Место выявления преступления

СТ 152 УПК РФ

1. Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий следователю или органу дознания, дознаватель вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий дознавателю или органу дознания. Поручения должны быть исполнены в срок не позднее 10 суток.

2. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

3. Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

4. Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

4.1. Если преступление совершено вне пределов Российской Федерации, уголовное дело расследуется по основаниям, предусмотренным статьей 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, или в соответствии со статьей 459 настоящего Кодекса по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации, либо по месту нахождения большинства свидетелей, либо по месту жительства или месту пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации, либо по месту, определенному Председателем Следственного комитета Российской Федерации, при условии, что преступление совершено иностранным гражданином или лицом без гражданства, не проживающими постоянно в Российской Федерации, и направлено против интересов Российской Федерации.

5. Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору для направления по подследственности.

6. По мотивированному постановлению руководителя вышестоящего следственного органа уголовное дело может быть передано для производства предварительного расследования в вышестоящий следственный орган с письменным уведомлением прокурора о принятом решении.

Комментарий к Статье 152 Уголовно-процессуального кодекса

1. Место производства предварительного расследования определяется территориальным признаком подследственности. С его помощью происходит распределение уголовных дел между различными органами расследования в пределах одного ведомства.

2. В соответствии с правилами территориальной подследственности предварительное расследование производится органом расследования по месту совершения преступления, т.е. тем органом, в районе деятельности которого совершено преступление.

3. В уголовно-процессуальном законодательстве не раскрывается понятие «место совершения преступления». Учитывая положения ч. 2 ст. 9 УК РФ о том, что «временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействие) независимо от времени наступления последствий», можно сделать вывод, что то место, где были окончены указанные действия (бездействия), и будет являться местом совершения преступления. Если последствия преступления наступили в другом месте, это обстоятельство по общему правилу не влияет на определение органа, который обязан вести производство по делу.

4. Территория, которую обслуживает тот или иной орган расследования, определяется спецификой их компетенции. Например, следственные органы Следственного комитета РФ по району обслуживают территорию, как правило, в границах административного района. То же относится и к органам внутренних дел. Следственные органы СК РФ по субъекту РФ соответственно действуют в пределах территории, например области, края, и вправе вести расследование уголовного дела о преступлении, совершенном в границах субъекта РФ, независимо от района совершения преступления. К подследственности следователей управления Следственного комитета РФ по субъекту РФ отнесены наиболее сложные, обладающие повышенной общественной опасностью дела, расследование которых требует высокой квалификации, значительного опыта следователей в расследовании уголовных дел.

Следователи Следственного комитета РФ и соответствующих следственных органов федеральных органов исполнительной власти, имеющих следственные подразделения, расследуют преступления вне зависимости от места их совершения.

5. Преступные действия могут выполняться в разных местах, например в разных районах, поэтому ч. 2 ст. 152 УПК содержит указание о том, что расследовать данное дело будет орган, в районе деятельности которого совершены последние из преступных действий.

6. При совершении преступлений в разных местах руководитель следственного органа определяет орган, который будет вести производство по делу. Такое решение должен принимать вышестоящий руководитель следственного органа (например, руководитель следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ, если преступления совершены в разных районах в пределах одной области). Кроме того, руководитель следственного органа может поручить расследование преступления тому органу, на территории действия которого совершено наиболее тяжкое из преступлений. Вышестоящий руководитель следственного органа вправе передать дело в вышестоящий следственный орган, при этом уведомив прокурора о принятом решении.

7. Если место совершения преступления неизвестно, уголовное дело возбуждает руководитель следственного органа (следователь) того района, города, на территории (либо объекте) которого обнаружены достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

8. Подследственность уголовного дела может определяться и исходя из целесообразности. Так, в соответствии с п. 4 ст. 152 УПК расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей для обеспечения полноты, объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков.

9. Нередко на момент возбуждения уголовного дела невозможно правильно определить подследственность уголовного дела. После уточнения данного вопроса в ходе расследования передача дела производится дознавателем через прокурора, а следователем — через руководителя следственного органа тому субъекту, которому оно подследственно. При этом орган расследования, возбудивший уголовное дело, которое фактически ему не было подследственно, обязан в соответствии с ч. 5 ст. 152 Уголовно-процессуального кодекса РФ перед передачей дела выполнить по нему неотложные следственные действия.

