Обстоятельства способствующие совершению преступления

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 90 в Куйбышевском судебном районе в городе Омске — мировой судья судебного участка № 86 в Куйбышевском судебном районе в городе Омске Сухомлинова О.К., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Хильченко Г.В., при секретаре судебного заседания Седовой Э.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении:

председателя правления СНТ «Энергетик-5» Хильченко Г.В., ***

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении № *** от 06.12.2017, председатель СНТ «Энергетик-5» Хильченко Г.В. не выполнил законные требования следователя, указанные в представлении о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления от 13.06.2017, которое было получено Хильченко Г.В. — 16.06.2017. Своим бездействием Хильченко Г.В. совершил правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ.

Хильченко Г.В. судебном заседании вину в совершенном административном правонарушении не признал, суду пояснил, что представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления от 16.06.2017 им было рассмотрено, о чем своевременно, то есть 04.07.2017 на имя ВРИО начальника ОРПТО ОП № 9 СУ УМВД России по городу Омска был направлен ответ. Также Хильченко Г.В. пояснил, что в представлении ВРИО начальника ОРПТО ОП № 9 СУ УМВД России по городу Омску были изложены следующие требования: разместить информацию об имеющихся фактах хищений на территории СНТ «Энергетик-5» на стендах на территории СНТ; обеспечить пропускной режим на территории садоводческого товарищества, установить камеры наружного видеонаблюдения на территории СНТ, обеспечить надлежащую охрану имущества, принять меры к ограждению территории СНТ «Энергетик-5» по всему периметру. В связи с изложенными в представлении требованиями, Хильченко Г.В. провел беседу с жителями СНТ «Энергетик-5» о фактах хищения чужого имущества, разместил соответствующую информацию на стендах на территории садоводческого товарищества. Решение о выделении денежных средств на установление видеокамер, ограждения по всему периметру, заключения договора с ОВО Хильченко Г.В. не мог принять самостоятельно, так как решение о расходовании денежных средств принимается исключительно на общем собрании членов СНТ. 17.06.2017 Хильченко Г.В. провел собрание правления СНТ «Энергетик-5», на котором было принято решение установить дежурство садоводов по аллеям с целью предотвращения краж. Выписку решения собрания правления от 17.06.2017 Хильченко Г.В. приобщил к ответу на представление. Общее собрание членов СНТ «Энергетик-5» прошло 26.08.2017, на нем было принято решение о выделении денежных средств на капитальный ремонт электросети и освещения СНТ. У СНТ «Энергетик-5» не имеется денежных средств на установку камер наружного видеонаблюдения на территории СНТ, заключение договора со специализированной охраной, установление ограждения территории СНТ «Энергетик-5» по всему периметру. Меры по охране имущества садоводов существуют, территорию СНТ охраняет сторож, установлены дежурства жителей СНТ по аллеям. Просил производство по делу об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ прекратить, так как представление следователя рассмотрел в срок, о принятых мерах сообщил. Все требования, изложенные в представлении, которые мог совершить самостоятельно, он выполнил. Остальные вопросы обсуждены на общем собрании СНТ.

Выслушав Хильченко Г.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст.158 УПК РФ, установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007, ред. от 04.07.2012), невыполнение требований следователя или дознавателя по исполнению представления, вынесенного в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ, выражается в непринятии должностным лицом мер к рассмотрению представления и уведомлению о принятых мерах. Должностные лица, не представившие уведомление о мерах, принятых по представлению следователя, могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 17.7 КоАП РФ.

Положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предоставляющие следователю право вносить представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления или других нарушений закона, обязывают должностных лиц, в чей адрес они вынесены, рассматривать данные представления, однако характер принимаемых мер должны определять сами должностные лица.

Статьей 17.7 КоАП РФ применительно к настоящему делу предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение законных требований следователя.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит, в частности, в умышленном невыполнении законных требований следователя, вытекающих из его полномочий.

