Несвоевременная сдача СЗВ м как избежать штрафа

Принят Государственной Думой 22 апреля 2016 года

Одобрен Советом Федерации 27 апреля 2016 года

Статья 1

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2014, N 26, ст. 3366) следующие изменения:

1) пункт 2 части 2 статьи 4 дополнить словами «и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений)»;

2) пункт 2 части 1 статьи 5 после слов «(далее также — эксперт),» дополнить словами «с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и»;

3) в пункте 3 части 2 статьи 6 слова «методы исследований (испытаний) и» исключить;

4) в статье 10:

а) в пункте 1 части 6 слова «трудовой пенсии по старости» заменить словами «страховой пенсии по старости»;

б) дополнить частью 8 следующего содержания:

«8. Эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, в целях определения перечня, указанного в части 7 настоящей статьи, может осуществлять:

1) изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте;

2) обследование рабочего места;

3) ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;

4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, согласно методике проведения специальной оценки условий труда.»;

5) в статье 11:

а) часть 1 после слов «не выявлены,» дополнить словами «а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона,»;

б) часть 5 после слов «производственных факторов,» дополнить словами «либо в отношении работника и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации,»;

6) в статье 12:

а) в части 3 слова «и иными» заменить словами «и (или) иными»;

б) в части 4 слова «методы исследований (испытаний) и» исключить;

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Методики (методы) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, определяются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, самостоятельно.»;

7) в части 7 статьи 14 слова «территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по месту нахождения соответствующих рабочих мест» заменить словами «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора,»;

8) в статье 15:

а) пункт 5 части 1 изложить в следующей редакции:

«5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);»;

б) в части 4 слова «пунктами 1, 2 и 9» заменить словами «пунктами 1 — 4, 7 и 9»;

в) дополнить частью 51 следующего содержания:

«51. Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете о проведении специальной оценки условий труда сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.»;

9) в статье 17:

а) пункт 2 части 1 дополнить словами «или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации»;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 — 7 части 1 настоящей статьи.»;

в) дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 — 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.»;

г) дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.»;

10) в статье 18:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Результаты проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — информационная система учета), за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.»;

б) в пункте 2 части 2:

подпункт «д» изложить в следующей редакции:

«д) класс (подкласс) условий труда на данном рабочем месте, а также класс (подкласс) условий труда в отношении каждого вредного и (или) опасного производственных факторов с указанием их наименования, единиц их измерения, измеренных значений, соответствующих нормативов (гигиенических нормативов) условий труда, продолжительности воздействия данных вредных и (или) опасных производственных факторов на работника и сведений о снижении класса (подкласса) условий труда на основании оценки эффективности средств индивидуальной защиты, включая реквизиты протокола оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);»;

подпункт «е» изложить в следующей редакции:

«е) основание для формирования прав работников, занятых на данном рабочем месте, на досрочное назначение страховой пенсии по старости (при наличии таких прав);»;

дополнить подпунктом «и» следующего содержания:

«и) сведения о принятии федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, решения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;»;

11) пункт 2 части 1 статьи 19 изложить в следующей редакции:

«2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;»;

12) пункт 1 части 4 статьи 21 изложить в следующей редакции:

«1) полное наименование организации, место ее нахождения, наименования и места нахождения филиалов и представительств организации (при наличии);»;

13) в части 2 статьи 24:

а) пункт 1 дополнить словами «, организаций, проводивших специальную оценку условий труда»;

б) пункт 2 дополнить словами «, организаций, проводивших специальную оценку условий труда»;

14) статью 27 дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. При проведении измерений вредных и (или) опасных производственных факторов допускается применение методик (методов) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, допущенных к применению в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», в том числе утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, без проведения их аттестации. Аттестация указанных в настоящей части методик (методов) измерений должна быть завершена не позднее 31 декабря 2020 года.».

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Действие положений части 1 статьи 11 и части 7 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

3. Положения части 7 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2021 года.

4. В отношении рабочих мест, условия труда на которых на день вступления в силу настоящего Федерального закона по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения уточненная декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с включением в нее данных рабочих мест.

