Кто отвечает за канализационные люки?

Рытвины и выбоины на дорогах, открытые колодцы и сосульки, норовящие упасть сверху,— обычная угроза для автомобилистов. Дорожники и чиновники привычно грешат на недостаточное финансирование и климат, однако уже немало прецедентов, когда организациям, ответственным за эксплуатацию дорог и зданий, пришлось расплачиваться с владельцами разбитых машин. Успеха удавалось добиться тем водителям, которые знали свои права.

Дорожная отметка

По данным Департамента обеспечения дорожной безопасности (ДОБДД) МВД России, 18% ДТП происходят из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог. В прошлом году в России из-за плохих дорог произошло 43 тыс. аварий, погибли при этом более 6,5 тыс. человек. В ноябре мэр Юрий Лужков раскритиковал работу коммунальщиков и московской ГИБДД, подчеркнув, что в обязанности автоинспекции входит надзор за техническим состоянием дорог и светофоров, который осуществляется «неудовлетворительно». По официальным данным, к началу ноября доля происшествий в Москве из-за плохого состояния дорог составила 5,5% (604 случая) от всех ДТП.

Это меньше показателей в регионах, где состояние дорог зачастую толкает автомобилистов на акции протеста. Например, этой весной около ста автомобилистов собрались на центральной площади Архангельска и проехали по улицам, бросая цветы на самые разбитые участки дорог.

Статья 26 закона «Об автомобильных дорогах», вступившего в силу в ноябре прошлого года, обязывает дорожные службы компенсировать ущерб, полученный автомобилем из-за несоответствующего состояния дорог. Впрочем, отмечают юристы, правоприменительная практика после вступления закона в силу не изменилась: для получения компенсации за повреждения по-прежнему нужно получить справку в ГИБДД, и если на ее основании дорожники отказываются возместить ущерб, нужно подавать документы в суд.

По данным межрегионального центра «За безопасность российских дорог», сумма материальных претензий к балансодержателям российских дорог в 2007 году превысила 270 млн руб. Суммы претензий будут расти, а сейчас дело тормозится лишь инертностью судебной системы и несовершенством исполнительного производства, считает глава центра Дмитрий Леонтьев.

В одну воронку

Автофорумы в интернете пестрят рассказами о том, как машины, влетев в яму или открытый колодец, получают серьезные повреждения. Известных примеров, когда автолюбителям удавалось защитить свои интересы, намного меньше. Но они есть. В Омске водитель «ВАЗ-2102» влетел в выбоину, исковеркал машину, получил травму и отсудил у местной администрации 25 тыс. руб., рассказывает представитель компании «Автоюрист» Олег Пигусов. Жителям Улан-Удэ (колесо их машины угодило в открытый люк, и машину выбросило на встречную полосу прямо под «КамАЗ»), удалось заставить «Водоканал» выплатить им 53,3 тыс. руб.

Параметры и нормы качества асфальта устанавливаются Государственным стандартом РФ. Полное название документа — ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». По ГОСТу, размеры отдельных просадок асфальта и выбоин не могут быть больше 15 см по длине и 60 см по ширине, а глубина ямы или высота выбоины на дороге не должна превышать 5 см. «Если хотя бы один из этих параметров не соблюден, виноваты дорожные службы»,— говорит председатель межрегиональной общественной организации «Комитет защиты прав автомобилистов» (КЗПА) Александр Холодов.

