Кто продает билеты в автобусе


Первостепенная задача водителя автобуса, трамвая и даже маршрутки – довезти людей целыми и невредимыми до нужного места. Это понимают многие, но это не мешает вешать на них дополнительные обязанности: включать и выключать печку, объявлять остановки или продавать билеты. Первые и сходные с ними задачи несложные, а вот с билетами всё печальнее.
Продажа билета – это договор между перевозчиком или городом и человеком – без этого пользоваться общественным транспортом невозможно. Можно расставить множество автоматов по городу, наладить точки продажи в магазинах или нанять кондукторов – всё это довольно дорого и сложно, что отразится на цене проезда. Можно сделать продажу билетов только во время остановки – это безопасно, но из-за этого теряют время все пассажиры и падает удобство общественного транспорта в принципе. Что же делать?
Человек должен иметь возможность купить билет. Новые технологии позволяют это делать с помощью банковской карты внутри салона или вообще с телефона из любой точки планеты, хотя совсем отказываться от касс и автоматов всё равно нельзя. В некоторых городах даже убирают несколько кресел и ставят автоматы внутрь салона для облегчения доступа людей, упрощения инкассации и снижения вандализма:

Если у вас примитивное билетное меню, когда люди покупают билет при каждом проходе, то ни один автомат вас не спасёт: желающих будет много и придётся ставить целые ряды автоматов. Поэтому давно придумана хитрая схема с длительными дешёвыми абонементами и дорогими разовыми билетами – люди берут безлимит на месяц, полгода или год из экономии и забывают про разовые покупку. У транспортного предприятия есть деньги, нет нужды ставить кучу автоматов или нанимать кондукторов, а у людей условно-бесплатный транспорт – все довольны.

При правильной ценовой политике вопрос ежедневной продажи билетов остаётся актуальным для туристов и приезжих, что всё упрощает: не нужно много тратить на автоматы, а водители не теряют много времени на остановках. Более того, можно вообще запретить водителям продавать билеты и отвлекаться на пассажиров – это самый радикальный и экономный вариант. Более мягкий вариант: продажа без сдачи – вы можете уехать, но если не разменяли деньги или не подготовили точную сумму, то виноваты сами – радикально, зато семеро не ждут одного.

Поделиться записью:
А ещё можно подписаться в…

Посты про общественный транспорт
Каким должен быть городской общественный транспорт? Интермодальная транспортная система 24 на 7, или как работать транспорту Об общей логике билетной и тарифной систем
Социальный транспорт Трамвай как инвестиция Где взять денег Как сделать хорошую выделенку
Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо Проблема последней мили Зло от автобусных карманов Обособление трамвая: зачем и как
Турникеты на вход Простое правило метро Как обезопасить остановки трамвая


Билет за оплаченный проезд в харьковской маршрутке – большая редкость. «Вечерний Харьков» решил выяснить, должны ли водители обилечивать пассажиров и почему?

«Одни не выдают билеты, другие – закрывают на это глаза»

– Почему в маршрутках не дают билеты? – позвонил в редакцию читатель Виктор Семенович. – Как-то потребовал у водителя, на что тот язвительно поинтересовался, мол, в каком веке живешь, дядя? Остальные пассажиры промолчали, и я засомневался: может, и правда водитель не обязан обилечивать пассажиров?
Невыдача билетов в маршрутках – явление распространенное, подтверждает президент общественной организации «Товариство учасників руху» Александр Ситенко.
– Пассажир не должен просить у водителя билет – тот обязан это сделать сам сразу при расчете за проезд, – подчеркивает он. – Невыдача билета пассажиру – грубейшее нарушение закона, это сознательный перевод всей системы пассажирских перевозок в криминальную сферу. Билет – это документ, который участвует в системе реального оборота финансовых средств в сфере пассажирских перевозок. Сейчас даже на рынке вводятся кассовые аппараты, а билет – это тот же чек, то есть документ, свидетельствующий об оплате услуги перевозки. Он дает возможность контролировать поступление денежных средств и отчисления в бюджет, то есть формирование ресурсов для выплаты той же пенсии, зарплат врачам, учителям и т. д.

«Билет – это своего рода страховой полис»

Кроме того, в случае аварии билет является своеобразным страховым полисом для пассажира.
– Водитель и транспортное предприятие берут на себя ответственность за то, что усадили пассажира в салон и довезли до места назначения живым, здоровым и невредимым, – говорит он. – Недавно в Винницкой области произошла страшная авария: перевернулся автобус, трое пассажиров погибли, 20 получили травмы разной степени тяжести, в том числе и пятилетний ребенок. А поскольку билетов не было – возникли проблемы с оплатой их лечения. Билет – это своего рода страховой плис: в случае аварии все расходы на лечение должна взять на себя компания-перевозчик.
Как объяснил правозащитник, аварийный комиссар Вячеслав Манукян, любое транспортное средство должно иметь полис гражданско-правовой ответственности, которым предусмотрены выплаты страхового возмещения третьим лицам, то есть пассажирам.
– И если пассажир пострадал в дорожно-транспортном происшествии – страховая компания виновного лица обязана возмещать ущерб потерпевшему, – говорит он. – А билет как раз и является доказательством того, что человек в этот момент был в автобусе. Если его нет – страховая компания может заявить, мол, у нас нет оснований верить правоохранительным органам: мало, что вас признали потерпевшим лицом – у вас нет доказательств. И человек останется ни с чем.

