Конфликт родителей в школе

Ее автор — заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке, доктор педагогических наук, координатор проекта ОНФ «Равные возможности — детям» Любовь Духанина. В книге простым и доступным языком даются ответы на многие вопросы, которые каждый год родители и педагоги задают юристам, депутатам, общественникам.

Любовь Духанина: Ученики, учителя и родители должны понять, что прав без обязанностей не бывает. Фото: Михаил Синицын

Целый раздел посвящен разбору конфликтных ситуаций. Из него, например, можно узнать, чем занимается комиссия по урегулированию споров в школе, кто защитит педагога от неадекватных родителей и где искать управу на учеников, которые оскорбляют учителя. Вот один из самых частых вопросов: «Ученик регулярно сквернословит в адрес одноклассников и учителей. Что можно сделать? Можно ли не пускать на урок или перевести на очно-заочную форму обучения?»

К сожалению, здесь у школы связаны руки. Можно вызвать родителей, сделать выговор и замечания. А вот не пускать на урок ребенка нельзя, это будет нарушать его право на образование. Перевести на иную форму обучения — тоже невозможно. И только если обучающийся достиг 15 лет, можно поставить вопрос о его отчислении.

Проблемы современной школы, которые были подняты в книге, стали предметом острого разговора экспертов в «РГ».

— Чего мы ожидаем для наших детей? Доступного, качественного образования. И это право закреплено в Законе «Об образовании в РФ», — говорит Любовь Духанина. — Общероссийский народный фронт, фонд «Национальные ресурсы образования» раз в полгода проводит исследования о том, как это право реализуется на практике. И вот, что получается: 33% ребят жалуются, что им не хватает глубоких предметных знаний; 24% испытывают на себе неуважительное, необъективное отношение со стороны учителей; 65 процентам учеников элементарно недостает времени, чтобы нормально подготовиться к урокам. А 60 процентов детей говорят, что учебный процесс негативно влияет на их здоровье.

По словам эксперта, главное, что сегодня требуется от ребенка — учиться. В законе прописано очень много возможностей: индивидуальные образовательные траектории, элективные и факультативные курсы, семейное, дистанционное, смешанное обучение… А что в жизни?

В 10-11-м классах ученик может заниматься самостоятельно, сдавая в школе только контрольные и экзамены

По данным исследования глобальной образовательной конференции EdCrunch, около 100 тысяч российских школьников не сели за парты в новом учебном году, как раз потому, что их родители предпочли альтернативные формы образования.

— Произошел резкий скачок в сферу семейного образования, — замечает омбудсмен в сфере образования при уполномоченном по защите прав предпринимателей Амет Володарский. — Родители бегут от архаичных стандартов в пользу индивидуального подхода.

Фото: iStock

Что такое семейное обучение? Если совсем просто: родители всю программу дают детям сами. Чаще — с помощью репетиторов. Причины могут быть самыми разными. Если ребенок с особенностями здоровья и ему тяжело учиться наравне с другими ребятами — это одна история. Если ребенок одаренный, постоянно готовится к международным олимпиадам и соревнованиям — другая. Но столь массовый крен в сторону «школы на дому», как считают эксперты, произошел из-за подготовки к ЕГЭ. И это очень тревожная ситуация.

— Закон гарантирует право детей на сочетание форм обучения, индивидуальный образовательный трек. Например, на то, чтобы химию и физику можно было посещать в школе, а все остальное изучать дома. Но где вы такое видели? К сожалению, инструментов для реализации этого права сегодня нет. Ребенок либо в школе, либо вне школы. Все. А чтобы совместить разные формы — на местах не готовы, — говорит заведующий лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Семен Янкевич. — И здесь же другая большая проблема — компенсации родителям затрат на обучение. Если ученик идет в школу, государство находит средства на учебники для него, на зарплаты педагогам, оборудование. Если родители занимаются с ребенком дома, они не получают практически ничего. Сегодня только в Омской области действует достаточно справедливая система — средства передаются родителям, исходя из «полного норматива», за исключением денег на промежуточную аттестацию. То есть почти столько же, сколько бы получала школа.