ГОСТ регламентирует и состояние люков. В документе сказано, что «не допускается отклонение крышки люка относительно дорожного покрытия больше, чем на 2 см». Чуть больше — 3 см — предел отклонения решетки дождеприемника относительно асфальта. За лишние сантиметры в столице ответственность несут, как правило, «Мосводоканал» или «Мосводосток», поскольку в их ведении находится больше всего смотровых колодцев (свыше 400 тыс. и 155 тыс. соответственно). ГОСТ отводит «не более суток» с момента обнаружения «нестандартной» ямы, чтобы ее заделать. Относительно люков и решеток нормы еще суровее: на их замену отводится «не более трех часов». Причем сразу после обнаружения недостатка должны быть установлены дорожные знаки, информирующие о ремонтных работах и неровной дороге. Яма глубиной более 5 см должна быть огорожена сигнальными огнями. Выставляются также светоотражающие конусы, а в том случае, если ведутся более масштабные дорожные работы, дорожники обязаны ставить ограждения, не допускающие движение автомобилей в этом направлении, рассказывает юрист Надежда Швецова. Если водитель въехал в ограждение дорожного строительства или в знак «светящиеся стрелки», он и виноват: ПДД предписывают, что водитель должен соблюдать скорость и дистанцию, которые позволили бы ему принять на дороге своевременное решение.

Твердые доказательства

Зачастую проблемы для себя создают сами автомобилисты, сетуют правозащитники. «Очень часто бывает так, что человек влетел в яму, подвеска бухнула, но машина-то на ходу, он и поехал дальше,— поясняет Холодов.— А потом в мастерской понял, что должен вложить в ремонт кучу денег». Если такой водитель обратится в ГИБДД, то протокол он, может, и получит, но может получить еще и лишение прав на год-полтора или арест на 15 суток за бегство с места ДТП. А что это именно ДТП, подтверждает п. 1.3 ПДД РФ: «Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб». «Иной материальный ущерб» есть, движение по дороге есть, есть и событие: классические признаки ДТП. Прокомментировать такую практику и высказать отношение автоинспекции к проблеме плохих дорог корреспонденту «Денег» в ДОБДД МВД РФ отказались.

Прежде чем вызвать патруль ГИБДД, водитель, как причастное к ДТП лицо, должен выполнить возложенные на него обязанности (п. 2.5 ПДД): остановить автомобиль, включить «аварийку» и выставить знак аварийной остановки. Затем неплохо бы позаботиться об очевидцах. Достаточно двух-трех свидетелей. Ими могут выступить и пассажиры, находящиеся в вашей машине, в том числе родственники. Хотя, по словам Александра Холодова, сотрудники ГИБДД и без свидетелей фиксируют все обстоятельства ДТП. Правозащитники советуют водителям не забывать делать это и самостоятельно. Фотографировать яму следует с нескольких ракурсов вместе с каким-то предметом (пачка сигарет, мобильный телефон, зажигалка), чтобы были понятны ее размеры.

После приезда патруля ГИБДД нужно принимать непосредственное участие в составлении протокола, настаивают юристы. Главное — установить размеры ямы, в которую попал автомобиль, поскольку именно от ее величины зависит соответствие ГОСТу, нарушение которого и может быть основанием возложения вины на обслуживающую этот участок дороги организацию. Кстати, часто сложно определить, кто должен нести ответственность: бывает, что дорога одна, а ее участки находятся в ведении разных организаций. Зато в каждом территориальном подразделении ГИБДД предусмотрена специальная должность — инспектор состояния дорог: он обязан следить за всем, что касается ям, луж, канализационных люков, фонарей, светофоров и знаков. Этот инспектор и поможет найти ответчика.

Внимательно изучите все документы, составленные сотрудниками ГИБДД и предлагаемые на подпись, обратив особое внимание на описание состояния дороги и повреждений, полученных автомобилем. Ведь гаишники могут приписать, скажем, нарушение скоростного режима: тогда виноваты в ДТП вы. Постановления ГИБДД можно опротестовать в райсуде в течение 10 дней, зачастую это реально, считает Александр Холодов.

Ст. 12.34 КоАП гласит, что руководитель дорожной службы может быть оштрафован на сумму от 2 тыс. до 3 тыс. руб. за плохое состояние дороги, а сама организация — на сумму от 20 тыс. до 30 тыс. руб. Деньги в пользу водителя взыскиваются в соответствии с суммой, признанной экспертизой. Просить о привлечении дорожников к ответственности следует в ГИБДД. «Если выпишут штраф хотя бы на 2 тыс. руб.,— говорит Александр Холодов,— то в суде это будет еще одним доказательством вины дорожников».