Из материалов административного дела следует, что 16.06.2017 председателю правления СНТ «Энергетик-5» Хильченко Г.В. было вручено представление ВРИО начальника ОРПТО ОП №9 СУ УМВД России по г. Омску Н.Н.Ю. об устранении причин и условии, способствующих совершению преступлений.

Данное представление, в соответствии с ч.2 ст.158 УПК РФ, подлежало рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

В судебном заседании установлено, что в результате рассмотрения представления 04.07.2017 года, то есть в установленный законом срок, председателем правления «Энергетик-5» Хильченко Г.В. представлено уведомление о рассмотрении представления и принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления, а именно: проведены устные беседы с жителями СНТ «Энергетик-5» по поводу хищения чужого имущества, размещена соответствующая информация на стендах на территории СНТ. Правлением садоводческого некоммерческого товарищества «Энергетик-5» было принято решение провести собрание членов СНТ, посвященное вопросам сохранности имущества граждан на территории товарищества в связи с необходимостью выделения денежных средств для установки ограждения и камер видеонаблюдения.

Требования статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации относительно рассмотрения представления следователя с обязательным уведомлением о принятых мерах председателем правления СНТ «Энергетик-5» Хильченко Г.В. были выполнены в срок, следовательно, в его действиях отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Учитывая обстоятельства дела суд приходит к выводу, что производство по данному делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.9 — 29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении председателя правления СНТ «Энергетик-5» Хильченко Г.В. прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Куйбышевский районный суд города Омска в течение 10 суток с момента его вручения или получения копии постановления через мирового судью.

<Письмо> ФССП России от 07.09.2016 N 00043/16/83207-ВВ «О Методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации в Федеральной службе судебных приставов работы по предупреждению преступлений», утв. ФССП России 02.09.2016 N 0004/11)

В соответствии с частью 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и положениями Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», а также в целях повышения эффективности деятельности органов дознания ФССП России по предупреждению преступлений разработаны Методические рекомендации по организации в Федеральной службе судебных приставов работы по предупреждению преступлений (далее — Методические рекомендации).

Приказ Генпрокуратуры России от 01.07.2015 N 343 (ред. от 21.06.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции»

2.21. При осуществлении прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства уделять внимание полноте исследования дознавателями и следователями данных о личности иностранных граждан и лиц без гражданства, законности их пребывания на территории Российской Федерации, реализации органами предварительного расследования положений части 2 статьи 158 УПК РФ о принятии мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Приказ ФССП России от 10.04.2015 N 232 (ред. от 30.03.2016) «Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов» (вместе с «Положением об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов»)

11.1. Организует работу дознавателей по предупреждению преступлений в соответствии с положениями ст. 40.2, ч. 2 ст. 158 УПК РФ.

11.2. Обеспечивает наличие в материалах уголовного дела внесенных представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, перед направлением прокурору для утверждения обвинительного акта (постановления) в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 225, ч. 9 ст. 226.7 УПК РФ.

Приказ ФССП России от 30.03.2016 N 178 «О внесении изменений в Положение об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов, утвержденное приказом ФССП России от 10.04.2015 N 232»

11.1. Организует работу дознавателей по предупреждению преступлений в соответствии с положениями ст. 40.2, ч. 2 ст. 158 УПК РФ.

11.2. Обеспечивает наличие в материалах уголовного дела внесенных представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, перед направлением прокурору для утверждения обвинительного акта (постановления) в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 225, ч. 9 ст. 226.7 УПК РФ.

Приказ Генпрокуратуры России от 20.02.2015 N 83 «Об утверждении и введении в действие форм федерального статистического наблюдения N 1-Е «Сведения о следственной работе и дознании» и N 1-ЕМ «Сведения об основных показателях следственной работы и дознания», а также Инструкции по составлению отчетности по формам федерального статистического наблюдения N 1-Е, 1-ЕМ»

68. В строке 53 учитывается количество оконченных производством уголовных дел, по которым следователем, руководителем следственного органа или его заместителем внесены представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления или других нарушений закона (ч. 2 ст. 158 УПК РФ). Указанные дела отражаются в отчете только один раз, независимо от количества внесенных представлений и принятых решений об окончании предварительного расследования.