10. В случаях обнаружения признаков преступления, место совершения которого неизвестно, а также при отдаленности или отсутствии специализированных органов расследования (военных следственных органов, например) в месте совершения преступления производство неотложных следственных действий надлежит организовывать тому субъекту, который получил сообщение о преступлении. Впоследствии уголовное дело подлежит передаче по подследственности в соответствии с общими правилами.

11. При необходимости выполнить следственные и разыскные действия не по месту производства расследования, т.е. в другом районе, следователь <1> правомочен поступать двояко — или лично выполнять необходимые следственные действия, прибыв в соответствующую местность, или поручить выполнение этих действий следователю или органу дознания по месту выполнения следственных и разыскных действий. В последнем случае он направляет полномочному органу поручение о производстве отдельных следственных действий (называемое практическими работниками «отдельное поручение»). В отдельном поручении излагаются установленные обстоятельства дела в той степени подробности, которая необходима для качественного исполнения поручения органом, которому оно направляется. В описательной части поручения также необходимо указать, какие обстоятельства подлежат выяснению. В резолютивной части указывается, что конкретно необходимо установить, какие действия для этого следует выполнить, в какой последовательности и к какому сроку, какое содержание каждого из них (например, по каким вопросам допросить свидетеля). В отдельном поручении указываются приложения, т.е. материалы уголовного дела, направляемые в оригинале или в копиях для обеспечения исполнения поручения. В частности, к отдельному поручению должны быть приложены постановления и другие акты, если требуемое действие без них выполнить невозможно. Для выполнения ряда действий необходимо, например, постановление суда. Поэтому следователь перед направлением отдельного поручения обязан их получить и приложить к отдельному поручению соответствующие документы (постановления и т.п.). Отдельное поручение подлежит исполнению в срок до 10 суток с момента его поступления в соответствующий орган <2>. Продлению данный срок не подлежит. Направление подобных поручений в другое государство регулируется положениями ст. ст. 453, 454 УПК РФ, а также международными правовыми нормами.
———————————
<1> В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 53-ФЗ изменена редакция ч. 1 ст. 152 УПК РФ. В частности, не только следователь, но и дознаватель вправе направить поручение о производстве следственных и разыскных действий дознавателю или органу дознания // РГ. 2013. 10 апр.

<2> По поводу обеспечения своевременного исполнения поручений следователя о производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий на других территориях см.: п. 1.14 Приказа Председателя Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 2 «Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации» // http://www.sledcom.ru (дата обращения: 11.06.2015).

12. Нормами ст. 152 УПК РФ регулируется подследственность уголовных дел о преступлениях, совершенных вне пределов Российской Федерации. В связи с этим базовыми являются положения ст. 12 УК РФ, предусматривающие особенности уголовной ответственности за деяния, совершенные за пределами Российской Федерации. Так, по Уголовному кодексу РФ подлежат ответственности:

— граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых УК РФ, при отсутствии решения суда иностранного государства за данное преступление;

— военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

— иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Подследственность уголовных дел в названных случаях исходя из правил территориальной подследственности определяется следующим образом: если преступление совершено вне пределов Российской Федерации, производство по уголовному делу о таком преступлении в соответствии с ч. 4.1 ст. 152 УПК РФ осуществляет соответствующий орган расследования по месту жительства или месту пребывания потерпевшего в Российской Федерации, либо по месту нахождения большинства свидетелей, либо по месту жительства или месту пребывания обвиняемого в Российской Федерации, если потерпевший проживает или пребывает вне пределов Российской Федерации.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 434.13 ББК 67.311

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД

РАМИЛЬ РИНАТОВИЧ ХАСАНОВ,

соискатель Казанского юридического института МВД России Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс E-mail: pravo.za@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Исследуются проблемы определения территориальной подследственности в практической деятельности ОВД и предлагаются их пути решения. Автор высказывается за увеличение ведомственного контроля и прокурорского надзора при принятии решения о передаче материала проверки сообщения о преступлении по подследственности.