Если сотрудники ГИБДД не выдают справки о ДТП, не говорят, какая организация несет ответственность за эксплуатацию участка дороги, а то и скрывают их координаты, необходимо обращаться в прокуратуру. Прокурор обязан в течение 20 суток истребовать все необходимые материалы по делу и принять решение о виновности дорожников, сообщить вам их юридический и физический адрес, а если последствия ДТП носят уголовный характер (нанесен материальный ущерб от 500 МРОТ и выше или имеются пострадавшие), прокурор обязан направить дело в суд.

Подсчет потерь

После того как ГИБДД признает, что вы не виноваты в случившемся, нужно провести оценочную экспертизу автомобиля, а на оценку заказным письмом или телеграммой пригласить представителей дорожников. Не важно, что они не явятся: вам для суда нужна копия приглашения.

По словам замгендиректора компании «Омега» Андрея Шачина, оценка обойдется водителю в 2,5-4 тыс. руб. (в зависимости от того, надо ли выезжать оценщику на место ДТП или нет). В компании «Городское бюро товарных экспертиз» «Деньгам» рассказали, что итоговая цифра отчета о стоимости ущерба, причиненного автомобилю, прямо рекомендуется законом «Об оценочной деятельности в РФ» в качестве рыночной стоимости объекта оценки. Применив подобную тактику, вы пресечете все попытки ответчика втянуть суд в дискуссию о фактически затраченных средствах на ремонт: действия, которые истец произвел со своим автомобилем, суд волновать не будут.

Перед обращением в суд можно составить претензию к дорожникам, изложив суть случившегося и приложив копии всех документов, имеющих отношение к ДТП, с предложением добровольно возместить нанесенный вред. В суд нужно идти, если в течение месяца после отправки требования вы не получили ответа или ответчик отказался добровольно возместить ущерб.

Как утверждает Александр Холодов, в 40-50% случаев деньги выплачиваются без суда. Если у автомобилиста есть полис добровольного автострахования, то страховщик выплатит деньги за ремонт. Тогда взыскать компенсацию с дорожных служб может уже страховая компания. Впрочем, как сказали «Деньгам» в нескольких из них, удается это редко. «Страховая компания осуществляет компенсацию ущерба на основании справки о ДТП, предоставляемой клиенту в ГИБДД. В этих справках состояние дорожного покрытия или другие дорожные проблемы крайне редко указываются в качестве причины аварии, поэтому практика регрессных исков к дорожным службам не распространена»,— комментирует директор Центра экспертизы и урегулирования убытков по автотранспорту РОСНО Дмитрий Алексеев.

Тем не менее в начале октября компания «Русский мир» выиграла иск к «Мурманскводоканалу» о возмещении ущерба от аварии, произошедшей в результате наезда застрахованного автомобиля на открытый канализационный колодец. Как рассказали «Деньгам» в «Русском мире», машина получила серьезные повреждения, размер ущерба составил свыше 250 тыс. руб. Заплатив владельцу машины, компания обратилась за возмещением убытков в «Мурманскводоканал». В досудебном порядке требование удовлетворено не было. Отказал в удовлетворении иска и арбитражный суд Мурманской области, ссылаясь на недоказанность причинно-следственной связи между повреждением автомобиля и тем, что ответчик не закрыл люк. Но 13-й арбитражный апелляционный суд установил, что предприятие не выполнило надлежащим образом свои обязанности и является ответственным за причинение ущерба. Такое решение не удовлетворило «Мурманскводоканал», и предприятие обратилось в ВАС, который вынес решение в пользу страховщика. По мнению замгендиректора СК «Русский мир» Андрея Знаменского, подобное решение — важный прецедент.