— По закону, если у ребенка есть особые потребности, он может учиться и 12, и 13 лет. А успешный школьник может закончить обучение за 10 или 9 лет. Но нормативных документов, как это организовать, нет до сих пор. Хотя с момента принятия Закона «Об образовании в РФ» прошло уже семь лет, — рассуждает заместитель руководителя аппарата Комитета ГД по образованию и науке Алексей Майоров. — Еще один вопрос — учет достижений, полученных учеником за порогом обычной школы. Допустим, ребенок занимается в спортивной: почему бы не поставить ему оценку за физкультуру «автоматом»? Или, засчитывать занятия в музыкальной школе на уроках музыки? Москва в последние годы начала это делать. В других регионах ничего подобного нет. А ведь такая простая вещь разгрузит детей. Но подзаконных актов опять же нет.

Если взрослые не справляются

Мама третьеклассника одной из новосибирских школ написала заявление в полицию: мол, её сына на протяжении двух лет систематически избивают и травят несколько одноклассников. По её словам, классный руководитель справиться с учениками не может — проводит беседы с детьми, но через некоторое время унижения и избиения возобновляются. Комиссия по делам несовершеннолетних возбудила дело о побоях и начала проверку в школе.

Жертвой агрессии и унижений чаще всего становится ребёнок, чем-то отличающийся от других детей либо просто замкнутый, не умеющий общаться со сверстниками. Зачастую в травлю бывают вовлечены родители. Если у папы или мамы, скажем, конфликт с другими родителями либо учителями, то их ребёнок тоже может оказаться в ситуации травли. Иногда школьная «дедовщина» поддерживается учителем.

«Если учитель по какой-то причине не может справиться с классом — например, когда среди родителей много «блатных» или просто горластых, умеющих качать права, — и боится сам управлять детьми, то вполне возможно, среди его учеников найдётся лидер, который будет устанавливать власть, — объясняет старший научный сотрудник Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук Кирилл Хломов. — А учитель такой порядок будет поддерживать. При этом ребёнку, которого травят, станут внушать, что он сам виноват, провоцирует агрессию. И вместо того чтобы решать проблему, взрослые начнут заниматься поиском алиби и оправданиями сложившейся ситуации».

Жертвы и свидетели

Специалисты предупреждают: нельзя безучастно ждать, что дети сами разберутся. У них ещё слишком мало опыта, чтобы разрешить конфликт самостоятельно. Надо немедленно останавливать насилие, потому что страдают все.

«Дети, которых травят в школе, получают психологическую травму на всю жизнь, — говорит Хломов. — Став взрослыми, они испытывают приступы страха, не уверены в себе, у них нередко развиваются психосоматические заболевания. Обидчики, уверенные в том, что любой конфликт можно разрешить силой, часто потом оказываются правонарушителями. К слову, 4 из 5 агрессоров — сами свидетели и жертвы насилия в семье. Они пытаются справиться с душевной болью через унижение других».

По словам учёного, не проходят бесследно такие истории и для свидетелей. Если ребёнок присутствует при насилии, но не пытается остановить его (потому что страшно самому оказаться на месте жертвы), он получает опыт беспомощности в ситуации несправедливости, убеждается в безнаказанности человека, облечённого властью и силой. А потом получается, что ребёнка или взрослого бьют, а он не кричит и не просит о помощи. Кроме того, игнорирование насилия учит быть циничными, равнодушными к чужой беде.

Родителям важно быть внимательными к ребёнку. «Если его обычное поведение изменилось, у него нет друзей в классе, постоянно плохое настроение, он отказывается идти школу, стал плохо учиться и т.д., важно сразу разобраться — поговорить с ребёнком, классным руководителем, родителями других детей, — советует Кирилл Хломов. — Если травля подтвердится, обязательно сообщите администрации школы. Желательно привлечь психологов. Важно научить детей останавливать агрессию и разрешать конфликт культурным способом. Можно обсудить с ребёнком переход в другую школу. Но надо понимать, что проблему в классе это не решит. Место жертвы или агрессора займут другие, просто потому что дети не знают иного способа разрешения конфликтов».

Можно ли кричать?

Бывает, между учителем и учеником возникает непреодолимая антипатия. Ребёнок уверен, что педагог намеренно занижает ему оценки, кричит, унижает. В разбирательства с преподавателем вступают родители.

