Можно ли снимать в кинотеатре?

Что будет, если вы приедете со съемочной группой на улицу Москвы без предварительного согласования с органами исполнительной власти и правоохранительными органами и начнете снимать свой студенческий фильм?
В этом случае у вас нет законных оснований огораживать территорию съемок, затруднять движение пешеходов, не говоря уже о том, чтобы перекрыть движение транспорта на улице. Весьма вероятен интерес к вашей деятельности со стороны сотрудников правоохранительных органов и высоки риски, что съемочный день будет потерян. Настоятельно рекомендую не рисковать.

Съемка на улицах Москвы / Фото: Moscow Film Commission
Если вы хотите снимать фильм в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, вам требуется согласовать съемки с органами исполнительной власти города, правоохранительными органами, местными органами самоуправления, балансодержателями территорий.

Согласование съемок

В Москве для съемки на городских общедоступных территориях (улицах, площадях, парках) вы можете самостоятельно обратиться в местные органы самоуправления и правоохранительные органы и уведомить их о проведении киносъемки, предварительно согласовав съемку с балансодержателями.

На съемках фильма в парке Сокольники / Фото: Losevsky Pavel / Фотобанк Лори
Если вы планируете снимать на трассах проезда объектов государственной охраны, в окружении охраняемых объектов и на общедоступных инженерных сооружениях вам необходимо получить согласование о проведении киносъемок с профильной Комиссией ФСО России.
Для облегчения этих задач при Правительстве Москвы создана Московская кинокомиссия — служба одного окна для кинопроизводителей (распоряжение Мэра Москвы № 92-РП от 20 февраля 2018 года).
Она оказывает содействие в согласовании съемок фильмов организациям кинопроизводства (юридическим лицам) и студентам профильных учебных заведений по заявке с места обучения.

На съемках фильма «Портрет незнакомца» (2019) / Фото: Alisha Twins / Moscow Film Commission
Московская кинокомиссия упрощает процесс согласования съемок на городских объектах, помогает взаимодействовать с городскими и федеральными структурами, а также с коммерческими организациями и консультирует кинопроизводителей по вопросам организации и проведения съемок в столице.

  • Все услуги кинокомиссией предоставляются бесплатно.
  • Заявка подается в электронном виде.
  • Срок ожидания ответа на заявку — 1 рабочий день.
  • Максимальный срок получения согласований — 30 дней в соответствии с законодательством РФ.

Об изменениях в предоставленном съемочном плане необходимо сообщать не менее, чем за 7 рабочих дней.

На съемках фильма «Француз» (2019) / Фото: Alisha Twins / Moscow Film Commission
В случае, если съемка планируется на проезжей части дороги, об изменениях в съемочном плане необходимо сообщать не менее, чем за 20 рабочих дней.
В случае, если в съемках задействованы пиротехнические средства, а также при трюковых съемках, с применением макетов огнестрельного оружия и форменной одежды правоохранительных органов, игровых автомобилей, в том числе со светографической раскраской силовых структур и светозвуковыми спецсигналами, требуется дополнительно предоставить выписки из сценария для понимания количества задействованных в согласовании структур.

Если вы студент и снимаете студенческую или дипломную работу, Московской кинокомиссии необходимо прислать:

  • официальное письмо, подтверждающее факт обучения в профильном учебном заведении (письмо должно быть отправлено от ректората или учебной части);
  • синопсис проекта;
  • полный перечень локаций с утвержденным графиком съемок.

Если же вы занимаетесь частными или коммерческими съемками (например, снимаете клип или рекламу) и хотите снимать на улицах Москвы, то вам нужно самостоятельно уведомить о проведении съемки правоохранительные органы (полицейский участок) и территориальные органы исполнительной власти (Префектура округа г. Москвы) по месту проведения съемок.