Почему водители не хотят давать билеты?

В свою очередь председатель союза работодателей на автомобильном транспорте в Харьковской области Николай Шевченко объясняет нежелание маршруточников выдавать билеты погрешностями в законодательстве.
– Есть Закон «Об автомобильном транспорте», где четко написано, что в автобусе водитель должен выдавать билеты и вести билетно-учетный лист. Минтранс издал приказ, где четко расписывается форма билета и все, что с этим связано. Но год назад эта норма отменяется и вводится новая, предусматривающая введение новой формы товарно-кассовых книг, согласно которой должны быть квитанции – и ни слова о билетах. И теперь водители, опираясь на это постановление Минтранса, не дают билеты, – говорит Николай Шевченко. – Непрофессиональные специалисты, не понимая специфики транспорта, решили, что маршрутки – это МАФы (киоски), а посему в товарно-кассовую книгу вписывается одна квитанция за весь день работы. И если предыдущее постановление Минтранса регулировало, что после каждого рейса водитель обязан записать в товарно-кассовую книгу номера билетов (а это четкий контроль), то теперь стала возможной такая ситуация: автобус целый день проработал, а в конце дня записали, что он проездил всего одну ходку. Государство само отказалось от денег в государственную казну. При этом квитанций-то до сих пор нет.

Проконтролировать выдачу билетов не может и Укртрансинспекция – организация, которая следила за соблюдением законодательства на транспорте.
– Всего по Украине было 750 инспекторов, но новая власть пришла к мнению, что это много и решили оставить 100 человек. И сейчас на Харьковскую область приходится пять сотрудников, в том числе директор и секретарь. Что они могут сделать? – разводит он руками. – Нужна грамотная государственная политика. Сейчас я ее не вижу, а ведь я работал при 12 министрах транспорта Украины из 15.

«Закон превыше всего»

Между тем, Вячеслав Манукян настаивает: водитель маршрутки обязан выдать пассажиру билет – однозначно.
– Это предусмотрено Законом «Об автомобильном транспорте». Закон превыше всего – это юридическая норма. Приказ Минтранса не может быть выше закона. А водители ищут лазейки в законодательстве, чтобы не обилечивать пассажира, – говорит правозащитник. – Недавно я был в Киеве: поставил машину и специально ездил на маршрутках – во всех автобусах у водителей рядом с «копилочкой» для денег на виду лежит рулон билетов старого еще образца. Хотя, сославшись на этот же приказ Минтранса, они могут его убрать, и тем не менее не делают этого. Пусть даже они выкладывают эти билеты, чтобы просто «замылить глаза», но этот шаг уже говорит о том, что люди пытаются найти какой-то компромисс. И когда пассажир, оплачивая проезд, произносит слово «билет» – водитель-киевлянин безропотно выполняет его просьбу. Это пример того, что киевские водители маршрутки не лезут на рожон, потому что в столице более прозрачная система надзора за общественным транспортом, за перевозчиками, которую наладил Кличко. А в Харькове общественный транспорт по прежнему остается мафиозной структурой, которая «крышуется» определенными лицами, которые имеют с этого свой процент. И эта коррупционная составляющая позволяет нашим перевозчикам вести себя таким образом.

«Почему бы пассажирам не забастовать?»

Как же можно подстраховаться, если водитель отказывается выдать билет? Александр Ситенко советует в этом случае зафиксировать факт отказа, например, на диктофон в своем телефоне.
– Сказать на диктофон: сел в автобус такой-то номер, по такому-то маршруту, в такое-то время, водитель отказался выдать билет. Проезд оплатил – еду дальше без билета, – подсказывает он.
А потом обратиться с жалобой во все инстанции, которые защищают права потребителей (поскольку пассажир является потребителем услуги по перевозке пассажиров), а также в общественную организацию «Товариство учасників руху» (тел. (057) 751-85-22).
А Вячеслав Манукян призывает пассажиров отказаться на день-два от поездок в маршрутках и пересесть на трамваи, троллейбусы и метро.
– Почему бы пассажирам в такой ситуации не забастовать на денек-другой, чтобы дать понять маршруточникам, что права пассажиров нужно уважать? – говорит он. – И предупредить: если и дальше так будут относиться к пассажирам и их правам – то акция повторится. А день простоя одного автобуса типа «Богдана» обойдется перевозчику в 1600 гривен убытка. А сколько их в городе? Какой удар по карману? Это сила. Я уверен – ситуация поменяется.