указанное время и т. п.) – привод является незаконным, а незаконные постановления следователя о принудительном приводе могут быть обжалованы в судебном порядке.

Ввиду того что закон допускает возможность не появиться у следователя по уважительным причинам, свидетель обязан заблаговременно предупредить об этом следователя прокуратуры.

Визит следователя

При вызове свидетеля на допрос встречаются и грубые нарушения со стороны работников правоохранительных органов, прокуратуры. На практике имеют место случаи, когда следователь сам либо через оперативных работников милиции является к свидетелю и требует проехать с ним на допрос.

В таком случае потребуйте от следователя выписать и прислать повестку в установленном законом порядке. При этом рекомендуем не открывать дверь своей квартиры и не впускать в свое жилье представителей власти без ордера на арест, вынесенного судом. Любые действия без предварительной повестки с применением насилия считаются незаконными по отношению к свидетелю и подпадают под признаки преступления, предусмотренного ст. 364 УК – злоупотребление властью и служебным положением.

Статья 59 Конституции Украины:
«Каждый имеет право на правовую помощь”.

Если свидетеля-предпринимателя все же доставили незаконно на допрос, он должен в протоколе указать на это. Без адвоката желательно показаний не давать. Хорошо, чтобы адвокат в прошлом работал в прокуратуре или органах МВД. Бывшие работники этих ведомств могут конструктивно, по-деловому пообщаться с работниками прокуратуры, оценив реальную цель их визита. Кроме того, может оказаться, что адвокат знаком со следователем по предыдущей работе или уже по адвокатской деятельности. Это также помогает найти общий язык.

На допрос с адвокатом

Если отсутствуют законные основания для неявки на допрос по повестке, рекомендуем все же в прокуратуру явиться вместе с адвокатом. Это право каждого гражданина Украины закреплено в ст. 59 Конституции Украины.

Иногда следователи отказывают адвокату присутствовать на допросе свидетеля, ссылаясь на ч. 3 ст. 167 УПК, где сказано, что «свидетель допрашивается отдельно и при отсутствии других свидетелей”. Такие действия следователей противоречат Конституции. Отказ следователя в допуске адвоката для оказания правовой помощи может быть основанием для подачи жалобы. В крайнем случае, адвокат может находиться поблизости в помещении прокуратуры.

Обычно же следователи прокуратуры, в том числе и следователи Генеральной прокуратуры, допускают адвокатов к участию в допросе свидетеля. Главное, заранее найти адвоката и заключить с ним договор о предоставлении правовой помощи, а в случае необходимости срочно его вызвать.

Кстати, если лицо допрашивается в качестве подозреваемого или обвиняемого, то в соответствии с действующим УПК без присутствия адвоката такие лица не могут быть допрошены и перед допросом они имеют право на встречу с адвокатом, а согласно ч. 2 ст. 47 УПК подозреваемый и обвиняемый имеют право пригласить себе даже нескольких адвокатов.

Допрос свидетеля представляет собой эффективное средство получения доказательной информации.

Наши рекомендации

Практика показывает, что по делам о хозяйственных преступлениях в большинстве случаев лучше не давать показаний до момента ознакомления со всеми материалами уголовного дела. Это связано с тем, что, не зная материалов уголовного дела, сложно эффективно осуществлять свою защиту. В любом случае необходимо посоветоваться с адвокатом, который изберет наиболее правильную в данном конкретном деле схему ваших действий.

Психологический настрой

Исходя из того что по своему характеру допрос является действием многоплановым и имеет процессуальный, организационный, психологический и этический аспекты, немаловажным фактором для общения со следователем прокуратуры является и психологический настрой предпринимателя.

При встрече со следователем желательно соблюдать три знаменитых правила «нет” известного писателя и правозащитника А. Солженицына:

– не бояться;

– не верить;

– не просить.

Не бояться следователя прокуратуры потому, что страх подавляет волю человека, в результате чего его легко запутать и морально сломить. Таким образом, испуг допрашиваемого предпринимателя может лишь ухудшить его положение.

