Не хочу жить с мамой

Профилактика уходов ребёнка из дома

Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет.
Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.
Родители, не забывайте о потребностях своих детей, которые они не всегда могут или умеют удовлетворить конструктивным способом. (Приведенные ниже причины уходов из дома и рекомендации по их профилактике можно использовать для детей разных возрастов, с учётом специфики возрастного периода)

ЛЮБОПЫТСТВО, СТРЕМЛЕНИЕ ПОЗНАТЬ И ИСПЫТАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ

Одна из задач развития детского возраста — исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.
Профилактические меры:
Организуйте свободное время ребёнка, в котором ему представится возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.

ПЕРЕЖИВАНИЕ «ДРАЙВА»

Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной».
Дети весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем.
К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.
Профилактические меры:
Стимулируйте ребёнка участвовать в соревнованиях, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Конечно, переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение.

СКУКА

Скука — это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например мы относимся к депрессии. Чем может быть вызвано такое состояние? Чаще всего скука это следствие какой-либо из описанных ниже причин:
1. Отсутствие смысла жизни:
-полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жестокого обращения;
-тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);
-чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть — у него всегда всего слишком много;
-чрезмерной критичности взрослых.
2. Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: в уважении, любви, принятии значимых людей.
3. Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание всегда томительно и скучно.
4. Неразвитость творческих способностей — творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением; когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.
Профилактические меры:
Создайте условия, при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую-то работу для получения вознаграждения.
Научите ребенка мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях. Создайте ситуацию успеха.
Развивайте лидерские качества, уверенность ребёнка в себе.
Развивайте в ребёнке творческие способности.
Научите ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ («Я КАК МОИ ДРУЗЬЯ»)

Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.
Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.
Профилактические меры:
Развивайте в ребёнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.
Научите ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.
Развивайте в ребёнке физическую силу.
Развивайте в ребёнке умение общаться

ПРОТЕСТ ПРОТИВ РОДИТЕЛЕЙ

Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика.
Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически, подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.
Профилактические меры:
Моделируйте условия, метафорически воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок.
Научите ребёнка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю?»
Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.

СТРЕМЛЕНИЕ УЙТИ ОТ ОСОЗНАНИЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ МИРА, РАЗОЧАРОВАНИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ В ЛЮБВИ), ПЕРЕЖИВАНИЯ ТЯЖЕЛОЙ УТРАТЫ
(СМЕРТИ ЛЮБИМЫХ ЛЮДЕЙ)

Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе.
Профилактические меры:
1. Научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений — в любом негативном явлении содержится позитивное зерно (предпосылка к позитивным мнениям), а в любом позитивном явлении есть предпосылка негативу.
2. Поддержите подростка при переживании им горя, разочарования в любви.
3. Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните ребёнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? как обратиться к психологу?
Итак, мы имеем множество причин, по которым подросток может начать практику уходов из дома. Это перечисление немного пугает, поскольку кажется, что избежать деструктивного поведения просто невозможно. На самом деле все не так страшно!
Во-первых, мы описали крайние варианты деструктивных процессов у подростков.
Во-вторых, опасной интенсивности достигают не все проявления сразу, а только некоторые из них.
В-третьих, подростки с удовольствием и готовностью откликаются на искреннее внимание и заинтересованность ими и их проблемами со стороны взрослых людей.
В-четвертых, подростки с удовольствием обучаются всему новому, и польза сочетается с возможностью проявить себя, почувствовать свою успешность, повеселиться и творчески самореализоваться.

Причины самовольного ухода подростков из дома

Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной. И тогда чаще всего поводом уйти из дома становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет.
Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к нашему стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад их развитие».
Мы начинаем отвергать новые качества подростка и желаем вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест.
Довольно часто причиной нашей сильной тревоги при появлении резких изменений в поведении подростка является угроза разрушения представления о себе, как о хорошем родителе. А наличие удовлетворенности собой как родителем повышает самооценку человека. Поэтому мы неадекватно реагируем на поведение подростка только для того, чтобы поддержать свою положительную самооценку.
Мы совершаем ошибки не потому, что не любим своих детей, а потому, что не всегда знаем, как лучше поступить и часто не осознаем собственных побуждений.
Дети бегут из дома, протестуя против невыносимых условий, которые мы им создаем, не желая считаться с мнением ребенка.
Другая причина ухода дочери или сына от родителей — несправедливое наказание, неадекватное их проступку. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Так круг замыкается.
Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть, выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника.

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ КОНФЛИКТОВ И УХОДА ДЕТЕЙ ИЗ ДОМА, СТАРАЙТЕСЬ СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:

— Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте — он еще ребенок.
— Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.
— Выбирайте наказание, адекватное проступку.
— Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».
— Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.
Когда ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку необходим, прежде всего, хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь родительская любовь проявляется в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.