Ключевые слова: территориальная подследственность, проверка сообщений о преступлении, процессуальный срок проверки сообщений о преступлении, прокурорский надзор.

В соответствии с ч. 1 ст. 145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении следователь (дознаватель) вправе принять решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела и о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения — в суд. Общие правила определения подследственности определены в ст. 150—152 УПК.

Основанием для направления материалов проверки сообщения о преступлении и уголовного дела в соответствии с правилами территориальной подследственности является установление места совершения преступления (места окончания преступления, места совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них и др.), на которое юрисдикция должностного лица или органа, в производстве которого находится материал проверки или уголовное дело, не распространяется. В такой ситуации следователь (дознаватель) вынужден принять процессуальное решение и направить его по терри-

ториальности в иное подразделение органов предварительного расследования. В ином случае, если по материалу проверки или уголовному делу процессуальная деятельность будет продолжена, доказательства на последующих этапах производства по уголовному делу могут быть признаны недопустимыми.

В УПК невозможно предусмотреть все возможные правила определения подследственности. В юридической литературе неоднократно обращалось внимание на неурегулированность отдельных вопросов территориальной подследственности в УПК. Так, в следственно-судебной практике следственных подразделений ОВД имеют место случаи, когда определить, где совершено (окончено) преступление на первоначальном этапе расследования бывает весьма сложно или практически невозможно, например, хищение груза в пути следования поезда, когда преступление обнаруживается на станции получателя . Аналогичный случай имел место в следственно-судебной практике, когда сотрудниками правоохранительных органов обнаружен труп

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

с признаками насильственном смерти и имеются основания полагать, что труп был доставлен на место его обнаружения из другого административного района, обслуживаемого сотрудниками другого ОВД. В практике следственных органов ОВД расследованием подобных дел занимаются подразделения, компетенция которых распространяется на территорию, где было обнаружено преступление.

Нам представляется целесообразным в УПК РФ предусмотреть в ст. 152 УПК новую ч. 31 следующего содержания: «В случаях, когда место совершения деяния, содержащего признаки преступления, или место его окончания не установлено, то предварительное расследование осуществляется по месту обнаружения последствий этого деяния либо следов его совершения, в зависимости от того, что было установлено».

По нашему мнению, подобная норма позволит разрешить споры о подследственности в случаях, когда достоверной информации о преступлении на первоначальном этапе расследования еще не получено.

Рассматривая проблему определения территориальной подследственности, укажем, что в УПК РФ предусмотрен единообразный порядок производства по материалам проверки и по уголовным делам за редким исключением (ч. 2 ст. 100 УПК, ч. 11 ст. 108 УПК и др).

Процессуальный срок проверки сообщений о преступлениях вне зависимости от их квалификации составляет 3 суток с возможностью продления до 10 суток, в исключительных случаях до 30 суток. Законом не предусмотрена возможность продления указанных процессуальных сроков. Отметим, что проверка сообщения о преступлении имеет определенную границу (30 суток) после которой следователь (дознаватель) обязаны принять одно из предусмотренных процессуальных решений.

А как быть в случаях, если проверка сообщения о преступлении не закончена, а интересующая следователя (дознавателя) информация не получена по независящим от него обстоятельствам (например, не поступил ответ на запрос из сотовой компании, банка и других учреждений и организаций). По нашему мнению, возбуждать уголовное дело без наличия к тому оснований незаконно. Поэтому в целях защиты прав и законных интересов участников процесса следователи (дознаватели) иногда принимают

вынужденное процессуальное решение о передаче материала проверки по подследственности, осознавая тот факт, что этот материал к нему вернется, но при этом требования УПК о процессуальных сроках будут соблюдены. Следователи (дознаватели) рассчитывают на то, что ко времени возвращения материала проверки сообщения о преступлении запрос, направленный в ту или иную организацию, вернется, а по материалу проверки возникнут основания для принятия законного и обоснованного решения. Подчеркнем, что подобный тактический прием следует рассматривать как незаконное средство продления сроков по материалам проверки.

