Может ли участковый останавливать автомобили

Ситуация, когда транспортное средство остановил инспектор Дорожно-патрульной службы (ИДПС) знакома каждому автолюбителю. Но бывают и другие случаи: человек в форме, прижавший машину к обочине, не занимается регулированием дорожного движения, а работает участковым. Тогда возникают сомнения, имеет ли право участковый останавливать транспортное средство (ТС) и в каких ситуациях его действия являются правомерными.

Инспектор ДПС тормозит автомобиль за нарушение Правил дорожного движения.

Кто может останавливать транспортное средство

Согласно законодательству требовать остановки машин разрешено представителям дорожной службы и иным полицейским.

При этом участковые, осуществляющие такие действия, должны выполнять следующие правила:

  • тормозить автолюбителя должны сотрудники, имеющие нагрудный знак и находящиеся на службе;
  • регулирующий дорожное движение полицейский обязан быть одетым в форму и иметь рабочее удостоверение.

Может ли участковый остановить авто

Согласно Приказу МВД РФ № 444 от 02.06.2005 г., который определяет полномочия полицейских, участковый будет действовать в рамках нормативных правил, если потребует остановки ТС на служебной территории во время работы. По результатам общения с автолюбителями он имеет право составлять протоколы по делам об административных правонарушениях.

Законодательно принятый алгоритм действий предполагает, что на основании зафиксированных инспектором сведений оформляется постановление о применении административных санкций. Этот документ подлежит обжалованию в отличии от протокола по делу об административном правонарушении.

Отменить постановление можно, если найдутся доказательства отсутствия нарушения (показания свидетелей, данные экспертиз, видео- и фотосъемка). Еще одно основание для избежания ответственности — неправомерное действие было вынужденным. Например, водителю пришлось выехать на встречную полосу, чтобы не сбить пешехода, пересекающего дорогу в неположенном месте. Все эти обстоятельства лучше озвучивать в то время, когда должностные лица выполняет действия по составлению протокола.

Может ли участковый остановить транспорт для проверки документов

Из Приказа МВД РФ №664 следует, что сотрудники полиции могут проверять документы, подтверждающие личность. Однако для ревизии нужны особые основания. Например, проверка будет правомерной, если у полицейского есть сведения, что владелец авто совершил преступление или имеет намерения нарушить закон. Также участковый действует в правовых рамках, если машину угнали или она находится в розыске.

Причины для остановки Вашего автомобиля полицией.

Причины остановки автомобиля

Проверка документов не единственная причина, по которой участковый может прекратить движение авто.

Его действия будут правомерны и в следующих случаях:

Проверка документов.

  • сотрудник полиции занимается поиском понятых;
  • автотранспорт необходим участковому в служебных целях;
  • есть сведения, что водитель не имеет права находиться за рулем машины;
  • на территории проводится спецоперация;
  • похожее транспортное средство разыскивается полицией.

Прежде чем отвечать на вопросы участкового, гражданин имеет право навести справки об остановившем авто человеке. Для этого нужно позвонить в местное отделение полиции.

Полицейским, чья работа не связана с ДПС, разрешено останавливать транспортные средства исключительно для того, чтобы пресечь или предупредить нарушение закона, а также для задержания подозреваемых в совершении преступлений лиц.

Кроме того, участковый может потребовать остановки авто, если на его глазах происходит очевидное правонарушение (например, гражданин за рулем находится в состоянии алкогольного опьянения). Поскольку такая ситуация опасна для окружающих, любой работник служб МВД может задержать водителя и провести досмотр на алкоголь. Если подозрения визуально подтвердились, он вправе отстранить шофера от управления ТС и доставить подозреваемого в медицинское учреждение.

В подобных случаях нарушителя выдает странная траектория и скорость движения транспорта. Быстрота перемещения автомобиля чаще всего привлекает внимание работников полиции: 83% водителей из тех, кто регулярно нарушает правила дорожного движения, игнорируют требования о соблюдении скоростного режима (рейтинг нарушений ПДД составлен по результатам опроса владельцев машин).

Бланк протокола о досмотре Вашей машины.

Закон наделяет полицейских правом запрещать эксплуатацию технически неисправного авто, которые создают препятствия для других участников движения. Если участковый стал свидетелем подобного на вверенной ему территории, он вправе остановить водителя и принять меры для устранения нарушения.

Требование немедленно остановиться не всегда связано с противоправными действиями со стороны водителя. Сотрудникам полиции может потребоваться машина для решения срочных задач по работе, таких как преследование преступников или доставка раненых людей в больницу, и по закону даже участковый может забрать ее у любого проезжающего мимо автовладельца.

Перед тем как взять ключи, полицейский должен объяснить находящемуся за рулем человеку причину своих действий. Речь идет о ситуациях, когда под угрозой оказываются жизнь и здоровье людей. Изъятие имущества, в т. ч. автотранспорта, в личных целях является превышением должностных полномочий и преследуется по закону. После того как сотрудник органов вернет транспорт владельцу, водитель может потребовать денежную компенсацию за причиненный материальный ущерб и израсходованные горючее-смазочные материалы.

В случае если должностные лица действовали незаконно и превысили полномочия, можно заявить о своих правах на компенсацию морального вреда.

Кто уполномочен осуществлять контроль?

Контроль состояния безопасности дорожного движения находится в компетенции уполномоченных сотрудников подразделений службы МВД. В прямые обязанности такие задачи вменены работникам ГИБДД и полиции. Надзор должен быть под контролем у регулировщиков, к числу которых относятся полицейские, представители военной автомобильной инспекции, дежурные на железнодорожных переездах, на паромных переправах и работники дорожно-эксплуатационных служб. Такими полномочиями не наделены стажеры ДПС. Право требования остановки имеют уполномоченные сотрудники, при условии нахождения их на службе.

Порядок остановки транспортного средства с целью осуществления контроля указан в Административном регламенте, утвержденном Приказом МВД РФ № 664 от 2017 года. В нем рассмотрен перечень должностных лиц, уполномоченных к таким действиям и ряд обстоятельств, при которых может быть инициирована проверка. Основаниями для остановки автомобиля являются:

  • Необходимость использования проезжающего транспорта в служебных целях;
  • Наличие информации о противозаконном использовании машины;
  • Проведение документальной проверки;
  • Привлечение водителя или его пассажиров в качестве понятых;
  • Нарушения ПДД, зафиксированные визуально или техническими средствами;
  • Подозрение, что машина находится в розыске;
  • Реализация специальных операций на трассе.

Машина может быть остановлена при наличии информации о причастности в ней находящегося лица к административному нарушению или к преступлению, а также при реализации регулировочных действий на дороге. Движение транспортного средства может быть прекращено по одной из предусмотренных в правовых актах причин представителем службы МВД любого подразделения, в его служебное время, при условии наличия на нем форменной одежды, нагрудного знака и удостоверения, а также рядом стоящего автомобиля. Во всех остальных ситуациях остановку можно признать неправомерной.

У НЕГО Т ПОЛНОМОЧИЙ, КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИП И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ТОЙ ЧАСТИ, ЧТО РЕГУЛИРУЕТСЯ ОТДЕЛЬНЫМ ЗАКОНОМ. ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО ПРОВЕРКЕ НАДЕЛЕНЫ ОРГАНЫ ГОС. ВЛАСТИ — РОСПОТРЕБНАДЗОР И ДР..

УЧАСТКОВЫЙ МОЖЕТ ЛИШЬ ПРОВЕРИТЬ ДОКУМЕНТЫ, ЧТОБЫ ОПРЕДЕЛИТЬ СОБЛЮДЕНИЕ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЧТО ДОКУМЕНТЫ НЕ ПОДДЕЛЬНЫЕ И НЕТ ТОВАРОВ ЗАПРЕЩЕННЫХ К ОБОРОТУ, НО НЕ ДОКУМЕНТЫ СВЯЗАННЫЕ С РАБОТОЙ ТОЧКИ (ДОГОВОРЫ И ДР.. ДОКУМЕНТАЦИЮ МОГУТ ПРОВЕРЯТЬ ТОЛЬКО КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ В УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОМ ПОРЯДКЕ) И ДР. . ПОЛНОМОЧИЯ ПО ПРИКАЗУ.