«Можно перейти в другой класс, если у ребёнка или родителей конфликт с конкретным учителем, а все остальные 24 человека счастливы и довольны, — считает председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. — Если же к педагогу есть серьёзные претензии у большинства родителей, то нужно написать коллективное заявление руководству школы с просьбой заменить учителя. Как правило, такая жалоба рассматривается в пользу детей и родителей».

Мама первоклассника Володи К., убеждённая, что учительница напрасно кричит на её сына, решила уволить неугодного педагога. Подговорила ребёнка делать аудиозаписи разговоров преподавателя и пошла с этими «доказательствами» в полицию. Родители остальных детей в классе встали на защиту учителя.

«Прежде чем начинать войну, надо разобраться — учитель повышает голос, чтобы дети его услышали, или на самом деле выходит из себя, — считает доцент факультета психологии Российского православного университета святого Иоанна Богослова Надежда Храмова. — Многие дети с младенчества приучены к тому, что родители на них кричат, и не слышат взрослых, когда те говорят спокойно. Поэтому и учителю приходится повышать голос. Вообще же детям авторитарный учитель нравится. Именно такой педагог нужен в начальной школе. Это не значит, что он должен быть злым и деспотичным тираном. Если учитель авторитарный, детям легко понимать, что от них требуется. Одно дело унижать и оскорблять ребёнка, другое — призывать к дисциплине. Учителю положена строгость. Но она должна быть с любовью к детям».

«Мне кажется, начинать нужно не со скандалов и выяснений отношений, а с формирования у ребёнка уважения к учителю, — уверена мама ученицы 1-го класса Алёна Филиппова. — Нельзя подрывать его авторитет. Мы требуем от педагога идеальности, но забываем, как вечером делаем с детьми домашние задания. Всем так здорово, без повышения голоса получается всё объяснить доступным языком? А если родители скандалят с учителями на глазах детей — чего они добиваются? Чтобы боялись? А кого? Родителя? Ребёнка? И этим формируют неуважение к учителю. Но если ребёнок не уважает учителя, то и учиться успешно не сможет. В начальной школе это выражается невыполнением домашних заданий и равнодушием, а к средним классам такой ребёнок на каждом уроке провоцирует: «А что вы мне сделаете?» И правда, что? Ничего! Так давайте же начнём перемены с нас самих.

Кто из звёзд был трудным ребёнком?

Камерон Диас

Актриса признаётся, что в детстве была хулиганкой. Пропускала уроки, гуляя до вечера с друзьями, часто дралась, слушала рок-музыку. Во время одной из вечеринок девушку заметил фотограф Джефф Дюнас и предложил работу в модельном агентстве. Камерон подписала контракт и бросила школу. В 18 лет Диас прошла кастинг на главную роль в комедии «Маска». А после выхода фильма проснулась знаменитой.

Квентин Тарантино

Актёр и режиссёр рассказал, что ненавидел уроки и прогуливал все, кроме чтения и математики. Несчастную мать постоянно вызывали в школу, но она не могла справиться с сыном. И в бессилии разрешила ему бросить школу. Тарантино устроился билетёром в кинотеатр, а вечерами ходил на актёрские курсы. Тогда же он начал писать сценарии. Первой известной картиной стал триллер «Бешеные псы».

Кевин Спейси

Обладатель двух «Оскаров» и прочих кинонаград был отчислен из военной школы за хулиганство и драки. Мама вовремя почувствовала, что спасти чадо может актёрская стезя. Первые же роли в школьных спектаклях показали, что в этом и есть его призвание. А учёба сразу наладилась.

Анджелина Джоли

В школе Энджи одевалась во всё чёрное и вечно рисовала гробики в тетрадке по математике. Очень плохо училась, огрызалась на преподавателей, совсем не общалась с одноклассниками, которые часто оскорбляли её за необычную внешность. Ее даже перевели в спецкласс и заставили заниматься с психотерапевтом. Актриса признавалась СМИ, что к 20 годам перепробовала практически все виды наркотиков. Но вовремя остановилась.

Эминем

Главный белый рэпер пережил в школе немало ужасов, его часто били и унижали одноклассники. Провёл 3 года в 9-м классе из-за прогулов и плохих оценок. Однажды, когда его вызвали к доске отвечать про американскую конституцию, Эминем зачитал рэп с ненормативной лексикой. Тут же был отчислен без права на подачу апелляции.

