Московский профсоюз таксистов

Пикеты проходят в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Краснодаре. Участников забастовки не устраивают низкие зарплаты и тяжелые условия труда

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Сразу в нескольких городах России проходит так называемая Всероссийская забастовка против агрегаторов такси. Ее участников не устраивают низкие зарплаты и тяжелые условия труда.

Чтобы получать среднюю зарплату по городу, таксисты проводят за рулем до 16 часов в день. Вдобавок агрегаторы берут «грабительский процент», пишут участники. Суть бойкота: на протяжении нескольких дней, со 2 по 4 декабря, предлагается не принимать заказы в утренние и вечерние часы пик.

Также в тематических группах в соцсетях и в рабочих телеграм-каналах таксистов, которые в основном называются «Бойкот 2019», появляются фотографии с пикетов и забастовок. Они проходят на площадях у торговых центров и в парках. Среди городов-участников отметились Москва, Санкт-Петербург, Тула, Таганрог, Владимир, Казань, Краснодар, Ульяновск, Ростов и другие. Правда, все пикеты немногочисленны: на каждом не более 30-50 человек. Где-то акции проходят под контролем полиции.

Первый эффект уже заметен, рассказывает председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов.

Олег Амосов председатель общественного движения «Форум такси» «Те, у кого нет каких-то кредитных обязательств, участвуют три дня — 2-4 декабря. Возможно, часть будет принимать участие 5 и 6 декабря. Возможно, этот бойкот продлится, пока не будет ощутимых результатов. Первый день, вчера, проходил даже в маленьких городах: это и Владимир, и Воронеж, и Самара, и даже города на Камчатке. По Москве цифры называются разные. Я насчитал 10-15 тысяч — примерно столько водителей не вышли вчера. Бойкот из-за огромной комиссии агрегаторов, он незаслужен и непонятен. С чего и почему берется такая комиссия?»

Тем не менее не все таксисты и клиенты заметили какой-либо протест. Особых скачков в коэффициентах «Яндекс.Такси» и «Ситимобил» не наблюдалось, а некоторые водители даже рады таким бойкотам: сами в эти дни могут заработать побольше, говорит таксист Василий.

«Конечно, нет эффекта, потому что минимальный процент водителей, кто бастует, и то, я думаю, бастуют на словах, потому что я не видел ни одной машины «Яндекс.Такси», которая бы стояла, или чтобы был повышенный спрос, или в каких-то районах не хватало бы машин. Везде они есть, везде они работают, потому что водители данных автомобилей обязаны платить аренду, жилье, обеспечивать семью, и забастовка в два-три дня для них будет очень печальной в плане финансов. Более эффективным было бы выходить на руководство «Яндекса», а не забастовка. Допустим, ездят по агрегатору 1000 водителей, выйдут на забастовку 100 человек. Что такое 100 человек для «Яндекса»? Это капля в море. Они их отключат из системы, и на эти машины завтра придут другие водители и будут дальше так же ездить. Часть водителей, наоборот, рады, что другие бастуют, а они сейчас работают и получают большее количество заказов».

Как сообщили в профсоюзе таксистов «Возрождение», организаторы бойкота действуют незаконно, а иногда и силовыми методами. В телеграм-каналах есть фотографии листовок с призывами принять участие в протесте, а иначе «водитель получит фейковый заказ» — когда таксист принимает вызов, а на месте его встречают другие бойкотирующие и больше не отпускают. Дело дошло даже до угроз оружием, рассказал Business FM председатель профсоюза водителей такси «Возрождение» Андрей Кудинов.

Андрей Кудинов председатель профсоюза водителей такси «Возрождение» «Таксисты против этой забастовки, в этом должны разбираться правоохранительные органы и прокуратура. На сегодняшний день водителям поступают угрозы. Цель этих угроз — записать водителей в якобы забастовщики, чтобы показать видимость. Никакой реальной забастовки нет. Это носит не просто символический характер, сегодня уже была вооруженная угроза. Вооруженные пистолетом угрожали водителю. Водитель вызвал наряд. Это не забастовка, это кто-то пытается на этом хайп поймать. Такое мероприятие проходит каждый год именно в это время. Оно потом самоисчерпывается. Но таких прецедентов, как угрозы с оружием, ранее не было».

В пресс-службе «Яндекс.Такси» Business FM сообщили, что в последние дни водителей на дорогах, наоборот, стало больше. Последний месяц уходящего года, как правило, самый прибыльный. А повышенные коэффиценты объяснили снегопадами и гололедицей в российских городах.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Занятия по психологии никто из московских водителей такси посещать не будет. Об этом заявил глава профсоюза московских таксистов Вячеслав Смирнов, комментируя инициативу депутата Мосгордумы Андрея Шибаева обязать водителей посещать при приеме на работу курсы по географии столицы, психологии и особенностям вождения по городу.

