Маршрут следования

/ Новости 4 апреля 2019

Центр управления движением «Архангельскавтодора» официально прекратил выдачу справок о кратчайшем расстоянии между населёнными пунктами по частным запросам граждан, если эти справки касаются дорог, географически находящихся за пределами автодорожной сети, находящихся в управлении дорожного агентства Архангельской области.

«Архангельскавтодор» осуществляет оперативную деятельность и уполномочен предоставлять официальную информацию относительно автомобильных дорог общего пользования регионального значения исключительно Архангельской области. Даже если запрашиваемый маршрут частично проходит по региональным дорогам Архангельской области, в получении справки о полном его расстоянии просителю будет отказано по причине отсутствия у дорожного агентства «Архангельскавтодор» таких полномочий.
В соответствии с п. 17 «Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в органах государственной власти Архангельской области, иных государственных органах Архангельской области и государственных учреждениях Архангельской области, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей», утвержденных Постановлением Правительства Архангельской области № 2-ппот 10 января 2017 г., «кратчайшим путём признается расстояние по кратчайшему пути от места жительства (места пребывания) работника до места использования отпуска… и обратно, определяемому по атласу автомобильно-дорожной сети Российской Федерации, а если эти места в атласе не указаны, – по справке, выданной уполномоченными органами (организациями) в сфере дорожного хозяйства (использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности)».

Нет, это незаконно. В данной ситуации Вам должны произвести компенсацию расходов в купейном вагоне.
Турманов Аскар

В случае, если Вам не будет произведена компенсация, либо работодатель произведен компенсацию исходя из стоимости плацкарта, то Вы вправе обратиться в суд с иском о взыскании соответствующей компенсации.

Ниже привожу пример из судебной практики:

РЕШЕНИЕ

Дело № 2-965/2014

Интинский городской суд Республики Коми по делу

в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.,
при секретаре Мартьяновой С.С.,
с участием истца Чернецова А.Р., представителя истца Доронина В.В., представителя ответчика Мороз С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми 17 апреля 2014 года дело по иску Чернецова А.Р. к ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная» о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно с индексацией, компенсацией за несвоевременную выплату, компенсации морального вреда,
Установил:
Чернецов А.Р. обратился в суд с иском к ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная» о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере <…> руб. с индексацией в размере <…> руб., компенсацией за несвоевременную выплату в размере <…> руб., компенсации морального вреда в размере <…> руб.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, пояснил, что отпуск ему был предоставлен с __.__.__ по <…>, отдыхал у родственников в ____. К месту отдыха истец добирался по маршруту: <…>, <…>, обратно <…>, <…>, для проезда, по которому истцом приобретены проездные документы на общую сумму <…> руб. По приезду с отпуска обратился с заявлением об оплате, до настоящего времени оплата не произведена.

Представитель истца в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика в суде требования не признал, пояснил, что с __.__.__ в ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная» действует Положение о размере, условиях и порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, согласно которому оплата производится по тарифу плацкартного вагона. Чернецов А.Р. представил в бухгалтерию документы, подтверждающие его проезд в купейном вагоне, справку о стоимости билета плацкартным вагоном истец не представил. В период отпуска истца иных локальных нормативных актов, регулирующих вопросы оплаты проезда к месту отдыха и обратно, не было.
Заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Судом установлено, что истец является работником ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная». В период с __.__.__ по __.__.__ истец находился в ежегодном оплачиваемом отпуске за период работы __.__.__ по <…>. До указанного отпуска истец пользовался правом на оплату проезда к месту отдыха и обратно в 2011 г. за период работы с __.__.__ по <…>. В период отпуска в 2013 г. истец имел право на оплату проезда к месту отдыха и обратно, что ответчиком не оспаривается. __.__.__ (согласно входящему штампу) истец обратился к ответчику с заявлением об оплате проезда к месту отдыха и обратно в размере <…> руб. К заявлению были приложены документы, подтверждающие стоимость проезда, на общую сумму <…> руб. Общая сумма <…> руб. в заявлении указана ошибочно. Ответчик отказал истцу в оплате в связи с тем, что к заявлению были приложены документы о проезде на поезде по маршрутам ____ – ____ – ____ в купейном вагоне.
В соответствии со ст. 325 Трудового кодекса РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
В соответствии с абз. 8 ст. 325 Трудового кодекса РФ размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 09.02.2012 № 2-П установил, что положение части восьмой статьи 325Трудового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования обязывает работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к установлению в коллективных договорах, локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, или трудовых договорах компенсации работающим у них лицам расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации в размере, на условиях и в порядке, которые должны соответствовать целевому назначению этой компенсации.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 12.06.2008 № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей» расходы, подлежащие компенсации, включают в себя оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника учреждения и обратно к месту постоянного жительства в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда.
В соответствии с п. 7 Порядка оплаты стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа лицам, проживающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, являющимся работниками учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования городского округа «Инта», утвержденного Решением Совета МО городского округа «Инта» от 30.04.2013 № II-22/15, компенсация стоимости проезда в отпуск назначается и выплачивается исходя из фактической стоимости проезда, но не выше стоимости проезда железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорых фирменных поездов.
Таким образом, суд признает право истца на оплату стоимости проезда в отпуск и обратно в 2013 г. в размере стоимости проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда. Требования истца о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере <…> руб. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 — 198 ГПК РФ, суд
Решил:
Взыскать с ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная» в пользу Чернецова А.Р. компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере <…> руб., компенсацию за несвоевременную выплату указанной суммы в размере за период с __.__.__ по __.__.__ включительно в размере <…> руб., индексацию указанной суммы по состоянию на __.__.__ в размере <…> руб., компенсацию морального вреда в размере <…> руб.