Приказ Следственного комитета РФ от 12.07.2011 N 109 «О мерах по противодействию экстремистской деятельности»

Направлять в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ представления об устранении всех выявленных обстоятельств, способствовавших совершению экстремистских преступлений, и других нарушений закона. Принимать участие в рассмотрении представлений, контролировать их исполнение и уведомление следственных органов в установленный законом срок. Исключить формализм при оценке принятых мер по внесенным представлениям.

Приказ ФСБ России от 13.03.2004 N 162 (ред. от 04.03.2014) О внесении представлений органами Федеральной службы безопасности

3. Настоящий Порядок не регулирует вопросы внесения представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, или других нарушений закона. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством указанные представления могут вноситься только дознавателями, руководителями следственных органов или следователями по окончании предварительного расследования. Правовой основой для их внесения является часть вторая статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <1>.

Приказ Генпрокуратуры России от 08.05.2013 N 190 «Об утверждении и введении в действие форм федерального статистического наблюдения N 1-Е «Сведения о следственной работе и дознании» и 1-ЕМ «Сведения об основных показателях следственной работы и дознания», а также Инструкции по составлению отчетности по формам федерального статистического наблюдения N 1-Е, 1-ЕМ»

64. В строке 41 учитывается количество оконченных производством уголовных дел, по которым следователем, руководителем следственного органа или его заместителем внесены представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления или других нарушений закона (ч. 2 ст. 158 УПК РФ). Указанные дела отражаются в отчете только один раз, независимо от количества внесенных представлений и принятых решений об окончании предварительного расследования.

Приказ ФСБ России от 04.03.2014 N 130 О внесении изменений в приказ ФСБ России от 13 марта 2004 г. N 162 и утвержденный этим приказом Порядок

«3. Настоящий Порядок не регулирует вопросы внесения представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, или других нарушений закона. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством указанные представления могут вноситься только дознавателями, руководителями следственных органов или следователями по окончании предварительного расследования. Правовой основой для их внесения является часть вторая статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <1>.».

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОБРАЩЕНИЮ ПОРНОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ИЛИ ПРЕДМЕТОВ

ШМЫКОВ Дмитрий Валерьевич

Аннотация: в данной статье исследуются причины и условия совершения преступлений, связанных с оборотом порнографических материалов. Приводятся статистические данные по расследованию данного рода деяний. Изучается причинный комплекс.

Ключевые слова: порнография, распространение, причины и условия совершения. Key words: pornography, distribution, causes and conditions of.

Преобразования, произошедшие в XX веке в российском обществе, имеют не только положительные результаты — они повлекли за собой трансформацию видов преступлений, которые стали еще опаснее и изощреннее. В современном мире изменились социально-экономические отношения, появились новые информационные технологии, которые позволили совершенствовать способы и инструменты совершения преступлений. Преступность мимикрирует, использует в своих целях социальные процессы, успешно вырабатывает контрмеры позитивному социальному развитию об-щества1.

Широкое использование в современной жизни компьютерных технологий и телекоммуникационных систем, создание на их основе глобальных компьютерных сетей, ставших частью общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности, не только создало условия, облегчающие совершение преступлений, но и позволило перенести часть преступных посягательств непосредственно в киберпространство. Один из примеров этому — распространение порнографических изображений. По данным Управления «К» по борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий МВД России, в сети Интернет распространяется до 75 % всей порнографической продукции2. Специалисты констатируют, что «порнография омолаживается и становится все более

1 См.: Пенитенциарная криминология / под ред. Ю.М. Антоняна, А.Я. Гришко, А.П. Фильченко. Рязань : Академия ФСИН России, 2009. С. 139.