Президент Российской Федерации В. Путин

Приказ СК России от 11.01.2017 N 10 (ред. от 04.04.2019) «Об обработке персональных данных сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников Следственного комитета Российской Федерации, кандидатов на государственную службу (работу) в системе Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Правилами обработки персональных данных сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников Следственного комитета Российской Федерации, кандидатов на государственную службу (работу) в системе Следственного комитета Российской Федерации») (Зарегистрировано в Минюсте России 10.05.2017 N 46646)

3) если выполнены особенности обработки специальных категорий персональных данных и биометрических персональных данных, установленные соответственно в статьях 10 и 11 Федерального закона «О персональных данных».

46. Согласие в письменной форме изготовляется на бумажном носителе информации (стандартных листах бумаги формата A4 — 210 x 297 мм) субъектом персональных данных собственноручно или с помощью средств вычислительной техники либо уполномоченным должностным лицом с помощью средств вычислительной техники.

«Рекомендации в области стандартизации Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Требования по обеспечению безопасности персональных данных в информационных системах персональных данных организаций банковской системы Российской Федерации» РС БР ИББС-2.3-2010″ (приняты и введены в действие Распоряжением Банка России от 21.06.2010 N Р-705)

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года «О персональных данных» к биометрическим персональным данным относятся сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность.

<Разъяснения> Роскомнадзора «О вопросах отнесения фото- и видео- изображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки»

По существу обработки фото- или видеоизображения субъекта персональных данных и распространения на указанную деятельность положений ст. 11 Федерального закона «О персональных данных» необходимо отметить следующее.

В соответствии со ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия его законных представителей (супруги, дети, родители). Такое согласие не требуется в случаях, когда:

«Методические рекомендации по исполнению запросов социально-правового характера» (утв. Росархивом)

Кому жаловаться на Пенсионный фонд в досудебном порядке

Если заявитель решает воспользоваться административными ресурсами с целью воздействия на работников Пенсионного фонда, обратиться можно в следующие инстанции:

  • вышестоящее руководство ПФР;
  • прокуратуру;
  • Администрацию Президента.

При этом жалоба в ПФР может быть подана двумя способами:

  • Онлайн — с помощью сервиса «Обращения граждан», где заявитель заполняет необходимую форму (выбор зависит от того, проживает он на территории РФ или нет).
  • Посредством написания письма и отправки его по адресу Управления по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей Центрального аппарата Пенсионного фонда РФ (119991, Москва, ул. Шаболовка, д. 4, ГСП-1) или соответствующего территориального подразделения.

В органах прокуратуры, в соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1, рассматриваются заявления и жалобы о нарушении закона. При этом решение, которое принимает прокурор, не является препятствием для обращения за защитой своих прав в суд. Подробно о том, как подать жалобу в прокуратуру, рассказано здесь.

Важная особенность: законодатель запрещает пересылку жалобы лицу, на которое она была написана. Соответственно, прокурор должен самостоятельно разобраться в сути вопроса.

В Администрацию Президента гражданин может передать жалобу посредством заполнения онлайн-формы, через электронную приемную, а также при личном посещении (необходима запись на прием).

Пенсионный фонд вынес решение о привлечении страхователя к ответственности за несвоевременную сдачу отчетности (СЗВ-стаж) в виде штрафа. Претензий к решению нет.
Надо ли обжаловать это решение в суд целях снижения размера штрафа, или это можно сделать путем подачи возражений (отзыва) при рассмотрении вопроса о взыскании санкций в судебном порядке, когда Пенсионный фонд обратится в суд со своим иском о взыскании финансовой санкции?

Сообщаю Вам следующее:

Вы сами можете обратиться в суд с заявлением о признании решения ПФР о привлечении вас к ответственности незаконным (частично незаконным — если вину вы признаете, но считаете штраф несоразмерным нарушению) (ст. 18 Закона N 27-ФЗ; ч. 1 ст. 198, ст. 199, п. 2 ч. 1 ст. 227 АПК РФ). Подать его нужно в течение 3 месяцев со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, то есть в нашем случае — со дня получения решения (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

А также Вы вправе дождаться, когда ПФР обратиться в суд. В срок, установленный судом (не менее 15 рабочих дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления ПФР), вам нужно будет представить в суд отзыв с доказательствами своей невиновности (указанием смягчающих обстоятельств) (ст. 2 Закона N 167-ФЗ; п. 3 ст. 114 НК РФ).

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Документ 1

КАК ОСПОРИТЬ ШТРАФ ОТ ПФР

Ошибки, связанные с представлением формы СЗВ-М, обходятся довольно дорого. Но чтобы снизить штраф или отменить его, страхователи вынуждены доводить дело до суда.

