Осмотр без понятых

СТ 170 УПК РФ

1. В случаях, предусмотренных статьей 182, частью третьей.1 статьи 183, статьями 184 и 193 настоящего Кодекса, следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

1.1. В случаях, предусмотренных статьями 115, 177, 178, 181, статьей 183 (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей.1), частью пятой статьи 185, частью седьмой статьи 186 и статьей 194 настоящего Кодекса, понятые принимают участие в следственных действиях по усмотрению следователя. Если в указанных случаях по решению следователя понятые в следственных действиях не участвуют, то применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия является обязательным. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.

2. В остальных случаях следственные действия производятся без участия понятых, если следователь по ходатайству участников уголовного судопроизводства или по собственной инициативе не примет иное решение.

3. В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.

4. В случае участия понятых следователь перед началом следственного действия в соответствии с частью пятой статьи 164 настоящего Кодекса разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные статьей 60 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 170 Уголовно-процессуального кодекса

1. О целях участия понятых в следственном действии, их задачах, о том, кто может выступать в качестве понятых, каково их правовое положение, см. комментарий к ст. 60 УПК.

2. Участие понятых в следственных действиях законодатель определяет, исходя из:

1) обязательного участия понятых в следственных действиях, результаты которых весьма важны и их утрата, как правило, невосполнима, а также в действиях, затрагивающих конституционные права и свободы граждан (см. перечень следственных действий, приведенный в ч. 1 комментируемой статьи: обыск (ст. 182 УПК); личный обыск (ст. 184 УПК); выемка электронных носителей информации (ч. 3.1 ст. 183 УПК); предъявление для опознания (ст. 193 УПК)), — ч. 1 ст. 170 УПК;

2) потребности участия понятых в следственных действиях, перечисленных в ч. 1.1 комментируемой статьи, которая определяется усмотрением следователя: арест имущества (115 УПК); осмотр (ст. 177 УПК); осмотр трупа, эксгумация трупа (ст. 178 УПК); следственный эксперимент (ст. 181 УПК); выемка (ст. 183 УПК, кроме выемки электронных носителей информации); осмотр, выемка и снятие копий с почтово-телеграфных отправлений (ч. 5 ст. 185 УПК); неучастие понятых в данных действиях должно сопровождаться применением технических средств фиксации хода и результатов следственного действия или записью о невозможности их применения;

3) потребности участия понятых в иных следственных действиях, не указанных в ст. 170 УПК, которая определяется следователем по своему усмотрению, а также с учетом возможных ходатайств участников уголовного судопроизводства, — ч. 2 ст. 170 УПК.

3. На реальное участие в следственных действиях понятых оказывает влияние наличие ряда условий. Следственные действия, участие в которых понятых обязательно (ч. 1 ст. 170 УПК), могут производиться без их участия, если это связано с:

— опасностью для жизни и здоровья понятых (проведение действий с материалами, представляющими повышенную опасность для окружающих; работа в условиях вооруженных конфликтов; особые климатические условия; обстановка чрезвычайных ситуаций, вызванных природными и техногенными факторами, и др.);

— проведением действий в труднодоступной местности (при отсутствии транспортного сообщения, в том числе возможности безопасного прибытия к месту проведения следственного действия на служебном транспорте);

— отсутствием надлежащих средств сообщения с местом проведения процессуального действия (при отсутствии возможности следовать к месту проведения следственного действия общедоступным способом, без угрозы получения телесных повреждений, и т.п.).

4. В случаях, когда участие понятых обязательно (ч. 1 ст. 170 УПК) или когда участие понятых в перечисленных в ч. 1.1 ст. 170 УПК следственных действиях определяется усмотрением следователя, и при наличии перечисленных обстоятельств, препятствующих их участию в следственных действиях, законодатель требует обязательного применения технических средств фиксации хода и результатов следственного действия с отражением в протоколе причин невозможности обеспечения участия понятых. При невозможности использования технических средств об этом также обязательно отмечается в протоколе с указанием на причину. О применении технических средств см. ст. 166 УПК РФ.

5. Перед началом следственного действия следователь удостоверяется в личности понятых, выясняет отсутствие препятствий к их участию в деле, разъясняет им цель и порядок проведения следственного действия, права и обязанности понятых и предупреждает их об ответственности, что отражается в протоколе и удостоверяется подписями понятых.

6. Количество понятых при проведении действий должно быть не менее двух. Об этом прямо указано в ч. 1 ст. 170 УПК, а в ч. 1.1 ст. 170 УПК речь идет о понятых числом более одного («понятые принимают участие…»). Участие менее двух понятых в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 170 УПК, влечет недопустимость полученного доказательства. Следственное действие могут проводить несколько следователей (например, обыск в нескольких помещениях). Тогда при каждом из производящих поисковые действия следователей должно находиться не менее двух понятых. Не исключено количество понятых числом более двух.