жесткой и изощренной»3. Это объясняется, с одной стороны, ее сверхдоходностью (каждый порноресурс Интернета приносит в среднем 30 тыс. долларов США в месяц), а с другой -отсутствием законодательной базы для борьбы с ней. На сайтах Интернета прямо указывается, что «мировая порнографическая индустрия, зная о провальном положении с правовой оценкой этого вида преступлений в России, стремится переместить свой ресурс порнографии на территорию российской части Интернета»4.

Следует, однако, отметить, что продукция российского производства составляет менее 1 % ресурсов порнографии в Интернете. При отработке ГУВД г. Москвы международных розыскных заданий по порнографии лишь 10 % из них принимаются для проверки, 20 % направляются в другие регионы по территориальности, а в 70 % случаев установлено, что такие порнографические материалы «на самом деле находятся в других странах и преднамеренно ”привязаны” к России самими порнодельцами с целью скрыть их истинное нахождение посредством специальных хакерских ухищре-ний»5.

Приходится сожалеть о том, что реальная опасность преступлений против нравственности не в полной мере осознается общественностью, в том числе и юридической, либо умыш-

5 См.: Россия за рубежом получила репутацию страны дет-

ской порноиндустрии. URL: http://REGIONS.ru (дата обращения:

11.05.2009).

ленно приуменьшается теми, кто заинтересован в получении сверхприбылей.

Между тем, повышенная общественная опасность этих преступлений (в том числе связанных с незаконным оборотом порнографических материалов) определяется 1) тяжкими последствиями — причинением существенного физического и морального вреда жертвам преступления; 2) моральным вредом, наносимым обществу в целом; 3) провокацией агрессии; 4) связью с другими преступлениями, сопутствующими распространению порнографии и сопряженными с ней, в том числе тяжкими.

По мнению психологов, просмотр порнографических изображений может спровоцировать у людей с несформировавшейся или ущербной психикой асоциальное поведение, толкающее к преступлениям. Не случайно научные исследования показали взаимообусловленность порнографии и агрессии. Имеются доказательства «соседства и моральности, агрессивности и сексуальности»6.

Результаты научных исследований показывают, что вовлечение населения в потребление порнографии происходит по типу распространения психической эпидемии7, что резко усиливает склонность к агрессивному поведению целых групп населения. Естественно, рассматриваемый «порнографический фактор» представляет собой далеко не главную причину агрессивности, а расценивается лишь как ее второстепенный фактор, действующий, однако, в весьма значительных масштабах, которые нельзя не учитывать.

По мнению специалистов в области психиатрии, в настоящее время благодаря новациям в сфере информационных технологий и возросшему интересу к порнографическим сюжетам разных видов потребность знакомства с подобными материалами приобретает психоэпидемический характер. В свою очередь, это явление, наряду с социальными, биологическими и психологическими процессами, может стать еще одним фактом, особенно при постоянном действии, возникновения массовой агрессивности.

Необходимо отметить, что возбуждение уголовных дел по ст. 242 и 2421 УК РФ достаточно редкое явление. Так, по ст. 242 в 2002 году

6 См.: Ниссен Г. Агрессивность и аутоагрессивность у подростков // Социальная и клиническая психиатрия. Т. 2. № 4. 1992. С. 13-20.

7 См.: Шерешевский А.М. Агрессия и порнография. СПб., 1998. С. 10-11.

За период с 2006 по 2009 год включительно из преступлений, подведомственных подразделению «К» БСТМ МВД России, осуществляющих выявление и противодействие преступлениям в сфере высоких технологий, эта категория (распространение порнографических материалов или предметов) занимает всего 4 %. Около 90 % международных розыскных поручений Интерпола по компьютерной преступности, которые приходится выполнять этому подразделению, связаны именно с порнографическими материалами8.