ТРИ ШАГА, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРЕДПРИНЯТЬ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ ТАКОВЫ:

1. Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам
Откажитесь от желания подтолкнуть, направить его к тому, что мы хотим в данном конкретном случае. Вместо этого спросить себя: «Что я могу сделать в этой ситуации, чтобы помочь моему ребенку быть более ответственным и способным принимать свои собственные решения?»
2. Научиться получать удовольствие от принятия решений ребенком.
Мы можем это делать, если осознаем, что перед нами живая, пульсирующая частица самой природы, и у нас есть драгоценная, но мимолетная возможность наблюдать, как она развивается. Даже когда мы видим, что ребенок идет в сторону неприятных, болезненных последствий, наилучшее, что можно сделать в подобной ситуации – просто высказать свои опасения, а затем дать возможность этим последствиям произойти.
3. Изменить некоторые из наших мыслей и убеждений относительно ребенка.
Этот шаг чрезвычайно важен. Поскольку между нашими убеждениями и нашими действиями существует теснейшая взаимосвязь. Не осознавая этого, мы постоянно ведем себя так, чтобы подтвердить своими действиями истинность своих же внутренних убеждений. Если мы убеждены, что наш ребенок изначально наделен положительными качествами, способен принимать верные решения и самостоятельно руководить собственной жизнью, то мы без особых усилий будем поддерживать его в этом.
Тогда наша любовь будет созидательной, и детям не потребуется уходить из дома.
Говорят: «от хороших родителей дети не убегают. Наверное, хорошие родители — это те, кто способен так построить свои отношения с ребенком, чтобы избавить его от различных разочарований»

Профилактика самовольных уходов из дома

Поведенческая реакция в виде уходов из дома, побегов из детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной.
Мотивированная поведенческая реакция обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток (к примеру, побег из летнего лагеря, где подростка унижали сверстники или уход из дома после серьёзного конфликта с родителями).
Другое дело, что это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания. Задача родителей, в этом случае — расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т. е. научить его разнообразным стратегиям поведения. (Ребёнка обижают в лагере, он должен знать что может обратиться к администрации лагеря, позвонить родителям, написать заявление в милицию. Если серьёзный конфликт случился дома, то ребёнку нужно научиться отстаивать свои права и соблюдать права родителей. Ребенок может обратиться за помощью к классному руководителю в школе, к другим родственникам, но не убегать в «никуда» и не подвергать свою жизнь и здоровье опасности).
Мотивированные уходы на фоне острой стрессовой ситуации возникают у детей с разными характерами по разному:
— у слабых, эмоционально-ведомых, чувствительных, податливых детей мотивированные уходы проявляются как обдуманные или импульсивные и могут быть проявлением пассивного протеста;
— у подвижных, эмоциональных и импульсивных детей мотивированные уходы проявляются как реакция эмансипации;
— у эмоционально холодных, сдержанных, замкнутых мотивированные уходы проявляются как реакция избегания общения;
— у ярких, артистичных, активных мотивированные уходы проявляются как демонстративная реакция.
На фоне постоянной стрессовой ситуации мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) — т. е. формируется «привычка», когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать.
Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные.
Иногда внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причём это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией.
Наконец, уходы и побеги могут быть проявлением психического заболевания (эпилепсия и эпилептиформные состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, деменция и умственная отсталость).
Степень тяжести синдрома уходов и бродяжничества определяется следующим образом:

легкая:

— не более чем на 7 дней 1 раз в меся;
— ночное посещение компьютерных клубов, попрошайничество, прогулы в школе;
— частичная критика подростком своего поведения;
— нет противоправных действий;
— нет химических и поведенческих зависимостей;
— встречается при ситуационных личностных реакциях;
— пограничная интеллектуальная недостаточность.

средняя:

— уходы на 2-3 недели, 1-2 раза за 2 месяца;
— попрошайничество, жизнь в подвалах, чердаках;
— противоправные действия
— алкоголизация, токсикомания;
— агрессивность;
— свое поведение подросток не критикует;
— встречается аномалиях характера (психопатиях), умственной отсталости.

тяжёлая:

— уходы на 1-2 месяца, 2 раза за 6 месяцев;
— асоциальная жизнь;
— противоправные действия;
— алкоголизация, токсикомания;
— агрессивность;
— невозможность контролировать своё поведение;
— встречается при психических заболеваниях.

Что могут сделать родители, чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов подростков из дома.

1. Примите факт, что ваш сын или дочь — уже не ребёнок (по крайней мере, он или она хочет, чтобы все вокруг так думали), поэтому и отношения с подростком нужно строить ПАРТНЕРСКИЕ.
Это значит, что директивный стиль взаимоотношений типа «как я сказал, так и будет», можно «с почестями похоронить». Важно предоставлять информацию и факты, а выводы подросток будет делать сам. Многие «капризы» подростков можно понять и принять, если знать особенности их поведения.
2. Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается не реализованным. Очень важно, чтобы у сына или дочери была возможность встречаться с друзьями дома. Даже если у подростка нет собственной комнаты, предоставьте ему «крышу» для общения со сверстниками. И тогда дом для детей станет самым притягательным местом.
3. Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. К примеру, заявления родителей, чтобы дочь не переступала порог дома, если она совершит ошибку (ранняя беременность, опыт употребления наркотиков), могут обернуться трагедией. Вообще, подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию.
Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам.
4. Старайтесь вместе решать, как проводить досуг. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Подростки готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником.
5. Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного доверия к вам. Выслушивайте подростка всегда, особенно если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.