Кто платит за учебник

А вот цифра, которая удивит многих: по данным мониторинга ОНФ, школьные учебники покупает каждый третий родитель. И это несмотря на то, что на их закупку регионам выделяются огромные деньги.

— В законе закреплена однозначная норма: учебники бесплатны для каждого ребенка. То есть гарантия закона распространилась пока только на две трети наших учеников, — говорит Любовь Духанина. — Покупают дидактические материалы 75 процентов родителей, рабочие тетради — 91 процент. Фактически 50 процентов семей, где есть ученики, тратят деньги на ремонт школы, на бумагу, закупку картриджей. Словом, на обустройство. Это говорит о том, что материально-техническую базу российских школ нам еще развивать и развивать.

Практика показывает: о многих правах школьников их родители даже не догадываются.

— Ежегодно в Рособрнадзор приходит около 15 тысяч обращений по вопросам только общего образования. Жалобы, просьбы, предложения, вопросы… На каждое обращение мы отвечаем, даем разъяснение. Думаю, у министерства просвещения такая же «картина», — говорит начальник Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгений Семченко.

Дело учителей

— Учительство реально нуждается в колоссальной поддержке. Это и вопрос снижения нагрузки, это и вопрос нехватки кадров, и, конечно, уровень заработной платы. 34 процента учителей отвечают, что они имеют сложности даже с покупкой одежды, — отмечает Любовь Духанина. — 10 процентов учителей работают на две и более ставки. 61 процент — более чем на одну ставку.

Что такое одна ставка? Это 18 уроков в неделю. Но при этом есть еще подготовка к занятиям, проверка тетрадей, внеклассная работа и работа с родителями… В некоторых регионах базовая оплата за ставку педагога составляет три-четыре тысячи рублей. Все остальное — надбавки и стимулирующие выплаты, которые начисляются порой по очень сложным и запутанным схемам.

Если школа задает на каникулы 10 параграфов и 33 задачки из учебника, ее должностные лица могут «заработать» реальный штраф — от 10 до 30 тысяч рублей

Педагоги шутят: «На одну ставку есть нечего, на две — некогда». Пять процентов учителей признаются, что получают надбавки и стимулирующие выплаты крайне редко. Вообще не получают стимулирующие выплаты и надбавки — 13 процентов. А 49 процентов учителей, участвующих в проведении экзаменов в 9-м и 11-м классах, признались, что не получили за это никаких доплат.

Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости

— Фактически все, что связано с учителем, со школой, регулируется на уровне региона или муниципалитета, — говорит Любовь Духанина. — В том числе зарплаты педагогов. Например, в Ульяновской области депутаты приняли решение о введении новых должностей: учитель-наставник, учитель-исследователь, учитель-методист. За эти статусы закреплены размеры добавок. Будем надеяться, что другие регионы реально возьмут пример.

По словам экспертов, также необходима и новая система оценки трудозатрат учителя. В современной школе у него появляются обязанности, которых не было раньше. Например, ведение электронного журнала. Никто не провел серьезное исследование, которое бы показало, что электронный журнал облегчил труд педагога. Наоборот, учителя утверждают, что нагрузки только прибавилось. Почему?

Электронные системы работают неустойчиво, и всю информацию приходится дублировать. Если в классе 30 человек и больше, то на заполнение всех форм и отчетов уходит половина рабочего дня. Риски профессионального выгорания — это не пустые слова. И, к сожалению, уход учителя из профессии — уже не редкость.

Подлость собирает лайки

По данным исследования ВШЭ, 70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. И что особенно тревожно, учителя с тяжелым материальным положением подвергаются буллингу в два раза чаще. Работать в таких условиях никто в педагогических вузах не учит…

Последний прогремевший случай произошел в Красноярске: школьники вставили фото учительницы в порноролик: педагог обратилась в полицию. Какое наказание могут понести учащиеся и какое наказание может применить школа?

— Организовавшие эту травлю люди опозорили прежде всего себя. Если будет доказано, что видео действительно сделали ученики, их родителей могут оштрафовать. Размер штрафа для физических лиц — от 1 до 3 тысяч рублей. Также учитель вправе подать иск на возмещение морального вреда. А в случае доказательства вины учеников они могут быть поставлены на учет комиссии по делам несовершеннолетних, — говорит Любовь Духанина. — Абсолютно всем: ученикам, родителям, учителям необходимо понимать, что права и ответственность идут бок о бок. Если мы сможем привить это понимание, эту правовую культуру в обществе, тогда мы уйдем от большого количества возникающих конфликтов. Тогда мы будем понимать и правильно воспитывать наших детей как в стенах школы, так и в наших домах.