Безусловно, указанные выше цифры не отражают истинных масштабов криминализации названных общественно опасных деяний, так как «реальное число преступных деяний зависит не только от числа фактически отраженных деяний в статистике, но и от числа неустановленных преступников и невскрытых совершенных ими преступлений»9. Поэтому вопрос об определении криминологического содержания анализируемых преступлений затронут нами обоснованно: противодействие им вряд ли было бы эффективным без использования криминологических средств. Именно криминологические методы познания могут дать ответы на вопросы о том, почему совершаются те или иные преступления, что способствует их совершению, какие меры правового, организационного или иного свойства следует предпринять в целях предупреждения их совершения10.

Малое количество выявляемых преступлений объясняется рядом проблем объективного характера, разрешение которых требует углубленных теоретических разработок в области теории права, уголовного права, криминологии, криминалистики, социальных наук и психологии. Эти проблемы возникают как при выявлении преступлений и возбуждении уголов-

9 См.: Конев А.А. Ненаказанная преступность: понятие, виды, методы изучения и измерения : моногр. Н. Новгород, 2001. С. 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных дел, то есть на начальном этапе уголовного преследования, так и при поиске и фиксации доказательств, взаимодействии с правоохранительными органами других стран, а также при оценке доказательств, полученных за рубежом.

Как и все иные негативные и противоправные проявления социальных явлений, рассматриваемые преступления нуждаются в установлении причин и условий, способствующих их совершению и воздействующих на них. Акцентируя внимание на значимости изучения факторов, детерминирующих преступность, профессор Ю.М. Антонян отмечает, что «усилия всех поколений отечественных и зарубежных криминологов всегда были сосредоточены на выяснении того, какие причины порождают преступность «п.

Согласно словарю С.И. Ожегова причина представляет собой «явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого яв-ления»12. Таким образом, причины преступности — это те явления, которые непосредственно приводят к совершению преступлений. Наряду с причинами, в криминологии принято говорить об условиях совершения преступлений. Условия преступности — это «то, что само не порождает преступность или преступление, но влияет на процессы порождения, участвует в детерминации преступности»13.

Между тем, причины и условия преступности — это «не случайный механический набор детерминант преступности, а система, -подчеркивает профессор Н.Ф. Кузнецова. Криминогенная система представляет собой единство и целостность взаимодействующих подсистем и элементов, располагающихся в определенной иерархии и уровневой соподчи-ненности. Система причин и условий преступности вовне выступает как единое целостное образование по отношению к другим социальным системам — к системе уголовной юстиции, системе профилактики правонарушений, к обществу в целом, находясь с ними в определенном взаимодействии»14.

С.Ф. Идрисова отмечает, что «глубокое понимание социальной природы преступности, знание причин и условий совершения различ-

11 См.: Антонян Ю.М. Почему люди совершают преступления. Причины преступности. М. : Камерон, 2006. С. 4.

12 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. 19-е изд., испр. М. : Рус. яз., 1987. С. 490.

13 См.: Криминология : учеб. для вузов / под общ. ред.

А.И. Долговой. М. : НОРМА, 2001. С. 182.

14 См.: Кузнецова Н.Ф. Избранные труды / предисл. В.Н. Куд-

рявцева. СПб. : Юридич. центр Пресс, 2003. С. 801-808 и др.

ных преступлений, особенностей личности лиц, совершивших преступления, и механизма индивидуального преступного поведения важны для успешной профилактической деятельности органов внутренних дел. Криминологические знания облегчают работу по выявлению уже совершенных преступлений, помогают установить и изобличить преступников, правильно определить меру наказания каждому из них, а также найти наиболее эффективные пути и средства их индивидуального исправле-ния»15.

Под детерминизмом имеют в виду признание всеобщей взаимосвязи, взаимодействия всех вещей, объектов, явлений и процессов. Детерминант является синонимом термина «обстоятельства», последнее употребляется

как объединяющий термин для причин и ус-

«16

ловий .