7. Законом не определено, сколько понятых должно быть при производстве следственных действий, в которых их участие не является обязательным. В этом случае исходить необходимо из заявленного ходатайства участника процесса: если он желает участия одного понятого, препятствий к этому законодатель не указывает. Участник процесса может требовать участия двух понятых (что гарантирует в ч. 1 ст. 170 УПК законодатель по ряду следственных действий), но не более.

8. Участвуя в следственном действии, понятые должны наблюдать за всем его ходом, запоминать его содержание и результаты, подтвердив затем своими подписями в протоколе факт производства следственного действия, правильность отражения в протоколе его содержания, хода и результатов. Следователь обязан обеспечивать активность понятых в выполнении ими своей обязанности.

9. Понятые могут быть допрошены судом в качестве свидетелей относительно порядка, содержания и результатов следственного действия, в котором они участвовали, а также относительно того, насколько все, что происходило в ходе следственного действия, соответствует изложенному в протоколе соответствующего действия.

10. При привлечении к участию в деле понятых следует учитывать требования о возможности участия в качестве понятых определенных лиц. Например, при производстве личного обыска.

Другой комментарий к Ст. 170 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Содержание комментируемой статьи связано со ст. 60 УПК РФ, раскрывающей термин «понятой» (см. данную статью и комментарий к ней). Основное назначение данного участника предварительного расследования — удостоверить сам факт производства следственного действия, его ход и результаты.

2. Комментируемая статья устанавливает, что с обязательным участием не менее двух понятых производятся следующие следственные действия: осмотр (см. ст. 177 УПК РФ и комментарий к ней), осмотр и эксгумация трупа (см. ст. 178 УПК РФ и комментарий к ней), следственный эксперимент (см. ст. 181 УПК РФ и комментарий к ней), обыск (см. ст. 182 и комментарий к ней), выемка (см. ст. 183 УПК РФ и комментарий к ней), осмотр и выемка почтово-телеграфных отправлений (см. ч. 5 ст. 185 УПК РФ и комментарий к ней), осмотр и прослушивание фонограмм, полученных в результате контроля и записи переговоров (см. ч. 7 ст. 186 УПК РФ и комментарий к ней), предъявление для опознания (см. ст. 193 УПК РФ и комментарий к ней), проверка показаний на месте (см. ст. 194 УПК РФ и комментарий к ней).

3. В ч. 2 комментируемой статьи закреплено новое, неизвестное прежнему УПК РФ правило, согласно которому в случаях, когда участие понятых не является обязательным, следователь по собственной инициативе или по ходатайству участников уголовного судопроизводства может принять решение об участии понятых и привлечь их к производству следственного действия, например освидетельствованию (ст. 179 УПК РФ), которое представляет собой внешний осмотр человека в целях обнаружения на нем особых примет, следов преступления, телесных повреждений и т.д., если для этого не требуется производство судебной экспертизы. Будучи исключительно близким по своему характеру к следственному осмотру, освидетельствование отнюдь не исключает возможности участия понятых (по прежнему УПК РФ участие понятых в освидетельствовании было обязательным). Поэтому следователь вправе принять решение об участии понятых в освидетельствовании, предназначенном для выявления и фиксации особых примет или следов преступления, особенно в тех случаях, если со временем такие приметы и следы могут исчезнуть или быть умышленно уничтожены. Удостоверение хода и результатов подобного следственного действия лицами, не заинтересованными в исходе дела, которые в случае необходимости могут быть допрошены в суде, представляется логичным и очевидно целесообразным.

4. Другое нововведение заключается в том, что действующий УПК РФ допускает производство следственных действий без участия понятых в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей. Такое правило продиктовано предшествующей принятию действующего УПК РФ многолетней следственной практикой. В условиях глубокой зимней ночи, бездорожья и непогоды следственно-оперативная группа, дорожа каждой минутой, чтобы зафиксировать исчезающие на глазах следы преступления, бывает вынуждена приступать к осмотру места происшествия без понятых, которых просто неоткуда взять.

В России вводится новый, сокращенный порядок производства дознания по ряду уголовных дел, а также в некоторых следственных действиях участие понятых становится необязательным — вместо них можно будет использовать технику. Соответствующий закон опубликован сегодня на официальном портале правовой информации.

Закон, вносящий изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, предусматривает три группы новелл. В частности, УПК дополнился главой, которая посвящена дознанию в сокращенной форме. Срок такого производства не должен превышать 15 суток, в исключительных случаях он сможет продлеваться до 20 суток (ранее дознание должно было производиться в течение 30 дней со дня возбуждения уголовного дела, а при необходимости этот срок мог быть продлен прокурором еще на 30 суток). Ограничиваются и пределы доказывания — доказательства будут собираться в объеме, минимально необходимом для установления события преступления и обстоятельств причастности к нему обвиняемого. Такая процедура сможет применяться только в случае, если уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица и оно признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда. Кроме того, подозреваемый должен быть согласен с ведением уголовного производства в упрощенном порядке. При этом отказаться от сокращенной процедуры подозреваемый, обвиняемый и потерпевший смогут на любой стадии уголовного производства, подав соответствующее ходатайство.

