Конституция РФ была принята

Конституция – это основа основ государства

12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации – главный закон государства, основа правовой системы России. Конституция 1993 года была принята в сложный для страны период, который являлся переходным. Этот документ стал одним из главных факторов, способствующих стабилизации новых экономических и государственных структур. Конституция была принята путем проведения всенародного голосования. Она является юридическим, идеологическим и политическим документом. Для подготовки единого документа было предложено субъектам Российской Федерации разработать и внести в проект Конституции свои предложения и замечания.

По документам, находящихся на хранении в ЦГАМО, можно проследить процесс работы по рассмотрению и внесению поправок и предложений в проект Конституции Московским областным Советом народных депутатов (Мособлсовет). В этой работе принимали участие члены постоянных комиссий и комитетов Мособлсовета, председатели районных и городских советов народных депутатов совместно с администрациями городов и районов Московской области.

На сессии Московского областного Совета народных депутатов было принято решение от 08.06.93 № 42/11, в котором говорилось об образовании редакционно-согласительной комиссии для доработки проекта решения по вопросу «О проектах Конституции Российской Федерации», в которую были включены депутаты от 20 избирательных округов.

После долгих обсуждений и согласований было согласовано общее мнение, что принятие новой Конституции Российской Федерации должно осуществляться на основе действующей Конституции и целесообразно при ее разработке рассмотрение представленных в установленном порядке всех проектов и предложений. Условием согласования проекта Конституции Российской Федерации Московской областью как субъектом Российской Федерации считать внесение в проект замечаний и поправок устанавливающих равноправие субъектов Российской Федерации; расширяющих права субъектов Российской Федерации в бюджетном процессе; устанавливающих механизмы взаимодействия между субъектами Российской Федерации и Федеральными органами власти; регулирующих баланс властей на Федеральном уровне; четко определяющих социально-экономические права граждан Российской Федерации и механизмы их гарантий; учитывающих в деятельности местного самоуправления основные положения Европейской хартии о местном самоуправлении.

В 1993 году президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. В его работе приняли участие представители политических партий и движений, ученые, представители субъектов РФ, народные депутаты России и др. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России — Федерального Собрания.

С 1994 года указами президента России («О Дне Конституции Российской Федерации» и «О нерабочем дне 12 декабря») день 12 декабря был объявлен государственным праздником. 24 декабря 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. С 2005 года 12 декабря более не является в России выходным днем, а День Конституции причислен к памятным датам России.

Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Это — реально действующая Конституция, в отличие от конституций социалистических, лишь прикрывавших неограниченную власть правящей партии — КПСС. Конституция 1993 года существенно изменила структуру высших органов государственной власти, она последовательно проводит принцип разделения властей, сделала серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного устройства России. В Конституции особо подчеркнуты ее значимость как основного источника права, ее прямое действие, особенно норм о правах и свободах гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества.

Однако в середине 2000-х годов все чаще стали звучать голоса в поддержку изменений Основного закона страны. С предложением внести изменения в Конституцию с целью увеличения срока президентских полномочий с нынешних четырех до пяти или семи лет выступил разу после своего переизбрания на должность председателя Совета Федерации Сергей Миронов. Он также предложил увеличить количество сроков пребывания в должности президента подряд с двух до трех сроков. Лидер ЛДПР, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский предлагал провести всенародный референдум по изменению Конституции в части увеличения срока полномочий президента РФ до семи лет.

Вопросы пересмотра Конституции и внесения в нее поправок рассматриваются в главе 9 раздела первого Конституции РФ. Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу (таковыми субъектами являются Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы). Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трех пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание — особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе.

Президент Российской Федерации Владимир Путин неоднократно публично заявлял, что не допустит изменения Основного закона, потому что «это прямая обязанность президента — гарантировать незыблемость Конституции». «Наша с вами задача — прекратить всякие разговоры о необходимости изменения Конституции», — сказал президент. Он отметил, что российская Конституция, став основой стабильности в обществе, не исчерпала своего позитивного потенциала, а тем, кто обсуждает способы ее изменения, надо «сосредоточить внимание на том, как использовать все то, что она предоставляет, чтобы развивать нашу страну».