Что делать, если подросток уже ушел из дома или такая ситуация повторяется из раза в раз.

Не пытайтесь решить проблему силовыми методами.
Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т. д. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому «драконовские» меры могут только усилить желание подростка вырваться из дома.
Необходимо проанализировать, почему сыну или дочери было неуютно с вами.
Быть может, что-то изменилось в отношениях взрослых? Тогда стоит подумать, как оградить подростка от своих взрослых проблем.
Уход ребёнка из дома, ситуация действительно нестандартная, поэтому вам может потребоваться помощь психолога. Хорошо, если вы найдете «узкого» специалиста, который не первый год работает с детьми и подростками, убегающими из дома или склонных к бродяжничеству. И, конечно, замечательно, если на прием к нему вы придете вместе с ребенком.
Не пытайтесь заманить ребенка в кабинет психотерапевта обманом.

ПОМНИТЕ!

Дети очень хорошо чувствуют ложь взрослых, и непоследовательность родителей принимается ими за образец поведения.

Беспризоный ребенок! Не проходите мимо!

Основной причиной беспризорности является нестабильность жизненного уровня значительных слоев населения.
Социологические исследования говорят о том, что:
— 90% уличных детей имеют родителей;
— 100% безнадзорных детей употребляют алкоголь;
— 80% употребляют психотропные вещества;
— 90% уличных детей нуждаются в квалифицированной помощи психиатров и наркологов.
Среди детей, уходящих из дома, можно выделить 2 категории:
Первая категория – наиболее многочисленная – это дети, чаще всего в возрасте 9-14 лет, из явно неблагополучных семей. Родители с низким уровнем жизни, часто судимы, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, нигде не работают.
Такие дети выносливы физически, неприхотливы в еде и одежде. Они знакомы с ночными улицами, не боятся крыс, умеют приручать бездомных собак.
Равнодушны к чужой боли и терпеливы к своей. Они быстро находят общий язык с подвыпившими дяденьками и тетеньками, их не пугает ночевка в подвале или на чердаке, курят, пробовали спиртные напитки.
Они имеют опыт совершения правонарушения и наказания за свои деяния, многие прошли через комиссию по делам несовершеннолетних, милицию, центр временного содержания несовершеннолетних.
Им хорошо известно, что стеклотара из-под спиртного представляет определенную ценность, знают много способов «зарабатывания» на жизнь.
У таких детей уходы из дома часто перерастают в дромоманию («дромос» — от греческого «дорога», «мания» — одержимость, страстное влечение), а безнадзорность трансформируется в беспризорность.
Дети этой категории имеют низкий образовательный уровень, педагогически запущены, часто имеют отклонения психического здоровья.
Многие из таких детей испытали на себе жестокое обращение и насилие со стороны взрослых.
Причины ухода из дома – отсутствие в семье элементарного ухода, заботы о них, полная бесконтрольность
. Беспризорные дети этой категории выделяются свои внешним видом и поведением.
Они часто одеты не по сезону, не по размеру, неряшливы. Лица и руки грязные, иногда в темных пятнах от клея и красителей (многие страдают токсикоманией). Для них характерны запахи немытого тела, бытовых химических веществ. Нередко болеют чесоткой и педикулезом. Они не знают чувства сытости, постоянно голодные, очень любят хлеб. Способны сочинить любую историю, чтобы вызвать к себе жалость взрослых. В группе способны совершать разбойные нападения на сверстников: могут снять обувь, одежду, отобрать деньги, ценные вещи. Часто сами становятся жертвами преступлений.
Вторая категория уходящих из дома детей – это дети в возрасте 13-16 лет из внешне благополучных семей, часто имеющих достаток выше среднего. В таких семьях родители видят свои функции только в том, чтобы одеть, обуть, накормить, дать на карманные расходы.
Особенности благополучных семей, из которых уходят дети.
— Часто это дети, имеющие одного родителя, который еще молод и занят устройством своей личной жизни.
— Это дети, воспитываемые отчимом или мачехой, отношения с которыми не сложились.
— Дети, имеющие маленьких братьев или сестер от повторного брака родителей.
— Это могут быть дети родителей, успешно делающих карьеру или занимающие высокие посты и не уделяющих своим детям внимание.
— Это дети, столкнувшиеся с непониманием и не справедливостью со стороны взрослых, не выдержавшие чрезмерных требований.
Как правило эти дети общительны, имеют много знакомых, нередко они хорошо учатся либо до определенного времени учились, пока это удавалось им без особых усилий над собой.
В этой категории детей причины ухода из дома имеют, как правило, глубокую психологическую основу: отвергнутость и ненужность, отсутствие эмоциональной связи с родителями. Часто таким поступком они хотят привлечь к себе внимание.
И если проблемы не замечают дома, они идут с ними в другое место – на улицу, к друзьям, знакомым, а то и просто к случайным и весьма сомнительным людям. Эти люди впоследствии за свою помощь требуют от них непомерно высокую плату, цена которой судьба и даже жизнь.
Уходы таких детей из дома – это реакция на просчеты родителей в воспитании.
Дети из этой категории мало приспособлены к жизни, они изнежены, брезгливы и потому более зависимы от взрослых. Могут первое время ночевать у родственников, знакомых, затем у знакомых знакомых и, наконец, где придется. В результате оказываются на социальном дне – приобщаются к наркотикам и проституции. В поведении проявляется крайний цинизм. Они могут приходить домой, пока нет родителей, чтоб взять деньги или вещи, которые можно реализовать. В собственных родителях видят врагов номер один. Нередки случаи привлечения таких детей к уголовной ответственности за распространение, хранение наркотиков, либо за участие в организованных преступных группах.
При первом уходе такого ребенка из дома важно правильное поведение родителей, которое на начальном этапе еще может исправить положение, восстановить отношение в семье!