Этап 1. Получение акта

ПФР может оштрафовать организацию или предпринимателя на 500 руб. в отношении каждого застрахованного, сведения о котором поданы <1>:

— или с нарушением срока (скажем, сведения по форме СЗВ-М нужно подавать не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным);

— или с указанием неполных сведений;

— или с указанием недостоверных сведений.

Выявив такие нарушения, ПФР составит акт <2>. Этот документ в течение 5 рабочих дней с даты подписания должен быть <1>:

— или вручен вам лично под расписку;

— или направлен по почте заказным письмом;

— или передан в электронном виде по ТКС.

Справка

Дата получения корреспонденции (акта о выявлении нарушения, решения о привлечении к ответственности, требования об уплате штрафа), направленной вам ПФР, такая:

— 6-й рабочий день считая с даты отправления заказного письма по почте <3>;

— дата, указанная в подтверждении получения корреспонденции информационной системой страхователя при отправке в электронном виде по ТКС <4>.

Правда, страхователи нередко полагают, что они не совершали никакого правонарушения. И поэтому не соглашаются добровольно платить штраф. Такие разногласия возникают, например, в случае представления дополняющей формы СЗВ-М на забытых застрахованных (см. подробнее на с. 59). Но, даже признавая вину, страхователи зачастую не согласны платить штраф в полном объеме, считая его несоразмерным нарушению.

Вы попали в подобную ситуацию? Тогда именно с получения акта и начнутся ваши действия для разрешения спора с ПФР.

———————————

<1> ст. 17 Закона от 01.04.96 N 27-ФЗ (далее — Закон N 27-ФЗ).

<2> приложение 1 к Постановлению Правления ПФР от 23.11.2016 N 1058п.

<3> ст. 17 Закона N 27-ФЗ; ст. 2 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее — Закон N 167-ФЗ); п. 6 ст. 6.1 НК РФ.

<4> п. 7 Порядка, утв. Постановлением Правления ПФР от 11.01.2018 N 3п.

Этап 2. Представление возражений на акт

Свои письменные возражения на акт вы можете представить в ПФР в течение 15 рабочих дней со дня получения акта <5>. В возражениях приводите доводы:

— об отсутствии вины — если вы считаете, что штрафовать вас не за что. Скажем, в случае представления дополняющей формы СЗВ-М на забытых застрахованных эти доводы сводятся к следующему. Вы не виновны в совершении правонарушения, так как подали дополняющую СЗВ-М, воспользовавшись своим законным правом на уточнение и исправление представленной отчетности <6>. И такие действия, совершенные вами до обнаружения ошибок в ПФР, исключают применение санкций (подробнее о штрафах за представление дополняющей формы СЗВ-М на забытых застрахованных читайте на с. 59);

— о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность, — если вину вы признаете, но желаете уменьшить размер штрафа. В частности, укажите, что ошибку вы выявили самостоятельно и исправили в короткий срок. А также отметьте, что отсутствие сведений о застрахованных в исходной СЗВ-М или ошибка в поданных сведениях не повлекли (если это, конечно, так) индексацию и фактическую выплату проиндексированных пенсий пенсионерам. То есть финансовым интересам государства не был нанесен ущерб.

Представление возражений в ПФР — ваше право, а не обязанность.

Справка

В Законе N 27-ФЗ нет общего правила о том, в каких днях, рабочих или календарных, нужно считать установленные им сроки. Правоотношения, связанные с уплатой пенсионных взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, с 2017 г. регулируются Налоговым кодексом <7>. Поэтому суды считают, что при исчислении сроков нужно также руководствоваться нормами Налогового кодекса <8>.

То есть срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если этот срок прямо не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается выходным и (или) нерабочим праздничным днем <9>.

Имейте в виду, что, рассмотрев ваши возражения, ПФР:

— вряд ли решит не привлекать вас к ответственности (но попробовать стоит);

— уж точно не снизит размер штрафа — у ПФР просто нет таких полномочий. Для этого все равно придется обращаться в суд.

———————————

<5> ст. 17 Закона N 27-ФЗ; ст. 2 Закона N 167-ФЗ; п. 6 ст. 6.1 НК РФ.

<6> ст. 15 Закона N 27-ФЗ.

<7> ст. 2 Закона N 167-ФЗ.