Не верить тому, что говорит следователь, поскольку у него и допрашиваемого в подавляющем большинстве случаев диаметрально противоположные интересы. У следователя цель состоит в том, чтобы успешно закончить дело, а дальнейшая судьба допрашиваемого его меньше всего интересует.

Ничего не просить у следователя, так как любая просьба делает вас задолжником и позволяет следователю уговорить вас дать какие-либо показания, которые в дальнейшем могут усугубить положение.

Права свидетеля

Права свидетеля в уголовном процессе закреплены в ст. 691 УПК.

Основные права свидетеля таковы:

– знать, в связи с чем и по какому делу он допрашивается;

– собственноручно излагать свои показания в протоколе допроса;

– пользоваться заметками и документами при даче показаний относительно сведений, которые ему трудно держать в памяти;

– отказаться давать показания о себе, членах семьи и близких родственниках;

– знакомиться с протоколом, требовать внесения в него изменений, дополнений и замечаний, собственноручно вносить такие дополнения и замечания;

– подавать жалобы прокурору на действия следователя.

Помните, что на основании ст. 63 Конституции, п. 6 ч. 1 ст. 691 УПК свидетель имеет право отказаться давать показания против себя, членов семьи и близких родственников. При этом законодательство не ограничивает круг сведений, которые можно отнести к показаниям в «отношении себя”. Такими сведениями могут быть как личная, так и служебная деятельность допрашиваемого свидетеля. При такой ситуации следствие практически лишено возможности привлечь свидетеля к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний. Относительно других лиц свидетель обязан дать полные и правдивые показания.

Наши рекомендации

Если следователь спрашивает у вас о событиях, в которых вы не участвовали или не имеете к ним отношения, или плохо их помните, желательно отвечать, что эти факты вы не помните. Такая позиция избавит вас, как свидетеля, от возможных дальнейших обвинений в даче неправдивых показаний, поскольку на практике встречаются случаи, когда в ходе расследования кто-то из других свидетелей даст по этим же фактам иные показания.

На допросе следователь может предъявить какие-либо документы и спросить: ваша ли подпись на предъявленном документе? Не советуем отвечать утвердительно, так как это может повлечь неожиданные последствия. Отвечайте, что «подпись похожа на мою, но я точно в этом не уверен”. Это вполне естественно. Никто не может быть полностью уверен в том, что подпись его не подделана.

В ходе допроса

Перед допросом следователь устанавливает личность свидетеля, сообщает, по какому делу он вызван, предупреждает об обязанности рассказать все известное по делу, а также об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний.

Во время допроса следователь прокуратуры обязан вести протокол допроса свидетеля с соблюдением правил ст. 85 УПК. В протоколе отмечается, что свидетелю разъяснены его права, обязанности и ответственность за отказ давать показания и за дачу заведомо ложных показаний. Показания свидетеля и ответы на поставленные ему вопросы излагаются от первого лица и по возможности дословно. Свидетелю, когда он об этом просит, может быть предоставлена возможность лично написать свои показания в присутствии следователя, о чем отмечается в протоколе.

По окончании дачи свидетелем показаний следователь задает ему вопросы. Запрещается задавать те, в формулировке которых содержится ответ, часть ответа или подсказка к нему (наводящие вопросы) (ст. 167 УПК).

По окончании допроса следователь предъявляет свидетелю протокол для прочтения и подписания. По просьбе свидетеля протокол может быть прочитан ему следователем. В случае видимых нарушений при проведении допроса свидетель имеет право указать в протоколе, что у него имеются замечания по тексту протокола либо по порядку ведения допроса. Для предотвращения возможных нарушений прав свидетеля со стороны следователя можно настаивать на использовании звукозаписи, киносъемки, видеозаписи или других технических средств документирования при допросе.