Если ребенок ушел из дома (рекомендации родителям):

Не поддавайтесь панике. Для исключения несчастных случаев наведите справки в «Скорой помощи», полиции.
Внимательно проанализируйте поведение и высказывания ребенка за последнее время. Постарайтесь вспомнить, какие обстоятельства предшествовали его уходу. Выясните, кто видел его и общался с ним.
Соберите сведения о его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания, по возможности перепроверьте их. Попробуйте выяснить, о чем говорил ваш ребенок, каковы были его намерения, настроение в моменты последних встреч с друзьями, знакомыми.
Если вы обнаружили местонахождение ребенка, не спешите врываться туда и насильно вытаскивать – результат может быть противоположным ожидаемому. Если он находится там не один – побеседуйте со всеми, попробуйте войти с ними в контакт.
Вступите в переговоры с ребенком, выслушайте его и попросите выслушать вас. При разговоре будьте предельно откровенны и внимательны. Дайте ребенку выговориться, не прерывайте его, не упрекайте, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес. Если вы действительно виноваты, признайте свои ошибки, попросите прощения.
Постарайтесь не обсуждать произошедшее и его последствия, обсуждайте лишь пути выхода из сложившейся ситуации и варианты вашей дальнейшей жизни.
Впоследствии не упрекайте ребенка и сами не возвращайтесь к обсуждению случившегося. Не рассказывайте о произошедшем вашим друзьям, родственникам, соседям. Ведь если ваши отношения с ребенком со временем восстановятся, то в их глазах он надолго останется непутевым.
Помогите ребенку в восстановлении прерванных связей – с возвращением на учебу, работу и т.п. Делитесь с ним своими планами и заботами. Ребенок воспримет это как оказание доверия. И всегда помните, что ваш ребенок больше, чем вам, никому не нужен.

Если на улице вы столкнулись с чужим беспризорным ребенком:

Не проходите мимо, не отворачивайтесь, делая вид, что не замечаете его.
Попытайтесь заговорить с ним, обратите внимание на его внешний вид, состояние здоровья, попробуйте выяснить, где он живет, кто его родители, почему он оказался на улице, где и с кем в настоящее время обитает, на что существует.
Постарайтесь помочь этому ребенку. Сообщите о нем в местный орган социальной защиты, специализированные социально-психологические службы.

Не достучишься

Большую растерянность вызывает обратная реакция: подросток запирается в комнате, натягивает капюшон, вставляет в уши наушники и полностью закрывается от окружающего мира – не достучишься. Это – одно из проявлений кризиса подросткового возраста, и оно совершенно нормально. Во время кризиса мир внутри подростка рушится, и ему нужны время и силы, чтобы научиться жить в новой реальности.

Чаще всего в таких ситуациях родители пытаются увлечь тинейджера какой-либо деятельностью: предлагают кружки и секции, «выгоняют» на улицу погулять, записывают на курсы подготовки к ЕГЭ и усиленно пытаются заинтересовать профориентацией. Разумеется, реакция подростка на такое бурное планирование его жизни чаще всего бывает негативной, а родители могут лишь всплеснуть руками: «И это он тоже не хочет! Ничего не хочет!»

Подростковые желания

На самом деле, желаний у подростка, чаще всего, бывает масса. Просто они не вписываются в представления родителей о «правильных» желаниях: ведь нужно хотеть получить пятерку, поступить в хороший вуз, выучиться профессии. Желания подростка иррациональны и чувственны, ведь именно эти грани он впервые для себя открывает и учится жить с ними. Вот пример записи личного дневника 15-летней девочки (публикуется с разрешения автора):

Хочу встретиться с ним.

Хочу, чтобы мы с ним проболтали несколько часов, не замечая никого и ничего.

Хочу все обратно.

Хочу перестать безумно скучать по нему и плакать, когда пишу о нем.

Хочу, чтобы родители начали меня понимать и поддерживать меня.

Хочу посвятить свою жизнь танцам.