<8> см., например, Постановление 3 ААС от 03.05.2018 N А33-5962/2018.

<9> п. 6 ст. 6.1 НК РФ; статьи 111, 112 ТК РФ.

Этап 3. Присутствие при рассмотрении акта

По окончании срока, отведенного на представление возражений, руководитель территориального управления ПФР рассмотрит акт и ваши возражения (если они были представлены). На это у него есть 10 рабочих дней (срок может быть продлен, но не более чем на месяц). Вы вправе присутствовать при рассмотрении акта. О месте и времени вас должен уведомить ПФР. Но если вы не явитесь, акт будет рассмотрен и без вас <10>.

———————————

<10> ст. 17 Закона N 27-ФЗ.

Этап 4. Обжалование в вышестоящем органе

Рассмотрев акт, руководитель территориального управления ПФР должен решить, привлекать вас к ответственности или нет. Если убедить ПФР в невиновности не удалось, вам в течение 5 рабочих дней после подписания будет вручено (лично, по почте или по ТКС) решение о привлечении к ответственности <11>. Такое решение вы можете обжаловать в вышестоящем органе ПФР. На это у вас есть 3 месяца со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав <10>. То есть в этом случае — со дня вручения решения.

Заметим, что в отличие от налоговых споров досудебный порядок урегулирования споров с ПФР не обязателен. Вы можете этот этап пропустить. Или одновременно подать жалобу и в вышестоящий орган ПФР, и в суд.

———————————

<11> ст. 17 Закона N 27-ФЗ; ст. 2 Закона N 167-ФЗ; п. 6 ст. 6.1 НК РФ.

Этап 5. Судебное разбирательство

Решение о привлечении к ответственности вступит в силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения вам. И в течение следующих 10 рабочих дней вам будет направлено требование об уплате штрафа <11>. На добровольную уплату штрафа отведено 10 календарных дней со дня получения требования. Если, конечно, в требовании не указан более продолжительный срок. Если штраф вы не заплатите, ПФР будет вынужден обратиться в суд. Вы можете не дожидаться этого, а сами обжаловать решение ПФР в суде. Рассмотрим действия, которые нужно будет предпринять в каждом из этих случаев.

Обращение ПФР в суд для взыскания неуплаченного штрафа. Неуплаченный штраф ПФР сможет взыскать с вас только в судебном порядке <10>. С этой целью ПФР может обратиться в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате <12>.

ПФР может подать в суд <13>:

— или заявление о выдаче судебного приказа <14>. Сразу скажем, что если суд посчитает требования ПФР небесспорными, то в выдаче приказа будет отказано. Если же приказ все-таки будет вынесен, его вышлют вам по почте в пятидневный срок. Если в течение 10 рабочих дней со дня его получения (или истечения срока хранения судебной корреспонденции на почте) вы представите в суд возражения, приказ будет отменен <15>. Причем в возражениях достаточно просто заявить о несогласии с судебным приказом <16>. В противном случае через 10 рабочих дней по истечении срока для представления возражений приказ вступит в силу. Но и тогда вы еще сможете обжаловать его в суде в течение 2 месяцев <17>;

— или заявление о взыскании с вас задолженности в размере штрафа (и в случае неудачи с судебным приказом) <18>. Если размер штрафа не превышает 500 000 руб. (или 250 000 руб. — для страхователей-предпринимателей), суд рассмотрит дело в упрощенном порядке, без вызова сторон <19>. В этом случае ваша задача как ответчика будет следующей. В срок, установленный судом (не менее 15 рабочих дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления ПФР), вам нужно будет представить в суд отзыв с доказательствами своей невиновности (указанием смягчающих обстоятельств) <20>. Суд будет принимать решение, рассмотрев требования ПФР и ваши возражения, представленные в отзыве.

Обжалование решения ПФР в суде. Вы сами можете обратиться в суд с заявлением о признании решения ПФР о привлечении вас к ответственности незаконным (частично незаконным — если вину вы признаете, но считаете штраф несоразмерным нарушению) <21>. Подать его нужно в течение 3 месяцев со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, то есть в нашем случае — со дня получения решения <22>.

Как мы уже отмечали, заявление в суд можно подать параллельно с направлением жалобы в вышестоящий орган ПФР.

