Контрольно пропускной режим

Построение надежной системы безопасности, предприятия, фирмы сложный и многогранный процесс. Одним из немаловажных факторов обеспечения надежной защиты того или иного объекта является организация и поддержание определенного контрольно-пропускного режима.
Контрольно-пропускной режим это организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты, в отдельные здания (помещения) сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных средств.
Основная цель контрольно-пропускного режима — обеспечение нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на законные права предприятия, его имущество, интеллектуальную собственность, производственную дисциплину и охраняемую информацию.
Естественно создание надежного контрольно-пропускного режима требует зна-чительных затрат. Однако, если внимательно оценить все негативные факторы, воздей-ствующие на деятельность фирмы, эти затраты не кажутся столь большими, т.к. обеспечивают устойчивое экономическое движение фирмы и сводят к минимуму возмож-ные потери. К тому же процесс создания системы контрольно-пропускного режима может быть растянут во времени, с учетом материальных возможностей фирмы и усло-вий ее деятельности на рынке. Принципиально важным условием для реализации за-мысла является анализ ситуации и разработка программы действий, что позволит избежать шараханий и излишних затрат.
Организация контрольно-пропускного режима отличается определенной сложностью. Дело в том, что механизм осуществления контрольно-пропускного режима ос-новывается на применении «запретов» и «ограничений» в отношении одних субъектов, пересекающих границы охраняемых объектов, зданий (помещений), для обеспечения прав и интересов других (фирмы и ее персонала). Такой механизм регулирования пра-воотношений в сфере предпринимательства должен быть безупречен с позиции требо-ваний действующего законодательства.
В статье рассматриваются основные направления создания контрольно-пропускного режима на предприятии: методика определения и оценка исходных данных; разработка мероприятий и нормативных документов; оборудование контрольно-пропускных пунктов;

I. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА
1.1 Общие положения.
Контольно-пропускной режим является неотъемлемой частью общей системы обеспечения безопасности фирмы. Контольно-пропускной режим (как и вся система безопасности) должен соответствовать действующему законодательству, уставу фирмы, а также иным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность фирмы.
Основные цели контольно-пропускного режима сводятся к следующему:
— защита законных интересов прав фирмы, поддержание устойчивости порядка внутреннего управления;
— сохранение собственности фирмы, ее рационального и эффективного использования;
— способствовать росту прибылей фирмы;
— достижение внутренней и внешней стабильности предприятия;
— сохранение коммерческих секретов и прав интеллектуальную собственность. Для достижения целей контольно-пропускного режима должны отвечать следующим требованиям:

— обеспечение санкционированного прохода сотрудников и посетителей, ввоз (вывоз) продукции и материальных ценностей, ритмичной работы предприятия;
— исключать незаконный проход лиц на охраняемые территории и в отдельные здания (помещения), бесконтрольный въезд (выезд) транспортных средств;
— своевременное выявления угроз жизненно-важным интересам фирмы, причин и условий способствующих нанесению фирме материального и морального ущерба, ее нормальному функционированию и развитию;
— формирование надежных гарантий поддержания организационной стабильности внешних и внутренних связей фирмы, отработка механизма оперативного реагирования на угрозы и негативные тенденции в развитии;
— пресечение посягательств на законные интересы фирмы, использование юридических, экономических, организационных, социально-психологических, технических и иных средств в выявлении и ослаблении источников угрозы ее безопасности. Контрольно-пропускной режим можно определить как систему обеспечения нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на законные права предприятия, его имущество, интеллек-туальную собственность, производственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию; совокупность организационно-правовых ограничений и правил устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных ценностей.
Нормативные гарантии заключаются в толковании и реализации норм права, уяснения пределов их действий, в формировании необходимых правоотношений, опре-делении и обеспечении правомерной деятельности подразделений и работников фирмы по поводу ее безопасности использования ограничительных мер, применением санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы фирмы.
Организационные гарантии формируются путем разработки, построения и поддержания высокой работоспособности общей организационной структуры управления процессом выявления и подавления угроз деятельности фирмы, использования эффективного механизма стимулирования ее оптимального функционирования, соответствующей подготовки кадров.
Материальные гарантии формируются за счет выделения и использования финансовых, технических, кадровых, интеллектуальных, информационных и иных ресурсов фирмы, обеспечивающих своевременное выявление, ослабление и подавление ис-точников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба, и создание благоприятных возможностей и условий деятельности фирмы. Данные гарантии наполняют нормативные и организационные меры безопасности практическим содержанием, создают реальную основу развития культуры безопасности фирмы.
Основные мероприятия контрольно-пропускного режима разрабатываются службой безопасности и утверждаются руководителем фирмы и оформляются инст-рукцией о контрольно-пропускном режиме. Ответственность за организацию контольно-пропускного режима возлагается на начальника службы безопасности. Практическое осуществление контольно-пропускного режима возлагается на охрану (дежурных по КПП, контролеров, охранников), работники которой должны знать установленные на объекте правила контольно-пропускного режима, действующие документы по порядку пропуска на объект (с объекта) сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) товарно-материальных ценностей. Контольно-пропускной режим может быть установлен как в целом по объекту, так и в отдельных корпусах, зданиях, отделах, хранилищах и других специальных помещениях.