Хочу перестать курить.

Хочу иногда быть более женственной.

Хочу регулировать перепады в моем настроении.

Хочу не причинять боль близким.

Хочу, чтоб меня не предавали.

Хочу любить и быть любимой.

Хочу быть счастливой.

Хочу, чтобы моя семья была здоровой и счастливой.

Хочу выздороветь.

Как вы видите, желаний у подростков предостаточно. Они не связаны с долгосрочными целями – это является еще одной возрастной особенностью. Хоть у подростков и существует ориентация на будущее, но они слишком сильно заняты ситуацией «здесь и сейчас» — получить желаемое нужно сию минуту, а если такой возможности нет, то «зачем тогда вообще оно нужно!». Все желания, перечисленные девочкой, являются самыми обычными желаниями среднестатистического подростка – желание любить и быть любимой, наладить отношения в семье, быть красивой и привлекательной. Это то, что заботит каждого тинейджера, и все его желания будут связаны именно с этим. Самое важное – не умалять значимости таких желаний, не высмеивать их и не обесценивать. Часто подростки слышат от родителей: «вот еще, мало ли, чего ты хочешь!», а такое суждение может стать настоящей психологической травмой для неокрепшей психики. Малыш 3-х лет хочет играть, а подросток хочет чувствовать – это возрастные особенности, которые не нужно пытаться изменить, их нужно интегрировать в повседневную жизнь.

Родители чаще всего озабочены совершенно другим: им кажется, что сейчас самое важное – это вопрос профориентации. Кем подросток станет, куда поступит, как сдаст экзамены – вот то, что заботит родителей ребят 15-16 лет. Конечно, этот вопрос очень важный, но, поверьте, ни один подросток не займется его решением до того, как решит свои внутренние проблемы и конфликты. Только обретя мир с самим собой, он сможет задуматься о своем будущем, о профессии и обучении. Если обратить внимание на желания девочки, перечисленные выше, то можно увидеть и профессиональное желание: связать свою жизнь с танцами. Часто родители не относятся серьезно к творческим стремлениям детей, вызывая тем самым конфликт: «ты будешь ходить на танцы, но не будешь связывать с ними свою жизнь».

Часто родительское «он ничем не увлекается» означает, что подросток не интересуется ничем из того, что, по мнению родителей, ему необходимо, но при этом с удовольствием играет в компьютерные игры, рисует и сочиняет стихи, а также регулярно ходит на прогулки со своими друзьями. Все это – абсолютная норма, с которой не надо ничего делать. Максимум – можно подтолкнуть подростка из своего хобби сделать профессию, например, из игрока превратиться в разработчика компьютерных игр.

Тем не менее, бывают ситуации, когда подростки не осознают свои желания. И если вам кажется это странным, то проведите эксперимент: попробуйте сами написать 20 своих желаний и попросите других взрослых людей сделать то же самое. Вы будете удивлены: многие взрослые не осознают свои желания! Что уж тут говорить о подростках, которых и так разрывает на части от внутренних конфликтов и противоречий? В этом случае необходимо помочь подростку в осознании своих желаний. Предложите ему также написать список желаний, чаще предлагайте сделать выбор, например: «ты хочешь черный чай или зеленый? С сахаром или без?» Начиная с таких простых «хотелок», подростку будет проще перейти к более сложным. Если ситуация сложная, то без помощи психолога здесь не обойтись, ведь часто природа неумения осознавать свои желания заложена в семье или в детской травме, которую необходимо проработать.

Не бойтесь своих желаний и учите этому своих детей! Уметь желать – такое же важное умение, как и многие другие, и подростки нередко страдают именно от переизбытка таких желаний. Старайтесь понять своего ребенка, принять его желания, которые могут идти вразрез с вашими представлениями о его жизни, и помочь ему в их реализации.

Екатерина Головина

Как не ошибиться с выбором профессии, особенно если какие-либо склонности у вчерашнего школьника не выражены ярко? Ответить на этот вопрос поможет тест Холланда. Ответьте на вопросы и узнаете, какая работа вам наиболее подходит. Пройти тест

Здравствуйте, Мария!

1. Если что-то не нравится – меняй.

2. Если не можешь изменить – принимать.

3. Не можешь принять – смотри пункт «первый» или меняй к происходящему своё отношение. Как вариант – снижай значимость проблемы.

Как видите – всегда есть выход и кто сказал, что этот выход должен быть принят, только один. Можно действовать в нескольких вариантах решения ситуации – сразу же.

Вы правы в том, что вам нужно переезжать.

Вы станете – сама себе хозяйка и уже не будете так остро реагировать на претензии со стороны мамы.

Но почему у вас вообще есть реакция на её слова, а не потому ли, что вы чувствуете сами вину, что считаете, что она права и пытаетесь оправдаться – не будь у вас в подсознании подобных сомнений – слова мамы вас бы не задевали.