Заявляя в суде о своей невиновности, постарайтесь упомянуть и об обстоятельствах, которые могли бы смягчить ответственность. Тогда, даже если суд признает, что вы виновны, размер штрафа наверняка будет снижен. Причем, ссылаясь на нормы НК РФ, некоторые суды снижают штраф не менее чем в два раза <23>. А как показывает арбитражная практика, рассчитывать можно и на существенно большее снижение штрафов <24>.

* * *

Для несогласных со штрафом, выставленным ПФР, по большому счету есть одна дорога — в суд. И к сожалению, в суде первой инстанции разбирательство, скорее всего, не закончится. Поэтому готовьтесь отстаивать свои интересы также в суде апелляционной, а возможно, и кассационной инстанции.

———————————

<12> ст. 2 Закона N 167-ФЗ; п. 3 ст. 46 НК РФ.

<13> ч. 1 ст. 212 АПК РФ.

<14> ст. 229.2 АПК РФ.

<15> ч. 3, 4 ст. 229.5, ч. 3 ст. 113 АПК РФ; п. 32 Постановления Пленума ВС от 27.12.2016 N 62.

<16> п. 31 Постановления Пленума ВС от 27.12.2016 N 62.

<17> ч. 11 ст. 229.5, статьи 276, 113 АПК РФ.

<18> ст. 125 АПК РФ.

<19> ч. 1 ст. 227, ч. 5 ст. 228 АПК РФ.

<20> ч. 3 ст. 228, ч. 3 ст. 113 АПК РФ.

<21> ст. 18 Закона N 27-ФЗ; ч. 1 ст. 198, ст. 199, п. 2 ч. 1 ст. 227 АПК РФ.

<22> ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

<23> ст. 2 Закона N 167-ФЗ; п. 3 ст. 114 НК РФ.

<24> см., например, Постановление 9 ААС от 14.05.2018 N 09АП-19136/2018.

Статья: Как оспорить штраф от ПФР (Калинченко Е.О.) («Главная книга», 2018, N 12) {КонсультантПлюс}

Документ 2

Ежемесячно организации и ИП отчитываются в ПФР по форме СЗВ-М. За неполные или недостоверные сведения предусмотрен штраф — 500 руб. за работника. Есть и ответственность для должностных лиц. Иногда штрафы можно отменить или снизить через суд. Рассмотрим примеры таких споров на уровне ВС РФ и окружных судов.

Подробнее в материале:
Обзор: «Нарушения при сдаче СЗВ-М: когда штрафы можно успешно оспорить в суде» (КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}

Кто отчитывается

Расчет по страховым взносам, СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД обязаны подавать все страхователи — юридические лица и предприниматели, у которых числятся сотрудники.

ВАЖНО! Налоговики часто выписывают штраф за несдачу РСВ-1 в 2020 году в ИФНС, даже если компания в отчетном периоде не вела деятельность, и выплаты физическим лицам не производились. Чтобы избежать наказания, сдавайте нулевые расчеты.

Подробнее: Как правильно заполнить нулевой расчет по страховым взносам

Подают РСВ в электронном или бумажном виде. Если в компании числится более 10 сотрудников, форма отправляется в электронном виде, если сотрудников меньше чем 10, отчет разрешено подготовить и сдать на бумаге.

Что касается отчетов в Пенсионный фонд, их готовят в электронном формате, если у работодателя 25 и более сотрудников.

Подробнее: Отчетность СЗВ-М: пошаговая инструкция по заполнени

Как заплатить штраф

Если избежать материального наказания не удалось, рекомендуется в кратчайшие сроки заплатить полагающуюся сумму. Обратите внимание, как оплатить штраф за несвоевременную сдачу РСВ: сумму штрафа необходимо разбить на части в соответствии с процентными ставками каждого конкретного взноса. Например, если нарушитель не представил вовремя отчет, но своевременно сделал все отчисления, его оштрафуют на 1 000 руб. Эта сумма разбивается на отдельные виды страхования:

  • ОПС — 22%;
  • ОМС — 5,1%;
  • ВНиМ — 2,9%.

В сумме эти взносы составляют 30%, поэтому расчет производится по следующей схеме:

ОПС = (22%/30%) × 1 000 руб. = 733, 33 руб.;

ОМС = (5,1%/30% ) × 1 000 руб. = 170 руб.;

ВНиМ = (2,9%/30%) × 1 000 руб. = 96, 67 руб.

При перечислении средств указывают разные КБК в зависимости от типа страховых взносов: