С 2020 года в Беларуси будет действовать обновленный Жилищный кодекс. Изменения должны прояснить и упорядочить многие моменты в отношениях жилищно-коммунальных служб и жильцов. FINANCE.TUT.BY посмотрел, что изменится и кого ждут нововведения.
Фото: Александра Квиткевич, TUT.BY
За некоторые услуги снова будем платить по квадратам
Изменение, которое затронет всех белорусов, которые живут в многоквартирных домах: с 1 января за техобслуживание лифта, уборку подъездов и прочих вспомогательных помещений жилого дома и электричество на освещение и работу оборудования в таких помещениях, не считая лифта, платить нужно будет исходя из общей площади квартиры, а не количества зарегистрированных человек. По мнению разработчиков изменений, такая система оплаты более справедливая. Подъезд, лифт, крыша — это общая собственность жильцов. Доля каждого из них в этой собственности определяется исходя из площади его квартиры. Чем она солиднее, тем больше доля в общей собственности. Соответственно, и расходы на ее обслуживание должны быть больше.
Интересно, что до 23 марта 2016 года эти услуги оплачивались в зависимости от этой самой общей площади квартир. У людей было много вопросов по поводу того, почему проживающий, скажем, в трехкомнатной квартире один человек, должен платить больше, чем, к примеру, четверо живущих в однокомнатной. И для восстановления справедливости президентским указом определили, что за уборку и освещение подъезда, техническое обслуживание лифта нужно платить исходя из количества зарегистрированных в квартирах граждан. Но не прошло и пяти лет, как все вернули назад.
Арендное жилье можно будет сделать социальным
Обновления коснутся и арендного жилья. Теперь в Жилищном кодексе прописано, что для первоочередного предоставления на период работы можно использовать не больше 30% от общего количества незаселенного арендного жилья. Для военнослужащих — всего 10%. Остальные 60% должны распределяться в порядке очереди по заявительному принципу, отталкиваясь от даты, когда человек стал на учет. Если нуждающихся нет, то на арендное жилье может претендовать любой желающий.
Также в документе прописано, что социальное жилье по площади не может быть меньше однокомнатной квартиры.
Кстати, в кодексе появилась норма, которая говорит о том, что социально уязвимые категории людей, которые живут в арендном помещении, но имеют право на социальное жилье, могут перевести арендное в социальное и не платить за проживание в нем. Но есть оговорка: сделать так можно только один раз.
Нуждающихся в жилье ставить на учет будут по-другому
Ставить нуждающихся в улучшении жилищных условий из Минского района на учет тоже будут по-другому. Теперь для того, чтобы семья могла претендовать на квадратные метры, у нее в собственности и владении не должно быть жилья не только в том населенном пункте, где она живет, но и в Минске.
Кроме того, для нуждающихся уточнили состав площадей помещений, которые включаются в общую жилплощадь, от которой и зависит, нужно улучшение жилищных условий или нет. Сейчас это жилая площадь и площади остальных помещений, кроме лоджии или балкона. В обновленном кодексе прописано, что учитываться также не будут террасы и неотапливаемые холодные помещения.
После армии можно будет получить общежитие в приоритетном порядке
На место в общежитиях, согласно обновленному кодексу, в первую очередь могут претендовать дети, которые росли в детских домах и интернатах, взрослые дети родителей, живущих в домах престарелых, инвалидов или ветеранов. Давать общежития в первоочередном порядке также будут тем, кто служил в армии и имеет положительные рекомендации. Это предложение вносило Министерство обороны.
Фото: mil.by
При проведении очередного призыва возникла проблема нехватки призывников для комплектования Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, годных к военной службе по состоянию здоровья.
Об этом сообщает портал Министерства обороны.
Дефицит призывных ресурсов связан в первую очередь с демографической ситуацией в стране, констатируется в тексте сообщения.
Кроме того, в Беларуси в настоящее время наибольшее количество категорий граждан – 47, которые в соответствии с законодательством не призываются на срочную военную службу, службу в резерве.
Для сравнения: в Азербайджане таких категорий 12, в Армении – 17, в Казахстане – 18, в России – 22, в Украине – 30.
Ввиду сложившейся обстановки Минобороны по согласованию с другими госорганами наиболее целесообразным считает путь сокращения количества отсрочек от призыва, и в первую очередь – для продолжения образования.
Прорабатывается вопрос предоставления гражданам отсрочки для продолжения образования только один раз.
Кроме того, рассматриваются вопросы:
- применения ограничения приема на государственную и иную службу граждан, не прошедших военную службу, не имея на то законных оснований;
- принятия решений о временном ограничении права граждан на выезд из Республики Беларусь в случае их неявки на мероприятия по призыву;
- также принятия иных мер, исключающих возможность граждан уклоняться от призыва.
Практическая реализация предлагаемых мер будет проводиться в плановом порядке, поэтапно, после их тщательной проработки.
Наряду с вопросами рассмотрения оптимизации количества отсрочек параллельно военным ведомством ведется работа по повышению мотивированности граждан к прохождению срочной военной службы и службы в резерве, совершенствованию подготовки к ее прохождению.
На сегодняшний день Минобороны решены следующие вопросы:
- увеличено денежное довольствие военнослужащих срочной военной службы более чем в 2,3 раза;
- повышен предельный размер денежного вознаграждения за классную квалификацию военнослужащим срочной военной службы на более чем 55 процентов;
- разработаны новые образцы военной формы одежды, которая установленным порядком будет приниматься на обеспечение личного состава.
Военным ведомством подготовлен и в настоящее время прорабатывается путем внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты ряд мер по повышению социального статуса военнослужащего срочной военной службы.
В частности, для граждан, прошедших военную службу, службу в резерве, предложены:
- льготы при поступлении и обучении в учреждениях образования, в части предоставления первоочередного права получения жилья в общежитии;
- право на обучение за счет средств республиканского бюджета на подготовительных отделениях учреждений высшего образования;
- преимущественное право на зачисление в учреждения высшего и среднего специального образования;
- предоставление права выбора при распределении после окончания учреждения высшего и среднего специального образования;
- право на поступление вне конкурса на заочную форму получения среднего специального и высшего образования I ступени по наиболее востребованным экономикой специальностям, перечень которых будет определяться Минобразования по согласованию с Минэкономики, Минтруда и соцзащиты;
- включение периода срочной военной службы в минимальный страховой стаж;
- ограничение на прием на госслужбу, военную службу, службу в военизированные организации граждан, которые не прошли военную службу по призыву, не имея на то законных оснований;
- предоставление гарантии на прием на работу к прежнему нанимателю в организации вне зависимости от форм собственности после увольнения со срочной военной службы (в настоящее время только в госорганизации).
Указанные предложения будут проработаны установленным порядком по согласованию с другими госорганами.
Кроме того, в настоящее время военным ведомством совместно с Минобразования ведется работа по введению должностей замдиректора, на которого будут возложены вопросы организации патриотического воспитания молодежи и преподавание предмета «Допризывная и медицинская подготовка».
Реализация данных мер позволит повысить эффективность работы по патриотическому воспитанию, готовности молодых людей к службе в Вооруженных Силах, формированию осознанного отношения к выполнению конституционного долга по защите Отечества.
Одновременно Минобороны совместно с Минздравом проводится работа, направленная на уточнение диагностических критериев по некоторым классам заболеваний при проведении медицинского освидетельствования граждан при призыве на срочную военную службу.
Данные уточнения имеют целью в первую очередь максимально исключить субъективные факторы при проведении освидетельствования.
При этом система отбора граждан по состоянию здоровья для прохождения срочной военной службы значительных изменений не претерпит.
Распределение призывников, как и ранее, будет осуществляться по показателям предназначения (их всего 12), которые учитывают имеющиеся отклонения в состоянии здоровья и специальность, которую будет осваивать военнослужащий.
Минобороны максимально заинтересовано в том, чтобы в Вооруженные Силы не был призван ни один гражданин, состояние здоровья которого не позволяет проходить военную службу.