Сказала и сказала – её право на собственное мнение, но не стоит забывать, что ваша мама – дитя другого поколения и ей сложно адаптироваться к современной жизни и законам. Вот и пытается она жить с «картой Ставрополя в Питере». Да ещё и вам свои «карты» навязывает. Но брать или нет – это уже ваше право. Так не берите – не реагируйте.

Вы же не берёте в магазине то, что вам не нужно?

Вы не смотрите те передачи, которые вам не интересны?

Вы не пойдете больше в то кафе, где вам не понравилось?

Почему же здесь вы берете? – не принимайте.

Но вместо того чтобы просто не принимать – ещё и вину ощущаете за то, что вам не понравилось? Вы же не бежите в магазин извиняться за то, что там продали вам не качественную вещь? – зачем здесь брать то качество жизни, которое вам не нужно – вы уже – взрослый человек и только вам выбирать – брать или не брать.

Вы бы не сопротивлялись наставлениям мамы, если бы видели, что она, следуя своим же советам – счастлива, успешна и самодостаточна – вы бы стремились её скопировать во всём, если бы хотели жить так, как живёт она? Успешных людей хотят все повторить… им не приходится навязывать свою точку зрения окружающим, наоборот, все слушают их «открыв рот», желая повторить их успех… все идут на их блеск в глазах и неуёмную энергетику…

странно… но внутри вас протест… (не даром говорят: воспитывайте своим примером – только действия копируются – слова – пустой звук) почему протест?

я так не хочу… я не хочу так, как ты… ой… что это я… извини… что я так не хочу… я должна так хотеть, потому что ты – моя мама и тебе виднее….?(абсурд.. вам не кажется? Никто никому и ничего не должен… никому не понять наших желаний и того, что будет для нас лучше, кроме нас самих.

Поэтому навязывать нам свои убеждения – никто не имеет права. Тем более, что сейчас всё изменилось и многие люди это понимают и осознают. Главное – не брать то, что вам не нужно. Не брать – это значит, – не реагировать на это… не вовлекаться эмоционально… нами не будет управлять то – к чему мы равнодушны…

То, что она хочет внуков, это – не аргумент

Внуки у неё будут ровно тогда, когда вы сами захотите свою семью. А как вы захотите семью? где свою семью вы создавать собираетесь? – дома, где в 23.00 отбой – время детское?

или в коллективе – среди тётенек преклонного возраста(которые мечтают женить своих маменькиных – сынков – ботанов – инфантилов — переростков на хороших девушках – а точнее сказать, найти для своих сыновей бесплатную домработницу(у самих-то годочки уже не те, чтобы обхаживать своих – ненаглядных) – это предел ваших мечтаний?)

К тому же – коллектив коллективу рознь. И не всякий коллектив – гарантия успешного знакомства и замужества. Неужели ваша мама считает, что как только вы устроитесь на работу, так все мужчины упадут штабелями к вашим ногам? только вас и ждут, чтобы упасть? Стоять уже устали… – не кажется ли это убеждение утопией? На работу вообще-то ради укрепления своей финансовой стабильности устраиваются – а не для флирта и дружбы — как некоторым кажется.

Другое дело (если вы видели фильм «Служенный роман»), то вопрос, как себя в коллективе поставишь и как и насколько эффективно будешь взаимодействовать(будь героиня этой истории – Людмила Прокофьевна – при взаимодействии с министрами, такая же, как и в отношении Новосельцева – глядишь и отхватила бы себе и кандидатуру по интереснее). Главное в любом моменте своей жизни – мымрой не быть (а она, прежде всего сама к себе, как к мымре относилась – неужели окружающие будут относиться, иначе, если сам к себе плохо относишься?)

Но свет что ли сошёлся клином на этих мужчинах? – всё и везде для них – каждый их взгляд ловить и под них подстраиваться – это ваша перспектива? Вам и без мужа на данный момент есть, кому… ограничивать вашу свободу. И ваше личностное пространство. Вам на данный момент ни к чему ещё и замужество и вы это сами понимаете.

Просто боитесь сами внутренне себе разрешить жить, так как вам хочется, но знаете, чем подобные ограничения заканчиваются.

Если человек не может пойти против устоев напрямую, он идёт против этих устоев через обходные пути. О них(если интересно) я расскажу позже), но не здесь… да многие и знают о чём я говорю. Если всё время себя во всём ограничивать – происходит сбой на психосоматическом уровне. Вам этого не надо.

И первое, что вы должны сделать – это переехать от мамы.

Второе: – это убрать её голос из своей головы.

бывает так, что и родителей уже нет в живых, а внутри людей всё звучит мамино: «низззя», а это – наши внутренние виртуальные родители с их внутренними установками и запретами(то самое – «от себя не убежишь»)

Третье: полюбите себя. Примите такой, какая вы есть.

Начните с этого.

Мама права по своему. Она переживает за вас, но её переживания не принесли вам пользы, счастья и удовлетворения.

И не принесут. Если продолжать так же.

Чтобы иметь то, что не имел ранее – нужно сделать тог, что ранее не делал…

Прислушайтесь к себе – чего хотите именно вы(а навязанные вам желания не принимайте всерьёз_.