Взыскать с ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная» государственную пошлину в доход бюджета МО ГО «Инта» в размере <…> руб.
На решение может быть подана апелляционная в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Тема в комментариях к прошлому посту вызвала интерес, поэтому решил вынести ее в отдельный пост.
Как всем известно, работникам ОАО «РЖД» дается право бесплатного проезда по личным надобностям в купейном вагоне дальнего следования. Право распространяется также на находящихся на иждивении работников детей в возрасте до 18 лет — но, если мне не изменяет память, есть ограничение — детей в таком случае должно быть не более двух. Пассажир-работник ОАО «РЖД» имеет право совершить одну остановку в пути следования на пути «туда» и одну — на пути «обратно».
Также работник компании имеет право бесплатного проезда в пригородных поездах на расстояние до 200 км (а на участках, где отсутствует пригородное сообщение — в общем, а при его отсутствии плацкартном, вагоне поездов дальнего следования всех категорий).
Это выдержка из п.4.2.3 Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2014 — 2016 годы.
С пригородными поездами вроде бы все понятно, а вот с поездами дальнего следования — не совсем.
Билет по личным надобностям приобретается по разовому транспортному требованию формы 6 («разовое» подразумевает, что оно выдается раз в год). Вот как оно выглядит (это мое, закомпостированное-перекомпостированное):