Съемочная группа на Воробьевых горах / Фото: Валерия Попова / Фотобанк Лори
Если вы снимаете в частных помещениях, зданиях, квартирах, то согласовывать съемку необходимо с балансодержателями территорий и органами местного самоуправления.
При этом, если активно используете прилегающие к месту съемок территории (дворы, улицы) для размещения транспорта, техники и т.д., вам необходимо уведомить территориальные органы исполнительной власти (префектуры) и правоохранительные органы. Имейте в виду, что жильцы прилегающих домов с высокой вероятностью могут на вас пожаловаться.
Для согласования кино и видеосъемок в Санкт-Петербурге вам нужно обратиться в Комитет по культуре Санкт-Петербурга.
Если вы планируете снимать в других городах, рекомендую, прежде всего, обращаться в Комитет по туризму или Департамент культуры города, а также уведомлять полицейский участок по месту проведения съемок. В небольших городах согласование может осуществлять администрация города.
На съемках фильма / Фото: Losevsky Pavel / Фотобанк Лори

Министерство культуры РФ предложило ввести штрафы за незаконную съемку фильмов в кинозалах. Соответствующий проект опубликован на портале проектов нормативных правовых актов 9 августа.

Изменения в Кодексе об административных правонарушениях будут грозить наказанием за незаконную фотосъемку, аудио- или видеозапись фильмов или их фрагментов, демонстрируемых в кинотеатрах. Согласно проекту, нарушения повлекут за собой штраф в размере 50 тыс. рублей или обязательные работы на срок от 50 до 100 часов с конфискацией оборудования, с помощью которого производилась запись или съемка. За повторное нарушение штраф увеличится в два раза, а обязательные работы составят от 100 до 150 часов.

В настоящее время съемка в кинотеатрах не запрещена, но согласно ст. 146 УК РФ, приобретение, хранение и перевозка контрафактных экземпляров произведений и фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере (их стоимость должна превышать 100 тыс. рублей), наказываются штрафом до 200 тыс. рублей или в размере зарплаты осужденного за период до 18 месяцев. Также наказанием могут стать до 480 часов обязательных работ, исправительные или принудительные работы сроком до двух лет и лишение свободы на этот же срок. За аналогичные нарушения, совершенные организованной группой, использующей служебное положение или в особо крупном размере (если стоимость экземпляров больше 1 млн рублей), следует наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет или лишение свободы сроком до шести лет.

Ранее в этот же день сообщалось, что Минкультуры предложило запретить зрителям приходить в кино со своей едой.

Съемка на мобильный телефон в кинотеатре

Дело было так. Присутствовавший в зале во время сеанса сотрудник заведения заметил в ее руках включенную видеокамеру и сообщил об этом администрации, которая незамедлительно вызвала полицию. Женщину задержали по обвинению в пиратстве — предполается, что она снимала фильм на видео с целью дальнейшей продажи записи, что усугубляет вину. Проведя в участке 2 ночи, подозреваемая отказалась признать свою вину. Суд отпустил ее под подписку о невыезде.

Сотрудники полиции сообщили, что запись содержит 2 коротких отрезка фильма, продолжительность которых в сумме составляет не более 4 минут, включая рекламу перед началом сеанса. Оригинальный звук фильма при этом сопровождается комментариями задержанной на отвлеченные темы.

Женщина настаивает на том, что использовала камеру для создания видеорепортажа о праздновании дня рождения своей сестры, который отмечался в этот день. Это должны подтвердить кадры, снятые до начала фильма, где члены семьи поздравляют именницу перед походом в кинотеатр. Подозреваемая не отрицает, что на запись попали отдельные кадры фильма, но утверждает, что это допустила это без злого умысла.

Задержанной грозит 2 года тюремного заключения. Она уже заявила о своем намерении доказать суду свою невиновность.

Релизы: трагедия кинопрокатчиков vs онлайн-платформы

30 марта «Остров фантазий» собрал в прокате 1200 рублей, «Отдай свою душу» — столько же, а «Курьер» и вовсе 840 «деревянных». Речь идет о сборах трех самых кассовых фильмов за день. Сборы за 31 марта составили около трех тысяч рублей («Бладшот» и «Отдай свою душу»). Обзор российского кинопроката в период коронавируса можно было бы на этом закончить, но давайте пройдемся по тем отменам, которые были у всех на слуху на прошлой неделе.