Детерминация — понятие, производное от слов «детерминант», «детерминировать». Латинское слово «determinare» означает «определять». Детерминант соответственно означает «определитель», «детерминировать» — определять, обусловливать, а «детерминация» — процесс обусловливания, определения.

Процесс детерминации преступности представляет собой сложное взаимодействие различных форм связей: не только причинных, но также функциональных, статистических, связей состояния и иных.

Причинность рассматривается как одна из форм универсального взаимодействия, как один из видов детерминации, означающий только генетическую, производящую связь. Здесь раскрывается то, из чего произошло данное явление, как протекал процесс его порождения, устанавливается факт связи между породившим и порожденным.

Детерминизм, исходя из факта причинного происхождения, говорит о том, почему соответствующий процесс произошел так или иначе, почему возникло именно данное явление, каковы условия порождения и мера устойчивости соответствующего процесса.

Только при причинном объяснении устанавливается, под влиянием каких обстоятельств порождается данного рода преступность (распространение порнографических материалов или предметов), а при более широком

15 См.: Идрисова С.Ф. Предупреждение преступности : лекция. Ижевск : Ижевск. филиал Нижегород. акад. МВД России, 2007. С. 4.

16 См.: Криминология. С. 470.

детерминистском подходе — почему преступность не просто существует, но существует в настоящее время в форме преобладания корыстной ее части, почему она становится более организованной.

При исследовании причинного комплекса распространения порнографических материалов или предметов в криминологии принято выделять обстоятельства общего порядка и обстоятельства, способствующие совершению конкретных преступлений17. Анализируя общественные явления, криминологи, как правило, выделяют следующие основные сферы жизнедеятельности: экономическую, социальную, политическую, идеологическую (нравственно-духовную), правовую; при этом учитывают, что каждая из названных сфер представляет собой диалектическую взаимосвязь, систему и органическое единство деятельности и отношений ее участников18. Применительно к каждой из указанных сфер с учетом ресурсных, психологических, организационно-управленческих факторов складывается и действует совокупность причин и условий, а в широком

смысле слова следует говорить о причинных факторах совершения преступлений вообще и каждого отдельного преступления в частности.

Представляется целесообразным использовать апробированный в криминологии подход и при анализе рассматриваемых нами деяний. Следует лишь уточнить, что четкое разграничение факторов общего порядка и обстоятельств, способствующих совершению того или иного отдельного преступления, применить к конкретной ситуации бывает крайне сложно, а порой невозможно. Конкретное социальное явление в одних случаях может выступать в качестве фактора общего порядка, а в других — обстоятельством, способствующим совершению конкретного преступления. Поэтому разделение факторов, характеризующих причинный комплекс, на общие и специальные является достаточно условным. Более точным в изучении преступлений против нравственности является предложенный нами комплексный подход — уголовно-правовой и криминологический, а в рамках криминологического изучения рассматриваемого явления (порнографии) — системный анализ.

17 См., например: Криминология : курс лекций / под ред.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме причин преступности в криминологии выделяются условия, способствующие совершению преступлений (обстоятельства, способствующие достижению преступного результата), под которыми понимаются те явления и факты, которые прямо преступлений не вызывают, но наличие которых может способствовать возникновению у человека намерения совершить преступление.

Факты относятся к конкретным проявлениям преступности и могут корениться в различных сферах общественных отношений и функционирования общественного и государственного механизма. Среди них:

  • недостатки в организационно-технической сфере, а также в сфере охраны как правопорядка в целом, так и в отдельной его области (охране имущества, учете материальных ценностей и т. д.);
  • недостатки в деятельности различных государственных органов (например, полиции, прокуратуры, судов и проч.) и органов власти, ответственных за состояние правопорядка, контролирующих органов (прежде всего финансовых и налоговых инспекций) и т. п.

Эти условия могут присутствовать или отсутствовать, равно как и преступление может быть совершено, а может и не быть совершено. Так, отсутствие замков на дверях склада материальных ценностей — бесспорное условие, способствующее совершению преступлений, однако кражи с этого склада может и не быть. Выявлять условия преступности легче, чем ее причины, поскольку во многих случаях первые — на поверхности.

Предусматривается обязанность правоохранительных органов по каждому конкретному уголовному делу выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, и принимать меры к их устранению (см., например, ст. 12 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ). При этом, конечно, устранение условий нельзя понимать абсолютно, так как исключить то, что через некоторое время повторится, невозможно. Ликвидация условий, способствующих совершению преступлений, как правило, не требует больших материальных затрат, но имеет немаловажное значение.

Особую характеристику условий (обстоятельств), способствующих совершению преступлений, целесообразно дополнить анализом криминогенных фоновых явлений, которые хотя и не относятся к преступным, тем не менее сами по себе активно питают преступность, создают для ее существования и распространения благоприятную обстановку. К их числу в первую очередь относятся

  • бродяжничество,
  • проституция,
  • алкоголизм,
  • наркомания,
  • игромания.

Бродяжничество

Бродяги концентрируются в основном в крупных и особенно в сверхкрупных городах.

В целом криминогенность этого явления состоит в том, что лица, занимающиеся бродяжничеством:

  1. в силу отсутствия постоянного места жительства и работы вынуждены добывать средства к существованию, как правило, преступным путем;
  2. оказывают разлагающее влияние на окружающих, особенно на подростков, втягивая их в попрошайничество, пьянство, проституцию, совершение преступлений;
  3. часто нарушают общественный порядок.

Проблема причин бродяжничества весьма сложная. К числу факторов, которые порождают это явление, можно отнести:

  • отсутствие постоянного места жительства и работы;
  • постоянное пьянство и алкоголизм;
  • разрыв социально позитивных связей и отношений со своим ближайшим окружением и утрата семьи;
  • нежелание работать;
  • отсутствие помощи общества и государства или ее недостаточность в отношении людей, находящихся в критической ситуации, в частности освобожденных из мест лишения свободы;
  • отсутствие эффективной социальной защиты инвалидов и престарелых, которые в силу бедности, одиночества, болезней, возраста и т. д. оказались без крыши над головой и средств к существованию.

Основным мотивом, личностным смыслом систематического бродяжничества служит не осознаваемое бродягами стремление к сохранению своей субъективно-личностной (мнимой) свободы.

Исследование жизни конкретных бродяг позволило выявить некоторые существенные черты их семейной атмосферы в детстве, определившие особенности их личности и образа жизни. Как известно, важнейшая функция семьи — включить детей в структуру внутрисемейных отношений, помочь им занять определенное место и получить конкретные функции в семье. В большинстве случаев дети, ставшие впоследствии злостными бродягами, такой внутрисемейной идентичности не имели, т. е. не имели определенного положения (роли и значения) в своей семье. Это обусловлено как структурой самой семьи, так и индивидуально-психологическими и нравственными особенностями родителей, их образом жизни и поведением.

Проституция

В России проституция в той или иной форме явно или скрыто существовала всегда, причем число проституток возрастает в наиболее кризисные годы (войн, междоусобиц, развала экономики и т.д.). Кроме того, активно поддерживает проституцию и организованная преступность, для которой она — один из существенных источников доходов.

У всех проституток есть определенные, хотя и разные, притязания. Психологическое изучение показало, что для них типичны агрессивность, черствость, грубость, эгоцентризм и незрелость, чрезмерная озабоченность материальными критериями своего социального статуса. В то же время у них часто бывают депрессивные состояния с недостаточной уверенностью в себе и чувством неполноценности, восприятием себя как существа зависимого и незначительного. Они склонны акцентировать свое внимание на жизненных проблемах, связанных с социальным престижем.

Характерная черта психологии проститутки — бессознательное восприятие своего тела как орудия или способа заработка, как того, что отделено от психики, ее Я. Не случайно некоторые проститутки утверждают, что отдают свое тело, а не себя.

