Лицензирование перевозки пассажиров

В первую очередь документы принимают у тех компаний, которые ранее занимались только заказными автобусными перевозками пассажиров. До марта этого года для них не было обязательным лицензирование своей деятельности. Для тех перевозчиков, которые работали до 1 марта с лицензией, то есть занимались регулярными перевозками, есть время до 29 июня получить новую лицензию, пояснил на пресс-конференции, которая проходила в медиацентре «Российской газеты», замглавы Ространснадзора Асланбек Ахохов.

Цель лицензирования — вывести из тени тех, кто до 1 марта мог в уведомительном порядке осуществлять заказные перевозки, отметил начальник отдела технического надзора ГУОБДД МВД Сергей Чипурин. Также новые правила дадут возможность составить список не только транспортных компаний, но и парка автомобилей, который принадлежит им. Автобусы будут «приписаны» к конкретным юрлицам, и выезд на них от имени другого юрлица будет считаться нарушением.

Тем самым ликвидирована возможность передачи в аренду транспортного средства с экипажем, позволяющая перевозчику уходить от ответственности, что делало систему допуска к регулярным перевозкам, конкурсную систему распределения маршрутов бессмысленной. Лицензирование четко поставило точку в этих вопросах.

Реестр автобусов планируется сделать доступным для заказчиков перевозок, например, директоров школ.

Если у перевозчика появится необходимость передать свой подвижной состав в аренду другой компании, он должен заявить об этом в Ространснадзор, пояснил Ахохов.

За передачу автобусов в аренду без уведомления и другие нарушения могут приостановить лицензию.

Закон требует получать лицензию на автобусы вместимостью от восьми человек. Минивэны выпали из этого правила

Процедура повторного получения лицензии займет как минимум 45 дней, но вполне возможно, что нарушитель получит отрицательный ответ, предупредил Асланбек Ахохов.

Если с автобусами вместимостью от восьми мест все понятно — без лицензии перевозить пассажиров не получится, то с минивенами есть вопрос. Этот вид транспорта относится к легковому, но в него может поместиться и более семи человек, и под видом частной перевозки водитель вполне может вести коммерческую деятельность со всеми ее рисками. За примером далеко ходить не надо.

Авария

В ДТП с участием минивэна погибли люди

Страшная авария произошла в среду рано утром в Кочубеевском районе Ставропольского края. На 252-м километре федеральной автодороги «Кавказ» столкнулись полуфургон «ЗИЛ-5301» «Бычок» и минивэн Mercedes-Benz Vito, в котором по паспорту транспортного средства может быть семь человек.

«ЗИЛ» неожиданно выехал на встречную полосу, произошло лобовое столкновение на приличной скорости. В результате на месте погибли четыре пассажира минивэна, еще двое скончались в машине «скорой» по дороге в больницу. Четыре человека госпитализированы в центральную районную больницу Невинномысска, он находится всего в десяти километрах от места трагедии. Среди госпитализированных оба водителя, жизнь водителю минивэна спасли подушки безопасности.

На дороге «Кавказ» столкнулись «Бычок» и минивэн, который следовал из Азербайджана в Москву. Погибли четыре человека. Фото: Пресс-служба ГУ МЧС РФ по Ставропольскому краю / ТАСС

В минивэне на момент аварии находились восемь пассажиров и водитель. Он ехал из Азербайджана в Москву, по всей видимости, это была частная перевозка.

«Минивэн — та же самая уловка, которая позволяет уйти перевозчику от лицензирования, — сказал Ахохов. — И перевозя семь пассажиров, он может очень жестко конкурировать с автобусным перевозчиком, дублировать его регулярный маршрут. Снимая пиковые нагрузки, самые предпочтительные с точки зрения экономических параметров, ставит под угрозу вообще существование регулярного перевозчика». По мнению Ахохова, в законопроект о такси необходимо вносить пункты, которые позволят трактовать перевозку пассажиров в минивене как коммерческую услугу. Этого можно достигнуть и какими-либо другими поправками, главное, чтобы была исключена возможность «дикой» конкуренции, сказал Ахохов.

Риск для пассажиров и самих водителей представляют поездки в рамках различных сервисов поиска попутчиков, считает Чипурин. Уже появляются автобусы, которые работают по таким схемам, поддержал его Ахохов.

Подготовили Михаил Сухарев, Ставропольский край, Татьяна Шадрина

1 марта 2019 года вступили в силу статьи 2,3 и пункты 1,2 статьи 4 Федерального закона от 30.10.2018 № 386-ФЗ о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В течение 120 дней со дня вступления в силу указанных статей юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров и иных лиц автобусами, должны получить лицензии.

По истечении указанного срока осуществление данного вида деятельности без лицензии на перевозки пассажиров и иных лиц автобусами не допускается.

В переходный период (с 1 марта по 29 июня 2019 года) для перевозчиков, которые на 1 марта 2019 года осуществляли деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами (регулярные, заказные и для собственных нужд) (далее – «действующие перевозчики»), указанные перевозки без «новой» лицензии допускаются и не являются нарушением законодательства.

Для перевозчиков, имеющих «старую» лицензию, устанавливается упрощенный порядок получения «новой» лицензии – по заявлению без приложения документов, подтверждающих соответствие «новым» лицензионным требованиям.

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона № 386-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, имеющие намерения приступить в течение ста двадцати дней со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 386-ФЗ к осуществлению деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, обязаны получить лицензию на указанный вид деятельности до начала ее осуществления. Таким образом, осуществление «новыми» перевозок пассажиров и иных лиц автобусами после 1 марта 2019 года без «новой» лицензии является нарушением статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение о предоставлении лицензии лицензирующий орган принимает в течение 45-ти рабочих дней со дня приема правильно оформленного заявления и полного комплекта документов. Решение оформляется приказом лицензирующего органа одновременно с самой лицензией (часть 10 статьи 13 Федерального закона № 99-ФЗ).

Выданная лицензия будет действовать бессрочно (часть 4 статьи 9 Федерального закона № 99-ФЗ).

Для получения лицензии необходимо обратиться в Западно-Уральское межрегиональное управление Государственного автодорожного надзора по адресу: Уфа, ул. Гурьевская. 41а. Телефоны для справок: (347) 256-97-27, 256-97-85.

Справочно

Статья 14.1.2. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии

1. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии — влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — ста тысяч рублей; на юридических лиц — четырехсот тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пятидесяти тысяч рублей с конфискацией транспортного средства; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — ста тысяч рублей с конфискацией транспортного средства; на юридических лиц — четырехсот тысяч рублей с конфискацией транспортного средства или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, в целях недопущения осуществления противоправной деятельности автобус может быть арестован административным органом и помещен на специализированную стоянку).