Трейлер фильма «Курьер» (2019)
26 марта на экраны должна была выйти спортивная драма Эдуарда Бордукова «На острие» о противостоянии двух саблисток в исполнении Светланы Ходченковой и Стаси Милославской. Буквально за неделю до выхода фильма премьеру отменили. Аналогичная ситуация произошла и с первым российским релизом компании «A-one» — «Sheena667» Григория Добрыгина, выход которого на экраны был назначен на 26 марта. Перенесен на неопределенный срок и релиз комедии «Непосредственно Каха» Виктора Шамирова. Лишь в конце мая, предположительно, выйдет приключенческая комедия Егора Сальникова «Смотри как я», ранее запланированная на апрель.
Выход нового фильма Сарика Андреасяна «Гудбай, Америка» с Дмитрием Нагиевым был назначен на 22 апреля, но перенесен на неопределенный срок. Перенос грозит и релизам студии «Рок» Алексея Учителя: спортивной драме «Стрельцов», который должен был выйти 16 апреля и картине «Цой», посвященной гибели музыканта в 1990 году (ее релиз был запланирован на октябрь 2020 года). Вместе с тем, конкретные планы по переносу студией пока озвучены не были.

Трейлер фильма «Стрельцов» (2020)

Релиз комедии «Хэппи-энд» Евгения Шелякина пока планируется на 14 мая. Но планы могут поменяться: по словам продюсера Василия Соловьева, «окончательное решение по фильму будет приниматься во второй половине апреля». Комедия «Номер один» Михаила Расходникова с Филиппом Янковским и Ксенией Собчак успела-таки выйти в прокат 19 марта, но результаты в кино показала не самые высокие, хотя и рекордные, по нынешним меркам: около 6 млн рублей.
Повезло тем кинопроектам, которые еще не успели заявить себя в прокате: обошлось без отмен и переносов. Например, так случилось с ЛГБТ-фильмом «Аутло» Ксении Ратушной, премьера которого была запланирована на 31 марта, а прокат на 2 или 3 апреля.
«За день до нашего планируемого анонса вышел указ о запрете на продажу более 50 билетов на сеансы в кинотеатрах. И мы решили перенести все на время после карантина», — рассказала нам Ксения.

Трейлер фильма «Аутло» (2020)
Продюсер Владислав Пастернак («Совершенство Адама») также удовлетворен тем, что дата релизов его продюсерской и дистрибьюторской компании HHG не была обнародована к началу эпидемии. Пастернак отметил: лучшее, что может случиться с его компанией во втором полугодии 2020 года — это «толчея из невышедших проектов». Но негативные факторы, такие как обнищание населения и крах экономики в целом могут, по словам продюсера, помешать осуществлению успешного проката.
Западные мейджоры борются с кинотеатральными потерями путем увода фильмов на онлайн-площадки, но сложно сказать, будет ли эта схема актуальна и в России.
Фантастический триллер Егора Абраменко «Спутник» станет первым российским блокбастером (производственный бюджет — 190 млн рублей), который вместо кинотеатров выйдет только в интернете. Релиз фильма в кинотеатрах был назначен на 16 апреля, но теперь фильм появится 23 апреля на онлайн-платформах more.tv, wink и ivi.

Трейлер фильма «Спутник» (2020)
А медиахолдинг Yellow, Black and White («Холоп», «Отель Белград») на данный момент не планирует онлайн-премьер. «За всю индустрию я говорить не могу, наверное, какие-то низкобюджетные картины могут себе позволить обойтись без широкого кинотеатрального проката и ограничиться исключительно онлайн-премьерой, но это скорее исключение, чем правило», — рассказал нам Денис Жалинский, генеральный продюсер Yellow, Black and White.
Кинокритик, продюсер и программный директор Мария Безрук («Кровь», «Выключатель») посетовала, что прокат семейного фильма «Счастье в конверте» сорван. Его релиз на интернет-платформах состоится лишь 20 апреля. Причина — неповоротливость индустрии.
«Крупные видео-сервисы долго раскачиваются и вместо того, чтобы «печь пирожки», пока люди сидят дома, штудируя каталоги онлайн-кинотеатров, занимаются бюрократией», — отметила Мария.

Трейлер фильма «Счастье в конверте» (2020)
Небольшим проектам и студиям после вируса придется особенно сложно. Генеральный директор небольшого рентала и продакшн-студии «Super 35» Максим Русяев отметил, что в связи со складывающейся ситуацией «киноиндустрия в России переменится процентов на 50». Если мейджоры, получив поддержку государства, наверняка продолжат работать, то небольшие продашкны, по большей части, обанкротятся и пропадут.

