Международные украинские права

Сегодня Интернет буквально пестрит предложениями по оформлению неких «Международных водительских прав”, причем прямо онлайн. Якобы, они позволяют водить авто заграницей. И оформление этих прав с доставкой по почте обойдется в каких-то 50 … 350 долларов (зависит от жадности фирмы). Часто это даже не международные права, а не имеющая юридической силы брошюрка от организации, называющей себя International Automobile Association. Для всех, кому актуальна эта тема и просто интересующихся, я приготовил статью. В ней я подробно разберу следующие аспекты: что такое МВУ, зачем они нужны и нужны-ли вообще гражданам Украины Как самостоятельно оформить международные права официально, и не поиметь проблем с законом (как некоторые наши сограждане, которые пользовались правами этих самых «контор”).

Я проведу небольшой эксперимент и попытаюсь самостоятельно получить эти документы в маленькой районном центре, областном центре и столице Украины!

Что такое международное водительское удостоверение?

Международные права представляют собой книжицу серого цвета формата А6 и размером 148х105 миллиметров. Внутри страницы белого цвета, на которых нанесена информация из национального водительского удостоверения на шести языках – украинском, русском, английском, испанском, немецком и французском. Фактически, это официальный перевод информации из ваших прав. Сами по себе они недействительны, только в «коллекции” с национальными правами.

Для чего нужны международные водительские права?

Перед тем, как начать оформление международного водительского удостоверения (далее – МВУ), стоит понять, действительно ли вам оно так необходимо. Для начала – забудьте ту ахинею, которую несут мошенники на своих псевдо-официальных сайтах и на сайтах фирм.

Для чего нужны МВУ? Для использования за рубежом, в странах, которые подписали Венскую конвенцию о дорожном движении. Однако стоит принять во внимание следующее: в Украине уже около 8 лет, а в России – около года выдаются только новые водительские права, международного образца в соответствии с этой Конвенцией. И они могут свободно использоваться почти по всему миру (уж в ЕС это точно). Определить, национальные права какого образца украинцу достаточно просто – старые в виде книжицы, новые – пластиковой карточки. По Евросоюзу спокойно можно передвигаться с пластиком.

Как показывает опыт путешественников, и по всему остальному миру тоже. К примеру, Алексей Лапшин побывал уже в более 100 странах, и почти везде брал авто на прокат. МВУ у него нет, обычный израильский пластик.

Вопрос получения МВУ остро стоял для россиян до 2011 года, когда их ГАИ продолжало выдавать книжечки на русском языке, которые во всех других странах вызывали удивление. Да и сейчас права выдаются достаточно оригинальные, не похожие на европейские. Однако иногда они «прокатывают”, по опыту туристов. Даже чаще, чем иногда. А вот национальные права в Украине отлично проходят в странах Венской конвенции.

На практике, единственное их применение – авто прокат. Некоторые прокатные конторы отказываются выдавать без международных водительских прав авто. Получать МВУ или нет? Здесь каждый решает для себя сам. Я лично считаю это пустой тратой времени. Стоит понимать следующее: если ваши права выданы страной, подписавшей Венскую конвенцию, то во всех странах, которые присоединились к ней, ваши национальные документы на управление авто будут действительны без наличия МВУ.

Австрия Кения Сейшелы
Азербайджан Киргизия Сенегал
Албания Китай Сербия
Армения Конго Словакия
Багамы Корея Словения
Бахрейн Коста-Рика Таджикистан
Беларусь Кот-д`Ивуар Таиланд
Бельгия Куба Тунис
Болгария Кувейт Туркменистан
Босния и Герцеговина Латвия Узбекистан
Бразилия Литва Украина
Ватикан Люксембург Уругвай
Великобритания Македония Филиппины
Венгрия Морокко Финляндия
Венесуэла Мексика Франция
Гайана Молдова Хорватия
Гана Монако ЦАР
Германия Монголия Черногория
Греция Нигер Чехия
Грузия Нидерланды Чили
Дания Норвегия Швейцария
Зимбабве ОАЭ Швеция
Израиль Пакистан Эквадор
Индонезия Перу Эстония
Иран Польша ЮАР
Испания Португалия
Италия Россия
Казахстан Румыния

Национальные права

Итак, согласно Венской конвенции о Дорожном движении от 1968 г. страны-участницы признают национальные водительские удостоверения друг друга. Но Дополнения к Конвенции от 29.03.2011 г. (Приложение 6) оговаривают, что национальные права должны содержать определенную информацию, в том числе – и дату окончания их действия. Данную графу 4b в украинских национальных правах стали заполнять с 2011 года, соответственно, выданные после этого года наши удостоверения действительны в странах-участницах Венской конвенции.