В ходе досудебного следствия следователь прокуратуры может по постановлению произвести выемку необходимых по делу документов для ознакомления, и ему нужно подчиниться.

В заключение отметим, что допрос свидетеля в большинстве случаев решает дальнейшую судьбу уголовного дела, и жизнь свидетеля может оказаться в опасности. Вопрос о праве свидетеля на обеспечение его безопасности решается в соответствии с положениями статей 521 и 522 УПК и Закона Украины от 23.12.93 г. № 3782-XII «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве”.

Подводя итоги, советуем предпринимателю сразу же после получения повестки обратиться к адвокату, ознакомиться с необходимой правовой базой, психологически настроиться и во время допроса предоставлять информацию так, чтобы из статуса свидетеля не перейти в статус подозреваемого или обвиняемого.

Елена Терентьева,
руководитель ЮФ «Макси-сервис”, г. Донецк,
тел. (066) 339-36-37, telko@ukr.net

В Правозащитную инициативу «Гражданин и армия» после массовых акций в поддержку независимых кандидатов, получивших отказ в регистрации на выборы в Мосгордуму, стали поступать обращения от граждан призывного возраста, которые вскоре после митинга стали получать повестки из военной прокуратуры с требованием явиться для дачи объяснений по вопросу соблюдения гражданами и районными военными комиссариатами требований Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» и Правозащитная инициатива «Гражданин и Армия» обращают внимание на правовую недопустимость подобных политически мотивированных проверок. Подозревать граждан в уклонении от призыва на военную службу только на том основании, что они принимали участие в мирных собраниях с целью выражения своей политической позиции – неоправданно. Также политические взгляды граждан не могут являться основанием для проверки документов воинского учета. Правозащитники подготовили правовую справку о том, каким действующим российским законам противоречит подобная проверка, и что делать гражданам, получившим повестку.

14 июля 2019 года, в связи с массовыми нарушениями при регистрации кандидатов на выборы в Московскую городскую думу и отказа в регистрации оппозиционным кандидатам в г. Москве у Центризбиркома состоялась акция протеста, которая сменилась дальнейшими ежедневными встречами кандидатов со своими избирателями на Трубной площади.

20 июля на проспекте Академика Сахарова состоялась согласованная акция, в которой приняло участие порядка 21500 человек, заявляющих о несогласии с решением об отказе в регистрации кандидатов от несистемной оппозиции, однако голос людей не был услышан. Встреча незарегистрированных кандидатов с главой ЦИК Э. Панфиловой не привела к конкретным результатом, жалобы независимых кандидатов были отклонены, после чего Следственный Комитет России инициировал уголовные дела о «воспрепятствовании работе избирательной комиссии», а также провел серию арестов и обысков в жилищах и в избирательных штабах независимых кандидатов.

27 июля в центре Москвы состоялась акция поддержки независимых кандидатов, на которую вышли как граждане, так и оставшиеся на свободе независимые кандидаты. На мирной акции, которую разгоняли сотрудники Росгвардии и ОМОН с применением насилия, было задержано более 1400 человек.

Перед анонсированной на 3 августа акцией, как и ранее перед акцией 27 июля, власти обещали искать среди вышедших на улицу граждан «уклонистов» от военной службы. Этим действием власти продемонстрировали свое отношение к армии как механизму запугивания граждан.

На акции 3 августа были задержаны 1001 человек, а после этого гражданам стали приходить повестки из военной прокуратуры с требованием явиться для дачи объяснений по вопросу соблюдения гражданами и районными военными комиссариатами требований Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В связи с этим считаем важным отметить, что недопустимо подозревать граждан в совершении преступления (уклонении от призыва на военную службу) только на том основании, что они принимали участие в мирных собраниях с целью выражения своей политической позиции. Также политические взгляды граждан не могут являться основанием для проверки документов воинского учета. Политически мотивированные проверки соблюдения гражданами воинской обязанности являются нарушением основ конституционного строя, гарантирующих идеологическое многообразие (статья 13 Конституции РФ), а также нарушают принцип равенства граждан перед законом и судом.