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Нелегитимная колониальная конституция

12 дека­бря 1993 г. был проведен «референдум» по принятию новой конституции РФ – Основного закона нашей страны, по которому мы с тех пор живем. Вернее, пытаемся жить и делать вид, что у нас есть законы.

Если вспомнить, что декабрьскому «референдуму» предшествовал разгон и расстрел высшего законодательного органа страны в сентябре-октябре того же года, то референдум был завершением «блиц-крига» Ельцина и его «семибанкирщины». Как по способу ее принятия, так и по содержанию эта конституция является важным актом Великой криминальной революции против русского народа.

● Конституция стала следствием переворота в сентябре–октябре 1993 года с расстрелом парламента; ее целью была «легитимация» этого переворота и наделение президента РФ безконтрольной властью. Фактически это было установлением единоличной диктатуры Ельцина.

● Конституция не была подготовлена согласно существовавшему законодательству. Президент самовольно утвердил текст без согласования с Конституцион­ным сове­щанием и опубликовал за месяц до референдума. В ходе проходившей одновременно кампанией выборов в Госдуму критика конституции была за­пре­щена под угрозой отстранения кандидатов от теле­эфира; все избирательные структуры, включая пред­се­да­теля Центральной избирательной комиссии, в нарушение своих полномочий призывали одобрить конституцию.

● Процедура проведения референдума не соответствовала существовавшему закону. Ельцин своим указом установил нор­му всего лишь 50-процентной явки избирателей на рефе­рендум и подачи 50 % голосов «за» от числа явившихся (а не от об­ще­го числа изби­рателей – как предписывал Закон РФ «О референ­думе»).

● В референдуме не участвовала значительная часть русского народа, незаконно отделенная от единого Российского государства Беловежским путчем по внутренним большевицким границам. В результате, без всякого обсуждения, «народ утвер­дил» конституцию менее чем третью голосов избира­телей РФ, а если учесть «ближнее зарубежье» – всего лишь четвертью голосов наших соотечественников!

● Впрочем, даже этот результат вскоре был разоблачен как подтасовка Центризбиркома. Причем настолько грубая, что эксперт А. Собянин доказал фальсификацию на сопоставлении опубликованных официальных данных: в референдуме приняли участие лишь около 46,1 % избирателей, так что референдум должен быть признан несостоявшимся, а конституция – непринятой. При этом Собянин был вовсе не оппозиционером, а членом-наблюдателем Центризбир­кома от партии власти, в дни сентябрьско-октябрьского переворота он входил в ельцинский штаб. Оппозиционный депутат Госдумы В. Исаков также доказал фальсификацию на сопоставлении цифр официального «Бюллетеня Центральной избирательной комиссии» № 1(12) за 1994 год.

● Официального расследования фальсификации не было, так как, по словам председателя Центризбиркома Рябова, документация «утерялась». Но необходимой в этом случае судебной отмены итогов «референдума» и его повторного проведения не последовало – якобы потому, что Конституционный суд (разогнанный Ельциным в ходе переворота) не существовал. В ответ на разгоревшийся скандал позицию власти высказал тогдашний госсекретарь Г. Бурбулис: «Конституция, принятая 12 декабря, пусть через ухо, пусть через задницу при­нятая, – она есть и она является той право­вой основой, которая необходима для продвижения вперед». На этой правовой основе демократическая власть РФ существует до сих пор и, конечно же, сама не соблюдает ее.

● Когда в 1995 году началась работа Консти­туционного суда в новом составе, его председателю был задан вопрос: «Может ли КС вернуться к рассмотрению знаменитого указа президента РФ № 1400 о разгоне прежнего парламента, изданного в октябре 1993 года и признанного тогда неконституционным?». Председатель нового КС ответил: «Нет, не может. Мы решаем вопросы соответствия федеральных законов, ука­зов президента и постановлений правительства только новой, ныне действующей конституции. И вообще КС должен боль­ше думать о настоящем и будущем, а не решать исторические проблемы».

Неудивительно, что этот день (12 декабря) был назначен очередным праздником Великой криминальной революции – днем ее узаконения. Можно ли удивляться повсеместному беззаконию в нашей стране, если сам «Основной закон» – столь вопиюще незаконен?