В обычных украинских правах образца 2011 г. соблюдены все условия действующей редакции Венской конвенции, в т.ч. дублирование надписей латиницей и дата окончания действия прав

То есть, если у вас украинские права с указанной конечной датой действия (выданные после марта 2011 года и неважно, на какой срок), то с ними спокойно можно ездить в Европе и еще в полусотне стран мира. И международное водительское удостоверение иметь при себе необязательно (почему все-таки не стоит сбрасывать его со счетов полностью, мы поговорим ниже). Но может оказаться, что ваши дороги ведут по территории стран, не признавших венские соглашения от 1968 года…

Почему не нужно получать МВУ онлайн?

Помните, в статье про получение загранпаспорта и шенгенской визы я писал о мошенниках, сайтах «якобы” государственных контор? Вот и тут нашлись всякие умники. Которые действуют по нескольким схемам:

  • Вам будет выдано фальшивое МВУ – и с ним вы попадете в полицию. Прецеденты были, «юзаем” новости.
  • Вам выдадут псевдо-МВУ. Выданные какой-то организацией и не имеющие юридической силы. У вас будет никому ненужная бумажка, которую проще самому распечатать на принтере. Опять-таки, «совать” ее под нос полиции не рекомендуется. Будут ваши IAA и другие «громкие” названия лишь фигурировать в деле о подделке документов.
  • Вы получите настоящее международное водительское удостоверение, выданное в США. Получите его втридорога.
  • Вам оформят настоящие МВУ Украины, взяв лишние 100 баксов за то, что.. Да ни за что, просто так =)

Поэтому, если вы уже и посчитали, что вам нужны эти документы, рекомендую оформить его самостоятельно, ничего сложного в этом нет.

Как сделать международные водительские права самостоятельно?

Получение МВУ в Украине возможно. Эта процедура четко регламентируется законом. К сожалению, информации о ней слишком мало, чем и пользуются мошенники. Итак, международное удостоверение водителя выдается Центром предоставления услуг, связанных с автотранспортными средствами. Его срок службы составляет 3 года (но не дольше, чем срок службы национального удостоверения). Выдача МВУ в Украине происходит на основании национальных водительских прав, по желанию водителя. Повторной сдачи экзаменов или прохождения медкомиссии не требуется. Сами права не забираются. Вы должны отправиться в МРЭО, где предоставить следующие документы:

  1. Заполненное заявление на оформление\обмен МВУ (скачать бланк)
  2. Ксерокопия национального удостоверения водителя
  3. Оригинал национальных водительских прав (возвращается после сверки с ксерокопией)
  4. Фотографию размером 3,5х4,5 см на матовой бумаге

Во время оформления документов вас проверят на наличие в базе розыска, удостоверение – на подделку. Оригинал удостоверения вернут, а на бланке оставят запись о том, принято заявление или нет. Отказать могут на основании следующих причин:

  • Лишение права на управление транспортным средством
  • Нахождение в розыске
  • Водительское удостоверение в розыске
  • Подделанное водительское удостоверение
  • Окончание срока действия национального водительского удостоверение на момент выдачи МВУ
  • Несоответствие персональных данных в заявлении настоящим

После приема документов вам обязаны изготовить международные водительские права в течении 5 рабочих дней. О его получении вы должны будете расписаться в книге учета. В случае повреждения международного удостоверения его заменяют на новое, в случае утери – выдают новое с пометкой «Дубликат”. Но все ли так просто, как кажется? Давайте проверим.

Пройдите социологический опрос!

Срок действия национальных водительских прав в России ограничен максимально разрешенным сроком пребывания иностранца в РФ. Передвигаться по российским дорогам украинцы могут беспрепятственно столько, сколько разрешено миграционными законами РФ: 90 суток (считая день въезда). Таким образом, водительское удостоверение Украины без срока действия на территории РФ в 2019 году действующим бессрочно не считается.