Несмотря на то, что правительство Михаила Мишустина готовит меры по поддержке киноиндустрии, Русяев серьезно сомневается, что поддержка достанется низам и рядовым сотрудникам.
Ситуация в Москве во время пандемии коронавируса COVID-19 / Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
В то время как индустрия вынужденно теряет огромные средства в прокате, для онлайн-платформ наступило золотое время. Российские онлайн-сервисы Okko, Premier, «КиноПоиск HD» и другие привлекают новых пользователей бесплатным доступом к своему контенту, а закрывшийся московский центр документального кино предлагает пользователям десять дней бесплатно пользоваться своим онлайн-кинотеатром Nonfiction.

Чем регламентируются съемки

В настоящее время съемочный процесс не регламентирован законодательством РФ. Можно ориентироваться на Федеральный закон № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (редакция от 11 октября 2018 г.) и в случае съемок в г. Москве положение Правительства Москвы «Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в городе Москве» (от 5 октября 2000 г. № 1054-РМ).

Соблюдение тишины в ночное время

При планировании ночных съемок в помещениях, особенно квартирах, и на улицах следует знать, что в каждом регионе местное законодательство устанавливает запрет на нарушение тишины в ночное время. Ночное время также устанавливается местным законодательством.

Ночная видеосъемка / Фото: Moscow Film Commission
Ночное время в Москве с 23.00 до 7.00 (Закон города Москвы от 12 июля 2002 года № 42 «О соблюдении покоя граждан и тишины в городе Москве»), в Санкт-Петербурге ночным временем признается время с 22.00 до 8.00, в выходные с 22.00 до 12.00 (Закон № 273-70 «Об административных правонарушениях»).
Если планируете снимать в других регионах, рекомендуем выяснить, какое время в данном регионе установлено, как ночное.
Если вы согласовали съемку с органами исполнительной власти и правоохранительными органами, это не снимает с вас обязанности соблюдать тишину в ночное время.
Автор выражает благодарность Московской кинокомиссии за помощь в подготовке материала.
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
Обложка: Losevsky Pavel / Фотобанк Лори

Иллюстративное фото:

Авторы текста: Медиа эксперт Гульнура Торалиева

Адвокат Замир Жоошев

Медиа грамотность сегодня нужна всем. Сегодня все пользователи социальных сетей, мессенджеров, а таких в мире становится все больше с каждым днем, стали вольно или невольно производить медиа контент.

Все чаще пользователи социальных сетей стали использовать онлайн площадки для того, чтобы заявить о каких-то нарушениях в работе госорганов, коммерческих организаций, мы ежедневно рассказываем истории своей аудитории с помощью фотографий и видео. В сегодняшнем блоге я хочу привести информацию о том, где можно, а где нельзя фотографировать и снимать видео по нашему законодательству.

Знакомая многим ситуация — стоит только начать делать фото или видео сьемку у правительственных и частных зданий или возле них, к вам подходит сотрудник в форме и требует прекратить съемку. В большинстве случаев эти запреты совершенно незаконны.

Существует общеизвестный принцип «что не запрещено законом, то разрешено». Так вот, фотографирование и видеосъемка в зданиях министерств, судов, правоохранительных органов, больниц, вокзалов, в магазинах, кафе, ресторанах, клубах и т.д. законами Кыргызской Республики не запрещаются. Поэтому фотографировать и фиксировать на видео можно все и везде, кроме тех мест и предметов, по отношению к которым закон устанавливает запрет.