Инициатива

В рамках проекта «Равные возможности — детям» Общероссийский народный фронт вместе с фондом «Национальные ресурсы образования» создает интерактивную карту льгот, которые может получить семья с ребенком. Предполагается, что родитель будет указывать регион, статус ребенка, ситуацию, в которой он находится. И ему будет показана вся информация о том, какая компенсация и за что ему полагается.

Вопросы и ответы

Знает ли ученик, что…?

— С 6 (!) лет он имеет право на самостоятельное совершение мелких бытовых сделок (например, покупку канцтоваров или продуктов), а также распоряжаться карманными деньгами. В этом возрасте он может пойти в школу. С 8 лет — может участвовать в детских общественных объединениях.

— С 10 лет имеет право дать согласие на изменение своего имени, отчества, фамилии, а также на усыновление или передачу в приемную семью.

— В 14 лет ребенок имеет право устроиться на работу. И распоряжаться не только своей зарплатой, но и отпуском — 31 день в году.

— В 10-11-м классах может самостоятельно осваивать школьную образовательную программу. То есть заниматься без учителей, родителей, репетиторов, сдавая в школе только контрольные работы и экзамены.

«Девять из десяти школьников хотят начать работать еще в период обучения, — говорит Любовь Духанина. — Они рассматривают свой первый практический опыт как возможность попробовать себя в той или иной профессии. 40 процентов из детей говорят нам о том, что хотят иметь деньги на карманные расходы. А 12 процентов детей хотят трудиться, чтобы помогать семье. Почти половина московских старшеклассников работают в каникулы. Но они не очень довольны той работой, которую им предлагают взрослые: курьеры, разносчики пиццы, уборщики… Дети, с моей точки зрения, обоснованно считают, что они готовы к более интеллектуальному труду. Могут чинить технику, быть системными администраторами компьютерных сетей на 3-5 компьютеров. Ребята хотят от взрослых более внимательного отношения к себе, к своим способностям».

Знает ли родитель, что…?

— Школа не вправе не допустить ребенка до занятий, если он пришел без формы или нарушил другие установленные требования к внешнему виду. Это можно рассматривать лишь как основание для применения мер педагогического воздействия.

— Ребенок имеет право учиться в любой российской школе, а не только в ближайшей от дома. Отказать могут только, если в школе нет свободных мест, которые сначала предоставляются тем, кто живет на закрепленной за школой территории. Информацию о вакантных местах школы должны размещать в открытом доступе.

— При приеме в первый класс ребенку не могут отказать из-за того, что он не умеет читать, считать и т.д.

— Домашнее задание (в рамках основной образовательной программы) на каникулы нарушает права ребенка на отдых. Если школа задает на каникулы 10 параграфов и 33 задачки из учебника, ее должностные лица могут «заработать» реальный штраф — от 10 до 30 тысяч рублей.

Знает ли учитель, что…?

— Педагог имеет право на ежегодный удлиненный отпуск и один годичный отпуск раз в десять лет.

— Если работодатель отправляет учителя на курсы повышения квалификации, то обучение для него должно быть бесплатным, с сохранением средней зарплаты и возмещением командировочных расходов.

— Если школу присоединяют к другой, это считается реорганизацией, и уволить педагога не могут.

— Школа должна создать условия для того, чтобы учитель мог отдохнуть и пообедать — перерыв должен составлять не более двух часов и не менее 30 минут. Или же у учителя должна быть возможность обедать в течение дня, например, на переменах, вместе с обучающимися.

— В 2019 году педагоги могут выйти на досрочную пенсию при наличии педагогического стажа в учреждениях для детей не менее 26 лет, в 2020 году — 27 лет, в 2021 году — 28 лет.

Практикум для педагогов

Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры

В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от учителя. Универсальный рецепт конструктивного решения конфликта, послевкусием которого будет удовлетворенность всех сторон и приобретение ценных навыков жизни в обществе- тема нашей сегодняшней беседы.
В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с родителями, проявляющими агрессию в отношении всех сторон конфликта, оценить правильность действий всех сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Причины конфликта с точки зрения психолога

Почему люди воюют между собой? По сути, это зависит от самих участников конфликта, того, что они из себя представляют. Не каждый конфликт — обязательно полнейшее зло. Из него можно вынести что-то важное, получить урок. В любом случае, как бы мы ни избегали «сложных» ситуаций, они все равно случаются, а значит, они необходимы и важны для нас.