Раньше, согласно постановление № 1396″ Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений”, для уехавших на ПМЖ через 60 дней после получения желанного разрешения на временное проживание (или даты въезда, если РВП получено в зарубежном консульстве РФ) права на вождение переставали действовать. Их требовалось обязательно менять на российские.

Но в настоящее время ( Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. N 1097) это постановление (№1396) утратило силу и теперь такого требования быть не должно. Но Верховный Суд РФ видимо считает иначе и судя по его постановлению от 27 декабря 2019 г. N 38-АД18-8 менять права все-таки нужно. Поэтому, после получения гражданства РФ, чтобы избежать в дальнейшем проблем с ГИБДД, лучше все таки сразу позаботиться о замене своих иностранных прав на российские.

Замена происходит по упрощенной схеме – без экзаменов. Прежний документ возвращается владельцу.

Нужен ли перевод украинских прав в России

Многообразие форм и видов водительских документов порождает массу вопросов о том, в каких случаях и нужен ли перевод украинских водительских прав в России? Не всегда и не во всех ситуациях. Когда удостоверение не соответствует международным нормам, оно должно подкрепляться нотариально заверенным переводом.

Другими словами, если все надписи в документе только на украинском, необходимо ехать к нотариусу. Если же они продублированы на русском или латинице, перевод не нужен.

Можно ли работать в России

Перед поездкой в Россию многие украинцы выясняют, можно ли работать водителем в России с украинскими правами. Только нелегально. Последние изменения в законе о безопасности движения запрещают профессиональным водителям с национальными удостоверениями других стран работать в РФ.

Чтобы было понятнее: ответ на вопрос, можно ли работать в РФ шофером с украинским водительским удостоверением, – нет. Управлять личным автомобилем можно, но работать – увы.

Стоит отметить, что в ПДД двух стран имеются отличия. Поэтому чтобы не зарабатывать штрафы, нужно ознакомиться с российскими Правилами. Также нужно учитывать, что находящимся в РФ украинским гражданам замена удостоверений на российские или выдача документов взамен утраченных национальных не предусмотрена.

Водительские права Украина срок действия

Любые водительские удостоверения (как «ламинированное», так и советского образца или новый «пластик») действительны на территории Украины и являются действующими документами. Но если вы хотите поехать за границу, надо получить пластиковое удостоверение европейского образца. Евросоюз требует, чтобы водительские удостоверения имели свой срок действия. А срок действия водительских прав Украина 2019 есть только на нынешнем «пластике».

Первое водительское удостоверение теперь выдается временно (оно действительно в течение 2 лет). Если начинающий водитель не будет иметь 3 и более протоколов в сфере безопасности дорожного движения, то он имеет право обменять его на постоянное даже без сдачи экзамена. Если же таких нарушений будет 3 и больше, то придется снова сдавать теоретический и практический экзамены. «Старые» образцы срока действия не имеют, а новый пластик сейчас выдают на 30 лет.

При замене бланка водительского удостоверения со старого на новый учиться в автошколе и сдавать экзамены заново не потребуется. А вот если начинающий водитель в течение двухлетнего срока был лишен водительского удостоверения, то придется снова пройти обучение в автошколе.

Как быстро получить водительские права?

Главный сервисный центр МВД ввел новую систему, по которой вопросы во время экзамена программа выбирает в произвольном порядке. Сами вопросы были существенно изменены и теперь их насчитывается свыше 2000. Целью таких изменений является побудить граждан и автошколы подготавливать учеников в соответствии с правилами дорожного движения, а не изучать билеты на механическом уровне.

Также вопрос были сгруппированы по категориям транспортных средств. То есть, если вы сдаете экзамен на категорию «А» и вы планируете управлять в дальнейшем двухколесным транспортным средством, то вряд ли вам в жизни пригодится информация «Как правильно сцеплять состав транспортных средств в составе грузовика и прицепа». Поэтому это было сделано и для того, чтобы исключить вопросы, есть бесполезными в дальнейшей жизни водителя.