Законы нашего государства, например, устанавливают следующие запреты или же особые правила:

  1. На судебном заседании по уголовному делу фото-, киносъемка и видеозапись допускаются с разрешения председательствующего по делу и с согласия сторон (ч. 5 ст. 254 Уголовно-процессуального кодекса КР);
  2. На судебном заседании по гражданскому и административному делам кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция судебного заседания допускаются с разрешения суда (ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса КР, ч. 3 ст. 13 Административно-процессуального кодекса КР);
  3. Фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с письменного разрешения администрации учреждения или органа, исполняющего наказания. (ч. 2 ст. 43 Уголовно-исполнительного кодекса КР);
  4. Производство кино-, фото- и видеосъемок осужденных разрешается с согласия администрации и самих осужденных (ч. 3 ст. 43 Уголовно-исполнительного кодекса КР);
  5. Производство кино-, фото- и видеосъемок объектов, обеспечивающих безопасность учреждений, исполняющих наказания и принудительные меры уголовно-правового воздействия, осуществляется с разрешения администрации указанных учреждений (ч. 4 ст. 43 Уголовно-исполнительного кодекса КР);
  6. Запрещается использовать фото- и видеооборудования во время закрытого заседания Жогорку Кенеша (ч. 5 ст. 36 Закона КР «О Регламенте Жогорку Кенеша КР»);
  7. Фото- и видеосъемку объектов, содержащих коммерческую, личную, врачебную и другие виды тайны, можно осуществлять только с разрешения физического/юридического лица, которому она принадлежит.
    Тайная информация тщательно защищается, поэтому человек к ней просто не получит доступа. А все что в зоне досягаемости рядовых граждан – это уже не тайна;
  8. Человека можно фотографировать без его согласия только в том случае, когда он находится в публичной обстановке (ст. 19 Гражданского кодекса КР).
  9. Согласно «Правилам соблюдения режима в автомобильных, пешеходных и железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Кыргызской Республики” в пунктах пропуска через государственную границу на прилегающей к нему территории запрещается осуществление и ведение фото- и видеосъемки без разрешения Пограничной службы Кыргызской Республики.

Что такое пункт пропуска?
Пункт пропуска через Государственную границу – это территория в пределах железнодорожного вокзала (станции), аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также специально оборудованное место в непосредственной близости от Государственной границы, где осуществляется государственный контроль и пропуск через Государственную границу лиц и транспортных средств, перемещение грузов, товаров и животных в соответствии с законодательством Кыргызской Республики (ст. 1 Закона «О Государственной границе КР”).

Для наглядности Гульнура Торалиева подготовила для вас простую инфографику ниже.

«Пиратская гидра»

Согласно опубликованному в июле отчёту компании Group-IB, занимающейся обеспечением информационной безопасности, в 2019 году российский рынок видеопиратства значительно просел впервые за последние пять лет: его объёмы составили $63,5 млн. По итогам 2018 года показатель достигал $87 млн. Такие результаты авторы исследования связывают с закрытием крупнейших видеоплееров Moonwalk и HDGO, через которые транслировалась значительная часть контента российских пиратских онлайн-кинотеатров.

Однако в настоящее время появляются новые платформы, и рынок возвращается к прежним показателям. Это связано с тем, что проблема пиратства в стране более комплексная, и решить её путём закрытия отдельных площадок невозможно.

«Исключение хотя бы одного из компонентов пиратской гидры не убьёт её — она регенерирует. Это означает, что война должна вестись по всем фронтам», — заявляют эксперты.

Помимо размещения нелегального контента, многие пиратские сайты распространяют вредоносные программы и занимаются хищением денег и персональных данных пользователей. Среди 3100 пиратских сайтов, которые Group-IB проверила за время пандемии, 6% оказались безопасными, 71% признали «относительно безопасными». На 23% проверенных площадок были обнаружены вредоносные программы и другие угрозы.

В июле 2020 года в рамках круглого стола «Снижение доступности пиратского контента — вызовы 2020» на конференции «РИФ-2020» обсуждались результаты действия антипиратского меморандума, которые правообладатели подписали в 2018-м.

За полтора года на 46% сократилось число уникальных пользователей пиратских сайтов. Легальные ресурсы стало посещать на 30% больше пользователей.

По данным Роскомнадзора, за период с 2013 по 2018 год более 116 тыс. сайтов или отдельных страниц рассматривались на предмет содержания нелегального контента. Большинство владельцев платформ удаляли пиратские материалы по требованию Мосгорсуда. Более 5 тыс. площадок были заблокированы, 1194 из них — навсегда. Кроме того, в 2017 году Роскомнадзор по решению Минкомсвязи начал ограничивать доступ к «зеркалам» пиратских сайтов. В течение года было заблокировано почти 2,5 тыс. таких ресурсов.

