Коммунальные педагогическим работникам

Бесстрастная статистика свидетельствует о постоянном оттоке провинциального населения в города. Причин тому немало. И одна из них – недостаток качественного среднего образования на селе. Эту проблему власти стараются решать на всех уровнях: от федерального до местного. Один из способов стимулирования педагогов к работе в провинциальных школах – обеспечение их всевозможными преференциями.

Быстрый переход по разделам:

  1. Какие льготы положены сельскому учителю.
  2. Льготы ЖКХ сельским учителям.
  3. Льготы учителю – пенсионеру сельской местности.
  4. Льготы молодым сельским педагогам.
  5. Итог.

Какие льготы положены сельскому учителю

Наиболее распространены различные формы социальных преференций педагогам именно в России. Причина тому – невысокий уровень оплаты труда, который нивелируется с помощью введения дополнительных стимулирующих рычагов в виде льгот и компенсаций.

Предоставление льгот сельским учителям является действием, регламентируемым не только государственными законами, но и законами субъектов Федерации.

Региональные льготы могут дополнять, но не дублировать и тем более не отменять привилегии федерального уровня. На настоящий момент основное количество образовательных организаций на селе имеет статус государственных муниципальных учреждений. Педагогические преференции действуют только применительно к работникам государственных школ, интернатов и др.

Основные социальные привилегии, которые распространяются на работников сферы образования в сельской местности:

  • сокращенный рабочий день (18 часов в неделю);
  • увеличенный трудовой отпуск;
  • возможность получения длительного отпуска без содержания после достижения 10-летнего стажа;
  • досрочный выход на пенсию по достижении непрерывного стажа 25 лет;
  • предоставление социального жилья в наем;
  • содействие в частичном погашении ипотечного кредита;
  • премии и надбавки;
  • единовременное пособие при переезде;
  • компенсации коммунальных платежей;
  • льготы сельскому учителю при переезде.

Регулярные премиальные выплаты педагог начинает получать по достижении стажа 3 года. До этого действуют другие дотационные механизмы, распространяемые на молодых специалистов с небольшим стажем работы.

Льготы ЖКХ сельским учителям

Согласно постановлению правительства России № 963 от 26.10.2013, коммунальные льготы сельским учителям предоставляются в фиксированной сумме 1200 руб. в месяц. Выплаты финансируются за счет федерального бюджета, но из денежных средств конкретного региона. К сожалению, на местном уровне такой вид компенсаций уже редко где работает и находится под угрозой отмены в связи с повышением зарплат работникам образовательной сферы.

Перечень и размеры дотационных выплат по коммунальным услугам по каждому отдельно взятому региону отличаются друг от друга. Субъекты законодательно предусматривают собственные размеры компенсационных выплат, начиная от 25 % до 100%-ной льготы ЖКХ сельским учителям.

Это зависит как от условий проживания на селе, так и от финансовых возможностей регионов. К примеру, если сравнить, какие льготы положены учителям сельской местности Калининградской области и Приморского края, то получится, что для первых компенсации по коммунальным платежам в настоящее время составляют фиксированную сумму и равны 3500 руб. в месяц и размер субсидии на погашение ипотечного кредита составляет 20 % от всей суммы. Те же льготы ЖКХ учителей сельской местности Приморье устанавливает в размере компенсации 100 % стоимости коммунальных услуг, если преподаватель – собственник помещения. На покупку жилья там же он получит ссуду в размере 70 % от стоимости кредита, но при условии, что возраст претендента будет не больше 35 лет.

Льготы учителям в сельской местности предоставляются, если предъявить следующие документы:

  • трудовой договор с образовательной организацией,
  • паспорт с отметкой о месте регистрации,
  • справка о перечне коммунальных услуг с указанием их стоимости.

Преподавателям, работающим в государственных школах на периферии, положены следующие компенсации:

  • частичная оплата жилищно-коммунальных услуг и некоторых ремонтных работ;
  • компенсация оплаты природного газа по счетчикам или нормативу, а также твердого топлива (дрова) при отсутствии центрального отопления;
  • оплата электроэнергии по факту или по нормативу.

Надо отметить еще один момент, который касается всех категорий граждан. Компенсацию по ЖКХ можно получать не только в виде льготы учителям в сельской местности. Субсидии на оплату услуг ЖКХ полагаются всем, у кого затраты на эту категорию расходов превышают 22 % от суммарного дохода.

Правовые основы выплаты компенсации

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций в форме компенсации коммунальных расходов, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций упомянутые размер, условия и порядок устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

Правила компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.10.2013 № 963 (далее – Правила № 963).

