Наименование филиала

Если у Вас уже есть компания, то вполне вероятно, что со временем у Вас появится необходимость открыть ее филиал для более эффективного развития ее деятельности. Процедура регистрации филиала отличается от процедуры регистрации компании. Поэтому даже если Вы самостоятельно смогли создать и зарегистрировать свое предприятие, Вам необходимо ознакомиться с нюансами этих процессов в отношении филиалов.

Филиал юридического лица: что нужно знать

Важно подчеркнуть, что в соответствии с законодательством Республики Беларусь филиал предприятия является не обособленным юридическим лицом, а подразделением того субъекта хозяйствования, которым он был создан.

Филиал зарегистрирован по другому адресу и может выполнять как все, так и часть функции основной компании. В том числе он может являться ее представительством.

При создании филиала юридическое лицо наделяет его имуществом, которое затем отдельно указывается на его балансе. При этом филиал действует на основании устава юр. лица, создавшего его.

Обособленное подразделение в налоговом праве

Мы рассмотрели сходства между филиалом и представительством и различия между ними, определили порядок постановки их на учет. Теперь стоит поговорить еще об одном понятии, используемом в законодательстве и на практике, а именно обособленное подразделение юридического лица.

Смысловое содержание понятия «обособленное подразделение», используемое в налоговом законодательстве, шире, чем в гражданском. В соответствии со статьей 11 НК РФ, обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ выделяет еще один вид обособленного подразделения юридического лица, отличный от филиала и представительства.

Что грозит за непостановку подразделения на учет

За нарушение срока направления в инспекцию сообщения об открытии обособленного подразделения организацию могут привлечь к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Это штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Должностным лицам организации при этом может грозить административная ответственность по ст. 15.6 КоАП РФ — штраф от 300 до 500 руб.

За ведение деятельности без постановки на налоговый учет по основаниям, предусмотренным НК РФ, на организацию может возлагаться ответственность, предусмотренная п. 2 ст. 116 НК РФ, — штраф в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. Но на непостановку на учет ОП эта норма не распространяется.

Куда платить упрощенный налог и сдавать отчетность

Несмотря на наличие подразделений, уплата единого налога по УСН и авансовых платежей по нему производится полностью по месту нахождения организации (п. 6 ст. 346.21 НК РФ).

По месту нахождения головного офиса подается и декларация (п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

Об ответственности, наступающей при несдаче декларации, читайте в этом материале.

Сколько Книг учета доходов и расходов нужно вести, если в организации созданы обособленные подразделения, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите в Путеводитель по УСН.

О чем юрлица дополнительно информируют ИФНС в части исполнения обязанностей при открытии подразделения

С 2017 года все взносы, кроме взносов на травматизм, переданы в ведение налоговых органов и стали подчиняться требованиями НК РФ. В отношении обособленных подразделений (кроме находящихся за границей РФ) по взносам возникла обязанность (подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ) сообщать в ИФНС о создании подразделений, наделенных правом начисления и выплаты зарплаты.

Форма сообщения утверждена приказом ФНС от 10.01.2017 № ММВ-7-14/4@.

В то же время из фондов в отношении ставившихся там на учет обособленных структур юрлица по состоянию на начало 2017 года была передана информация в ИФНС. В связи с этим сообщение по ним в ИФНС делать тоже не требуется, если только у подразделения с 01.01.2017 не произошло изменений в полномочиях по начислению/выдаче зарплаты.

Об особенностях уплаты страховых взносов подробнее читайте в этой статье.

Постановка ОП на учет в ПФР

В ПФР подразделение также регистрируется только в том случае, если оно начисляет выплаты работникам и имеет счет в банке (подп. 3 п. 1 ст. 11 закона «Об ОПС» от 15.12.2001 № 167-ФЗ). Но сдавать в Пенсионный фонд никакие документы не надо. Мы уж упоминали о том, что при наделении ОП полномочиями по выплате вознаграждений физлицам, соответствующее сообщение вы направляетет в ИФНС. И уже она передает всю информацию в ПФР.

Срок подачи такого сообщения — месяц со дня издания приказа о наделении ОП соответствующими полномочиями (письмо Минфина от 05.05.2017 № 03-15-06/27777).