+ + +

Помимо нелегитимности принятия нынешней конституции, она неприемлема для русского православного народа и по содержанию. И в качестве Основного закона страны она несет в себе важную духовную причину нашей продолжающейся катастрофы.

Ни разу в тексте не упоминается имя Творца мiра.

Не упоминается, что человеческий Основной закон должен соответствовать Закону Божию. То есть, что государственное устройство не может быть произвольной прихотью каких-то классов и групп населения, пусть даже и большинства. Государственная идеология должна соответствовать Божией Истине о мiре, и государство должно воспитывать народ в этой Истине, следование которой только и будет путем подлинной жизни, достойной человека.

В конституции РФ, наоборот, подчеркивается: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной» (ст. 13); «РФ – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной» (ст. 14). То есть государство отказывается от принципиального различия между Истиной и ложью, между добром и злом, а это есть не что иное, как демократическая идеология отказа от поощрения добра и от противоборства злу. На такой основе построить здоровое общество невозможно, однако в преамбуле она объявляется «незыблемой».

Конституция игнорирует христианское учение, что наша земная жизнь временна и дана нам для возрастания к вечному Царствию Небесному. Высшей ценностью объявляется сам «человек, его права и свободы» (ст. 2), смысл жизни которого ограничен земными целями, подробно перечисляемыми в последующих статьях.

Как уже было отмечено в нашем комментарии к провозглашению Всеобщей Декларации прав человека ООН, эти цели исключительно земного благополучия – главная черта постхристианских демократий Нового времени во главе с Америкой, основанных на легализации права на грех. Эту цель и преследует через них сатана, пытаясь оторвать человечество от Бога, чтобы самому стать властелином над людьми во временном греховном земном царстве – при забвении вечного Царства Небесного. Этот процесс апостасии, отхода людей от Бога, должен завершиться правлением антихриста – так нам открыто в Священном Писании. И вместо сопротивления этому процессу – в чем всегда заключалось всемiрное призвание православной России как удерживающего (это следовало бы выразить в подлинно русском Основном законе) – современная демократическая Россия присоединяется к мiровой апостасии и узаконивает это в своей конституции.

В ее преамбуле прямо подчеркивается, что авторы конституции сознают Россию «частью мiрового сообщества». А статья 15 п. 4 вообще закрепляет примат международного права над россий­скими законами. Это, по сути, колониальная конституция.

В ней также ни разу не упоминается русский народ – ни как создатель нашего государства, ни как державообразующий, ни даже как составная часть Федерации. Народ России, вопреки международным критериям мононациональности (см. справочный материал у нас на форуме), назван «многонациональным» (ст. 3-1) – это практически не отличается от «советского народа» в идеологии КПСС. Но в отличие от нацменьшинств, имеющих свои терри­то­ри­альные образования с законодательствами, отражающими их национальные интересы, русский народ не упомянут в конституции как имеющий свои права, национальные ценности и цели.

Конституция не упоминает о разделенности русского народа и его земель вследствие произвола интернационалистической тоталитарной власти и не ставит целью его воссоединение. (А вот Западная Германия это подчеркивала в своей конституции относительно ГДР и добилась своего.)

Вдобавок к этому при Путине был принят закон «О политических партиях» от 11.7.2001, который в статье 9 запрещает регистрацию партий на основании профессиональной, национальной и религиозной принадлежности и «отражение указанных целей в наименовании политической партии». Таким образом, запрещается использование в названии слов «русский», «православный» – главных признаков державообразующего народа. Этим запрещается политическая борьба за его духовное призвание.

Между тем, этот закон противоречит ст. 19 нынешней конституции РФ о том, что «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности», – в том числе и права на создание объединения (ст. 30). Это не что иное, как вопиющее нарушение конституционного права граждан.