Данные правила устанавливают ежемесячную компенсацию с фиксированным размером, который в настоящее время составляет 1 200 руб. Компенсация выплачивается на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение, имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. В качестве оснований выступают:

  • трудовой договор или трудовая книжка;
  • копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства.

Ежемесячная компенсация должна начисляться и выдаваться образовательной организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца и отражением в отдельной ведомости (п. 3 Правил № 963).

Отражение в учете компенсации коммунальных расходов

Согласно Указаниям № 65н расходы учреждения на выплату педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, компенсации на оплату жилого помещения, отопления и освещения следует отражать по подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ по виду расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда», так как данная выплата связана со статусом педагогического работника, не относится к заработной плате и не включается в фонд оплаты труда.

В соответствии с п. 256 Инструкции № 157н указанные расходы необходимо учитывать на счете 0 302 12 000 «Расчеты по прочим выплатам».

Типовые операции по отражению в учете компенсации коммунальных расходов педагогам в зависимости от типа учреждения будут выглядеть следующим образом:

Казенное учреждение
(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н**)

Автономное учреждение
(Инструкция № 183н***)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Поступление денежных средств на лицевой счет бюджетных и автономных учреждений для выплаты компенсации

5 201 11 510

5 205 81 660

5 201 11 000

5 205 81 000

Начисление задолженности перед педагогами по выплате компенсации

1 401 20 212

1 302 12 730

5 401 20 212

5 302 12 730

5 401 20 212

5 302 12 000

Перечисление компенсации на банковские карты сотрудников

1 302 12 830

1 304 05 212

5 302 12 830

5 201 11 610

5 302 12 000

5 201 11 000

Начисление дохода бюджетными и автономными учреждениями в размере полученной субсидии на выплату компенсации на основании утвержденного отчета о ее использовании

5 205 81 560

5 401 10 180

5 205 81 000

5 401 10 180

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

*** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Операции по санкционированию данных расходов у казенных учреждений отражаются следующим образом:

Дебет

Кредит

Получены учреждением суммы утвержденных и доведенных бюджетных ассигнований

1 503 15 212

1 503 13 212

Получены лимиты бюджетных обязательств по прочим выплатам

1 501 15 212

1 501 13 212

Приняты бюджетные обязательства по прочим выплатам (при возникновении кредиторской задолженности в момент начисления компенсации)

1 501 13 212

1 502 11 212

Приняты денежные обязательства по прочим выплатам (при выплате компенсации работникам)

1 502 11 212

1 502 12 212

Операции по санкционированию данных расходов в бюджетных и автономных учреждениях отражаются следующим образом:

Дебет

Кредит

Отражено право на получение дохода в форме целевой субсидии (утвержден объем финансового обеспечения на текущий год)

5 507 10 212

5 504 10 180

Отражена сумма доходов, поступивших в учреждение, в виде субсидии на иные цели

5 508 10 180

5 507 10 180

Отражены сметные (плановые) назначения по прочим выплатам за счет средств целевой субсидии

5 504 10 212

5 506 10 212

Приняты обязательства по выплате компенсации

5 506 10 212

5 502 11 212

Приняты денежные обязательства по выплате компенсации

5 502 11 212

5 502 12 212

Обратите внимание

Если работник отработал неполный месяц, компенсация должна начисляться пропорционально отработанному времени.

Таким образом, в случае если педагогический работник отработал неполный месяц, ему выплатят только часть компенсации и, как следствие, у учреждения останутся неизрасходованными средства целевой субсидии. Они будут в обязательном порядке показаны в отчете об использовании целевых средств. Возможность их дальнейшего использования или возврат в бюджет необходимо согласовывать с учредителем.

При этом, напомним, остатки средств, перечисленные в бюджет, могут быть возвращены бюджетным (автономным) учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели по решению соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.

Данные нормы закреплены в п. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ и п. 3.17 и 3.18 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Может возникнуть и обратная ситуация, когда предусмотренной соглашением и перечнем (ф. 0501015) субсидии, выделенной на указанные цели, не хватает для выплаты компенсации всем имеющим на это право сотрудникам. Тогда в вышеперечисленные документы и план ФХД вносятся изменения и дополнения.

Казенным же учреждениям в этой ситуации требуется дополнительное выделение лимитов бюджетных обязательств.

Рассмотрим практический пример начисления и выплаты компенсации коммунальных расходов педагогам.