Опираясь на сказанное, можно выделить следующие основные направления предупреждения проституции:

  1. повышение уровня материального благосостояния тех слоев населения, которые испытывают острую материальную;
  2. усиление борьбы с организованной преступностью;
  3. повышение эффективности борьбы с наркоманией и наркотизмом, систематическим пьянством и алкоголизмом, оказание медицинской и иной помощи наркоманам и алкоголикам из числа проституток;
  4. налаживание специальной службы индивидуальной психотерапевтической помощи отдельным женщинам, занимающимся проституцией.

Алкоголизм и наркотизм

Пьянство и алкоголизм, наркомания и наркотизм — понятия разноплановые, так как обозначают разные стадии алкогольной и наркотической зависимости. Алкоголизм и наркотизм — это уже хроническая, стойкая болезненная зависимость, трудно поддающаяся лечению. Известно, что в стадии наркотизма излечение, например, возможно лишь у 10% наркоманов, обратившихся за медицинской помощью.

Связь алкоголизма и наркотизма с преступностью известна давно. Опьянение и наркотическое состояние ослабляют, а часто и снимают собственный контроль над поведением, поэтому большинство насильственных преступлений совершаются именно в состоянии наркотического и алкогольного опьянения. Алкоголизация и наркотизация приводят к деградации личности, утере высших ценностей, примитивизации потребностей, кроме того, их следствием является также разрыв с семьей и трудовым коллективом. Алкоголики и наркоманы обычно нигде не работают, а для того чтобы добыть средства для покупки спиртных напитков и наркотиков, совершают как имущественные преступления (как правило, не представляющие большой общественной опасности), так и тяжкие насильственные преступления.

Алкоголизм и наркотизм — одни из основных интегрирующих факторов того типа преступников, который может быть назван асоциальным. Их преступное поведение отличается как пассивностью, так и агрессивностью и не является результатом продуманных решений, осмысленных, зрелых взглядов, ясной позиции; они чаще пользуются благоприятными ситуациями для совершения преступлений, а не сами создают их. Они склонны «плыть по течению», их поведению свойственно неумение найти правильный выход из создавшихся обстоятельств. Образ жизни алкоголиков и наркоманов-преступников обычно состоит в длительном ведении антиобщественного, паразитического, нередко бездомного существования. Для многих из них характерны низкий культурный, образовательный и профессионально-квалификационный уровень. Они чаще всего безынициативны и инертны, безразличны к себе и окружающим; порицая свой образ жизни, они тем не менее не находят в себе силы изменить его. Тем самым алкоголизм и наркотизм становятся питательной средой для преступности, особенно в бытовой сфере.

Проблема наркотизма заслуживает особого внимания, ибо за последние годы масштабы этого негативного явления приобретают неуправляемый и глобальный характер. Произошла явная и неоправданная либерализация законодательства, регламентирующего уголовную ответственность за употребление и хранение наркотиков. Весьма трудно найти разумное объяснение и оправдание подобной политике государства в борьбе с опаснейшим явлением нашей действительности.

Борьба с наркотизмом требует четкого выявления основных приоритетных направлений этой деятельности.

Учитывая огромное число (около 6-8 млн) в той или иной степени наркозависимых лиц, было бы не совсем правильно ориентировать органы госнаркоконтроля на бесполезную борьбу с отдельными наркоманами и мелкими наркодилерами. Главное направление — это жесточайшие меры по пресечению деятельности наркобаронов, ликвидация наркотрафиков, уголовное и административное преследование лиц, лоббирующих интересы крупных наркодельцов.

Игромания (лудомания)

Игромания давно уже превратилась в негативный социально-психологический феномен, выражающийся в относительно распространенном и статистически устойчивом игорном увлечении значительной части населения (от мала до велика), влекущем определенные, подчас необратимые медико-психиатрические (заболевание игроманией) и социальные последствия.

Криминологов эта проблема не может не тревожить, поскольку игромания, алкоголизм, наркотизм и проституция — родственные явления по криминальной сути.