Критерии нуждаемости в улучшении жилищных условий

Сергей МОЩУК

Несмотря на широкое употребление такого словосочетания, как «улучшение жилищных условий», действующее жилищное законодательство не содержит данного определения. Известно, что отсутствие необходимой дефиниции порой негативно сказывается на регулировании каких-либо процессов. В нашем случае это происходит в области жилищных правоотношений.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Конституции Республики Беларусь (далее — Конституция) каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достойное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Статья 48 Конституции гарантирует гражданам право на жилье.

Право на жилье не является правовой абстракцией. Оно предусматривает возможность обеспечения граждан таким типом жилого помещения, которое будет благоустроенным, то есть снабженным всеми удобствами. Данные удобства применительно к каждому конкретному лицу могут различаться, но при этом существует определенный государством минимальный стандарт таких удобств. В нашей стране, в частности, действует Закон Республики Беларусь от 11.11.1999 № 322-З «О государственных минимальных социальных стандартах» (далее — Закон).

В соответствии со ст. 1 Закона государственный минимальный социальный стандарт — это минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат. Разновидностью социальных стандартов являются жилищно-коммунальные стандарты.

Жилищный кодекс Республики Беларусь (далее — ЖК) сохранил институт учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий перечислены в ст. 43 ЖК. Кроме того, следует иметь в виду п. 3 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 № 565 (далее — Положение). По сути, указанные основания являются критерием несоответствия жилищных условий граждан минимальным государственным жилищным социальным стандартам.

Таким образом, на наш взгляд, улучшением жилищных условий является обеспечение граждан жилыми помещениями, соответствующими минимальным социальным жилищным стандартам, которые, в свою очередь, должны положительно отличаться от критериев несоответствия, указанных в ЖК и Положении.

Согласно п. 3.1.1 Положения нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, не имеющие жилых помещений в собственности и (или) в пользовании в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по постоянному месту жительства либо по месту работы (службы). При этом под отсутствием у граждан в пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, предоставленных для проживания гражданину и (или) членам его семьи по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда. Данная норма была включена в Положение Указом Президента Республики Беларусь от 03.06.2008 № 292 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565» (далее — Указ № 292). До внесения изменений п. 3.1.1 Положения признавал нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, не имеющих в собственности или в пользовании жилые помещения в данном населенном пункте. При этом имеющими в пользовании жилые помещения могли считаться следующие категории граждан:

— не имеющие права собственности на долю в жилом помещении члены семьи собственника жилого помещения;

— проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договору найма жилого помещения;

— проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договору поднайма жилого помещения;

— проживающие в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения;

— проживающие в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору поднайма жилого помещения;

— проживающие в служебных жилых помещениях;

— проживающие в общежитиях.

Формулировка «в данном населенном пункте» также не раскрывалась законодателем. Из неофициальных толкований, имевшихся в различных публикациях, следовало, что данный термин относился к населенному пункту, на территории которого гражданин работал и где он мог быть принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким образом, имея жилое помещение на праве собственности или пользования в населенном пункте по месту регистрации, гражданин мог быть принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в ином населенном пункте (данном населенном пункте) по месту работы.

Мотив принятия такого основания нуждаемости в улучшении жилищных условий и включения соответствующей нормы в Положение нам неизвестен. Сама по себе формулировка «не имеющими в собственности или в пользовании жилые помещения в данном населенном пункте» не понятна. К примеру, ситуация, когда какой-то человек имеет в собственности дом или квартиру в населенном пункте по месту регистрации, а работает в близлежащем населенном пункте и может быть принят там на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, мягко говоря, не логична. Человек имеет жилье, и если это жилье соответствует социальным жилищным стандартам, то нет никаких оснований признавать его нуждающимся в улучшении жилищных условий в другом населенном пункте. Такой учет не более чем искусственная попытка улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан.

Нам неизвестны статистические данные о количестве лиц, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по данному основанию, но представляется, что их было немного.

Указ № 292 изменил содержание нормы п. 3.1.1 Положения. Теперь нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, не имеющие жилых помещений в собственности и (или) пользовании в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по постоянному месту жительства либо по месту работы (службы). Как видим, из данной нормы было исключено понятие «в данном населенном пункте» и конкретизировано понятие места принятия на учет. Однако это исправление не сняло проблемы.

Исходя из содержания п. 3.1.1 Положения для признания нуждаемости в улучшении жилищных условий у граждан как по месту работы, так и по месту жительства должны отсутствовать жилые помещения на праве собственности или на праве пользования по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда. В связи с этим возникает вопрос: на каких условиях могут проживать граждане, не имеющие жилых помещений на праве собственности или на праве пользования по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда по месту жительства? Такое проживание возможно:

— на условиях договора поднайма жилого помещения государственного жилищного фонда;

— на условиях найма жилого помещения частного жилищного фонда;

— на условиях поднайма жилого помещения частного жилищного фонда.

Первое и второе условия исходя из п. 3.1.5 Положения являются самостоятельными отдельными основаниями признания нуждаемости в улучшении жилищных условий. Третье условие проживания встречается в практике достаточно редко и не является в соответствии с действующим законодательством основанием признания нужды в улучшении жилищных условий.

По месту работы у гражданина может не быть жилого помещения и на праве собственности, и на праве пользования, если гражданин проживает в одном населенном пункте, а работает — в другом. C учетом изложенного можно сделать вывод, что п. 3.1.1 Положения принимался в новой редакции с целью постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы.

Фактически норма п. 3.1.1 Положения в новой редакции не претерпела значительных трансформаций по сравнению со старой редакцией. Однако отдельные изменения произошли в части появления новой категории граждан, получивших статус нуждающихся в улучшении жилищных условий. Речь идет о членах семьи собственника жилого помещения, не имеющих права собственности на долю в жилом помещении. Ранее исходя из прежней редакции п. 3.1.1 Положения данная категория граждан не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В то же время члены семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с нормой п. 3.1.1 Положения. На практике возникает ситуация, когда одна категория граждан в силу содержания нормы права получает преимущество перед другими категориями граждан.

К примеру, член семьи собственника жилого помещения, общая площадь которого превышает учетную норму в 15 кв. м на члена семьи, может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, а член семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда при такой же ситуации не может быть признан нуждающимся. Имеются случаи, когда совершеннолетние дети собственника жилого помещения проживают отдельно, являясь владельцем и пользователем жилого помещения. При этом родители проживают отдельно в ином жилом помещении, принадлежавшем одному из них на праве собственности либо на праве найма. На практике местные исполнительные и распорядительные органы отказывают членам семьи нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на норму п. 3.1.1 Положения.

Возникает ситуация, когда при отсутствии необходимых правовых предпосылок отдельные граждане искусственно признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Правильнее было бы назвать такую ситуацию не учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а учет граждан, нуждающихся в жилье или дополнительном жилье.

Именно нечеткость формулировок п. 3.1.1 Положения привела к такой ситуации. При этом проблема улучшения жилищных условий граждан в принципе не решилась. В данной ситуации, на наш взгляд, необходимо вернуться к норме п. 3.1.1 Положения, исключив ее из текста документа. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, должно осуществляться на основе принципа соответствия минимальным социальным жилищным стандартам. Результатом улучшения жилищных условий должно стать получение жилого помещения, отвечающего минимальным социальным жилищным стандартам, но никак не получение за счет нормативных льгот дополнительного жилья.

Очередь на улучшение жилищных условий

Пожалуй, практически каждого гражданина нашей страны интересует квартирный вопрос. Самое время рассмотреть его во всех подробностях, вникнуть в каждый нюанс и, наконец, найти правильный ответ в конкретно Вашем случае! В конкретных случаях, рассчитывая показатель, в обязательном порядке необходимо учесть санитарную и социальную нормы. Первая, к слову, является величиной фиксированной — равна шести квадратным метрам на человека.

Тогда как вторая непостоянная, о ней немного ниже. Конечно, если превышена социальная норма, то за нее следует платить. Но, есть категория граждан, оплата с которых за дополнительный метраж не удерживается. Это относится к многодетным семьям, сиротам, которые не достигли совершеннолетия и проживают в своем жилье. Также оплата не удерживается с одиноких пенсионеров и инвалидов.

Следует уточнить, что в расчете нуждаемости участвуют все лица, которые прописаны в помещении постоянно и временно. Но прописаться неограниченному количеству людей на одной жилплощади для целей признания семьи нуждающейся в улучшении условий жизни невозможно. Этого не позволят сделать уполномоченные органы. Чаще всего недостаточность квадратных метров возникает с появлением в семье детей, которые по закону должны быть прописаны вместе с матерью.

Данная категория граждан вправе получить жилое помещение от государства. Здесь применяются установленные нормативы, зависящие от состава семьи. Каждому члену семьи должно приходиться по 18 кв. Для этой категории нормативы установлены региональными органами власти. В той ситуации, если помещение не отвечает приведенным нормам, то семья имеет право собрать все необходимые документы и обратиться за помощью.

Она становится в очередь на улучшение условий проживания. Если же семья находится в затруднительном финансовом положении и большая часть доходов уходит на то, чтобы оплатить жилищно-коммунальные услуги, то можно еще подать документы на выплату субсидии. При этом жилье не может предоставляться иностранцам, если с их государством Российская Федерация не заключила соответствующий международный договор. Кроме того, из списка кандидатов на заключение договора социального найма в любом случае вычеркиваются собственники жилья — каким бы то жилье ни было.

Превышение нормы может быть и в ситуации, когда жильцам квартира выделяется с учетом правила о разнополых гражданах. Согласно ЖК РФ, селить в одну комнату мужчину и женщину, не состоящих между собой в браке, допускается только с их согласия. Если согласия нет, то должна выделяться как минимум двухкомнатная квартира. Разумеется, при этом площадь может быть и выше, чем установлено по нормативам. Минимально допустимый размер пространства — 6 квадратов.

Эти данные получены при санитарно-гигиенических исследованиях: специалисты утверждают, что даже временное проживание на пространстве меньшего объема вредно для здоровья человека.

При этом высота потолков минимально должна составлять 2 метра и 10 сантиметров. В Российской Федерации определены строгие стандарты жилищных отношений. Есть три варианта: минимальная норма стандарт распределения в домах-общежитиях и в зданиях маневрового фонда , норма представления минимальный размер помещения, которого в принципе достаточно для проживания , учетная норма параметр, по которому определяется, не нужно ли выделить большее помещение.

Определение того, сколько квадратных метров положено на человека , имеет значение и при расчете оплаты жилья. Например, для малоимущих граждан есть льготы по плате коммунальных услуг и жилья, которые действуют в отношении тех, кто живет в комнатах и квартирах меньшей площади, чем установлено нормами.

Надо учесть, что сейчас фонды муниципального и государственного жилья если и увеличиваются, то крайне мало. Даже напротив: до года в нашей стране проходит приватизация жилья, и, соответственно, значительная часть муниципальных квартир продолжает переоформляться в собственность граждан. Квартиры же в новостройках в собственность государства или местного самоуправления практически не переходят.

Здравствуйте Андреей! В соответствии с законом С от Вопрос относительно того, сколько квадратных метров положено на человека в году, довольно актуален. И в большинстве случае от данного показателя зависят дальнейшие условия проживания граждан нашего правового государства.

Он используется при начислении оплаты за коммунальные услуги, выселении нанимателя, вселении временных жильцов, переселении нанимателя по причине проведения предстоящего капитального ремонта и т.

Во-первых, после того, как в году стартовал процесс приватизации квартир, в фондах муниципалитетов их становится с каждым годом все меньше. И даже те квартиры, что получают очередники, как правило, сразу же переходят в частную собственность. А в новостройках городу принадлежит совершенно небольшая доля квартир. Забота об определенных категориях граждан является государственной задачей. Поэтому необходимость выделения им жилья по договору социального найма регулируется на государственном уровне.

Площадь же предоставляемого жилья регулируется региональными актами. Предоставляют помещение по разным причинам, устанавливается это органами местного муниципалитета. При расчете минимальной нормы на человека берется высота потолков, которая колеблется от 2,1 до 2,5 метра. В году средний показатель расчета жилья на одного человека равен 12 кв. В Хабаровске действует именно это норма, если она меньше, человеку предоставляется возможность встать в очередь на приобретении квартиры.

Закон на Вашей стороне. Родительские права Военное право Без рубрики Тестовая рубрика Как получить пособие Общие вопросы по гражданскому праву Дарение дарственные Банкротство застройщика. Поделитесь записью.

