Налоговые льготы участникам боевых действий

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса РФ существуют налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц для ветеранов боевых действий, предусмотренные на федеральном уровне, начиная с налогового периода 2015 года. Данная льгота, согласно п. 2 ст. 407 НК РФ, предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (одна квартира, один дом), находящего в собственности налогоплательщика и не используемого в предпринимательской деятельности.

Согласно п. 4 ст. 407 НК РФ налоговая льгота предоставляется в отношении:

  • квартиры, части квартиры, комнаты;
  • жилого дома или части жилого дома;
  • помещения или сооружения;
  • гаража или машино-места.

Для того чтобы получить налоговую льготу, в налоговый орган, согласно п. 6 ст. 407 НК РФ, необходимо подать заявление о предоставлении льготы, а также удостоверение ветерана боевых действий.

Уведомление о выбранных объектах налогообложения, согласно п. 7 ст. 407 НК РФ, предоставляется в налоговый орган не позднее 31 декабря года, являющимся налоговым периодом (за 2019 год нужно подать до 31 декабря 2019 г.). Уведомление также можно предоставить через многофункциональный центр (МФЦ).

В Казахстане налоговые льготы могут получить ветераны боевых действий, воевавших на территории других государств, передает Today.kz. Соответствующий законопроект рассмотрели в мажилисе.

«Депутаты одобрили в первом чтении проект закона с сопутствующими поправками «О ветеранах». Законопроект направлен на урегулирование вопросов в сфере защиты их прав и социальных интересов», — рассказали в пресс-службе ведомства.

Так, проектом закона предусматривается определение статуса пяти социально-защищаемых категорий ветеранов, а также установление отдельного статуса для ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных по льготам к ветеранам ВОВ. Кроме того, предлагается выделить в самостоятельную категорию ветеранов боевых действий на территории других государств с отнесением к ним военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях на территории Афганистана, а также военнослужащих, выполнявших международные обязательства Казахстана по поддержанию мира и безопасности. В частности, к ним предлагается отнести лиц, принимавших участие в усилении охраны внешней границы СНГ на таджикско-афганском участке, урегулировании конфликтов в Чехословакии, межэтнического конфликта в Нагорном Карабахе и участников миротворческой операции в Ираке.

«Законопроектом предусматривается установление для ветеранов ряда мер социальной поддержки. Планируется повышение размера специального государственного пособия Героям Социалистического Труда из числа участников ВОВ, Героям Социалистического Труда, кавалерам орденов Трудовой Славы трех степеней. Предлагается установить специальное государственное пособие для ветеранов боевых действий на территории других государств. Кроме того, предусматривается повысить пособие участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Также палата одобрила депутатские поправки по вопросам налогообложения. Законопроект разработан депутатами в целях приведения правовых норм в соответствие с проектом Закона «О ветеранах». В частности, речь идет о предоставлении налоговых льгот для ветеранов боевых действий на территории других государств. Предлагается аналогично действующим для участников ВОВ и приравненным к ним лицам освободить ветеранов боевых действий на территории других государств от таких налогов и госпошлин, как, в частности, налог на транспорт, на имущество, уплаты госпошлины в судах, при регистрации актов гражданского состояния и др», — отметили в мажилисе.

По мнению спикера палаты Нурлана Нигматулина, это позволит выполнить задачи, поставленные Президентом в рамках принимаемых в Казахстане антикризисных мер, где особое внимание уделено вопросам социальной поддержки различных категорий казахстанцев.

«Это конкретный план действий, который позволяет контролировать не только нынешнюю ситуацию, но и рассчитан на посткризисный период», — сказал Нигматулин, заверив, что депутатский корпус окажет всю необходимую поддержку на законодательном уровне для реализации всех планов в жизнь.

Кто относится к ветеранам боевых действий.

Перечень людей, которые могут быть отнесены к ветеранам боевых действий, перечислены в статье 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно этой статье ветеранами считают:

  • военнослужащих (в том числе уволенных в запас или отправленных в отставку) органов внутренних дел и госбезопасности, лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
  • военнослужащих автомобильных батальонов, направлявшихся для доставки грузов в Афганистан в период ведения боевых действий ;
  • военнослужащих летного состава, совершавших с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
  • лиц обслуживавших воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил России, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР (либо России) за участие в обеспечении указанных боевых действий;
  • лиц, направлявшихся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам;
  • лиц, направленных в другие государства органами государственной власти и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов власти в боевых действиях на территории России.

Перечень территорий на которых велись боевые действия дан в приложении к указанному закону. Лица, которые принимали участие в боевых действиях на этих территориях считаются ветеранами боевых действий. Так, в частности, это:

  • Боевые действия в Алжире (1962 — 1964 годы);
  • Боевые действия в Египте (Объединенная Арабская Республика) (с октября 1962 года по март 1963 года; июнь 1967 года; 1968 год; с марта 1969 года по июль 1972 года; с октября 1973 года по март 1974 года; с июня 1974 года по февраль 1975 года (для личного состава тральщиков Черноморского и Тихоокеанского флотов, участвовавших в разминировании зоны Суэцкого канала));
  • Боевые действия в Йеменской Арабской Республике (с октября 1962 года по март 1963 года; с ноября 1967 года по декабрь 1969 года);
  • Боевые действия во Вьетнаме (с января 1961 года по декабрь 1974 года);
  • Боевые действия в Сирии (июнь 1967 года; март — июль 1970 года; сентябрь — ноябрь 1972 года; октябрь 1973 года);
  • Боевые действия в Анголе (с ноября 1975 года по ноябрь 1992 года);
  • Боевые действия в Мозамбике (1967 — 1969 годы; с ноября 1975 года по ноябрь 1979 года; с марта 1984 года по август 1988 года);
  • Боевые действия в Эфиопии (с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года; с мая 2000 года по декабрь 2000 года);
  • Боевые действия в Афганистане (с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года);
  • Боевые действия в Камбодже (апрель — декабрь 1970 года);
  • Боевые действия в Бангладеш (1972 — 1973 годы (для личного состава кораблей и вспомогательных судов Военно-Морского Флота СССР));
  • Боевые действия в Лаосе (с января 1960 года по декабрь 1963 года; с августа 1964 года по ноябрь 1968 года; с ноября 1969 года по декабрь 1970 года);
  • Боевые действия в Сирии и Ливане (июнь 1982 года);
  • Боевые действия в Республике Таджикистан (сентябрь — ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года);
  • Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года
  • Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года
  • Выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 года.

Факт того, что вы являетесь ветераном боевых действий должен подтверждаться документами. Например, удостоверением ветерана боевых действий.

На Ваше обращение № 9721 от 24.04.2017, поступившее в Администрацию области через интернет-приемную Администрации области, по вопросу предоставления льготы по транспортному налогу Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике (далее – Комитет) сообщает следующее.

Транспортный налог является одним из основных источников формирования доходной части бюджета области и ассигнований Дорожного фонда Псковской области.

В сравнении с соседними регионами Северо-Западного федерального округа законодательством Псковской области установлены более низкие ставки по транспортному налогу на легковые автомобили мощностью от 100 до 150 л.с. Например, ставка транспортного налога на легковые автомобили с мощностью двигателя от 100 до 150 л.с. в Псковской области в 2017 году составляет 27 рублей с лошадиной силы, а в Вологодской, Новгородской и Ленинградской областях – 35 рублей с лошадиной силы.

На 2017 год пониженные ставки транспортного налога установлены Законом области 1712-ОЗ от 29.11.2016 «О налоговых льготах на 2017 год» для следующих категорий физических лиц: инвалиды боевых действий, лица, получившие инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, приемные родители и многодетные семьи.

Кроме того, в 2017 году перечень получателей налоговых льгот по данному Закону области расширен в связи с введением новых льготных категорий по транспортному налогу:

освобождение от уплаты транспортного налога участников Великой Отечественной войны, инвалидов I и II групп за одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно;

пониженные ставки транспортного налога для родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), имеющих в составе семьи ребенка-инвалида.

В части снижения ставки транспортного налога ветеранам боевых действий Комитет сообщает, что по сведениям Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области по состоянию на 01.01.2017 на территории области проживают 11006 граждан, относящихся к категории ветераны боевых действий.

Введение дополнительных льгот в 2017 году при существующем размере дефицита областного бюджета и отсутствии источников компенсации выпадающих доходов не представляется возможным, так как будет способствовать увеличению дефицита областного бюджета.

Льготы ветеранам боевых действий по налогу на доходы

При расчете налога на доходы физических лиц граждане, принимавшие участие в боевых действиях на территории России имеют право ежемесячно уменьшать свои доходы, облагаемые этим налогом, на сумму в размере 500 руб. в месяц. Это так называемый стандартный налоговый вычет. Данная льгота установлена пунктом 1 подпунктом 2 статьи 218 Налогового кодекса. На эту льготу имеют право и граждане, уволенные с военной службы, выполнявшие интернациональный долг в других странах, в которых велись боевые действия.

Соответственно с вас должны удерживать налог в меньшей сумме. Причем этот вычет уменьшает любые доходы, облагаемые налогом по ставке 13 процентов (например, заработную плату, доход от продажи квартиры или машины, доход по договору подряда и т. д.). Подробнее о том что такое вычеты и как их применяют смотрите по ссылке.

Пример
Ваша зарплата — 20 000 руб. в месяц.

Ситуация 1
Вы НЕ являетесь ветераном боевых действий. Соответственно с вас должны ежемесячно удерживать налог в размере:
20 000 (доход) х 13% = 2600 руб.

Ситуация 2
Вы являетесь ветераном боевых действий. Соответственно с вас должны ежемесячно удерживать налог в размере:
(20 000 (доход) — 500 (вычет)) х 13% = 2535 руб.

Льготы вы можете получать непосредственно на работе (тогда с вас будут удерживать налог в меньшей сумме) или получить ее в налоговой инспекции по окончании года (тогда переплаченный налог вам вернут). В первом случае вы должны подать в бухгалтерию по месту работы заявление на предоставлении вычета к которому приложить копии документов, подтверждающих тот факт, что вы ветеран боевых действий. Во-втором случае по окончании года вам нужно сдать в налоговую инспекцию декларацию по налогу (форма 3-НДФЛ), заявление на возврат налога и копии документов, подтверждающих тот факт, что вы ветеран боевых действий.

Внимание!

Если вы стали инвалидом I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, то для вас сумма этой льготы увеличиться. Она будет составлять не 500 руб. в месяц, а 3000 руб. в месяц. Ветераны получившие инвалидность в ходе службы имеют право на эту льготу в увеличенном размере. Данная льгота установлена подпунктом 1 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса.

Льготы ветеранам боевых действий по земельному налогу

Чтобы определить сумму земельного налога кадастровую стоимость земли умножают на ставку налога. По земельному налогу ветераны боевых действий имеют право на льготу. Она установлена пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса. Данная льгота не подразумевает полного освобождения от налога. Она предусматривает, что 600 квадратных метров участка не облагают налогом.

Если площадь участка не превышает 600 кв. метров, то земельный налог ветерану боевых действий платить не придется. Если превышает, то ветераны платят налог лишь с суммы превышения.

Льготу применяют в отношении одного земельного участка, который находится в одном регионе (муниципальном образовании). Если у ветерана боевых действий есть в собственности несколько земельных участков в разных регионах, то льготу можно использовать по каждому из них.

Пример
В собственности ветерана боевых действий есть земельные участки.

Ситуация 3
Участка два. Один в Липецкой области. Площадь 700 кв. метра, кадастровая стоимость 35 000 руб. Второй, в Орловской области. Площадь 800 кв. метров, кадастровая стоимость 94 000 руб. Ставка земельного налога в Липецкой области — 0,3%, в Орловской области — 1,5%.

Сумма налога, которую надо заплатить:

— по участку в Липецкой области:
(35 000 — 35 000 : 700 кв. м. х 600 кв. м.) х 0,3% = 15 руб.

— по участку в Орловской области:
(94 000 — 94 000 : 800 кв. м. х 600 кв. м.) х 1,5% = 353 руб.

Общая сумма земельного налога 368 руб. (15 + 353).
—————————-

Льготы ветеранам боевых действий по государственной пошлине

Ветераны боевых действий, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательствам о ветеранах, вправе не платить государственную пошлину по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикцией (гражданскими судами) и мировыми судьями. Необходимая льгота прописана в подпункте 3 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса. Эта льгота применяется при условии, что цена иска не превышает 1 000 000 руб. Если превышает, то пошлина платится в пониженном размере. Но обратите внимание. Иск должен быть связан с защитой ваших прав, установленных именно законодательством о ветеранах. Только тогда вы вправе не платить пошлину. Например, если вам не предоставлют ту или иную выплату или льготу для ветеранов, установленную местным, региональным или федеральным законом. На другие иски эта льгота не распространяется. Поэтому, если вы решите подать иск на соседа, который вас залил водой, то пошлину придеться платить в общем порядке.

Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка

Физическим лицам предоставляется льгота по уплате налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, а именно: база объекта налогообложения жилой недвижимости уменьшается: для квартиры — на 60 кв. метров, для жилого дома — на 120 кв. метров, для различных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их долей (в случае одновременного нахождения в собственности налогоплательщика квартиры/квартир и жилого дома/домов, в том исли их долей) — на 180 кв. метров.

Учитывая, что этот местный налог, то только городскими, сельскими, поселковыми советами и советами объединенных территориальных общин могут предоставляться другие льготы по его уплате.

Например, уменьшение базы налогообложения объекта принадлежит участнику антитеррористической операции и членам семей погибших участников антитеррористической операции на праве собственности.

Налоговая отчетность

Если лицо не смогла вовремя подать налоговую отчетность за того, что она находилась в зоне АТО и/или ООС или на этой территории расположено ее предприятие, она освобождается от ответственности, поскольку АТО является форс-мажорным обстоятельством. Но данный факт обязательно должен быть заверен Торгово-промышленной палатой, которая выдает соответствующее свидетельство.

Льготы для мобилизованных физических лиц — предпринимателей

Физические лица — предприниматели, лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность — призваны на военную службу по мобилизации или привлеченные к исполнению обязанностей по мобилизации по должностям, предусмотренным штатами военного времени, на весь период их военной службы освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц и единого налога. Если указанные лица имеют наемных работников и на срок своей военной службы уполномочивают другое лицо на выплату наемным работникам заработной платы и / или других доходов, то обязанность по начислению и удержанию налога на доходы физических лиц с таких выплат на срок военной службы самозанятого лица несет это уполномоченное лицо.

Налог на доходы физических лиц, который был начислен и удержан уполномоченным лицом с таких выплат физическим лицам, уплачивается в бюджет демобилизованных самозанятым лицом в течение 180 календарных дней с первого дня ее демобилизации без начисления штрафных и финансовых санкций.

Налоговая отчетность о суммах налога, начисленного и удержанного в течение срока военной службы самозанятого лица уполномоченным лицом с наемных работников, подается демобилизованных самозанятым лицом, без начисления штрафных и финансовых санкций.

Ежегодная разовая денежная помощь

В соответствии с подпунктом «з» пункта 165.1.1 статьи 165 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), от налогообложения освобождается сумма ежегодной разовой денежной помощи, которая предоставляется в соответствии с Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты». Такая ежегодная денежная помощь по закону выплачивается как участникам боевых действий, так и инвалидам войны до 5 мая (или 30 сентября, если лицо не получило такую ​​помощь до 5 мая). Размер пособия устанавливается Постановлением Кабинета Министров Украины.

Благотворительная помощь

В связи с поддержкой граждан — защитников Украины, НКУ установлено, что не облагается НДФЛ доходы участника боевых действий во время АТО и / или ООС, полученные в качестве благотворительной помощи. От НДФЛ освобождается только и благотворительная помощь, предоставленная в виде:

средств для закупки или в форме специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов, изготовленных в соответствии с военными стандартами), технических средств наблюдения, лекарственных средств, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения или иных товаров (работ, услуг) по перечню, который определяется Кабинетом Министров Украины, или для оплаты (компенсации) стоимости лекарственных средств, донорских компонентов, изделий медицинского назначения, технических и других средств реабилитации, платных п ослуг по лечению, обеспечение изделиями медицинского назначения, техническими и другими средствами реабилитации, услуг медицинской реабилитации, санаторно-курортного оздоровления (в любой сумме (стоимости), предоставляемой)

в сумме, совокупно в течение отчетного (налогового) года не превышает 500 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года — на восстановление утраченного имущества и на другие нужды по перечню, который определяется Кабинетом Министров Украины, возникших у налогоплательщиков.

Также, предполагается льгота и для самих благотворителей — не будут облагаться налогом доходы, полученные ими для оказания благотворительной помощи участникам АТО. Например: физическое лицо, внесенное в Реестр волонтеров антитеррористической операции получила средства от населения, которые в дальнейшем передает, бойцу АТО и / или ООС. Ни в волонтера, ни у бойца АТО и / или ООС доходы в виде полученных денежных средств не будут облагаться налогом на доходы физических лиц. Наряду с этим, облагаются доходы в виде благотворительной помощи, предоставленной международными благотворительными организациями лицам, проживающим на территории проведения АТО и / или ООС или лицам, вынужденно ее покинули.

Военный сбор

Что касается уплаты военного сбора, то НКУ предусмотрено освобождение от налогообложения этим сбором доходов в виде денежного обеспечения на время непосредственного участия лица в антитеррористической операции. Период непосредственного участия в АТО, может подтверждаться:

  • справкой о непосредственном участии лица в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения и защите независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины;
  • выдержками из приказов командира воинской части о выбытии для выполнения задач антитеррористической операции и прибытия после их выполнения.
  • выдержками из приказов (по строевой части) первого заместителя руководителя Антитеррористического центра (командира сектора) о прибытии для выполнения задач антитеррористической операции и выбытия к месту постоянной дислокации.
  • выдержками из приказов руководителя, (первого заместителя, заместителя руководителя) Антитеррористического центра при СБУ о привлечении к проведению антитеррористической операции;
  • выдержками из приказов ГУМВД, УМВД Украины в областях, городе Киеве, на транспорте, высших учебных заведений о командировке в АТО и / или ООС и тому подобное.

Налогообложение заработной платы

Налогообложение доходов физических лиц регламентируется разделом IV НКУ, где определен перечень доходов, которые включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога (п. 164.2 ст. 164 НКУ) и доходы, которые не включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход ( ст. 165 НКУ). Также ст. 169 НКУ установлен порядок предоставления налоговой социальной льготы, ее размер, перечень категорий налогоплательщиков, имеющих право на такую ​​льготу.

Итак, положениями раздела IV НКУ не установлено полного освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц одной категории плательщиков независимо от социального статуса, имущественного положения и тому подобное. Также п. 161 подраздела 10 раздела XX НКУ предусмотрено, что временно, до вступления в силу решения Верховной Рады Украины о завершении реформы Вооруженных Сил Украины, устанавливается военный сбор.

Объектом обложения сбором является доходы, определенные ст. 163 НКУ. Освобождаются от налогообложения сбором доходы, согласно разделу IV НКУ не включаются в общий налогооблагаемый доход физических лиц (не подлежат налогообложению, облагаются по нулевой ставке), кроме доходов, указанных в подпунктах 165.1.2, 165.1.18, 165.1.25, 165.1 .52 п. 165.1 ст. 165 НКУ.

В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включаются, в частности компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву по мобилизации, на особый период (п.п. «и» п 165.1 .1 п. 165.1 ст. 165 НКУ).

Учитывая вышесказанное, доход, полученный работниками, призванными на военную службу по призыву по мобилизации, на особый период в виде компенсационных выплат, который выплачивается работодателем за счет средств государственного бюджета в пределах среднего заработка, освобождается от обложения НДФЛ и военным сбором. А доход в виде заработной платы участникам АТО, получивших статус участника боевых действий, облагается НДФЛ и военным сбором соответствии с нормами НКУ.