Как получить водительские права в Украине сейчас? Главной новеллой авторов реформы является переход к электронным средствам сдачи экзаменов. Экзамен, как и раньше, длится 20 минут, состоит из 20 вопросов и ошибиться можно только дважды. Но представители автошкол, которые уже протестировали со своими учениками новую систему, говорят, что группировка по категориям не всегда срабатывае�� и часто в категории «легковой автомобиль» попадают вопросы о грузовиках и тому подобное.

В ГСЦ МВД отмечают, что система будет доработана. В центре уже получили более 800 профессиональных предложений и замечаний. В дальнейшем планируется выложить перечень всех вопросов на сайте и учесть все предложения от граждан и специалистов.

Сейчас пройти тестирование можно в онлайн-режиме на сайте Главного сервисного центра МВД: http://pdr.hsc.gov.ua/test-pdd/uk/

Восстановление водительских прав Украина в 2020 (либо их замена).

Сейчас наши граждане ездят в Европу и со старыми пластиковыми удостоверениями, в которых продублирована информация латиницей. К ним обычно не возникает никаких вопросов, т.к. там нанесена вся необходимая информация, чтобы идентифицировать личность. Обычно люди сталкиваются с проблемами, когда это старое удостоверение без информации, нанесенной латиницей.

Есть и международные водительские удостоверения, но они не так хорошо выглядят, как наши украинские. Это обычная картонная книжечка, в которую вклеивается фотография. Они нужны для ограниченного числа стран, где действуют вместе с национальным водительским удостоверением. Они не потребуют от вас каких дополнительных экзаменов, для этого нужно лишь водительское удостоверение, фотография и желание.

Чтобы обновить ваши «старые» права, необходимо обратиться в любой из ближайших сервис-центров МВД. Заграничный паспорт при замене водительского удостоверения иметь не обязательно. Он нужен для того, чтобы при заполнении персональных данных водителя в имени и фамилии не появилось досадных разногласий. Иметь на руках экзаменационную карту ​​тоже необязательно, хотя в нее и вносят сведения о замене документа, а также его серии и номера.

Восстановление водительских прав Украина производится так же, как и ранее. В случае утери (изъятия) прав за рубежом для их выдачи заново действуют общие основания. По возвращению в Украину вам нужно будет обратиться в сервис-центр. Экзамены снова проходить не потребуется. Не нужно будет и подавать объявления в газету об утере документа, а также приносить об этом справки, как этого требовали раньше. Равно как и брать справки из бюро находок.

Если удостоверение изымалось правоохранительными или другими органами — эта информация уже есть в базе данных и ее обязательно проверят перед выдачей дубликата. Однако оформлять медицинскую справку и доказывать, что ваше состояние здоровья позволяет управлять ТС, предоставлять нужно обязательно. После подачи всех документов и проверки данных вам выдадут дубликат водительских прав Украина. Он практически ничем не будет отличаться от оригинала, разве пометкой в ​​отметках, что это именно дубликат.

Не только за рулем

Особенно поговорим о том, что международное удостоверение водителя может пригодиться не только за рулем. Даже в тех странах, где на дороге признают национальные украинские права, документ IDP могут попросить при осуществлении некоторых юридически значимых действий: получение автомобиля в прокат, наступления страхового случая и т.п. Поэтому если заграничная поездка планируется заблаговременно, нужно заранее поинтересоваться условиями страховой компании и выяснить необходимые детали в прокатной конторе. Также в некоторых странах международное удостоверение может послужить удостоверением личности – например, если вам не захочется повсюду носить с собой паспорт.

При наличии международного водительского удостоверения с такими правами можно ездить и за границей, ведь они действительны в Украине, а в IDP является их перевод на иностранные языки и срок действия

Как получить международные права

Получить международное водительское удостоверение в Украине в настоящее время несложно, начиная с 2017 г это можно сделать в любом сервисном центре МВД. Для получения нужны гражданский и заграничный паспорта водителя, ИНН, матовое фото 3,5х4,5 см и национальные права. Стоимость оформления составляет от 8,16 до 34,16 грн. Медицинская справка (форма 083/о) понадобится только если вы одновременно захотите поменять национальные права на современные.

Рекомендация «Авто24”

Как показывает опыт некоторых журналистов «Авто24”, полмира можно объездить без проблем с советскими правами образца 1986 года – главное, вести себя адекватно и не нарушать ПДД. В развитых странах полиция не останавливает автомобили, если водитель придерживается закона. Но мы не можем рекомендовать такой вариант путешествий всем читателям.