— Конфликт — это столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов. В основе такого столкновения скрывается ситуация, которая может включать противоположные позиции сторон, или противоположные цели и средства для их достижения, или просто несовпадение интересов, желаний и т.д. Для развития конфликта необходим инцидент — какие-то действия одной из сторон, ущемление интересов другой стороны. Выделяют несколько типов конфликтных ситуаций.

Стремление к превосходству

Это ситуации, когда один человек оказывает на другого психологическое давление, стремится утвердиться за счет собственного психологического преимущества. Попытки добиться психологического преимущества над оппонентом проявляются приказом, угрозой, резкой несправедливой критикой, обвинением, насмешкой, саркастическим замечанием. Если оппонент чувствует себя в результате этого униженным, чувства, которые он испытывает в такие моменты, могут спровоцировать его на конфликт.

Снисходительное отношение . Преимущество, «оформленное» доброжелательностью: мол, «ничего страшного», «разве можно этого не знать?», «неужели не понятно?», «умный человек, а ведете себя…»

Хвастовство . Вдохновенный рассказ о своих успехах и достижениях, иногда ложных. Такие рассказы могут вызвать у слушателей зависть и раздражение, что провоцирует конфликт.

Навязывание советов . Советующий занимает позицию психологического преимущества. Ведь в таком случае тот, кому адресуется совет, выставляется в свете беспомощной жертвы. Многим людям это не нравится, и они могут ответить конфликтом на подобное отношение к себе.

Перебивание собеседника . Также может указывать на превосходство над собеседником. Тот, кто перебивает, дает понять собеседнику, что его мнение не такое уж и существенное, так что нечего выслушивать. Однако многие люди больше хотят говорить сами, чем слушать кого-то, поэтому прерывание собеседника однозначно провоцирует конфликт.

Категоричность, безапелляционность . Сюда относятся высказывания типа «Я считаю», «Я уверен» и т.д. У собеседника при таких высказываниях нет шансов высказать свое мнение. Опять же, это означает, что нас загоняют в угол. Если же нас загоняют в угол, рождается агрессия. А зачем нам агрессия? Отчаянно и агрессивно защищаться! Вот и конфликт. Поэтому лучше пользоваться в разговоре фразами «я полагаю», «вероятно».

Сокрытие информации . Это порождает состояние тревоги, поскольку информация необходима нам для выживания. Тот, кто скрывает важную информацию, рискует оказаться в центре конфликта.

Неэтичное поведение . Умышленное и неумышленное, которое перечеркивает общепринятые правила, нормы морали и жизненные убеждения других людей.

Подшучивание . Не каждый человек обладает адекватным чувством юмора, а потому чрезвычайно едкими шуточками провоцирует конфликт. Некоторые осмеянные жаждут сатисфакции.

Напоминание . Особенно это касается ситуаций, в которых наш оппонент понес моральные или материальные потери. Такие напоминания вызывают порой ощущение нелепой беспомощности, которое способно спровоцировать конфликт.

Перекладывание ответственности . Человек, который не справился с этой «переведенной» ответственностью, может переживать самые неприятные чувства, в результате чего доведет себя до состояния гнева, что и спровоцирует конфликт.

Обман . Или попытка обмана. Одна из самых сильных ситуаций в этом аспекте.

Проявление агрессивности

Существует категория людей с природной высокой агрессивностью. Агрессивное поведение демонстрируют подростки. Так они проявляют свое стремление к самоутверждению, протестуют против зависимости от родителей. Очень агрессивный человек сам по себе является вероятным источником конфликтов, поскольку в любой момент готов вылить свое раздражение на тех, кто рядом. Он сознательно или бессознательно решает свои внутренние проблемы за счет окружающих. Однако здесь следует обратить внимание на чувство меры: человек с агрессивностью ниже средней добьется в жизни намного меньшего, чем мог бы, а полное отсутствие агрессивности вообще граничит с отсутствием интереса к жизни и отказом от борьбы.