ПРИГЛАШАТЬ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА МОЖЕТ, НО ОБЯЗАННОСТИ ЯВЛЯТЬСЯ НЕ УСТАНОВЛЕНО. ЭТО ПРИГЛАШЕНИЕ МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ КАК ПРОФИЛАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ.

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 1166 г. Москва «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» 0

4. Направлениями деятельности участкового уполномоченного полиции при несении службы на административном участке являются:

4.1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.

4.2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

4.3. Выявление и раскрытие преступлений.

4.4. Производство по делам об административных правонарушениях.

37.7. Выявлять в пределах компетенции причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, докладывать руководителю территориального органа МВД России о необходимости внесения руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений по принятию мер по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в пропаганде правовых знаний 30.

37.12. Пресекать административные правонарушения и осуществлять в пределах компетенции производство по делам об административных правонарушениях 34.

37.18. Изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, а также при наличии иных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам.

41. Профилактический обход административного участка 51 включает в себя посещение зданий, строений и сооружений, расположенных на административном участке 52 (при необходимости обследуются подъезды, чердачные и подвальные помещения жилых домов, пустующих и подлежащих сносу строений); посещение лиц, состоящих на профилактических учетах в органах внутренних дел; ознакомление с жильцами квартир (жилых домов, комнат) с соблюдением требований статьи 15 Федерального закона «О полиции», встречи для решения вопросов взаимодействия с собственниками или представителями собственников объектов, расположенных на административном участке.

42. Профилактический обход проводится участковым уполномоченным полиции только в форменной одежде, с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 23 настоящего Наставления.

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Статья 21. Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Статья 22. Право юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1. Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.

2. При определении размера вреда, причиненного юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям неправомерными действиями (бездействием) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностными лицами, также учитываются расходы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, которые юридические лица, индивидуальные предприниматели, права и (или) законные интересы которых нарушены, осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

3. Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям правомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Статья 9. Организация и проведение плановой проверки

1. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

1.1. В случаях, установленных федеральным законом, отдельные виды государственного контроля (надзора) могут осуществляться без проведения плановых проверок.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

2. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

3. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

11. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.

12. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки

1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

8. В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 12.03.2014 N 33-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

И это вполне логично, так как попытки гаишника остановить машину взмахом руки могут быть расценены водителем неоднозначно. Ведь по закону это требование представляет собой «жест, направленный на транспортное средство».

Такая формулировка довольно расплывчата, поскольку непонятно, какой конкретно жест должен быть направлен в вашу сторону. Ведь, глядя на человека в форме, машущего руками, вполне можно подумать, что он делает гимнастику, отгоняет комаров или просто танцует — бывает и такое. Вы проедете мимо, а за вами начнется погоня, и доказать потом, что вы не так поняли жест рукой, будет непросто. Куда понятнее, когда у полицейского в руке привычное нам орудие производства.

Интересно, что на жезлы, предназначенные для регулирования дорожного движения, распространяется ГОСТ Р 51567−2000, который устанавливает общие технические требования, правила приемки и даже методы испытаний. «Волшебные палочки» могут могут быть цилиндрической или дисковой конструкции. В темное время суток используются электрифицированные жезлы, а также с люминесцирующим веществом и световозвращающими элементами.

Напомним, несколько лет назад рассматривался вопрос о вооружении гаишников жезлами-электрошокерами. Электрический заряд способен был пробить одежду толщиной более 2 мм на расстоянии до 4,5 метров и ввести человека в шоковое состояние примерно на 10 минут. Слава Богу, от такое спецсредство полиция так и не получила…