Пример

В бюджетном образовательном учреждении работает 18 сотрудников, имеющих право на компенсацию коммунальных расходов. Ежемесячные расходы образовательного учреждения на данные выплаты составляют 21 600 руб. (1 200 руб. х 18 чел.). 11 апреля 2016 года один из сотрудников уволился. Ему была установлена шестидневная рабочая неделя. Денежные средства переводятся на банковские карточки сотрудников.

Расчет компенсации за апрель будет выглядеть следующим образом.

Сумма компенсации педагогам, отработавшим полный месяц, равна 20 400 руб. (1 200 руб. х 17 чел.).

Общая сумма компенсации за апрель составит 20 769,23 руб.

Данные операции в учете бюджетного учреждения будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

сумма

Поступила целевая субсидия на лицевой счет учреждения для выплаты компенсации

5 201 11 510

5 205 81 660

21 600

Отражена сумма доходов, поступивших в учреждение, в виде субсидии на иные цели

5 508 10 180

5 507 10 180

21 600

Начислена компенсация по оплате коммунальных услуг за апрель 2016 года

5 401 20 212

5 302 12 730

20 769,23

Приняты обязательства по выплате компенсации

5 506 10 212

5 502 11 212

20 769,23

Приняты денежные обязательства по выплате компенсации

5 502 11 212

5 502 12 212

20 769,23

Перечислена компенсация по оплате коммунальных услуг на банковские карты работников

5 302 12 830

5 201 11 610

20 769,23

Начислен доход от полученной субсидии на основании отчета о ее использовании

5 205 81 560

5 401 10 180

20 769,23

Начислена задолженность по возврату целевой субсидии в бюджет*

5 205 81 560

5 303 05 730

830,77

Возвращены неизрасходованные остатки целевой субсидии в бюджет*

(21 600 — 20 769,23) руб.

5 303 05 830

5 201 11 610

830,77

* Если образовавшийся остаток не будет израсходован до конца года, то учреждение должно будет вернуть его в бюджет. Данный возврат следует отражать указанными проводками, которые приведены в соответствии с рекомендациями из Письма Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436.

Как их получить

Основные положения для гарантированного получения скидок по оплате услуг ЖКХ – обучать детей в сельской области и проживать там же. Городским педагогам необходимо уточнить размер и возможность получения льгот. Обратиться необходимо к уполномоченным лицам по данному вопросу в соц. поддержке своего региона. Потребуется подтверждение:

  • Того, что ранее льготы по ЖКУ педагогом не получались;
  • Состава семьи (справка о количестве);
  • Личности заявителя (копия паспорта);
  • Объема жилплощади.

Льготы учителю – пенсионеру сельской местности

При выходе на заслуженный отдых педагоги задаются вопросом, какие льготы сельским учителям сохраняются при выходе на пенсию. Компенсации этой категории пенсионеров, конечно, будут сохранены, но не все. Частично сохраняются за работниками школ такие социальные выплаты, как компенсация услуг ЖКХ.

Для сохранения компенсации части коммунальных платежей за вышедшими на пенсию работниками образовательной сферы требуется, чтобы их педагогический стаж в школе на тот момент был не менее 10 лет. В противном случае при выходе на пенсию сельские льготы учителям отменят. К сожалению, в суммарный стаж не входят периоды отпусков по уходу за ребенком или периоды, когда стаж педагога был прерван по его инициативе.

К тому же эта форма компенсации сохранится за вышедшим на пенсию преподавателем в том случае, если он будет продолжать проживать на периферии. Возможность предоставления этой льготы сельским учителям в городе не предусмотрена.

В перечень преференций включены и те льготы сельским учителям на пенсии, которые предусмотрены для всех пенсионеров на общих основаниях. Это освобождение от имущественного и земельного налогов, а также транспортного налога на автомобили до 100 л. с.

Льготы молодым сельским педагогам

Другое дело, если за получением преференций обращается молодой сельский учитель. Льготы федерального и регионального уровней молодому специалисту предоставляются следующие:

  • подъемные в виде единовременной денежной выплаты (ЕДВ);
  • премии в качестве ежемесячной денежной выплаты;
  • предоставление субсидий на приобретение жилья.

Субъекты РФ, испытывающие острую нехватку преподавательских кадров, стараются всячески привлечь специалистов, предоставляя весьма внушительные льготы молодым учителям в сельской местности. Их перечень зависит от региона, и его следует уточнить по месту проживания.

Единовременные выплаты молодым специалистам, выбравшим работу в регионах

Подъемные в виде единовременной денежной выплаты (ЕДВ). Например, в Приморском крае ее размер составляет от 300 до 440 тысяч рублей и зависит от того, какое у претендента образование: среднее специальное или высшее, – а также от наличия у молодого педагога диплома с отличием. В Тамбовской области подъемные составляют 120 тыс. руб. с выплатой суммы двумя равными частями. При этом специалист будет обязан отработать на месте не менее 3 лет.

В некоторых российских регионах с 2020 года пересмотрены размеры подъемных для выпускников вузов в сторону их существенного увеличения. Например, в Хабаровском крае их размер увеличится с прежних 4 до 8 должностных окладов. Важно помнить, что возможность получить подъемные имеет ограничение срока: 3 месяца с момента окончания учебного заведения до трудоустройства.

Премии как ежемесячные денежные поощрения. Молодой учитель сельской школы льготы в виде ежемесячной надбавки получает в течение трех лет непрерывного стажа с момента трудоустройства. В среднем по субъектам Федерации эта сумма составляет примерно 10 тысяч рублей.

Жилищные привилегии

Статья 47 закона об образовании декларирует предоставление работникам педагогических учреждений привилегий на приобретение жилья. Но содействие в приобретении жилья оказывается молодым специалистам из региональных бюджетных средств. Поэтому они могут отличаться по условиям предоставления. К примеру, ипотечные льготы молодым учителям в сельской местности Калининградской области предоставляются как субсидии на погашение суммы первоначального взноса – 20 % стоимости ипотечного кредита.

Для получения жилищной льготы учителям, работающим в сельской местности, требуется соблюсти ряд условий:

  • возраст претендента не должен превышать 35 лет (в некоторых регионах он снижен до 30 лет);
  • наличие документа о признании кандидата нуждающимся в приобретении жилья или улучшении условий проживания;
  • стаж работы должен быть не менее 1 года;
  • подтверждение финансовой состоятельности для оплаты первоначального взноса.

Федеральные программы стимулирования молодых преподавателей

Федеральными властями разработан и подготовлен ряд проектов для решения проблем образования на селе. Одной из них стала программа «Земский учитель». Впервые она была озвучена О. Васильевой – министром образования РФ. Предусматривает программа введение разовой льготы молодым учителям в сельской местности в размере 1 млн рублей в качестве подъемных. Программа должна стартовать с начала 2020 г. Пока что в регионах эти привилегии для выпускников вузов действуют в виде субсидий на улучшение жилищных условий. К настоящему времени стартовала пилотная версия проекта в Республике Дагестан и в Пермском крае, где в качестве льготы сельским учителям предоставляется единовременная невозвратная ссуда.

Согласно правилам программы, педагог должен переехать на постоянное место жительства и устроиться на работу в муниципальное среднее образовательное учреждение в местности с населением, не превышающим 50 тыс. человек. Возраст претендента на получение 1 млн рублей ограничен в основном 35 годами. В регионах, где наиболее остро ощущается нехватка педагогических кадров, возрастная планка увеличена до 40 лет. Также варьируются сроки заключения трудового договора с учебным заведением. В разных регионах диапазон составляет от 3 до 5 лет. Немаловажным моментом в этой программе является предоставление налоговой льготы молодым учителям в сельской местности. К настоящему времени Госдумой утвержден законопроект об освобождении единовременной выплаты по программе «Земский учитель» от НДФЛ. К сожалению, к настоящему времени проект поддержан не во всех субъектах РФ по причине недостаточного финансирования.

Привилегии, предоставляемые преподавателям – молодым специалистам, желающим работать на селе, распространяются только на выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, прошедших государственную аккредитацию. Но важно помнить, что статус молодого специалиста сохраняется за выпускником только в течение 1 года с момента получения диплома.

Итог

Независимо от того, какие предоставляются привилегии молодым педагогам, а какие льготы – пенсионерам, сельского учителя орган социального обеспечения обяжет их оформить в заявительном порядке.

1) инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий, а также военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

2) участники Великой Отечественной войны, указанные в подпунктах «а» — «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;

3) участники Великой Отечественной войны, указанные в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);

4) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», ставшие инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);

5) члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, а также члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

6) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;

7) инвалиды (вне зависимости от наличия ограничения способности к трудовой деятельности);

8) семьи, имеющие детей-инвалидов;

9) ветераны подразделений особого риска и граждане, имеющие право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливающим меры социальной поддержки ветеранам подразделений особого риска и отдельным категориям граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

10) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и не являющиеся инвалидами;

11) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

12) лица, принимавшие участие в военно-стратегической операции «Анадырь» на территории Республики Куба в период Карибского кризиса с 1 июля 1962 года по 30 ноября 1963 года.

От имени заявителей могут выступать их законные представители, уполномоченные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выступать от их имени