Дознаватели, следователи направляют материалы проверки по подследственности на территорию другого подразделения по заведомо надуманным основаниям. При передаче материала проверки по подследственности дознаватель, следователь экономит до 10 суток, а если и этого срока не хватает и ответ еще не поступил, он вновь направляет материал по другим основаниям в другое территориальное подразделение и так до бесконечности. В среде практических работников существует мнение, что «плох тот следователь, который не может придумать оснований для передачи материала по подследственности».

Мы осознаем, что решение указанной проблемы негативно сказывается на соблюдении сроков проверки материалов в территориальных правоохранительных органах, но, убеждены, что подобную практику следует искоренить в целях соблюдения законности на этапе проверки сообщения о преступлении.

Во-первых, следует усилить ведомственный контроль и прокурорский надзор за процессуальными решениями дознавателей, следователей о направлении материалов по подследственности. При выявлении необоснованных и незаконных процессуальных решений дознавателей, следователей ОВД следует отменять принятые решения и возвращать их для принятия решения по-существу. Проблемным следует считать то, что дознаватель, следователь не обязаны направлять прокурору постановление о направлении уголовного дела по подследственности, а руководить следственного органа зачастую сам заинтересован в процессуальном решении о направлении материалов по подследственности.

Кроме того, применительно к деятельности следователя у прокурора отсутствует возможность

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

отменить незаконное и необоснованное решение следователя о направлении материала проверки по подследственности.

Поэтому целесообразно в ст. 145 УПК предусмотреть ч. 4 следующего содержания: «Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, органа дознания о передаче сообщения по подследственности незамедлительно направляется прокурору. Признав постановление органа дознания, дознавателя о передаче сообщения по подследственности незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя о передаче сообщения по подследственности незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление о направлении уголовного дела по подследственности, о чем выносит мотивированное постановление, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа».

Во-вторых, следует обратить внимание, что в судебных органах практически отсутствуют злоупотребления по вопросам направления уголовных дел по подсудности . По нашему мнению, это связано с положениями ст. 36 УПК, где сказано, что споры о подсудности между судами не допускаются. Любое уголовное дело, переданное из одного суда в другой в порядке, установленном ст. 34 и 35 УПК, подлежит безусловному принятию к производству тем судом, которому оно передано. Мы рекомендуем законодательно ограничить возможность передачи дознавателями, следователями материалов проверки и уголовных дел по подследственности. Например, в случаях, если постановление следователя о передаче материала проверки по подследственности было отменено как незаконное и необоснованное, то следователю, дознавателю следует запретить вновь выносить подобное постановление по тому же основанию. К сожалению, полностью разрешить споры о подследственности на этапе проверки сообщений о преступлении невозможно, поскольку это связано с недостаточным ко-

личеством информации, которая имеется на первоначальном этапе в распоряжении дознавателя, следователя. Получив необходимую информацию, они вправе принять законное, обоснованное и мотивированное решение о передаче материалов проверки по подследственности. В случаях с определением подсудности уголовных дел подобных проблем возникнуть не должно, поскольку обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу уже установлены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-третьих, в целях предупреждения подобных нарушений уголовно-процессуального закона предлагаем увеличить сроки проверки сообщений о преступлении, но только в тех случаях, когда дознаватель, следователь ожидают информацию на запросы из организаций, учреждений, а она необходима для принятия законного и обоснованного решения по материалам проверки. Мы понимаем, что предложенное нами решение будет подвергнуто критике ученых, но это решение является вынужденным. Предлагая подобную меру, мы заботимся о защите прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве. По нашему мнению, контроль за увеличением сроков материалов проверки следует оставить за руководителем следственного органа и прокурором в целях пресечения фактов злоупотребления этим правом.

Литература

1. Седельников П.В. Предварительное расследование. Общие условия предварительного расследования: методическая разработка. Омск: Омская академия МВД России, 2006. 58 с.

2. ХайдаровА.А. Проблемные вопросы заявления сторонами ходатайств и их рассмотрение в ходе судебного следствия // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 3. С. 243—246.