Кроме того, считаем недопустимым, что военная прокуратура не находит более значимой работы, чем вызывать участников митингов для дачи объяснений в ситуации, когда с 2014 года растет количество обращений в связи с неуставными отношениями, насилием со стороны командиров, вымогательствами и неоказанием медицинской помощи в армии.

Мы – правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» и общественная инициатива «Гражданин и Армия» считаем важным помочь любому участнику публичных акций, которым пришли повестки из военной прокуратуры, обжаловать эти действия органов власти и разобраться в своих правах в сфере военно-гражданских отношений.

В связи с поступлением подобных вызовов из военной прокуратуры следует отметить, что проведение проверки военной прокуратурой должно проходить в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.

В соответствии с п. 4 ст. 46 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 года «О прокуратуре в Российской Федерации» свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, к числу которых относятся и военные комиссариаты.

Согласно п. 2 ст. 21 вышеназванного закона проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Информация о факте участия гражданина в политическом публичном мероприятии и его административное задержание в связи с этим не являются достаточными для принятия мер прокурорского реагирования в сфере исполнения воинской обязанности, а также не является информацией о факте нарушения правил воинского учета гражданином или военным комиссариатом.

Кроме того, в соответствии со ст. 22 вышеназванного закона прокурор имеет право вызывать граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов.

Однако, в соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокуратура в своей деятельности за исполнением законов не подменяет иные государственные органы, а свою проверку прокуратура проводит только при поступлении информации о фактах нарушения закона.

В соответствии с пп. 2 п. 15 Указа Президента Российской Федерации от 01 сентября 2007 года № 1132 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» военный комиссар субъекта Российской Федерации отвечает за выполнение задач, возложенных на военные комиссариаты (подчиненные военные комиссариаты).

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» за состоянием воинского учета отвечают районные военные комиссары.

В связи с вышеизложенным, вызов для дачи объяснений в прокуратуру для проверки деятельности районных военных комиссариатов является подменой деятельности со стороны военной прокуратуры, так как данный надзор должен осуществлять военный комиссар субъекта Российской Федерации – г. Москвы.

В соответствии с действующим законодательством на граждан может быть возложена ответственность в случае неявки по повестке (в том числе прокурорской), полученной под личную роспись, в случае если о вызове вы не знали, то и к ответственности привлечены быть не можете.

В случае получения подобной повестки мы рекомендуем направить жалобу в Главную военную прокуратуру на необоснованный вызов по факту проведения проверки при отсутствии достаточной информации о факте нарушении закона по дискриминационным основаниям и подмены в ее деятельности полномочий других органов государственной власти.

Пример жалобы в Главную военную прокуратуру.

Отметим, что направление жалобы не освобождает вас от явки по надлежаще врученной повестке.

В соответствии с пп. «г» п. 50 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о воинском учете» граждане обязаны сообщать в военный комиссариат сведения об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.

Исходя из того, что проверка производится не только в отношении военного комиссариата, но и вас, то на основании ст. 51 Конституции Российской Федерации Вы можете отказаться от дачи показаний, и не сообщать сотрудникам прокуратуры запрашиваемые ими сведения, в том числе указав, что обязанность по воинскому учету возложена на военный комиссариат, куда Вы предоставили все необходимые сведения.

Стоит отметить, что велика вероятность того, что при явке в военную прокуратуру вам попробуют вручить повестку о явке в военкомат, отказываться от нее не стоит (отказ от получения повестки может привести к уголовной ответственности). Получайте повестку и готовитесь к явке по ней согласно по нашим методическим материалам и обращайтесь за бесплатной правовой помощью к нашим консультантам.

Ниже Вы можете найти контакты организаций, готовых помочь гражданам в защите своих прав в сфере военно-гражданских отношений.

Правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга»

191002, Санкт-Петербург, ул. Разъезжая, д.9