Постановочным видео никто не верит

Киностудии снимают разные ролики, например мы занимаемся эйчар-визуализацией. Это видео, которые помогают формировать образ компании и привлекать молодых специалистов. Для таких видео нужно тесно работать с эйчарами и психологами: эйчары говорят, каких сотрудников ищут, а психологи — как этих людей зацепить.

Работа над роликом начинается со встречи и обсуждения бюджета, формата, задачи видео. После подписываем соглашение о конфиденциальности, и нам передают внутренние материалы: положения, инструкции и всё, что может помочь написать сценарий.

Обсуждаем будущее видео с психологом: нужно понять, как зацепить людей, которых ищет компания. Например, люди не верят, когда им показывают идеально чистое рабочее место, не любят постановочные видео, зато всегда цепляет, если есть какие-то детали — это могут быть предметы вроде кружки, ручки, цветов.

После формируем задание для творческой группы: обсуждаем, какой ролик нужен, как он должен воздействовать на зрителей, какой посыл передавать. В группу входят режиссер, звукорежиссер, оператор, продюсер, анимационные и графические дизайнеры, сценарист, актеры и другие участники команды.

В съемках видеоролика могут участвовать от пяти до сорока человека — зависит от формата видео, бюджета, места съемки

Три-четыре сценариста пишут несколько синопсисов — кратких текстов в один-два абзаца. Клиент смотрит синопсисы и решает, что нравится, а что нет. По выбранному синопсису создают один-два сценария, затем выбирают один.

По утвержденному сценарию снимается ролик, он может быть с участием актеров и без них, сниматься в разных локациях, содержать анимацию.

Ролик показываем клиенту и обсуждаем доработки. Если замечания разумные и не связаны со вкусовщиной, вносим их. А если клиент просит сделать то, что в итоге испортит работу, мы аргументированно объясняем, почему так делать нельзя. Бывает, что клиент недоволен работой, — тогда мы сверяем видеоряд со сценарием. А еще для таких ситуаций всегда прикрепляем сценарий к договору как приложение.

Бывает, что клиент недоволен работой, тогда нужно сверить видеоряд со сценарием. А для таких ситуаций — всегда прикреплять сценарий к договору как приложение

Стоит производство такого видео от пятидесяти тысяч рублей до трех миллионов рублей. Всё зависит от того, где видео будут транслировать: ролики для показа в компаниях, на выставках и конференциях стоят дешевле, средняя цена у роликов для интернета, самые дорогие — для телевидения.

Еще цена зависит от факторов, которые сложно просчитать точно: звук можно записать сразу на площадке или отдельно в звукозаписывающей студии, количество техники и освещение зависят от места съемки. Можно установить лимит бюджета, но следовать ему получается не всегда. Всё, что касается работы режиссера и художника-постановщика, сложно предугадать. Так же и с фильмами.

Золотая пора сценарного девелопмента

Все относительно спокойно и у сценарного цеха. Арсений Гончуков («Район тьмы») рассказал нам, что работает сейчас сразу над несколькими проектами, Артем Золотарев («Иччи») «дописывает сезон сериала в диалогах на удаленке» и думает над вторым сериалом.
«Многие знакомые задают интересный вопрос: есть ли смысл начинать писать полный метр без заказа и если да, то какой выбрать жанр, какую тему?», — поделился своими инсайдами Золотарев. Также нет отмен по заказам и у сценариста Олега Сироткина («А.Л.Ж.И.Р.»).
По словам Кирилла Алехина, карантин стал для него «золотой порой сценарного девелопмента». «Почти каждый день у нас летучки и обсуждения. В одном виртуальном райтерс-руме пишем веб-сериал, как игра превратилась в групповую психотерапию. В другом — ситком о свиданиях. В третьем — квест о Второй мировой. Авторы разбросаны от России до Швеции, но пока есть Zoom и Skype — это не проблема».