Полюбите себя. Спросите у мамы: а была ли она счастлива в браке?

тогда зачем вас торопит выйти? ради того, чтобы выйти – так не стоит поступать.

и переезжайте – любовь сильнее, тем родня дальше.

А отношения… ваша мама вроде как старше и именно она не может построить с вами полноценных отношений, а не вы, поэтому вам винить себя не за что. Вы не виноваты в том, что маме просто необходимо на ком-то отыграться за свою несостоявшуюся судьбу и жизнь.

Но вы возможно и боитесь новых отношений, потому что внутри вас может жить сомнение: если уж я с мамой не могу поладить – куда уж… ( с… пока ещё посторонним для меня человеком?) – вот и начните с выстраивания гармоничных отношений с собой и с мамой – как… чуть позже… вначале обретите гармонию внутри себя. Пускай из вас уйдёт состояние «Жертвы», иначе и новые знакомые будут в вас видеть «крайнюю девочку» – для упрёков… к нам относятся ровно так, как мы это позволяем… в том числе и наши самые близкие люди…

Вы уже(давно) – не трехлетний ребёнок, чтобы искать одобрения и оправдывать ожидания взрослых. Человеку нужно одобрение взрослых, пока он беззащитен и беспомощен, поэтому пора вырастать из платья трехлетней девочки и брать жизнь в свои руки.

Но многие «залипают» в подобном состоянии – зависимости от мнения других людей – для того, чтобы обслуживать свои страхи и совершенно не в состоянии решать, что-то самостоятельно – без оглядки на окружающих.

Люди почему-то приходят ко мне и спрашивают: что будет…? что меня ждёт? – интересный вопрос.

Многие до сих понять не могут, что нас ничего не ждет, если мы ничего не будем делать… тем более, что-то хорошее в нашей жизни – само по себе не случается… поэтому – берите жизнь в свои руки…

Примите себя такой, какая вы есть и свою маму такой, какая она есть – позвольте себе быть собой, а другим – другими….

Подойдите к ней… обнимите её… она ведь ворчит, так как просто хочет вашего внимания…

не могу гарантировать того, что она снизит свою сварливость, когда вы выйдите замуж.

есть риск, что её ревность обострится ещё сильнее.

Посмотрите фильм «Пока она умирала». Не стоит угождать всем и вся, а свою жизнь откладывать и проживать в услужение чужого мнения и обслуживания своих страхов.

а просто то, что вы её очень сильно любите(вы поймёте её возможно, когда сами станете мамой) просто скажите ей об этом… вот попробуйте… ворчит она, а вы её – раз… и обняли – раз… и сказали ей, что-то хорошее…

мама… я понимаю, что «опереться можно лишь на то, что сопротивляется…»

создайте «разрыв шаблона» – на её ворчание. Отдайте ей то, что она у вас просит, но прямым текстом сказать не может(причина проблем со щитовидной железой – она в своих претензиях просто кричит: «помоги мне!!! я боюсь!!! я так одинока!!! что будет, если я останусь одна?!!! я так хочу, чтобы меня любили! я так хочу, чтобы мне были благодарны, а я ощущаю, что просто зря прожила жизнь!!!» – вот истинный текст, заложенный в её упрёках – вот, что она на самом деле хочет сказать… но напрямую не скажет, следуя своим установкам и убеждениям, которые привели её к болезням щитовидной железы и другим проблемам. Когда происходит постоянный блок Вишуддха Чакры – подобное случается часто – когда истинные наши слова мы подавляем в себе(хотим сказать одно, а глупые предрассудки и моральные устои(которые сто лет никому не нужны) – этого нам не позволяют, да ещё и не умение выяснить свои же чувства для себя – даёт о себе знать) наша душа начинает с нами разговаривать на психосоматическом уровне…

берегите себя и маму…

Удачи вам!

Оцените ответ психолога:

Отвечаем Евгению.

«Мудрый ВОС, советуй. Не знаю даже, с чего начать, потому как история очень длинная и хочется расписать очень многое.

Живу с матерью уже восемь лет, все это время прошло в бесконечных ссорах, но сейчас дошло не то что до точки кипения, а уже прошло ее за несколько верст. Перед тем, как продолжить, опишу детали. Этот человек совершенно невменяем, она никогда никого не слушает (в смысле просто пропускает все мимо ушей, мол, ты никто, и слушать я тебя не обязана), считает, что во всем права, и вдобавок все это сопровождается разного рода оскорблениями с выпученными сумасшедшими глазами, а иногда и драками. Уточню, что это все не только мои мысли, и этот опыт тоже не только мой. Это происходило и с моим отцом, как только они развелись, и с его новой женой, и даже с продавцами пару раз (это при мне). Ее даже мать выставила из дома в молодости.