Ледовое шоу

Если машину занесло на льду и в результате заноса произошло ДТП, то виноват будет автовладелец, говорят юристы. Согласно п. 10.1 ПДД, водитель должен выбирать скорость и дистанцию, исходя из дорожных и погодных условий. А вот лед, упавший на припаркованную машину с крыши, это, как правило, вина организаций, эксплуатирующих здание. Юрист Павел Шеляпин рассказал «Деньгам», как он помогал теще, на автомобиль которой упала глыба льда.

По его словам, самое главное — это свидетели. «Их надо буквально хватать и фиксировать их данные, иначе через пару минут они исчезнут»,— говорит Шеляпин. Следующий шаг — вызвать на место происшествия сотрудников милиции (ГИБДД не подойдет — «столкновение с сосулькой» ДТП не считается). У милиционеров необходимо получить копию протокола осмотра места происшествия и обязательно проследить за тем, чтобы были зафиксированы все повреждения. После этого в местном ОВД надо получить письменный отказ в возбуждении уголовного дела.

Затем надо оценить ущерб у независимого эксперта. После этого следует узнать, на чьем балансе находится здание и кто ответствен за уборку крыши. По закону за очистку крыши отвечает руководитель (главный инженер) ДЕЗа или другой подрядной организации, которая следит за домами.

Определение надлежащего ответчика — не такая уж и праздная проблема: потерпевший может столкнуться с тем, что у здания несколько владельцев и непонятно, кто отвечает за эксплуатацию кровли и уборку снега. Если сосулька на авто упала с жилого здания, юристы рекомендуют подать заявление о возбуждении дела об административном правонарушении (АП) по ст. 7.22 КоАП «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений» в госжилинспекцию (находятся обычно при администрации района). Если здание нежилое, а государственное или муниципальное, тогда статья КоАП будет другая (7.24 — «Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта»), и подавать заявление следует в прокуратуру (рассматривает мировой или арбитражный суд). Если суд или жилинспекция признают АП, то в деле о возмещении убытков это будет совсем не лишним доказательством вашей правоты. А уж затем можно подавать в суд. «Сложности при взыскании ущерба не возникает»,— уверяет президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев.

При падении на машину рекламного щита, дорожного знака или дерева схема действий автовладельцев такая же, разные только ответчики, определить которых помогут в милиции.

РОМАН РОЖКОВ

Республиканская акция МЧС «Не оставляйте детей одних!» проходит с 11 мая по 1 июня. Ее цель ‒ напомнить родителям о том, что именно они прежде всего отвечают за безопасность своих детей, и научить как детей, так и взрослых действовать в случае ЧС.
ЛЮКИ, ЯМЫ, КОЛОДЦЫ и др.
Отсутствие порядка в содержании домового хозяйства, а также на городских улицах (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, неогражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.) представляет особую опасность провалиться туда и получить серьезную травму. Для ребёнка падение в люк канализационного колодца может закончиться летальным исходом. Помимо того, что можно получить смертельный удар по голове падающей крышкой, ребёнок может утонуть или задохнуться в магистральной канализационной трубе. Подземные коммуникации не проветриваются вообще, что приводит к накоплению в них разного рода тяжёлых газов, например пропана, сероводорода или углекислого газа.
Студенты Жодинского политехнического колледжа спасли ребенка, который провалился в открытый канализационный люк. Инцидент имел место 22 мая недалеко от общежития колледжа. Юноши возвращались с тренировки по футболу, присели на скамейку отдохнуть. По травке бежал 2-летний малыш. Его мама шла чуть-чуть поодаль. Внезапно ребенок исчез из поля зрения. Как оказалось, малыш упал в открытый люк. Один из парней спрыгнул в колодец (глубиной около 3 метров) и с помощью своих товарищей поднял маленького мальчика на поверхность. Малыш не пострадал.
6 июня 2019 года несчастный случай произошел в агрогородке Мичуринская Гомельского района. Как стало известно, мальчик 2014 года рождения под присмотром мамы играл с мыльными пузырями в компании других детей. Вскоре ребенок побежал за одним из пузырей, наступил на люк выгребной ямы жилого дома и провалился. Мама малыша побежала спасать сына. К счастью, колодец оказался неглубоким. Мальчик отделался ссадинами.
30 апреля прошлого года трагедия произошла в одном из населенных пунктов Калинковичского района. Четырехлетний мальчик играл с друзьями в прятки и провалился в технический колодец, глубина которого составляет около двух метров. За игрой детей наблюдала мать ребенка. Она быстро заметила, что сын пропал из виду, бросилась на его поиски. Дети, которые играли с ним, не могли внятно объяснить, куда подевался мальчик. К поиску подключились родственники и соседи. Спасти малыша не удалось — он утонул.
20 июня в Новогрудке в больницу с открытой черепно-мозговой травмой попал четырехлетний мальчик. Ребенок гостил у дедушки с бабушкой. Оставленный без присмотра, он зашел в гараж, где дедушка ремонтировал автомобиль, и провалился в открытый подвал глубиной полтора метра. Для оказания квалифицированной помощи ребенка направили в больницу.
Как предотвратить падение в люк:
— внимательно изучайте места для прогулки с ребенком;
— не оставляйте детей без присмотра;
— расскажите ребенку, что нельзя становиться на люк;
— если, проходя по улице, вы обнаружили незакрытый люк, постарайтесь закрыть его. Помните, что полностью закрытым люк считается только тогда, когда выступы на крышке точно совпадают с пазами на кромке люка. Не забудьте покричать внутрь, чтобы не замуровать человека или людей, которые находятся внутри. А оказаться там могут и обслуживающий подземные коммуникации персонал, и пострадавший от незакрытого люка прохожий;
— если не можете самостоятельно закрыть люк, оградите место ветками или какими-либо другими предметами. Позвоните в ЖЭС, чтобы выехала ремонтная бригада и выполнила работу по обеспечению безопасности на улице, которую нарушает незакрытый люк.
Конечно, полностью исключить детский травматизм невозможно – от несчастного случая, увы, не застрахован никто. Но задача родителей ‒ максимально обезопасить своего ребёнка. Ведь большинство травм происходит по вине родителей – недоглядели, не объяснили. Очень важно для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что дети берут пример со взрослых.

Александр Вяткин 10:54, 11 Января 2017

Кражи крышек люков в Новосибирске приобрели устрашающие масштабы. Только «Горводоканал» ежегодно заказывает дополнительно 300 чугунных изделий. Ещё страшнее, что пропажа крышки может обернуться трагедией, если прохожий не заметит зияющую дыру. Куда звонить, если во дворе или на дороге вы увидели открытый колодец, – в материале «Новосибирских новостей».

Новосибирцы публикуют фото открытых люков на портале «Мой Новосибирск». Через муниципальный портал сообщить об опасности можно в несколько кликов компьютерной мыши. Новосибирцы этой возможностью активно пользуются.

Заявки принимают, по каждому случаю назначается ответственный, проблемы оперативно устраняют. Когда колодец закроют, пользователю придёт отчёт.

«Первая категория – это открытые люки на придомовой территории и на автомагистралях. За них отвечают администрации районов города. В системе «Мой Новосибирск» регистрируются заявки, их принимает диспетчерская служба мэрии, и в зависимости от категории заявка отправляется ответственному через систему «Мой Новосибирск», — пояснила начальник управления информатизации мэрии Новосибирска Олеся Филатова.

Сотрудники районных администраций обязаны моментально выехать на место и оградить открытый люк. За состоянием инженерных коммуникаций и люками обязаны следить собственники. Минимум раз в два месяца они должны делать обход.