Более того, нарушается и личное право каждого. Статья 26 конституции гарантирует нам: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность». Где же ее указывать, как не в паспорте гражданина РФ? Но по инициативе еврейских лоббистов даже в паспорте была отменена графа национальность. Следуя призыву Владимірской областной Думы (инициатива И.В. Артемова) более 20 законодательных органов субъектов РФ обратились к правительству с соответствующими заявлениями о нарушении конституции в этом вопросе, аналогичное обращение было принято участниками Рождественских чтений 2003 года. Но восстановить даже это наше элементарное право именно русским не разрешается (а вот татарам в их республике разрешили): нынешней власти ведь нужен не русский народ, а россияне, не помнящие родства.

Разумеется, западные демократии, вопреки своим правовым нормам, своекорыстно закрыли глаза на все этапы нового грандиозного преступления, совершаемого над Россией с 1991 года, в том числе и на нелегитимную конституцию. Она ведь облегчает разграбление России олигархами в симбиозе с міровой закулисой. В Германии Ельцину дали премию прессы «за выдающийся вклад в продвижение России по пути реформ и демократии».

Однако безпристрастный суд в любой стране легко может подтвердить нелегитимность власти очередного, установившегося в нашей стране посткоммунистического режима. И это означает, что если в нашем Отечестве с Божией помощью установится законная русская власть, то все действия руководства РФ в эти годы, противоречащие национальным инте­ресам России, должны быть признаны юридически ничтожными.

Основной закон в подлинной России должен начинаться с определения исторического Российского государства как удерживающего Третьего Рима. Его цель: защита добра и противодействие злу во всех сферах жизни, что возможно только на основании истинной идеологии, соответствующей Закону Божию. Подробнее об основных принципах такого Основного закона см. в нашей книге «Вождю третьего Рима» (гл. VII-9).

М.В. Назаров

Действующая с тех пор «конституция» предусматривает рос­пуск Госдумы президентом «после трехкратного отклонения представленных кандидатур председателя правительства» (ст. 111) или если Госдума «в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству» (ст. 117). Отреше­ние же президента от должности возможно лишь «на основа­нии… обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления» – решением двух третей членов нижней, а затем верхней палаты; кроме того, Верхов­ный Суд должен подтвердить состав преступления, а Консти­туционный суд – «соблюдение установленного порядка выдви­жения обвинения» (ст. 93).

Известия. 1994. 4 мая; Россия. 1994. 4-10 мая; Московский комсомолец. 1994. 7 июня; Независимая газе­та. 1994. 19 июля.

Исаков В.Б. Амнистия. Парламентские дневники 1994–1995. М., 1996. С. 344-349.

Русская мысль. Париж, 1994. 2-8 июня. С. 9.

Цит. по: Русская мысль. 1995. 1 марта.

«Их» праздники:

См. также «Чужебесие»:

  1. 14 февраля. Валентинов день.
  2. Тайна 8 марта.
  3. Чей праздник 1 мая?.
  4. 31 октября. Хеллоуин – праздник нечистой силы

Обсуждение на форуме: Зачем нам их праздники?

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25121208

Какой могла бы быть Россия с другой конституцией?

12 декабря 1993 года после всенародного голосования был принят документ, над которым работали правоведы Сергей Алексеев, Сергей Шахрай и Леонид Мамут, а также тогдашний мэр Петербурга Анатолий Собчак. Однако, кроме «проекта Алексеева-Шахрая» существовали и другие варианты. Вспоминаем, как ЛДПР уложила главный закон в три страницы, радикальные коммунисты собирались вернуть СССР, а соавтором самой демократичной версии конституции стал будущий борец с порнографией, абортами и ЛГБТ+.

Конституция Российской Федерации

(внесена Российской Христианско-Демократической партией и партией конституционных демократов РФ)

Что за документ: У этого проекта было много схожих черт с принятым в итоге вариантом. По нему Россия — должна была быть хорошо знакомой нам (во всяком случае, на бумаге) президентской республикой с двухпалатным парламентом. Законодательное собрание делилось на Сенат и Национальное собрание.

Но было и немало отличий. Например, нижняя палата избиралась на два года (в нынешней версии — на пять лет), а президент — на пять (у нас сначала было четыре года, сейчас — шесть). Была должность вице-президента — его кандидатуру должен был предлагать Сенату сам глава государства (впрочем, эта должность существовала и в реальной жизни до 1993 года). В случае успешного голосования верхней палаты вице-президент в итоге возглавлял Сенат.