Пойду еще глубже. Она побежала налево, когда я еще даже сад не окончил. Но в покое она никого не оставила, на протяжении какого-то времени она приезжала, так, на денек, два, и также, со скандалами (даже бросалась под машину), требовала, чтоб ей выдали сына. Однажды она меня даже выкрала из школы на день рождения, зная, что меня ждут дома. И вот, спустя продолжительное время, а точнее, когда я окончил 5 класс (!!!), она заявилась. Видите ли, институт окончила, и начала качать права, собственно, на меня. Вот тут и началось. Все время, что я у нее живу, она от меня постоянно что-то требует, и сама говорит, что она мне ничего не должна. В принципе правильно, но не до той же степени, что она отказывается мне готовить, стирать, ну и все прочее, под предлогом: «Я что тебе тут, служанка? Плати мне тогда!». Кто она мне тогда такая, раз мы с ней даже не общаемся? И вообще, у нее все в жизни сводится к деньгам и к принципу «мое/твое». Для полноты сцены опишу ее: человек, который практически не выходит из дома, скорее всего, интернет-зависима, без подруг (те, которые были, похоже, перестали с ней общаться, кстати, очень приятные девушки, насколько мне казалось), изредка общается с бабками на лавке, с мужем живет практически как с соседом, пятилетнего ребенка воспитывает способом «на планшет или конфету, только не ори».

С чего я все-таки решил написать вам? Сейчас она вбежала в комнату и устроила скандал из-за того, что я якобы не закрыл сетку на балконе (я люблю иногда рассматривать вид из окна), и в квартиру налетели мухи (дачные сливы, которые лежат на кухонном столе неделю, она пропустила, похоже). Но я-то окно не трогал. Потом она перекинулась на тарелку, которая стояла у меня на столе, и у нее вообще начался припадок. Я ей (как обычно) сначала нормально сказал, что как освобожусь, так и отнесу. Так нет, она стояла и на ухо орала мне как больная, какой я придурок, и что виновен во всех смертных грехах. Ну, я сначала попытался промолчать, но все-таки как человек, который не молчит в ответ на оскорбления, начал тоже отвечать ей. Тут она начала в очередной раз бить меня (не кулаками, конечно, по плечу и голове). Ну а я, в этот раз не стерпев (хотя я ее много раз предупреждал, что она не имеет права это делать (она и до законов повернутая), да и, в конце концов, мы взрослые люди), с разворота несколько раз тоже долбанул ей ладонью по плечу (выглядело, наверное, как драка девочек из третьего класса, но не буду же я реально бить женщину, как плохо у нее с головой ни было бы). И тут началось: «Да ты! Матери! Погань такая неблагодарная (ага, за что там)! Да как ты смеешь!». Ну а дальше вообще позорно говорить, сорвала с кровати белье и, внимание, матрас, и утащила к себе в комнату!

Ну вот, такое чувство, что я вам тут нажаловался, но зато на душе полегче. Правда проблемы это не решает. Хочется разорвать с ней все связи и не вспоминать даже, что она существует. Читал несколько ваших статей о классификации родителей, взаимоотношениях и т. д., все не вспомню, результата нет. Пару раз съезжал, но обстоятельства были сильнее и приходилось возвращаться. Я, конечно, тоже не подарок, но намеренно ни с кем не ссорюсь и мозги, как говорится, не трахаю. Вообще, я сейчас рассказал только очень малую часть от всего, сижу тут, капаю вам (хотя сам только написал, что не делаю так). И, кстати, может, мне должно быть стыдно, но нет, ни капли, я терпеть не могу идиотские поступки глупых (как по этим поступкам выясняется) людей. Такие дела, ВОС, спасибо уже на том, что пишу вам».

Наш совет: «Здравствуйте Евгений. Мы очень сочувствуем вам, что судьба сложилась подобным образом и вам досталась именно такая мама. Самое главное, что вам стоит усвоить навсегда, это то, что вам ее никогда ни при каких обстоятельствах не изменить. Не живите это ложной надеждой, только потеряете силы. Придется принять это как неизбежность. Выход их этой ситуации только один — уезжайте. Нет никаких обстоятельств (если только вы не парализованы), которые могут мешать этому решению. НИКАКИХ. Понятно, что вы на это можете ответить, что мы, мол, не знаем деталей и не в курсе вашей жизни, но какими бы они ни были, единственное, что вас спасет — это отъезд и полное прекращение контакта с мамой. Это не жестокость и не предательство. Она взрослый человек и сама несет ответственность за свою жизнь. Уезжайте как можно скорее и навсегда. Никаких других вариантов нет. Если вы останетесь, это будет говорить о том, что по каким-то неведомым нам, а возможно и вам самому, причинам вам эта ужасная ситуация нужна. В этом случае придется поговорить с собой максимально честно и понять, зачем. А когда поймете, то примите решение, что важнее: оставаться, потворствуя реализации ваших разрушительных фантазий, или нормальная жизнь. Но помните, что чем дольше вы будете оставаться жить с мамой, чем больше у вас шансов перенести подобную модель отношений в свою будущую семью и передать это своим детям. Оно вам надо?».

Нужен совет? Пишите на advice@w-o-s.ru. Мы найдем в редакции или за ее пределами того, кто сможет вам помочь. Не стесняйтесь и будьте готовы к радикальным переменам в жизни. Хватит это терпеть!