Постановление приговора по таким делам будет осуществляться в особом порядке, то есть без проведения судебного следствия. Санкции в этом случае не смогут превышать половины максимального наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

Вторая группа поправок касается изменения порядка рассмотрения сообщения о преступлении. Органы предварительного расследования при проверке сообщения наделяются правом получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, а также изымать их, назначать судебную экспертизу, производить осмотр места происшествия, трупа, предметов и документов, освидетельствование. Кроме того, предусматривается обязанность органов предварительного расследования назначать повторную экспертизу в том случае, если после возбуждения уголовного дела подозреваемыми и обвиняемыми будет заявлено соответствующее ходатайство.

Участие понятых в следственных действиях перестанет быть обязательным условием. Следователь получил право самостоятельно решать, как удостоверять ход и результаты следственного действия — либо с помощью понятых, либо технических средств. Такая свобода выбора возможна при наложении ареста на имущество, почтово-телеграфные отправления, осмотре, в том числе трупа, эксгумации, следственном эксперименте, выемке, контроле и записи переговоров, проверке показаний на месте. Ко второму чтению парламентарии ввели оговорку, позволяющую следователю проводить следственные действия без понятых и без технических средств, если их привлечение и использование невозможно. Ни в тексте закона, ни в пояснительных записках к нему нет определения, чем может быть вызвана такая невозможность. На нее, впрочем, можно сослаться только при расследовании преступлений по следующим статьям УК: 115 (Умышленное причинение легкого вреда здоровью), 177 (Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности), 178 (Недопущение, ограничение или устранение конкуренции), 181 (Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм), 183 (Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну), 185 (Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг), 186 (Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг) и ст. 194 (Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица). При этом следователь обязан сделать в протоколе соответствующую запись. Обязательно понятые должны будут присутствовать только при трех следственных действиях: обыске, личном обыске и опознании.

Ужесточается и наказание за фальсификацию доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитником (ч. 2 ст. 303 УК РФ). Срок лишения свободы увеличивается с трех до пяти лет.

С текстом закона 04.03.2013 № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (об уточнении порядка проверки сообщения о преступлении и привлечения понятых к участию в отдельных следственных действиях, а также о сокращенной форме дознания)» можно ознакомиться .

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Проблемы института понятых

В настоящее время наиболее актуальным направлением в совершенствовании органов предварительного следствия является не реформа ее структуры, а упрощение нормативно правовой базы, в том числе совершенствование уголовно-процессуального законодательства в соответствии с Концепцией правовой политики, определяющей упрощение и ускорение процедур досудебной подготовки уголовных дел.

Многие следователи и дознаватели для упрощения процедур производства следственных действий предлагают полностью исключить понятых, как это предусмотрено в странах дальнего зарубежья.

Несмотря на дискуссии в вопросе исключения или совершенствования статуса понятых, данный институт, начиная с советского уголовного процесса, остается практически не исследованным и уже в постсоветском процессе продолжает требовать научно-теоретических регламентации и разработки обоснованных практических рекомендаций.

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан предусматривает обязательное участие понятых при производстве девяти следственных действий:

1) осмотр (ч. 5 ст. 222 УПК);

2) освидетельствование (ст. 226 УПК);

3) опознание (ст. 299 УПК);

4) обыск и выемка (ст. 232 УПК);

5) личный обыск (ст. 233 УПК);

6) осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений (ст. 235 УПК);

7) осмотр и прослушивание фонограммы записи переговоров (ст. 237 УПК);

8) проверка и уточнение показаний на месте (ст. 238 УПК);

9) следственный эксперимент (ст. 239 УПК).

Именно эти следственные действия требуют от следователя активных действий на собирание доказательств.

Сама суть института понятых является обеспечением проверяемости вышеперечисленных следственных действий в ходе судебного разбирательства, тем самым обеспечивая достоверность добытых доказательств.

Мнения практических работников разделяются на две позиции по вопросам сохранения или исключения института понятых.

Как правило, противниками института понятых являются непосредственные исполнители следственных действий (следователи и работники дознания), которыми в качестве основных доводов приводятся следующие суждения:

— сохранение института понятых является прямым недоверием государства, общества и суда к органам уголовного преследования;

— незаинтересованность граждан в оказании содействия при производстве следственных действий и их обеспокоенность за свою безопасность, так как в дальнейшем не исключается, что они будут свидетелями по делу;

— невозможность обеспечения участия понятых в исключительных случаях;

— достаточное развитие научно-технического прогресса, позволяющее беспрепятственно зафиксировать действия органа уголовного преследования;

— в некоторых следственных действиях участие понятых невозможно или их приглашение является не этичным. К примеру, осмотр трупа либо его опознание;

Консультации юристов по ст. 170 УПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 170 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.