Кинофестивали: тотальные переносы и отмены

Во Франции отменили Каннский кинофестиваль, в России на неопределенный срок перенесли ММКФ и премию «Ника», а премия гильдии кинооператоров «Белый квадрат» ориентировочно будет проходить в июне вместо апреля. Само собой, отменились фестивали поменьше, например, Якутский международный фестиваль, который должен был стартовать 18 марта. Фестиваль «Человечное кино», запланированный в Челябинске с 1 по 4 апреля, будет проходить в онлайне.

О Якутском международном фестивале
По словам продюсера Марии Безрук, два фестиваля российского кино, которые она планировала проводить весной за рубежом, также откладываются на неопределенный срок.
«Неделя российского кино в Словении, приуроченная к 75-летию Победы, не состоится. Второй фестиваль, весенний сезон русского кино в Чехии не состоится. Кинотеатр «Иллюзион», в котором я еженедельно провожу показы моего киноклуба, закрыт с 17 марта. И вот — я остаюсь безкакой-либо работы на неопределенный срок», — уточняет Мария.
Летние российские кинофестивали, которые пока еще не отменяются, как минимум пройдут с большими ограничениями. Директор Международного фестиваля документального кино «ДОКер» Ирина Шаталова рассказала, что многие их программы будут переведены в режим онлайн-трансляций: «Даже при оптимистичном прогнозе мы вынуждены трансформировать будущий фестиваль — уже сейчас решено Q&A с авторами, деловую и образовательную программы проводить в формате онлайн-трансляций, причем не только на аудиторию конкретных площадок, но и на всю Россию». Но если оптимистичный прогноз не оправдается, сроки проведения фестиваля будут перенесены, по ее словам, «полностью уводить кинопоказы в онлайн пока не считается достойным решением».
Директор Международного фестиваля документального кино «ДОКер» Ирина Шаталова / Фото: пресс-служба фестиваля
На следующий год перенесены также летние Балабановские чтения в Санкт-Петербурге. По словам Василия Степанова, шеф-редактора журнала «Сеанс», который организует эту конференцию, «невозможно вести организационные работы в состоянии полнейшей неуверенности в завтрашнем дне».

Киновузы: Фенченко осваивает Zoom

ВГИК, ВКСР, ГИТР, МШК, СПбГИКиТ — все эти киновузы (наверняка, и другие тоже) перешли в онлайн. Преподаватели записывают на видео поточные лекции, проводят семинары в Zoom, утверждают заявки, смотрят и оценивают студенческие работы в интернете. В подобный режим перешли мэтры Владимир Фенченко, Одельша Агишев, Владимир и Александр Котты, а также многие другие. Очевидно, после эпидемии ситуация в российской киноиндустрии только ухудшится и студентам надо быть к этому готовыми.
Но нет худа без добра. По словам куратора программы «Художественная постановка» в МШК Аддиса Гаджиева, эпидемия COVID-19 принесла ему даже некоторые дополнительные возможности в проведении онлайн-вебинаров.
«Сейчас рассматривается мой мастер-класс онлайн в Краснодаре, а также возможность его проведения в Петербурге», — рассказал Аддис. День открытых дверей в МШК пройдет онлайн 11 апреля, и на нем Гаджиев будет презентовать программу «Художественная постановка».
Аддис Гаджиев / Фото: предоставлено Аддисом Гаджиевым
Со свойственным ему оптимизмом глядит в будущее и Илья Демин, кинооператор и куратор программы «Операторское искусство» в МШК: «Помяните мое слово — эпидемия уйдет, а часть работы по сети останется. И это очень хорошо. Зачем перемещать свое бренное тело, если на работе нужны только твои мозги, а тело наоборот — пьет кофе, курит, мусорит и занимает место в метро».
Главное, по его мнению, не терять время зря. Поэтому Илья подключает других именитых операторов к проведению мастер-классов онлайн в Московской школе кино. «Вчера я договорился с Ромой Васьяновым. Наш оператор, который живет в Америке. Он сейчас заперся в квартире. В пятницу проведет с моими студентами телемост. Будем обсуждать замечательную картину «Одесса», которую он снял с режиссером Валерием Тодоровским», — рассказал Илья Демин.
После общения с российскими кинематографистами становится очевидным: индустрия готова пережить эпидемию COVID-19 и развиваться дальше. Но все же — нас ждут большие перемены.
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров. Обложка: кадр из фильма «На острие» (2020) / «Телесто»