Обязанность государства

В соответствии с Конституцией права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти, местного самоуправления. Соблюдение прав и свобод обеспечивается правосудием. Особую роль в этой сфере Конституция отводит Президенту. Слова об обязанности защищать Конституцию, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, верно служить народу есть в тексте присяги Президента, которую он приносит народу при вступлении в должность.

Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Обеспечить такое положение в государстве должен Президент. Для этого Конституцией ему предоставлены особые полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Защищая права и свободы человека и гражданина, Президент опирается на всю систему органов государственной власти. Функции гаранта прав и свобод человека и гражданина требуют от Президента постоянной заботы об эффективности исполнительной, законодательной и судебной властей, разумеется, без вторжения в сферу их компетенции.

Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент участвует в нормотворчестве, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями.

Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов Федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта федерации соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания – требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме. При этом Президент может предпринять самые решительные меры, вплоть до принудительных.

Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует, используя своё право законодательной инициативы. Он также издаёт указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав.

Власть Президента ограничивается пределами Конституции. Многие россияне воспринимают обязанности Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданина достаточно широко. Часто они адресуют Президенту свои жалобы на решения, например, правоохранительных органов или даже приговоры судов. Однако Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель

Система юридической ответственности состоит из двух подсистем: 1) ответственность лица перед государством (публично-правовая ответственность); 2) ответственность государства перед частным субъектом. Если рассматривать публично-правовую ответственность как систему, то в ней можно выделить: а) ответственность человека и гражданина перед государством (внешние правоотношения); б) ответственность государственного служащего (должностного лица) перед государством (внутрисистемные или внутриорганизационные отношения).

В системе российского права все виды юридической ответственности человека и гражданина предусматривают, в прямой, либо в опосредованной форме, его ответственность перед государством. Определение субъекта, перед кем правонарушитель несет ответственность, достаточно важно и позволяет рассматривать юридическую ответственность лица перед государством как публично-правовое явление.

Ответственность гражданина и человека перед государством наступает за неисполнение лицом своих юридических обязанностей. В зависимости от характера и значимости обязанности, наступают различные виды юридической ответственности.

Конституция РФ закрепляет обязанности, которые носят всеобщий характер и не зависят от положения лица. Обязанности различны по своей природе: одни из них вытекают из принадлежности к государству (обязанности гражданина РФ); другие действуют в отношении всех, в т.ч. иностранных граждан и лиц без гражданства (обязанности человека).

Важнейшей обязанностью гражданина и человека является требование соблюдать Конституцию РФ и законы (ст.15, ч.3 ст.62 Конституции РФ). К конституционным обязанностям человека и гражданина также относятся:

· Уважать права и свободы других лиц (ч.3 ст.17);

· Платить законно установленные налоги и сборы (ст.57);

· Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58);

· Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч.3 ст.44).

К числу обязанностей, которые принадлежат только гражданину РФ, относятся:

· Защита Отечества (ч.1 ст.59);

· Обязанность родителей по воспитанию детей и заботе о них (ч.2 ст.38);

· Обязанность родителей обеспечить получение детьми основного общего образования (ч.5 ст.43);

· Обязанность получить основное общее образование (ч.4 ст.43).

· Конституционные обязанности – это закрепленные и охраняемые юридической ответственностью требования, которые предъявляются каждому гражданину и человеку и связаны с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества и государства. Неисполнение этих обязанностей вызывает следующие виды юридической ответственности:

· Административно-правовой

· Уголовно-правовой

· Материально-правовой

Неисполнение обязанности может вызывать различные последствия. Вид юридической ответственности зависит от характера посягательства, объекта охраны и умысла виновного. Например, обязанность защищать Отечество охраняется двумя видами юридической ответственности: административной и уголовной. Если гражданин умышленно испортил или утратил документы воинского учета, либо уклонился от медицинского обследования – наступает административная ответственность, предусмотренная ст.21.6 и ст.21.7 КоАП РФ. Если же происходит уклонение от прохождения военной службы – наступает уголовная ответственность по ст.328 УК РФ.

Обязанность родителей по воспитанию детей охраняется и обеспечивается ст.5.35 КоАП «Неисполнение родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию», а также ст.156 УК «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» и ст.157 УК «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей».