Вопросы имущественной обособленности

Имущественная обособленность филиалов и представительств, как следующий важный их признак, означает, что, во-первых, они вправе владеть и пользоваться имуществом, выделенным юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет.

Впрочем, по поводу «отдельного баланса обособленного подразделения» не все так просто. Законодательство вообще не знает такого термина. На практике под ним понимают документ с отчетной информацией о деятельности хозяйствующего субъекта, а также способ учета показателей, позволяющий соотносить их друг с другом. Пункт 8 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» гласит, что подобная отчетность должна содержать показатели деятельности всех филиалов. А отсюда вывод — филиалы не формируют отдельную отчетность и не составляют отдельного баланса. Следовательно, когда нормативные акты говорят об «отдельном балансе», они просто имеют ввиду перечень показателей, которые юрлицо установило для своих подразделений, выделенных на «отдельный баланс».

Кроме того, филиалы и представительства только фактически владеют и пользуются имуществом (и денежными средствами), выделенными им организацией. Они не обладают правом распоряжения, оперативного ведения или хозяйственного управления – вещными и обязательственными правами на них.

Регистрация филиала: как это должно происходить

Шаг 1. Утверждение решения о необходимости создать филиал.

Такое решение должно приниматься уполномоченным руководящим органом. В зависимости от типа юридического лица это может быть, например, совет директоров, или собрание учредителей. Решение фиксируется в протоколе.

Шаг 2. Внесение соответствующих изменений о создании филиала в устав компании.

В соответствии с законодательством, действующим в Республике Беларусь, данный шаг является обязательным, т.к. именно на основании этих изменений будет происходить создание филиала.

Шаг 3. Регистрация изменений, внесенных в устав.

Для того, чтобы это сделать, необходимо будет обратиться в регистрирующий орган и предоставить пакет документов (заявление об утверждении дополнений/изменений в устав; копии данных изменений, оформленных в качестве приложения к уставу; квитанция об оплате гос. пошлины).

Шаг 4. Составление и утверждение положения о создании филиала.

Данное положение официально не регистрируется, при этом не существует конкретных требований касательно тех сведений, которые должны в нем содержаться. Но, как правило, в нем указывается наименование филиала, его адрес, функции и т.д.

Шаг 5. Оформление доверенности на имя руководителя филиала.

Руководитель филиала назначается руководством основного юридического лица и осуществляет деятельность на основании полученной доверенности.

Шаг 6. Постановка на учет в соответствующих органах.

В установленный срок необходимо поставить филиал на учет в налоговых органах, ФСЗН и Белгосстрахе.

Шаг 7. Открытие счета в банке.

Данный шаг при регистрации филиала не является обязательным, соответственно, филиал может действовать и без собственного расчетного счета.

Положение о филиале

Филиалы и представительства действуют на основании отдельного документа (Положения), который является внутренним документом организации (т.е. не подлежит государственной регистрации) и утверждается органом, в компетенцию которого входит принятие решения о создании филиала или представительства. Отметим при этом, что какие-либо требования к содержанию Положения законодательством не установлены.

Обязательность отражения сведений о филиалах и представительствах в ЕГРЮЛ

До 2015 года субъекты хозяйственной деятельности были обязаны указывать сведения о филиалах и представительствах в Уставе. В результате, учредительный документ какой-нибудь крупной федеральной компании на 1/3 состоял из длинного списка филиалов и их адресов, а изменения в Устав вносились каждые полгода.

Учитывая данный факт, государство изменило эту процедуру. В настоящее время законодательство требует, чтобы информация о филиалах и представительствах содержалась только в ЕГРЮЛ. Сведения о них в Устав можно и не вносить (ст.55 ГК РФ).

Профессиональная помощь при регистрации филиала

Хотите создать филиал своей компании? Наши юристы смогут оказать Вам комплексную помощь в этом вопросе. Большой практический опыт и богатые знания в области законодательства — вот основные преимущества наших профессионалов.

Если Вы нуждаетесь в грамотной юридической консультации, Вы можете связаться с нами по указанным на сайте номерам телефона или оставить заявку онлайн.