Каждое приобретение билета по требованию кассир отражает штампиком в требовании, и снимает компостер, если билет был сдан (а сдавал я билет ради поездки в Томск, сперва непредполагавшейся, поэтому с Красноярска мне нужно было выехать позже, чем планировалось изначально. Билеты Красноярск — Томск приобретались уже за свой счет, причем обратные подгадал так, что проехал с Тайги до Усолья-Сибирского на одной полке по двум билетам — до Красноярска за свои деньги и с Красноярска по требованию).
Механизм приобретения билетов по транспортному требованию следующий. Сначала в отделе кадров предприятия берется справка для получения требования, с этой справкой работник обращается в билетное бюро, где выдается транспортное требование, и уже с ним направляется в билетную кассу железнодорожного вокзала. Понятно, что электронный билет в этом случае оформить невозможно. Да, непрерывный стаж работника для получения транспортного требования должен быть не менее 11 месяцев. Транспортное требование действует 3 месяца.
Теперь по маршрутам.
Маршрут выбирается от места работы/жительства до любой точки России (а, возможно, даже СНГ — моя коллега несколько раз по требованию ездила в Беларусь), единственное условие — он не должен быть кружным. То есть выписать требование «Москва — Анапа через станцию Екатеринбург» у вас не получится — это как раз кружный, непрямой маршрут. Но в случае отсутствия прямых поездов до места назначения можно прописать в требовании крупную станцию, на которой есть возможность осуществить пересадку. В моем случае это Красноярск, так как до Абакана прямых поездов из Читы нет. Коллеги, едущие отдыхать на курорты Черноморского побережья, выписывают требование с пересадкой в Москве — несмотря на то, что прямой поезд до Адлера из Читы есть, делать пересадку в Москве не возбраняется 🙂 Вообще правила выбора маршрута несколько непрозрачны, прописаны в каких-то ведомых только работникам билетных бюро методических указаниях и каталогах (так, в качестве пересадочной тоже не каждую станцию можно выбрать). Но, в общих чертах я думаю, понятно.
Как я уже упомянул выше, работник (да и любой пассажир вообще-то!) имеет право совершить по одной остановке на пути «туда» и «обратно» на срок не более 10 дней. Что это значит — можно, помимо станций, указанных в требовании, совершить остановку на любой станции без отклонений от маршрута. Это правило осталось еще с советских времен. В принципе, это удобно — если по ходу следования вы, к примеру, почувствовали себя нехорошо, можете сойти на крупной станции, обратиться в медучреждение, поправить здоровье и продолжить маршрут дальше не позднее чем через 10 дней. Только нужно знать одну тонкость, о которой ниже.
Я делал остановки на станции Усолье-Сибирское, что как раз лежит на плечах «Чита — Красноярск» и «Красноярск — Чита».
Правда, в этот раз не обошлось без сложностей. Раньше я мог по такому же требованию взять в кассе билеты «Чита — Усолье-Сибирское» и «Усолье-Сибирское — Красноярск», правда, помня про «правило десяти дней».
С мая этого года согласно какой-то внутренней факсограмме ОАО «ФПК», о которой в билетном бюро толком ничего не знали и не сказали, такой фокус более неосуществим. Железнодорожный билет приобретается теперь только на весь маршрут, указанный в транспортном требовании — в моем случае «Чита — Красноярск» и никак иначе. А как же право остановки? С билетом «Чита — Красноярск» я вышел на станции Усолье-Сибирское, пошел сразу в билетную кассу вокзала, где мне оформили остановку и билет до конечной станции. Не знаю, что выгадывает ОАО «ФПК» в данном случае — я сошел в Усолье, пока место до Красноярска поступило в продажу.. Может, кому-то и надо было срочно уехать и он это место занял, но ведь это не факт. Подозреваю, что мое место до Красноярска проехало пустым.
Сделано это было, наверняка, с целью «обирания» льготы — одна вроде и есть, но уже не такая «льготная»)) Дело в том, что при остановке за билет до станции назначения вы немного доплачиваете — а именно стоимость плацкарты. С работников ОАО «РЖД» ее не берут (об этом я тоже не сразу узнал), а вот работник ОАО «ФПК», как и, понятно, простой пассажир, ее доплачивает.
Что нужно знать еще, если вы собрались сделать остановку в пути следования? Перед выходом из поезда нужно забрать у проводника контрольный купон к проездному документу (отрывная часть билета, которую проводник забирает себе при проверке документов уже в купе, после отправления поезда). Сошли на станции, где решили сделать остановку — необходимо обратиться в билетную кассу не позднее 4 часов с момента прибытия поезда на эту станцию. Кассир ставит на обратной стороне билета компостер (машинным способом). Если вы не приобретаете билет до конечной станции сразу, как сошли с поезда, нужно потребовать у кассира синий бланк. В течение 10 дней вы приходите со своим прокомпостированным билетом, тем самым синим бланком, доплачиваете плацкарту (если вы работник ОАО «РЖД», то ничего не доплачиваете — это прописано в коде организации в транспортном требовании) и получаете билет до конечной станции. Все это выяснено опытным путем — особенно про это нигде не написано, поэтому, может, кому и пригодится. Да, оформить остановку в пути следования по электронному билету невозможно. Хотя вообще-то мало кто в наше время её оформляет, эту остановку, так что кассиры иногда путаются 🙂 Далее — интересный случай об этом.
Проблем на пути «туда» у меня не возникло — старший кассир усольского вокзала оформила мне билет до Красноярска, доплатил я только за постельное белье (да, хоть билет и бесплатный — за белье надо в любом случае доплачивать).
А вот «обратно» остановку оформил не без сложностей. Компостер я поставил, но желаемых мест на нужную дату до Читы не было, поэтому я решил прийти попозже. Кассир уверила меня, что места появятся, и сказала, что я могу прийти за 3 дня до отправления со старым билетом для оформления нового. Тот самый синий бланк, о котором я тогда не знал, она мне не выдала. Спустя два дня я решил, что не буду ждать хороших мест, возьму верхнее купе, пусть доплачу чуть больше (хотя доплачивать тоже не надо было, но я об этом узнал позже :). Мне назавтра надо было уезжать на Ольхон на несколько дней, хорошие места я ведь мог и пропустить, лучше было взять билет сразу. Получилось, что пришел к тому же кассиру, у которой оформил остановку. Билет получил, и со спокойной душой поехал на Ольхон.
И вот как-то утром по пути к байкальскому берегу получаю уведомление о сообщении в «Одноклассниках». Обычно я там почти не сижу, и редко кто мне в этой соцсети пишет. Странно, но это была кассир усольского вокзала, та самая, что оформила мне остановку и продала билет до Читы! Удивительно, как легко она меня нашла. А написала она о том, что возникла проблема в оформлении билета и что мне нужно подойти в кассу.
По возвращении в Усолье я сразу же пошел на вокзал. Оказалось, что синий бланк все-таки нужен, и без него в кассе не проходит отчетность. Меня бы на поезд посадили, но вот кассиру при проверке могли бы объявить замечание. Кассир забронировала мне «обычное» место в плацкарте (то есть билет оформлялся уже не по требованию — а как иначе, если остановка была оформлена неправильно), доплатив своих полторы тысячи рублей, а мой «неправильный» билет на верхнюю полку купе вернула в продажу. В принципе, я ее, как железнодорожник, понимаю, лучше исправить свою ошибку, пусть даже отдав деньги, чтобы не быть пищей для ревизоров.
Кстати, билет ведь не совсем и бесплатный — с общей стоимости проездных документов удерживается налог 13% как за «доход в нематериальной форме». Несколько лет назад этот налог государству выплачивал работодатель (но я этого уже не застал), теперь — сам работник.