Требования по контрольно-пропускному режиму должны быть доведены в обязательном порядке до каждого сотрудника объекта. Все рабочие и служащие объекта обязаны соблюдать их. По каждому случаю нарушения контольно-пропускного режи-ма должно проводится административное расследование.
Обязанности охраны по контрольно-пропускному режиму определяется в инструкции и в должностных обязанностях контролеров контрольно-пропускных пунктов.
Подготовка исходных данных для разработки контрольно-пропускного режима
Предпринимательство и запреты (ограничения) по своей природе противоречивы и искусство разработчика контольно-пропускного режима заключается как раз в том, чтобы найти разумное сочетание запретов (ограничений) и интересов предпринимательской деятельности фирмы.
Разработка мероприятий и нормативных документов контольно-пропускного режима начинается с определения исходных данных. Оценивая исходные данные, разработчик определяет основные положения инструкции о контрольно-пропускном режиме. Целесообразно предложить следующую последовательность определения и оценки исходных данных.
1. Организационная структура фирмы, места расположения его отдельных элементов и характер производства (деятельности) на них. Выяснение этих вопросов позволяет решить следующие практические задачи:
— выделить объекты, площадки, здания, помещения на которых необходимо организовать контрольно-пропускной режим;
— определить характер контрольно-пропускных пунктов (КПП) для пропуска сотрудников, транспортных средств. 2. Провести оценку «суточного объема» потоков транспортных средств, грузов, материальных ценностей и людей (персонала фирмы и посетителей) проходящих через КПП и в отдельные здания (помещения). Только на основе оценки реального состояния мест пропуска можно оценить пропускную способность действующих КПП и привести ее в соответствие с задачами основного производства на объекте. Такая оценка позволит выбрать оптимальный вариант автоматизации и контроля прохода, проезда на охраняемые территории.
3. Выделить на территории (по степени важности) категории объектов, транспортных средств и грузов, а также категории лиц, пересекающих установленные границы. Для достижения четкости в определениях предлагается помещения и территорию объекта классифицировать в зависимости от условий доступа и степени защищенности на шесть категорий режимности («зон безопасности») Классификация приведена в таблице 1. .
Как видно из таблицы, шесть категорий режимности способны охватить практически все варианты функционального назначения служебных помещений. Кроме того, таблица может дать четкий ответ на вопросы, которые нужно прояснить при организа-ции контрольно-пропускного режима и разработке исходной документации по оборудованию объекта техническими средствами охраны.
Приведение помещений к одной из категорий режимности помогает регламентировать и обосновать:
— условия доступа сотрудников предприятия и посетителей на объект, определить общедоступные, закрытые и ограниченного доступа объекты, здания, помещения;
— предложения администрации предприятия по выработке оптимального варианта разрешительного порядка пропуска лиц, транспортных средств и материальных ценностей на объект;

— наличие и вид физической охраны;
— виды используемых технических средств для обеспечения безопасности.
ТАБЛИЦА 1