Избирательное право, согласно этому документу, наступало с 16 лет — правда, тут же сообщалось, что «правом выбирать в федеральные органы власти пользуются все дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет».

Ещё одно существенное отличие этого варианта заключалось в том, что он не освобождал от ответственности при выполнении приказа. В действующей конституции приказ, напротив, является основанием для освобождения от ответственности (ст. 42 УК РФ).

А ещё эта конституция запрещала принимать законы, которые ограничивают распространение информации. В действующем варианте о запретах на подобные законы ничего не говорится.

Кто составил: Российская Христианско-Демократическая партия и Партия конституционных демократов Российской Федерации. Обеих партий уже давно нет. В 1999 году РХДП на официальном (и до сих пор существующем) сайте объявила, что становится соучредителем избирательного блока «Единство».

Политическую жизнь правопреемников блока «Единство» мы наблюдаем до сих пор. А вот экс-лидер РХДП Александр Чуев уже в 2003 году предлагал штрафовать за богохульство, а потом боролся с порнографией, абортами и ЛГБТ+. Злая ирония — ещё до того, как подобное законотворчество стало мейнстримом, Чуев проиграл выборы в Думу.

Партия конституционных демократов перестала существовать в конце 1993 года. Это была национально-консервативная партия, которую возглавлял Михаил Астафьев — быстро разочаровавшийся в политике Ельцина экс-нардеп СССР. Во время штурма ГКЧП он оборонял Белый дом вместе с Рогозиным, потом создал движение «Земский Собор — Союз земства, казачества и православно-патриотических организаций России», а в 1990-е окончательно ушёл из политики.

Какой была бы Россия: Учитывая национально-консервативную идеологию её составителей и схожесть этого документа с принятым, вполне вероятно, что ровно такой, как сейчас, Россия бы и была (но это не точно).

Партия Владимира Жириновского (на фото он как раз в 1993 году) не только стала триумфатором на выборах в Госдуму 25 лет назад, но и преддожила краткий и ёмкий проект конституции с губерниями и ограничениями на выборах

Конституция России

(внесена Либерально-демократической партией России)

Что за документ: Конституция ЛДПР была написана так же, как звучат речи её бессменного лидера — просто, броско и ёмко. На полутора листах А4 и в 29 статьях (всего!) было сказано, что Россия — это республика, которая делится на губернии. Страной и правительством должен был управлять президент, у него же была законодательная инициатива (а ещё — у Государственного собрания и общественных организаций, которые тоже могли вносить законопроекты). Законы принимало Государственное собрание — однопалатный парламент.

Президента могли выдвигать не все — такое право было только у общероссийских политических партий (какие партии предполагались ещё, в конституции прописано не было), Госсобрания и «других организаций и объединений, предусмотренных законом о выборах президента» — но этот закон ЛДПР придумать не успела. И президент, и парламент избирались на четыре года. Возрастной ценз был жёстким: президентом можно было избраться с 40 до 65 лет, в парламент — от 30 лет.

Кто составил: Либерально-демократическая партия России — первая официально зарегистрированная оппозиционная партия в Советском союзе, во главе которой неизменно стоит Владимир Жириновский. В декабре 1993 года произвела фурор, заняв первое место по партийным спискам на выборах в Госдуму. И Жириновский, и его партия до сих пор заседают в нижней палате парламента.

Какой была бы Россия: Навряд ли либеральной и демократической, учитывая простоту и расплывчатость формулировок на этих трёх страницах.

Конституция (основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

(внесена Российской коммунистической рабочей партией)

Что за документ: Первый абзац сразу возвращал читателя в СССР формулировками вроде «антинародные решения по расчленению страны и реставрации капитализма», адресованными ельцинской власти.

Что предлагали авторы: Если коротко — восстановить СССР и фактически откатиться к советскому законодательству в том, что касается политического устройства, экономики и госсимволов.

Представительные органы власти — советы трудящихся, избираемые на пять лет. Чем выше орган власти — тем менее открытые и прямые выборы. Высший орган власти — Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьян, специалистов и служащих. Он должен был избирать Центральный исполнительный комитет, а тот в свою очередь — правительство и председателя совета министров.