Фото из архива «Новосибирских новостей»

На некоторых люках нанесена маркировка «ГТС»: городская телефонная сеть. Именно эта служба и обязана следить за тем, чтобы чугунная крышка оставалась на месте. Между тем на многих люках маркировка отсутствует, и понять, кто за него отвечает, могут только специалисты.Мэр Анатолий Локоть взял на контроль состояние всех люков в НовосибирскеЗимой с привычного места крышки нередко сдвигает уборочная техника. Независимо от времени года, их часто воруют. Только «Горводоканал» ежегодно дополнительно заказывают триста чугунных крышек.

Если собственник вовремя не отреагировал на пропажу, придётся отвечать по всей строгости.

«Это аварийная ситуация, особенно, если это на проезжей части. В этом случае бригада немедленно приступает к устранению повреждения. Мы вывозим либо железобетонную плиту, либо у нас есть самодельные стальные люки, но стоять они будут не больше суток. В течение суток мы должны установить новый люк», — прокомментировал первый заместитель директора МУП «Горводоканал» Александр Давыдов.

Если вы увидели открытый колодец Горводоканала, можно позвонить напрямую в диспетчерскую ресурсоснабжающей организации (Единая диспетчерская МУП «Горводоканал» 347-74-74). В единой городской диспетчерской по номеру 051 принимают сообщения обо всех случаях пропажи люков.

#ЖКХ

КОМУ КРЫШКА?!

– Если крышку люка украли, и в результате этого упал в колодец и погиб человек, злоумышленнику грозит наказание по статье «Убийство по неосторожности», – говорит почетный адвокат России Леонид Ольшанский. – По поводу люков я бы сделал такой вывод: нужно устанавливать все крышки с антивандальными запорными устройствами. И никто их не утащит.

Многие считают, что крышки от люков воруют бомжи или хулиганы. Но это далеко не всегда так. В Пушкино, например, на улице Славянской, жителям удалось сфотографировать похитителей. Ими оказались прилично одетые люди, личности которых теперь устанавливает полиция.

Раз люки воруют – значит, на них есть спрос. И хотя официально пунктам металлолома запрещено принимать такой «товар», некоторые соглашаются. Особенно если чугунную крышку умудриться разбить на несколько частей. По крайней мере в таком состоянии у корреспондента «Подмосковье сегодня» согласились принять люк два пункта. Правда, с оговоркой, что цена будет немного ниже. Кстати, крышка люка весит от 55 до 90 кг в зависимости от вида. А тонна чугуна в пунктах приема металла стоит около 16 тыс. руб.

Что делать, если вы провалились в открытый колодец

1. Если вы не получили сильных повреждений, смогли самостоятельно выбраться, то прежде всего надо вызвать сотрудников полиции, которые должны составить протокол о том, что по такому-то адресу люк оказался действительно открытым. Потребуйте от них копию протокола – пригодится, когда будете подавать иск в суд. Обратитесь в больницу – пусть факт падения будет занесён в медицинские документы. Впоследствии на основании этих документов вы можете потребовать от виновников компенсации затраченных на лечение средств.

2. Если вы въехали в открытый люк на автомобиле и повредили его, в первую очередь необходимо вызвать к месту происшествия сотрудников ГИБДД. Машину при этом лучше не трогать, даже если она стала причиной затора. Проследите за тем, чтобы в протоколе были отображены все детали: место, где произошла авария, отсутствие предупредительных знаков возле открытого люка, характер повреждений. Хорошо бы сфотографировать место ДТП и сам открытый люк. Пассажиры, находящиеся в салоне вашего авто, могут стать свидетелями во время судебных разбирательств. Оценивая с экспертами ущерб, который был нанесён вашей машине, пригласите представителей той организации, которая не уследила за колодцем.

Люки чаще всего принадлежат водоканальной службе города. А согласно правилам технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации МДК 3–02.2001, утверждённым приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168, в функции организаций водопроводно-коммунального хозяйства входит содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования, осмотр систем водоснабжения и канализации на предмет технического состояния колодцев, наличия и плотности прилегания крышек, целостности люков, крышек.