По мнению Смирнова, если курсы по географии еще пригодятся многим водителям для лучшего ориентирования по городу, то курсы психологии пользоваться спросом не будут.

«Город нужно знать без навигатора, хотя бы приблизительно, чтобы подать машину, найти адрес. А как раньше водители работали? Картой пользовались. Это и с опытом приходит, конечно. Но психология — думаю, что это уже перебор», — заявил Смирнов в беседе с НСН и добавил, что те водители, которые приходят устраиваться на работу, найдут способ обойти их стороной.

Автор инициативы по проведению специальных курсов для водителей при приеме на работу, депутат Мосгордумы Андрей Шибаев заявил агентству городских новостей «Москва», что водители за рубежом проходят эти курсы и это способствует повышению их профессионализма. Кроме того, он предложил разработать единые профессиональные требования к водителям, которые занимаются коммерческими перевозками пассажиров.

12 октября сообщалось, что в России создадут единую базу агрегаторов такси, которая объединит все службы заказа такси.

Об особенностях нового вида договора рассказал «Фонтанке» также и гендиректор такси «6000000» Алексей Эвентов. «Осенью «Яндекс» попытался предложить всему рынку новый проект контракта, в котором предусматривались «курящие» машины, предполагалось передавать «Яндексу» личные данные водителя, утверждались классы такси и суммы денег, которые таксопарки должны платить приложению. Не получилось», — сказал он.

Критической позиции по отношению к работе приложений придерживается глава НП «Петербургское такси» Александр Холодов, члены которого (около 30 таксопарков) в начале 2014 года отключились от системы из-за планов «Яндекса» под предлогом некачественной работы таксистов привлечь новых партнеров.

«Приложения пытаются выстраивать рынок так, как им нравится. «Яндекс» тарифы диктует, меняя постоянно договоры, меняя или ломая уже существующий рынок. Другие приложения берут 15-20% комиссии. Таксопаркам остается или ухудшать качество обслуживания, или поднимать цены. К тому же, где гарантия, что, если сегодня приложение берет 20%, то завтра оно не запросит 50%? Когда приложение диктует паркам, как работать, это примерно то же самое, как если бы провайдер диктовал «Фонтанке», как писать. Вы ведь получаете доступ к клиентам через Интернет, как и таксопарки — через приложения. На самом деле приложения лишь оказывают услугу таксопаркам, а в действительности пытаются диктовать редакционную политику», — сказал Холодов.

Он также отметил, что серьезные опасения у него вызывает приложение Uber, «потому что у них очень много денег, которые они готовы пустить в развал рынка такси в стране, и в Петербурге в частности». «Условно говоря, с 90-процентной скидкой будут работать, пока все таксопарки не умрут, а потом начнут строить свой собственный рынок», — считает он. Компания Gettaxi не имеет серьезного влияния в Петербурге, считает Холодов, так как использует поминутную тарификацию, «а наш пассажир избалован тем, что он заранее знает точную стоимость поездки», говорит он.

Чтобы исключить постоянные проблемы на рынке таксомоторных перевозок, предприниматели уже не первый год подряд предлагают властям ввести систему государственного регулирования. По мнению Михаила Виноградова из «Таксилета», она должна предусматривать условный промежуток допустимых значений стоимости поездки наподобие двухвалютного коридора Центробанка (служащего определению рыночной цены евро и доллара в России), «чтобы все участники понимали, где начинается демпинг».

Также система госрегулирования должна разделять машины на классы. «Тойота Камри» большая, внутри кожаный салон. Это бизнес-класс или нет? А если бизнес-класс, то где тогда «Мерседес» Е-класса? Нет сейчас никаких критериев, каждый классифицирует свои машины как хочет», — говорит он. Третье, говорит Виноградов, что должна предусматривать госсистема, — система оценки водителей в виде курсов или сертификации. «Плюс единая база водителей с черным списком. Есть список выданных лицензий, но от него ни жарко, ни холодно. По нему не узнать штрафы, историю водителя, лишения, ДТП. Не по чему отбирать водителей», — говорит он.

«Для чего была вся эта возня с законом о такси? На рынке был бардак. Но бардак в результате и остался. По-прежнему остался водитель, неучтенный, не спавший, не жравший, желающий «наколотить» 100 тыс. рублей за месяц. Я по нескольку раз на дню слышу от водителей это слово «наколотить». Плохое слово. Человек должен работать. Ограниченное количество часов, за понятные деньги», — считает Виноградов.

Александр Аликин, «Фонтанка.ру»