Не заплатил таксисту что будет

Таксисты не имеют права задерживать своих пассажиров, даже если они отказываются платить. Единственное, что может сделать водитель, — позвонить диспетчеру и попросить внести клиента в черный список. На практике пассажиры сталкиваются с угрозами.

На одном из потребительских форумов в интернете описывается ситуация, когда девушке-москвичке пришлось заплатить за такси существенно больше предполагаемой суммы. Позднее после собственных расчетов выяснилось, что водитель ее обманул. Девушка заказала такси по маршруту от Новокосинской улицы до улицы Верхние поля. Машина приехала, как ей обещали в диспетчерской, через полчаса. После того, как она вышла из подъезда и села в машину, на счетчике уже обозначилась сумма в 100 рублей. До места назначения такси доехало за 20 минут, пробок на дорогах не было, так как ехали поздней ночью. Когда машина прибыла по обозначенному адресу, на счетчике было уже около 750 рублей. «Меня поразил шок!» — восклицает девушка.

«И, конечно, испуг за то, что не хватит денег, и что будет, если не отдам», — говорит она. Дозвониться диспетчеру не удалось, а отдел претензий работал только по будням, а был выходной. В итоге девушка нашла деньги и отдала водителю. Похожих жалоб много, говорят юристы, работающие в потребительском секторе.

Службы такси опровергают заявления пассажиров относительно того, что водитель сможет применить какие-то насильственные действия в случае неуплаты.

В службе компании «Такси-Ладья» говорят, что в случае неуплаты пассажиром обозначенной суммы таксисту сумма вносится в долг и оплачивается при следующей поездке. «Долг вносится в базу данных в нашем компьютере, и при следующем заказе это высвечивается», — объясняет диспетчер. По ее словам, задержать пассажира, не выпускать его из машины водитель не может. «Он просто позвонит нам и скажет, что на такого-то клиента нужно записать долг», — уверяет девушка.

«Угрожать пассажиру водитель не имеет права», — говорят в службе такси «Сотая миля». «Он связывается с диспетчером, объясняет ситуацию, и диспетчер говорит с пассажиром, выясняет причины, по которым тот не платит. Но у нас уже два года не было подобных случаев», — рассказывают в компании.

В случае неуплаты некоторые службы такси вносят клиента в черный список, лишая его возможности пользоваться услугами компании в дальнейшем. «Полномочий у водителя никаких нет, но этот клиент будет в черном списке. Это подразумевает, что его будут возить, только если он сначала выплатит то, что он не выплатил», — говорят в компании «Такси-Максим».

В службе Globus Taxi действуют по той же схеме. «Наши водители стараются не конфликтовать с пассажирами, в случае невыплаты их просто вносят в базу данных черного списка и на этом отношения с ними заканчиваются. Но если клиент постоянный, мы можем пойти ему навстречу и записать ему долг, чтобы он выплатил его при следующей поездке», — объяснили в компании.

Юристы подтверждают, что у водителей такси нет полномочий насильно удерживать пассажира или вымогать у него деньги. «Водитель не имеет права препятствовать вашему выходу из машины, никакие силовые методы неприменимы», — уверяет юрист Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Дмитрий Лесняк.

Километр пути в транспортной компании, услугами которой воспользовалась девушка с потребительского форума, стоил 22 рубля, минимальная поездка — 350 рублей. GPS на коммуникаторе пассажирки выдал расстояние, которое она проехала на такси накануне, — 17 километров. «Посчитав, я поняла, что меня обманули», — признается девушка. «Я обратилась по телефону в отдел претензий этой компании и спросила, как посчитать, насколько таксист был прав и насколько эта сумма соответствует тому пути, который меня провезли? Мне ответили, что они километраж не высчитывают и что счетчики на их автомобилях исправны (повторяли это мне несколько раз), больше я от них ничего добиться не смогла», — жалуется она.

«При оказании любой услуги исполнитель обязан заранее сообщить о ее цене либо о порядке цены, чтобы у человека была возможность контролировать, сколько он в итоге заплатит», — говорит Дмитрий Лесняк. В услугах такси цена настолько договорная, что у потребителя в большинстве случаев нет четкой уверенности, сколько эта услуга стоит. Вернуть деньги в случае обмана таксистом можно при наличии документа, удостоверяющего, что вы эти деньги платили.

Положения Гражданского кодекса, которые регулируют «Договор о перевозке», требуют, чтобы договор содержал наименования пунктов отправления и назначения.

В столице предлагают ввести штраф за неоплаченный в такси проезд

Для граждан, не оплативших поездку в такси, могут ввести штрафы. С такой инициативой к депутатам обратился профсоюз работников общественного транспорта «Таксист», рассказал m24.ru замглавы организации Андрей Попков. Первый зампред думского комитета по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков рассказал, что ответственность для пассажиров пропишут в поправках к закону о такси, второе чтение которого планируется на конец осени. Замглавы комитета по транспорту Александр Старовойтов отметил, что размер штрафа должны устанавливать в регионах, а для Москвы приемлемой суммой станут 5 тысяч рублей.