Лучше иметь при себе национальные права образца 2011 года, и дополнительно к ним – международное удостоверение водителя IDP (если страна, где вы гостите, не подписала Венской конвенции). Также примите во внимание вашу запланированную активность в стране пребывания: одно дело – просто ехать за рулем, другое – обращаться по разным делам в разные конторы и официальные учреждения.

Официальная информация

Ну и немного официальной информации, которая уже по традиции начинает все чаще сопровождать мои статьи информационного характера. Ниже приведена официальная информация о МВУ в Украине, их получении в ГАИ с ссылками на законы и т.п.

Официальная информация о международном водительском удостоверении в Украине

Итак, утверждают, что для получения МВУ в Украине достаточно обратиться в любое ГАИ. Обращаюсь, и получаю ответ, который, если быть кратким, звучит примерно так: мы рады выдать вам МВУ прямо здесь и сейчас, но… у нас нет бланков. Обращайтесь непосредственно в Киев. Стоит отметить, что эксперимент проводился не в самом крупном городе. В ближайшее время я попробую повторить его в Запорожье и Киеве. Возможно где-то там мне и выдадут международные права?

Вывод

На самом деле, получить международные водительские права в Украине можно, но это сложно. Сложно потому что процедура существует лишь на бумаге, а в связи с правами международного образца, которые выдаются всем нынче, никто и не собирается тратить деньги на лишнюю бумажонку.

Категории водительских прав

Если у вас имеется желание открыть в дальнейшем дополнительную категорию, то вам придется пройти только практический экзамен, если желаемая категория ниже по рангу от той, которую уже имеете. Но вам не избежать экзаменов по теории и практике, если потребуется категория выше той, что уже открыта.

Ныне произошли существенные изменения в классификации каждой категории водительских прав в Украине, так как целью наших управленцев является гармонизировать украинское законодательство в соответствии с европейским.

Произошло расширение количества категорий по видам транспорта, особенно это касаетесь категории вида «А» (мотоциклы). Если сейчас у нас существуют категории «А» и «А1», то (согласно европейской директивы) должны быть категории «АМ», «А1», «А2» и «А». То есть «А» — это уже мотоцикл с большим объемом и мощностью двигателя. Подобные изменения будут производиться и с остальными категориями.

Несмотря на некоторую запутанность, новые категории имеют свою определенную систему, поэтому заучить их нетрудно. Хотя водители и утверждают, что происходящие дополнения в категории вовсе не нужны, но вскоре эта проблема станет вполне актуальной для каждого из владельцев прав или ТС.

Сейчас имеют водительские права Украина категории, которые касаются 4 типов транспорта:

  • «А» (мотороллеров и мотоциклов);
  • «В» (легковушек и прочих ТС на их базе);
  • «С» (грузовиков);
  • «D» (автобусов).

Имеющиеся категории водительских прав Украина подразумевают следующие виды ТС:

  • «А1» — мопеды/мотороллеры и прочие двух/трехколесные ТС с объемом до 50 см³ (либо электромоторами до 4 кВт).
  • «А» — двух/трехколесные ТС (в т.ч. имеющие боковой прицеп) с объемом свыше 50 см³ (или электромоторами в 4 и более кВт).
  • «В1» — квадроциклы/трициклы, мотоколяски и прочие трех/четырехколесные ТС с массой до 400 кг.
  • «В» — любые ТС (пассажирские/грузопассажирские легковушки, легкие грузовики и т.п.) с массой не выше 3,5 тонн и имеющими не более 8 мест для сидения (без учета водительского).
  • «С1» — грузоперевозки на ТС с массой от 3,5 до 7,5 тонн.
  • «С» — грузоперевозки на ТС с массой от 7,5 тонн.
  • «D1» — пассажироперевозки на автобусах с местами для сидения не более 16 (без учета водительского).
  • «D» — пассажироперевозки на автобусах с местами для сидения свыше 16.
  • «Т» — пассажироперевозки на трамваях/троллейбусах

Водительские права категории «ВЕ», «С1Е», «СЕ», «D1E», «DE» позволяют управление тягачами с прицепами свыше 0,75 тонны. Если же вам необходимо будет управлять автопоездами (или тягачами) с прицепами менее 0,75 тонны, то подкатегории, имеющие индекс «Е», не пригодятся.