Свежие комментарии.

Вопрос-ответ

Жилая площадь в РБ — площадь всех жилых помещений комнат в доме или квартире. При расчёте жилой площади не учитываются так называемые вспомогательные помещения — коридоры, кухня, санитарные комнаты, кладовые, балконы, лоджии, террасы, гаражи, подвалы, чердаки и пр. Жилыми считаются только те комнаты, которые продуманы в качестве таковых на стадии проекта. Фактическое нецелевое использование жилой комнаты не делает её вспомогательным помещением. В соответствии с законодательством Республики Беларусь, на одного человека должно приходиться не меньше определённого количества жилой площади.

Норма жилой площади на человека в Беларуси, в Минске. Нормативы общей жилплощади. Важно, что при подсчёте количества жилой площади (кв. м.) В зависимости от того, сколько метров жилой площади не хватает семье, Коммуналка, где никто не прописан: тарифы года В.

Что даёт очередь на квартиру?

Если вы стали в очередь на квартиру, значит, государство признало, что ваши жилищные условия требуют улучшения. Теперь оно согласно предоставить вам несколько привилегий, чтобы вы могли поскорее обзавестись собственными квадратными метрами.

Среди этих привилегий числятся возможность получить льготный (с пониженными процентами) кредит на покупку или постройку жилья или возможность получить субсидию под эти же цели. Субсидия – это безвозмездная помощь, ее не придётся возвращать. Кроме того, если вы стоите на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, вы можете купить землю под строительство дома без аукциона, однако возвести на этой земле дом нужно будет максимум за 3 года. Если же вы претендуете на арендное или социальное жильё от государства, то, при подходе очереди, вашей кандидатуре будет отдано предпочтение.

Каков перечень документов для нуждающихся в жилье?

Благодаря системе «одно окно» вам необязательно самостоятельно собирать многочисленные документы для постановки на очередь на жилье. Большинство бумаг исполком или организация запросят в необходимых органах самостоятельно (услуга может быть платной), а лично вам потребуется предоставить следующие документы

  • Заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
  • Паспорт для совершеннолетнего или свидетельство о рождении для несовершеннолетнего
  • Справку о доходах
  • Сведения о принадлежащем каждому члену семьи имуществе
  • Документы, подтверждающие право первоочередного или внеочередного заселения при их наличии.

На рассмотрение всех документов и принятие решения исполкому требуется месяц.

Сколько Квадратных Метров Положено На Человека В Беларуси 2019

Карта учащегося — современный интеллектуальный документ, который совмещает в себе функции банковской платежной карточки, документа системы образования и универсального электронного документа. Пользоваться вещами, которые сделаны специально для Вас, соответствуют Вашему вкусу, хранят память о приятных событиях, гораздо приятнее. Они очень удобны для получения заработной платы, стипендии, алиментов, пособий, дивидендов, др. Карточка для нерезидентов Республики Беларусь — современный продукт, имеющий ряд преимуществ, которые способствуют комфортному пребыванию как на территории Республики Беларусь, так и за рубежом. Виртуальная карточка Беларусбанка — надежное и удобное средство для расчетов в сети Интернет, предоставляющая доступ ко всем банковским операциям в системах дистанционного обслуживания банка. MasterCard Gold — одна из самых престижных карточек в мире, которая гарантируют повышенное внимание, комфорт и высочайшее качество обслуживания. Карточка категории Gold — это выгодное предложение для тех, кто привык пользоваться всеми преимуществами использования банковской карточки, независимо от местонахождения.

Сколько Квадратных Метров Положено На Человека В Беларуси 2019 В Квартире

Итак, с января по март средняя цена квадрата для нуждающихся составит рубля. Жилье, построенное к июню, будет стоить рублей, к сентябрю — , а к концу года — уже рублей. Перед строительной отраслью в году поставили еще одну задачу: многодетные семьи должны стоять в очереди на новое жилье не дольше года. Прийти к этому планируют через два года.

Переселенцы из жилья, признанного ветхим и аварийным. Чаще всего таких жильцов переселяют в муниципальный маневренный фонд, общежития. Здесь обязательно соблюдаются установленные нормы.