Катего-рия зоны Наименование зоны Функциональное назначение Условия доступа сотрудников Условия доступа посетителей Наличие охраны Наличие технических средств охраны
0 Свободная зона Места свободного посещения Свободный Свободный есть Нет
I Наблюдаемая зона Комната приема посетителей Свободный Свободный есть Средства наблюдения
II Регистрацион-ная зона Кабинеты сотрудников Свободный Свободный с регистрацией по документам удостоверяющим личность Усиленная охрана Охранная сигнализация
III Режимная зона Секретариат. Компьютерные залы. Архивы По служебным удостоверениям или идентификацион-ным картам По разовым пропускам Усиленная охрана Охранная сигнализация, система контроля доступа
IV Зона усиленной защиты Кассовые операционные залы. Склады материальных ценностей По спец. пропускам По спец. пропускам Усиленная охрана Охранная сигнализация (2 рубежа), система контроля доступа, инженерные заграждения, барьеры
V Зона высшей защиты Кабинеты высших руководителей, комнаты для ведения конфиденциаль-ных переговоров, Специальные хранилища. По спец. пропускам По спец. пропускам Усиленная охрана Охранная сигнализация (2 рубежа), система контроля доступа, технические средства защиты информации, инженерное усиление

Контрольно-пропускной режим на предприятии
ЧАСТЬ 1. ВВЕДЕНИЕ, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
ЧАСТЬ 2. РАЗРАБОТКА ИНСТРУКЦИИ О ПРОПУСКНОМ РЕЖИМЕ
ЧАСТЬ 3. ОБОРУДОВАНИЕ КПП
ЧАСТЬ 4. ПРОПУСК СОТРУДНИКОВ, ПОСЕТИТЕЛЕЙ НА ОБЪЕКТ И В ОТДЕЛЬНЫЕ (KATEГОPИPOBAHНЫЕ) ПОМЕЩЕНИЯ

5.1. Организация охраны объекта

5.1.1. Охраняемый объект представляет собой административное здание Дирекции (г. Салехард, ул. Ямальская, д.30) – 2-этажное, выполненное в капитальном исполнении, имеет один центральный вход, расположенный с северной стороны на первом этаже со стороны ул. Ямальская и пять запасных выходов (четыре с первого этажа и один со второго этажа).

5.1.2. Организация охраны объекта определяется данным Порядком. Охрана объекта осуществляется силами предприятия осуществляющего охрану Объекта. Предприятие, осуществляющее охрану Объекта, осуществляет физическую охрану объекта путем выставления стационарного поста охраны с использованием ТСО.

Должностные инструкции постовых, особые обязанности постовых при несении службы на объекте, порядок их взаимодействия со специальными службами (Федеральной службой безопасности России, Федеральной службой охраны России, Министерством внутренних дел России и Министерством чрезвычайных ситуаций России) при возникновении нештатных ситуаций разрабатываются предприятием осуществляющего охрану Объекта.

В период несения службы постовые руководствуются действующим законодательством Российской Федерации, организационно — распорядительными документами предприятия осуществляющего охрану Объекта, данным Порядком, а также изменениями, вносимыми в данный Порядок.

О происшествиях на объекте (нападении, проникновении посторонних лиц, хищении, возгорании, затоплении и т.д.), а также угрозах их возникновения, постовой незамедлительно, в т.ч. в ночное время, выходные и праздничные дни, информирует по телефону директора Дирекции, либо его заместителя. Постовой делает соответствующие записи в журнале наблюдения (обхода) за противопожарным состоянием и технической укреплённостью объекта (Приложение № 3) и действует в соответствии с инструкцией и полученными указаниями.

5.1.3. О выходе из строя ТСО (АПС, оборудования охранной сигнализации , СОУЭ и т.п.) постовой сообщает в обслуживающую организацию по телефонам, представленным Дирекции, о чем информирует ответственного сотрудника Дирекции. Постовому запрещается принимать самостоятельные меры по устранению неисправности ТСО.

