Сертификат происхождения необходим для таможенного оформления товаров страной–импортером с целью последующего вывоза и реализации в других странах. Все субъекты хозяйственной деятельности, которые занимаются импортом и экспортом какой-либо продукции, доподлинно знают, что без этого документа такие операции невозможны.
Существует несколько различных форм сертификатов происхождения, которые служат для беспошлинного ввоза, определения льгот на тарифы, регламентирования тарифного регулирования таможенных сборов, освобождения от дополнительного обложения налогами. Россия является участником некоторых международных соглашений, согласно которым груз поставляется именно при наличии сертификата происхождения «форма А».
Согласно этим международным соглашениям, Россия соглашается на установление квот при вывозе определенных видов груза, то есть количество экспорта определенной партии имеет четко ограниченные рамки. Но, наряду с этим, свидетельством страны экспортера «формы А» подтверждаются все виды товаров, экспортируемой в страны ЕС. Сертификат происхождения товара действует в рамках экспорта по странам ближнего зарубежья, которые являются членами СНГ. Экспорт из России в страны ЕС, а также Чехию, Турцию, в Югославию, в США и Канаду подтверждается формой «А».
Формы сертификатов происхождения
Кроме выше указанных документов действует сертификат происхождения, в рамках экспортных операций по странам ЕС. Данными документами сопровождаются вывоз текстиля и сопутствующей продукции, вывоз некоторых изделий из стали, вывоз определенного ряда изделий из пушнины. Сертификация остальных видов продукции при таможенном контроле подтверждается документами по общей форме. Согласно статистическим данным, наиболее часто при экспорте используется форма СТ 1.
Предусмотрены также законодательством поставки товаров из одной страны в другую без подтверждения данным документом о происхождении товара. Это касается ввоза товаров народного потребления физическими лицами для использования в личных целях, а не для последующей перепродажи. Не требуется оформление документов о происхождении в случае соблюдения единства правил, по которым определенный отправитель в установленное время по заранее оговоренному адресу отгружает группу разнородных товаров, стоимостью, не превышающей 20 000 рублей. При ввозе продукции в режиме временного ввоза, так же, как и в режиме международного таможенного транзита не требуется наличие выше указанного документа.
Оформлением и выдачей согласно законодательных норм в Российской Федерации занимаются Торгово-Промышленная Палата РФ и созданные в регионах органы. Регламентом предусмотрено предоставление определенного объема документов для получения СТ-1:
• Оформленная заявка;
• Подробные реквизиты заявителя;
• Копия свидетельства о присвоении ИНН;
• Свидетельство, подтверждающий регистрацию в едином госреестре;
• Копию договора или контракта на поставку;
• Подтверждающие первичные документы (инвойс, накладные, спецификации, счета-фактуры);
• описание объекта с отражением количества сырья в процентном соотношении из разных стран.
Для ускорения этого кропотливого процесса можно воспользоваться услугами экспертов из центров сертификации. Сертификат происхождения товара СТ 1 действителен в течение 12 месяцев.
НДС для экспорта товаров
Особенностям налога на добавленную стоимость при вывозе продукции посвящены п. 2 ст. 151, п. 1 ст. 164, п. 1 ст. 165, п. 9 ст. 167 Налогового кодекса России. В качестве синонимов используются термины «налог не уплачивается» и «ставка 0%». Перечни документов для НДС при экспорте товаров, которые следует предоставлять в налоговую, указаны в договоре о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (приложение № 18) и в НК РФ (ст. 165). Подтверждающие документы предоставляют в электронном формате, обоснованность положений закреплена в приказе ФНС от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427.
В налоговом учете операции по вывозу товаров фиксируются отдельно от остальных, используются специальные регистры. В налоговой декларации заполняются разделы 4-6: если нулевая ставка подтверждена, то оформляется лист 4 декларации, иначе — лист 6 декларации; лист 5 используется редко. В бланке декларации выделено больше видов экспортных операций, чем в НК, — по каждому из них предусмотрен индивидуальный регистр учета.
Иначе подтверждается 0 ставка НДС при экспорте в Казахстан, Белоруссию и Армению. Расчеты по таким операциям учитывайте отдельно. Возможно, в будущем налогообложение станет проще за счет электронного взаимодействия налоговых и таможенных органов государств ЕАЭС. А пока необходимо спрашивать заявление об уплате НДС от покупателей. При его отсутствии применить нулевую ставку невозможно.
Возмещение, возврат или вычет НДС при экспорте
В интернете часто встречаются все три термина, означающие уменьшение или освобождение от налоговых платежей, и их легко спутать:
- вычет относится к вычислению суммы налога (ст. 171), определяется самим предприятием при подаче декларации;
- возмещение или возврат НДС при экспорте из России — общее понятие для зачета и возврата (ст. 176), вопрос о нем решает ФНС на основании поданных документов: деклараций и заявлений.
Уплата налогов зачастую приводит к ситуации, кода из-за вычетов сумма налога станет отрицательной. Дальнейшие действия по возмещению налога:
- Предприятие подает декларацию и заявление о зачете или возврате НДС. Зачет по декларации — сумма идет на штрафы, недоимки или будущие платежи; если по документам возврат — сумма перечисляется на банковский счет.
- Налоговая проверяет сведения в отчетных декларациях в течение трех месяцев (ст. 88). Она уполномочена запросить дополнительные документы, например, копии счетов-фактур, книгу продаж или уточняющие декларации.
- Затем она в течение семи дней принимает решение о полном, частичном возмещении или отказе в нем. Форма возмещения — зачет или возврат — определяется либо ФНС для покрытия недоимок в бюджет, либо согласно заявлению.
- Федеральная инспекция отправляет платежные документы в Казначейство на следующий день после принятия решения о возврате. Деньги перечисляются Казначейством в течение пяти дней.
Условия ввоза и эксплуатации в России автомобилей из Армении
Порядок ввоза физическими лицами на территорию Российской Федерации и других государств — членов Евразийского экономического союза (Союза) автомобилей из Республики Армения установлен Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Союзе от 29 мая 2014 г. (Договор от 10 октября 2014г.).
В соответствии с Договором (пункт 30 и 31), автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после 10 октября 2014 года, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличным от ставок, установленных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (пункт 3 таблицы 2 приложения 2), признаются иностранными товарами:
— до уплаты разницы уплаченных сумм таможенных пошлин и сумм таможенных пошлин, подлежащих уплате по ставкам, установленным Единым таможенным тарифом ЕАЭС в отношении автомобилей;
— до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом Союза.
Использование таких транспортных средств на территории Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики (далее – государства-члены ЕАЭС) без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов допускается только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения.
Иными лицами на территорию государств — членов ЕАЭС допускается временный ввоз таких автомобилей, их использование, а также отчуждение, передача в пользование, распоряжение только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих государств и уплаты таможенных пошлин, налогов.
Таможенное декларирование автомобилей осуществляется в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (далее — ПТД), форма и порядок заполнения которой утверждены Решением Коллегии ЕЭК от 23 июля 2019 г. № 124 «О таможенном декларировании товаров для личного пользования».
ПТД заполняется физическим лицом и подается таможенному органу. Подача ПТД должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения.
С начала 2020 года должностными лицами Тюменской таможни выявлено 19 нарушений установленного Договором от 10 октября 2014г. в части передачи и использования транспортных средств, зарегистрированных на территории Республики Армения и переданных в пользование лицам, не проживающим на этой территории.
На данный момент 2 транспортных средства задержаны таможенными органами и переданы в Росимущество для реализации. Принимаются меры по задержанию 3 транспортных средств.
Пресс-служба УТУ