К ситуативной агрессивности относятся конфликты в результате агрессивного поведения, связанные с внутренними противоречиями и чувствами. Это могут быть отдельные неприятности в личной жизни, на работе, плохое настроение или самочувствие. В психологии такие состояния называются фрустрацией — состояние психики, которое возникает в результате разочарования из-за того, что не осуществилась какая-то значительная цель или потребность. Такие внутренние переживания — разочарование, напряженность, безысходность — нередко вызывают агрессивные защитные реакции, которые выливаются в конфликты.

Просто эгоизм

Эгоист добивается всего только для себя и в ущерб окружающим. Такое поведение расценивается окружающими как несправедливое, а поэтому часто становится причиной конфликтов. Кроме того, эгоист передает окружающим скрытое послание на психологическом уровне о том, что все они являются лишь инструментом для достижения его полезных целей. Вполне естественно, что такое поведение обычно вызывает обиду, раздражение и даже гнев.

— Люди воюют друг с другом по разным причинам, и это неизбежно. Поэтому нам не надо учиться избегать конфликтов и споров. Нам надо учиться их решать. Это довольно тяжелая работа. Можно даже сказать, работа всей жизни. В первую очередь необходимо учиться контролировать свои эмоции. Бывают моменты, когда нас переполняет желание вылить на оппонента весь негатив, однако необходимо воздерживаться от такого желания. Если назревает конфликт из-за непонимания, то причина часто не в том, что партнер не желает прислушаться к нам, а в том, что он иначе воспринимает ситуацию. Чаще разговаривайте друг с другом, открыто говорите о своих желаниях. Ищите компромисс с учетом мнения другого человека. Как бы трудно это ни было..
Педагог должен взять на себя инициативу в разрешении конфликта и на первое место поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники – ученики, педагоги, администрация, родители.
Поведение учителя в условиях конфликта характеризует:
— напористость в реализации собственных интересов;
— кооперативность, учитывающая интересы других лиц.
Сочетание этих направлений при разной степени их выраженности определяет основные способы разрешения межличностных конфликтов: избегание, принуждение, сглаживание, компромисс.

Избегание (уклонение) – слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью. При такой стратегии поведения действия учителя направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказывания собственной позиции. Учитель не берёт на себя ответственность за решение проблем, не хочет видеть спорных вопросов, отрицает наличие конфликта, старается избегать ситуаций, провоцирующих конфликт.

Принуждение (противоборство) – высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. Действия учителя направлены на то, чтобы настоять на своём путём открытой борьбы за собственные интересы, применения власти, принуждения. Он заставляет принять свою точку зрения любой ценой.

Сглаживание (уступчивость) – слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия учителя направленына сохранение или восстановление хороших отношений, обеспечение удовлетворённости другого лица путём сглаживания разногласий. Ради этого он готов уступить, пренебречь своими интересами, стремится поддерживать других, не задевает их чувств, учитывает их аргументы.

Компромисс (сотрудничество) – высокая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия учителя направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как его собственным интересам, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме.

Итак для преодоления конфликтной ситуации педагогу необходимо:

  • Раскрыть её причины
  • Не допустить перехода в длительный конфликт
  • Завладеть ситуацией, использовать её познавательные и воспитательные стороны
  • Найти пути предупреждения или погашения конфликта
  • Поддержать даже «плохих» учащихся.

Социальным педагогам , психологам, классным руководителям необходимо придерживаться следующих правил по преодолению конфликта:
— не делайте поспешных выводов. Дайте участникам некий период времени, чтобы осмыслить созданную ими ситуацию: урегулирование конфликта – это решение вопроса «что делать», а не расследование по принципу «кто виноват»;
— не давайте конфликту разрастись; проблема должна решаться, в основном теми, кто её создал;
— при обсуждениях анализируйте мнения сторон, выслушивайте мнение каждого участника конфликта не столько для того, чтобы его опровергнуть, сколько для того, чтобы его учесть; ищите компромисс путём определения общей позиции для оценок;
— разрешить любое напряжение, преодолеть межличностные противоречия можно только по частям, шаг за шагом.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное . И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.
Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия.
Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы согласно ситуации, такие как уход от конфликта, через компромисс и т.д.
При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие её возникновению.
Выводы:
1. Каждому педагогу совершенствовать коммуникационную компетентность, находить конструктивный способ общения с учащимися, не используя отметку в целях наказания.
2. Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по профилактике возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».
3. При анализе конфликтной ситуации рассматривать все факторы, способствующие ее возникновению, стремиться к поиску разрешения противоречия – выработке обеими сторонами соглашения.
4. Стремиться к блокировке конфликта – переведению его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную.
5. Применять игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов: интроспекции (человек ставит себя на место другого), тренинги, ролевые игры и т. п.