5.1.4. Все изменения в организации охраны, пропускном и внутриобъектовом режимах, а также указания вышестоящих организаций, правоохранительных органов, касающиеся проведения специальных мероприятий, действий в чрезвычайных ситуациях в Дирекции немедленно доводит до руководства предприятия осуществляющего охрану Объекта.

5.1.5. Постовой во время несения дежурства по вопросам организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на объекте подчиняется руководителю Дирекции и руководству предприятия осуществляющего охрану Объекта. Указания сотрудников Дирекции по изменению режима охраны согласовываются с руководством предприятия осуществляющего охрану Объекта и доводятся до постового через непосредственных руководителей.

5.1.6. Постоянно действующая техническая комиссия, отвечающая за организацию охраны объекта имеет право контролировать несение службы постовым (в части выполнения условий действующего государственного контракта на оказание услуг по физической охране объекта и настоящим Порядком).

5.1.7. Выполнение требований настоящего Порядка обязательно для всех сотрудников Дирекции, работников предприятия осуществляющего охрану Объекта, граждан России, иностранных граждан, и иных посетителей.

5.3. Внутриобъектовый режим

5.3.1. Внутриобъектовый режим устанавливается администрацией Объекта и реализуется совместно с предприятием осуществляющим охрану Объекта в части, определенной данным Порядком, для предупреждения, выявления и пресечения нарушений общественного порядка, правил внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности, обеспечения сохранности материальных ценностей, оборудования, служебной документации, порядка и правил эксплуатации служебных помещений и ТСО.

5.3.2. О всех нарушениях внутриобъектового режима, неисправностях ТСО, АПС, подозрительных предметах (бесхозные коробки, пакеты, сумки и т.п.), лицах, поведение которых вызывает подозрение (по внешнему виду, манере поведения, неадекватной реакции, несоответствие одежды сезону, размеру, наличию объемных вещей и т.п.) сотрудник Дирекции обязан немедленно сообщить об этом своему непосредственному руководителю и председателю постоянно действующей технической комиссии Дирекции, ответственному за организацию охраны объекта или постовому.

Постовой по охране административного здания, после получения данного сообщения, обязан принять все предусмотренные данным Порядком и в соответствии с действующими нормативными правовыми актами меры по устранению нарушений.

5.3.3. В каждом служебном помещении (кабинете) объекта руководителями подразделений назначаются (после прохождения соответствующего инструктажа) сотрудники Дирекции, ответственные за поддержание внутреннего порядка, сохранность имущества и служебной документации.

5.3.4. По окончании рабочего времени последний уходящий из кабинета сотрудник обязан:

  • проверить закрытие всех металлических шкафов, сейфов и их опечатывание соответствующими печатями;
  • обесточить все энергопотребители, кроме тех, постоянная работа которых обусловлена технологическим процессом;
  • закрыть все окна и форточки на все запорные устройства, защитные решетки в помещениях (кабинетах), где они есть;
  • выйти из помещения (кабинета), закрыть на все запорные устройства входные двери.

5.3.5. Вскрытие, закрытие дверей в бойлерную, электрощитовую (помещений ограниченного доступа) осуществляется по письменной заявке (служебной записке) руководителей заинтересованных подразделений в присутствии их представителей.

5.3.6. В чрезвычайных ситуациях (пожар, землетрясение, авария, угроза взрыва и т.п.), произошедших в нерабочее время и дни, постовой принимает все возможные меры к их локализации и ликвидации последствий. При необходимости постовой вызывает пожарную охрану или другие аварийные службы и незамедлительно докладывает директору Дирекции или лицу, его замещающему.

5.3.7. Обход охраняемой постовым территории Дирекции:

— каждые два часа в вечернее и ночное время с 20.00 до 07.00 часов, а в выходные и праздничные дни круглосуточно происходит обход здания, территории прилегающей к зданию, о результатах обхода и выявленных недостатках делается запись в специальном журнале и докладывается при необходимости заинтересованным лицам;

— двери чердачных и подвальных помещений должны быть постоянно закрытыми на замки. Ключи от замков дверей этих помещений хранятся в помещении охраны. Допуск в чердачные, подвальные и другие помещения разрешается определенному кругу лиц с разрешения собственников помещения.