«Нередки случаи, когда клиенты заказывают автомобили, а приехав на место, отказываются платить. Есть определенный процент людей, которые изначально собираются «кинуть» водителя, уже когда заказывают такси», — рассказал Попков. По его словам, «зайцев», которые решили воспользоваться услугами таксопарка, нужно штрафовать на сумму от 2 до 5 тысяч рублей.

Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков рассказал, что депутаты проработают этот вопрос и постараются найти наиболее оптимальный правовой механизм для привлечения «зайцев» к ответственности. Решение войдет в комплекс поправок к законопроекту о такси, второе чтение которого запланировано на конец осени. Однако при введении ответственности за неоплаченный проезд неизбежно возникнут проблемы в правоприменительной практике, считает он.

«Как правило, люди не заявляют открыто, что отказываются платить. Они под тем или иным благовидным предлогом выходят из машины и скрываются. Если человек убежал, не заплатив, то каким образом его подвергнуть административному штрафу?», — заметил парламентарий.

«Москва сегодня»: Как изменились таксомоторные перевозки в столице

Зампредседателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов пояснил, что сегодня Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает каких-либо санкций за неоплаченный проезд в такси. «Если клиент воспользовался услугой такси, но не считает нужным ее оплатить, по действующему законодательству нет никаких механизмов, чтобы привлечь его к ответственности. Потому что штраф предусмотрен только за безбилетный проезд в общественном транспорте, а такси к этой категории не относится», — подчеркнул он.

По мнению депутата, устанавливать размер штрафа надо на региональном уровне, поскольку зарплаты различаются по субъектам Федерации. Для Москвы 5 тысяч рублей — вполне приемлемая сумма.

По данным профсоюза «Таксист», сегодня в различных таксопарках столицы работают порядка 30-35 тысяч водителей. В целом по России этот показатель приближается к миллиону. При этом почти 5% поездок по Москве заканчиваются для водителя убытком: клиенты сбегают, не расплатившись. В регионах этот процент выше.

В Москве штраф за безбилетный проезд в общественном транспорте составляет 1000 рублей. Кроме того, предусмотрен штраф в размере 2,5 тысяч рублей за использование чужой социальной карты. С начала года столичные контролеры оштрафовали свыше 30 тысяч «безбилетников». Согласно действующему законодательству, контролер в общественном транспорте может выписать пассажиру штраф только в том случае, если тот предъявит паспорт. Если же безбилетник откажется, контролер не имеет права заставить его показать документы, а должен доставить в полицию. Чтобы избежать возникновения спорных ситуаций и превышения полномочий, было решено оснастить всех контролеров видеорегистраторами. Организатор перевозок в столице уже закупил 500 устройств, которые способны записать порядка 15 часов видео и могут работать даже в темное время суток.

Установить личность «зайца», обманувшего водителя такси, и привлечь его к ответственности можно, хоть и не так просто. Так считает ветеран органов прокуратуры, адвокат Леонид Прошкин.

«Водитель может устанавливать видеорегистраторы, которые будут фиксировать не только дорогу, но и происходящее в салоне. Если пассажир откажется платить, то можно подать заявление в правоохранительные органы. Кроме того, если гражданин заказывал такси по телефону, его можно отследить по номеру телефона», — сказал Прошкин.

Эксперт организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков отмечает, что с учетом специфики работы служб такси, ни одна схема привлечения «безбилетников» к ответственности не будет достаточно действенной.

«Контролеру в общественном транспорте нужно переписать паспортные данные нарушителя, чтобы выписать штраф за безбилетный проезд. Если тот оказывается показать документ, контролер не имеет права требовать. Для этого нужно присутствие полицейского. Но если сотрудник полиции может сесть в автобус вместе с проверяющими, то таксисту, чтобы оштрафовать «зайца», придется как-то доставить его к ближайшему отделению», — пояснил он.

При этом по закону таксист не может препятствовать клиенту, если тот захочет выйти из машины. Для того, чтобы он смог доставить нарушителя в отделение или дождаться полицейского, надо поменять эту норму.

Напомним, что к июлю 2018 года легальное такси в столице должно быть желтого цвета с желтыми номерными знаками. Обязательным станет наличие оранжевого фонаря на крыше и «шашечек» на бортах. Кроме того, автомобиль лицензированного таксопарка оборудуют таксометром и разместят информационный листок с названием организации, контактными данными водителя и телефонами контролирующих органов. Для российских таксистов планируется создать кодекс поведения и профессиональной этики. При разработке документа будет учитываться советский опыт и, в частности, «Памятка по культуре обслуживания пассажиров». Согласно новому регламенту, таксистам нельзя будет курить в салоне и обращаться к клиенту на «ты». В августе в Москве составили рейтинг самых безопасных такси и обнародовали пятерку антилидеров рынка. Кроме того, на такси могут повесить наклейки с телефонами компании, позвонив по ним, можно будет пожаловаться на действия водителя конкретной машины.

Сюжеты: Как меняется столичное такси , Проекты