Так выглядит новый бланк водительского удостоверения, который уже выдается в подразделениях ГИБДД.

Такое официальное разъяснение дали в Госавтоинспекции МВД России. Напомним, что сыр-бор поднялся после публикации в прессе сообщения, в котором говорилось, что водителям в столице стали выдавать нелегитимные права. Мол, они не соответствуют международной Конвенции. А также что в скором времени такие права будут выдавать и в регионах.

По непонятной причине журналисты решили, что новый бланк противоречит Конвенции. Кроме того, они сообщили, что водителей с такими правами будет «принимать» каждый гаишник и оформлять протокол о возможном управлении машиной с поддельными правами. При этом забрав машину на штрафстоянку и задержав водителя.

Действительно, в Конвенции говорится, что «на передней стороне удостоверения наносятся слова «Водительское удостоверение» на национальном языке (национальных языках) страны, в которой выдано удостоверение, а также название и/или отличительный знак страны, выдавшей удостоверение». В новом бланке название документа указано на трех языках: на русском, французском и английском. Кроме того, отличительный знак также присутствует.

Нынешний бланк, в его новом виде с переводом названия на два языка, был принят комиссией и утвержден начальником Госавтоинспекции МВД России

Однако, как пояснили в Госавтоинспекции, согласно пункту 6 Конвенции все записи, вносимые в удостоверение, должны выполняться буквами латинского алфавита. В случае использования других букв эти записи должны транслитерироваться буквами латинского алфавита. При этом ее положения не содержат каких-либо запретов или ограничений на сопровождение названия «Водительское удостоверение» на различных языках. Конвенция — демократичный документ. Шрифт и места, отведенные для внесения записей, должны определяться национальным законодательством, говорится в нем.

Если бы на документе не было наименования на русском языке, тогда бы он был нелегитимен. Однако это требование Конвенции соблюдено. А то, что эта надпись продублирована на нескольких языках, Конвенции не противоречит. Более того, делает этот документ доступным для понимания во многих странах мира. В том числе и в тех, которые эту конвенцию не подписывали.

Это всем знакомый вариант водительского удостоверения, который выдавался в ГИБДД до сих пор. Фото: Сергей Савостьянов

Основное требование Конвенции, чтобы все необходимые данные были указаны по пунктам и пронумерованы. Таким образом полицейский любой страны сразу поймет, что значит непереводимое сочетание букв «Vydropuzhsk». Если эта надпись фигурирует под пунктом «3», то понятно, что речь идет о месте рождения — селе Выдропужске.

Довольно строгие требования Конвенция устанавливает к пунктам «6» и «7» водительского удостоверения. Это фотография и подпись водителя. Они не терпят изменений.

Что касается законности внесения изменения в вид бланка, то в Госавтоинспекции сообщили, что эти изменения были внесены в соответствии с 390-м приказом МВД России от 27 апреля 2002 года «О разработке и утверждении образцов специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении».

В соответствии с ним Главное управление обеспечения безопасности дорожного движения МВД России формирует комиссию, которая рассматривает и утверждает бланки спецпродукции для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении.

Начальник ГУ ОБДД МВД России имеет право утверждения образцов бланков водительских удостоверений, свидетельств о регистрации транспортных средств и другой печатной специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении.

Соответствующий эскиз образца бланка водительского удостоверения был принят на заседании этой комиссии 19 июля 2018 года и утвержден начальником Госавтоинспекции МВД России.

То есть это абсолютно законный документ. Ни один инспектор на дороге не предъявит претензий к таким правам, если они выданы Госавтоинспекцией и есть в базе данных ГИБДД.

Кстати, водительские удостоверения многих европейских государств, которые полностью соответствуют Конвенции, содержат перевод названия. При этом зачастую название переводится даже не на один или два языка, а на три. Такая особенность есть у прав, выдаваемых в Бельгии.
Напомним, что глава Госавтоинспекции Михаил Черников предлагал рассмотреть вопрос о необходимости наличия прав у водителя с собой. Проверить, выдавались они или нет, может любой инспектор прямо на дороге, воспользовавшись базой данных. Современные технологии позволяют сфотографировать водителя и тут же получить всю информацию о нем.