При выявлении незакрытого служебного помещения, аварийной ситуации на территории Дирекции, открытого окна, горящего света в сданном под охрану служебном помещении, света, горящего в местах общего пользования в светлое время суток, незакрытого водопроводного крана постовой обязан принять меры к устранению обнаруженных нарушений, к предотвращению аварийной ситуации и зафиксировать эти факты в Акте о нарушениях, выявленных в результате обхода охраняемой постовым территории.

6. Контрольно-пропускной режим для автотранспортных средств.

6.1. Допуск без ограничений на территорию Дирекции разрешается автомобильному транспорту экстренных и аварийных служб.

6.2. Парковка и въезд автомобильного транспорта на территории Дирекции запрещена, кроме служебного транспорта, закрепленного за Дирекцией и личного транспорта работников Дирекции, Департамента.

6.3. Движение по территории осуществляется со скоростью не более 5 км/час, в строгом соответствии с Правилами дорожного движения.

6.4. На территории здания запрещается; — парковка у входа в здание; — парковка на газонах, пешеходных дорожках, заезд на бордюры.

7. Порядок эвакуации, посетителей и сотрудников департамента и структурных подразделений из помещения и порядок их охраны.

7.1. По установленному сигналу оповещения при чрезвычайной ситуации все посетители, сотрудники департамента образования и подведомственные учреждения, а также работники обслуживающих организаций, осуществляющие ремонтные работы в помещении эвакуируются из административного здания в соответствии с планом эвакуации, находящимся в помещении на видном и доступном для посетителей месте.

Пропуск посетителей в здание прекращается. Сотрудники и ответственные лица принимают меры по эвакуации и обеспечению безопасности, находящихся в помещении людей. По прибытию сотрудников соответствующей службы для ликвидации чрезвычайной ситуации обеспечивают их беспрепятственный пропуск в административное здание.

Управление записями

При выполнении данного Порядка на объекте создаются следующие записи:

  • Журнал учета и регистрации посетителей (Приложение № 1);
  • Журнал учета сотрудников во внерабочее время и дни (Приложение № 2);

Журнал наблюдения (обхода) за противопожарным состоянием и технической укрепленностью объекта

СКАЧАТЬ

Дата публикации: 22.01.2016

< Предыдущая

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации контрольно-пропускного режима в административном здании по адресу ул. Ямальская, д.30

1. Общие положения

1.1. Положение об организации контрольно-пропускного режима (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральным законом Российской Федерации от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремизму», Федеральный законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2007 года № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму».

1.2. Настоящим Положением определяется организация и порядок осуществления пропускного режима в административном здании МКУ «Дирекция по административно-хозяйственному обслуживанию муниципальной системы образования» (далее Дирекция) в целях обеспечения общественной безопасности, предупреждения возможных террористических, экстремистских акций и других противоправных проявлений в отношении сотрудников, посетителей, работников образовательных организаций и технического персонала Дирекции, департамента образования Администрации муниципального образования города Салехарда и МКУ «Дирекция по финансовому сопровождению МСО».

1.3. Контрольно-пропускной режим предусматривает комплекс специальных мер, направленных на поддержание и обеспечение установленного порядка деятельности Дирекции.

Настоящее Положение устанавливает порядок доступа сотрудников, посетителей в департамент образования и подведомственные учреждения, а так же порядок вноса и выноса материальных средств.

1.4. Пропускной и внутриобъектовый режим устанавливается директором Дирекции в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности, внутреннего распорядка, пожарной безопасности и гражданской обороны.

Выполнение требований настоящего Положения обязательно для всех сотрудников, посетителей, постоянно или временно работающих в департаменте образования и в подведомственных учреждениях, всех юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность или находящихся по другим причинам на территории и в административном здании Дирекции.

Сотрудники департамента образования и подведомственные учреждения должны быть ознакомлены с настоящим Положением.

В целях ознакомления посетителей с пропускным режимом и правилами поведения настоящее Положение размещается на информационных стендах в холле первого этажа здания Дирекции и на официальном Интернет-сайте.