Конфликты родителей и учителей. Выход в трудной ситуации.

Из-за чего возникают конфликты между учителями и родителями

К ним можно отнести столкновения в областях:

♦ взаимодействия учителя и родителя в области организации домашней работы ученика;

♦ несогласия родителей с отношением к школьнику со стороны учителя;

♦ неадекватно заниженных, по мнению родителей, оценок, выставляемых учителем ученику;

♦ непринятия ученика сверстниками, одноклассниками;

♦ завышенных, на взгляд родителей, требований школы к подготовленности ребенка и пр.

В основе возникающих конфликтов лежит неудовлетворенность родителей в области обучения и воспитания детей, организации учебно-воспитательного процесса, положением ребенка в системе внутри классных связей или отношением учителя к ребенку или родителям.

Как разрешить конфликт между родителями и преподавателями?

Входя в родительское сообщество, каждый родитель подвергается потенциальной опасности быть втянутым в конфликтную ситуацию. Поэтому некоторые знания по предупреждению и разрешению конфликтов, на наш взгляд, не помешают.

Говоря о предупреждении конфликтов, необходимо знать, какие действия могут к ним привести.

Приведем примерный перечень действий, которые могут спровоцировать создание конфликтной ситуации:

♦ проявления агрессии или антипатии родителей к учителю, родителей к другим родителям класса;

♦ проявление недовольства руководством, построением образовательного процесса в классе;

♦ постоянные придирки к деятельности учителя;

♦ отрицательная оценка профессиональной деятельно­сти учителя или общественной деятельности других родителей;

♦ истерическое состояние родителей, чаще всего мам и бабушек;

♦ активное навязывание своей точки зрения;

♦ отказ от компромиссов, предлагаемых учителем или директором;

♦ создание групп и коалиций, противоборствующих целям школы;

♦ втягивание учеников и родителей в назревающий конфликт;

♦ навязывание своей преувеличенной роли в жизнедеятельности школы.

Справедливости ради надо сказать, что конфликтную ситуацию иногда создает и учитель. В этом случае его действия, ведущие к конфликту, могут быть следующими:

♦ использование стиля руководства, неадекватного тре­бованиям времени; игнорирование мнения родителей при решении насущных задач класса;

♦ отсутствие интереса к личностям учеников и родителей;

♦ использование внутришкольной информации во вред отдельным ученикам и родителям;

♦ игнорирование интересов учеников и родителей;

♦ неумелое решение вопросов индивидуального характера, касающихся взаимодействия родителей и учителя;

♦ создание «свиты» в виде любимчиков из числа родителей, приближенных к учителю.

Если ситуация складывается зримо и появление конфликта не за горами, можно воспользоваться примерной программой предупреждения конфликта в школе, которая может иметь следующий вид:

1. Рационально, с учетом индивидуальных особенностей школьников и их родителей, психологической совместимости отдельных родителей, особенно активистов, необходимо равномерно распределять участие родителей в делах класса.

2. Своевременно информировать родительскую общественность обо всех изменениях, касающихся жизни класса в целом и отдельных учеников.

3. Относиться к родителям необходимо неизменно вежливо и терпимо.

4. Нельзя ставить в неловкое положение отдельного родителя перед другими родителями или учениками.

5. Учитель должен уметь выслушать собеседника, не перебивая, и вникнуть искренне в его проблемы.

6. Учитель должен подавать образец толерантности к родителям, мыслящим не так, как он.

7. Содействовать созданию творческой, теплой атмосферы в классе.

8. Четко и логично строить образовательный процесс в классе.

Но если все-таки время предупреждения конфликта пропущено, то встает необходимость его разрешить. В противном случае динамичный, развивающийся по спирали конфликт может затормозить процесс творческой работы не только одного класса, но и всей школы и навредить главному ее предназначению — образованию подрастающего поколения.