Кто составил: Российская коммунистическая рабочая партия. Она возникла в 1991 году, и в отличие от появившейся позже КПРФ, не особо пыталась интегрировать идеалы марксизма-ленинизма в реалии новой России. Успеха она не имела — вдобавок от неё в 1994 году откололась более известная потом «Трудовая Россия» Виктора Анпилова.

В Думу партия никогда не избиралась, а в 2001 году объединилась с такими же аутсайдерами из «Российской партии коммунистов». Их альянс просуществовал до 2007 года.

Какой была бы Россия: Советской.

Виктор Анпилов (на фото в центре) хотел сделать Россию советской снова

Конституция Российской Федерации

(внесена Российским Движением демократических реформ)

Что за документ: Пожалуй, один из самых демократических — очень похожий на тот, что был в итоге принят. В нём, например, можно было найти отдельные статьи об отмене смертной казни и праве не быть лишённым гражданства ни при каких обстоятельствах.

Россия задумывалась президентской республикой. Исполнительную власть представляло правительство, законодательную — Федеральное собрание, которое состояло из Госдумы и Сената. И президент, и парламент избирались на пять лет.

Согласно документу, Россия делилась на губернии, республики и автономные национальные сообщества. Последние образовывались «для сохранения и развития этнической самобытности и культуры малочисленных народов». В отличие от нынешней конституции, в этом документе было понятие «публичной собственности» — на её праве территориальные образования обладали бюджетными средствами и другим имуществом. Её порядок и пределы устанавливались «органическим законом» (законодательство, занимающее пограничное положение между конституционными и обычными законами, в современном российском праве такого термина нет).

Правам человека в этом варианте было посвящено несколько страниц. Существовала должность Народного защитника — высший публичный пост по охране и защите основных прав, претендента на который утверждало Федеральное собрание.

Также данный документ запрещал образование и деятельность партий в государственных учреждениях и организациях. При этом госслужащие могли осуществлять партийную деятельность — но не на работе.

Кроме того, госслужащие, в том числе, работники органов охраны общественного порядка и безопасности и судьи, должны были воздерживаться от членства в партиях и выступления в поддержку какой-либо политической партии.

Стоит выделить пункт про внешнюю политику — по нему страна не имела никаких «целей экспансии, агрессии и мессианства» и отвергала «какую бы то ни было милитаризацию государственной жизни, подчинение государства, его деятельности задачам ведения войны». Вот, например, показательная цитата из этого варианта: «Вооружённые силы России строятся в соответствии с принципом оборонительной достаточности».

Любопытна и судебная система. Вместо Конституционного суда с 19 судьями (как сейчас) предполагался Верховный суд, состоящий из 9 человек. В рамках Верховного суда создавалось несколько палат — по правам человека, уголовным делам, гражданским делам, по трудовым делам и социальным вопросам, а также палата арбитражного суда. Органическим законом могла быть учреждена также Палата военного дисциплинарного суда.

Более обширные по сравнению с действующим документом права давались и органам местного самоуправления, которые могли на самостоятельно решать вопросы жизни населения и вести местные дела. Законодательные органы и органы государственного управления не могли издавать какие-либо акты, ограничивающие автономию муниципального самоуправления.

Кто составил: Название блока, созданного в 1991 году, навряд ли о чём-то скажет, а вот его лидеры — вполне. Это градоначальники Москвы и Петербурга Гавриил Попов и Анатолий Собчак (Попов — к тому моменту уже бывший, Собчак — действующий).

В 1992 году «Коммерсантъ» писал, что это движение, в которое входили также Александр Руцкой, Эдуард Шеварднадзе, Александр Яковлев, будет фактически преобразовано в политическую партию. Однако, большой партии не получилось — в 1995 году движение поучаствовало в Думских выборах в составе блока социал-демократов, набрало 0,13% и тихо исчезло.

Какой была бы Россия: Вполне возможно, что более открытой во внутренней политике, благодаря наличию публичной собственности, и менее агрессивной во внешней из-за жёсткого законодательного ограничения военной политики.

Анатолий Собчак (если что, он на фото справа) предлагал не один вариант конституции и по праву считается соавтором политической системы современной России

В начало