Юридической ответственностью охраняются не только конституционные обязанности человека и гражданина, но и любые другие обязанности, предусмотренные на уровне федерального закона, либо закона субъекта РФ. Неисполнение, либо ненадлежащее исполнение любой, закрепленной в законе обязанности, вызывает неблагоприятные для лица последствия. В зависимости от степени общественной опасности деяния, наступает материальная, административная или уголовная ответственность. Например, обязанность лица соблюдать требование об охране частной собственности, провозглашенное и гарантированное Конституцией РФ (ст.35). Нарушение права собственности другого лица вызывает различные последствия. Так, повреждение чужого имущества по неосторожности вызовет наступление материальной ответственности, т.е. лицо повредившее имущество, обязано возместить собственнику причиненный ущерб. Если же повреждение имущества совершенно умышленно и не причинило значительный ущерб собственнику имущества, наступает административная ответственность (ст.7.17 КоАП РФ) и одновременно материальная ответственность по возмещению ущерба. Совершение тех же действий, причинивших значительный ущерб собственнику, вызывает уголовную ответственность виновного по ст.167 УК РФ и соответственно материальную ответственность по возмещению ущерба. Чем значительнее общественная опасность деяния, тем больше наступает неблагоприятных последствий для лица, не исполнившего свою обязанность.

Из этих видов юридической ответственности, только материальная ответственность причинителя вреда наступает по желанию пострадавшего. В этом случае государство уважает волю и мнение лица, которому причинен материальный ущерб. В остальных случаях ответственность виновного наступает независимо от желания пострадавшего. Привлечение лица к административной и уголовной ответственности при наличии соответствующих оснований – обязанность государства, которая реализуется через систему правоохранительных органов. В каждом случае обнаружения признаков преступления либо административного правонарушения, соответствующие должностные лица обязаны возбудить дело и привлечь виновное лицо к юридической ответственности. В этом проявляется публичность данных видов ответственности.

В российском законодательстве можно выделить еще два вида юридической ответственности человека, которая наступает не перед государством, а перед другим частным субъектом.

Гражданско-правовая ответственность (или имущественная ответственность).

Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:

  • жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
  • земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, а также земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
  • предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
  • имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;
  • племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также хозяйственные строения и сооружения, корма, необходимые для их содержания;
  • семена, необходимые для очередного посева;
  • продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;
  • топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;
  • средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;
  • призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

Перечень имущества организаций, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, определяется федеральным законом.

Дисциплинарная ответственность. Обеспечивает охрану трудовых отношений, гарантирует исполнение работником своих трудовых обязанностей. Субъектом ответственности является лицо, находящееся в трудовых отношениях с работодателем. Ответственность работника наступает перед работодателем, который вправе применить к работнику следующие взыскания:

Замечания,

Выговор,

Увольнение.

Государство вмешивается в эти частноправовые отношения только по желанию одной из сторон, в связи с ее обращением в суд. В основе государственного вмешательства – появление спора между работником и работодателем. (Подробно об этих отношениях в Модуле 3 «Правовое регулирование профессиональной деятельности»).

Конституционное право на жилище предполагает гарантирован­ную законом возможность для каждого быть обеспеченным посто­янным жильем, возможность стабильного пользования имеющимся жильем, неприкосновенность жилища, право на улучшение жилищ­ных условий, а также обеспечение для проживающих в жилых домах, жилых помещениях здоровой и безопасной среды обитания.

Конституция Российской Федерации предусматривает, что ор­ганы государственной власти и местного самоуправления поо­щряют жилищное строительство, создают условия для осущест­вления права на жилище.

В соответствии со статьёй 2 Жилищного кодекса Российской Фе­дерации право граждан на жилище обеспечивается, в том числе по­средством содействия развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помеще­ний государственного или муниципального жилищного фонда, стиму­лирования жилищного строительства, обеспечения контроля за ис­пользованием и сохранностью жилищного фонда и государственного жилищного надзора.

В то же время Конституция Российской Федерации и действующее законодательство не закрепляют обязанность государства обеспечи­вать жильем всех граждан. Граждане за свой счет или с привлечени­ем государственных субсидий вправе покупать, менять, арендовать, строить своими силами или с привлечением подрядных организаций жилье. Исключение составляют малоимущие и иные указанные в зако­не граждане, нуждающиеся в жилище. Им жилье предоставляется бес­платно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Предоставление жилья малоимущим и иным установленным зако­ном категориям граждан осуществляется по договорам социального найма.

Важной гарантией конституционного права на жилище являет­ся недопустимость произвольного лишения жилища. Это означает, что выселение из жилого помещения возможно только в случаях, установленных законом или в судебном порядке. При этом закон­ные владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких нарушений их права на жилище, даже если эти на­рушения и не связаны с лишением права собственности, владения и пользования.

Основные законодательные акты:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации.