Отказ от подписания протокола

Консультацию дает директор ООО «Юридическое Агентство «Юрэкс» Сергей Полулях:

— Многие из нас в своей жизни сталкивались с составлением протокола об административном правонарушении и, как следствие, привлечением к административной ответственности. Это, например, за нарушение правил дорожного движения, трудового законодательства, природоохранного законодательства и т.п.
У многих, не секрет, возникают вопросы о законности привлечения к такой ответственности, поскольку узнают о том, что они должны оплатить, например, административный штраф только уже от исполнительной службы, либо получают соответствующие документы из суда.
В связи с этим хотелось бы остановиться на отдельных моментах законодательства, которые необходимо знать.
Порядок привлечения к административной ответственности регламентирован Кодексом Украины об административных правонарушениях (КуоАП). Согласно действующему законодательству административной ответственности подлежат лица, которые достигли на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.
При совершении административного правонарушения составляется такой документ, как протокол об административном правонарушении.
Этот документ составляется в двух экземплярах, один под роспись вручается лицу, которое подлежит административной ответственности.
Из анализа норм действующего законодательства мы приходим к выводу о том, что протокол составляется в присутствии лица, которое совершило административное правонарушение и никак иначе.
При составлении протокола вы имеете право давать свои пояснения по факту правонарушения, которые обязательно должны быть зафиксированы в протоколе.
Вы имеете право подписать протокол, если согласны со всем, что в нем изложено, либо же отказаться от его подписания, что в протоколе должно быть зафиксировано.
При этом надо помнить, что при составлении протокола лицом, которое его составляет, обязательно должны быть разъяснены ваши права и обязанности, предусмотренные ст. 268 КУоАП.
При наличии нарушений указанных выше процедурных норм об этом впоследствии можно говорить при рассмотрении дела об административном правонарушении, поскольку лицо, уполномоченное рассматривать дело, должно обязательно проверить правильность составления протокола.
Однако необходимо знать о том, что сроки привлечения к административной ответственности ограничены. Привлечь к ответственности можно лицо, его совершившее, в течение двух месяцев со дня совершения такого правонарушения либо со дня выявления такого правонарушения, в зависимости от вида правонарушения.
То есть привлечение к административной ответственности по прошествии этих сроков является незаконным, даже если протокол был составлен до истечения этих двух месяцев.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление, которое также должно быть вручено лицу, которое привлечено к административной ответственности.
Данное постановление может быть обжаловано, если для этого есть основания, в административном порядке, либо непосредственно в суд.

г. Запорожье, ул. Добролюбова, 17, пом. 17
Тел. (061) 236-76-16, 095-300-50-45, 096-830-45-76

Прежде всего, отмечу, что при малозначительности административного правонарушения полиция может освободить Вас от административной ответственности, ограничившись устным замечанием (ст. 22 КоАП) – об этом всегда можно попросить полицейского, признав противоправность своих действий и пообещав добросовестное поведение в будущем. В этом случае никакой протокол не составляется, но полицейский может провести разъяснительную беседу, чтобы Вы осознали незаконность своего поведения. Такая процедура возможна только при условии, если рассмотрение дела находится в компетенции полиции, а не другого органа (например, суда).

При этом, распространенным является случай, когда постановление по делу об административном правонарушении выносится сразу, то есть без составления протокола, с указанием вида и размера взыскания или наложением письменного предупреждения (ст. 26 283 КУоАП) – так называемая постановление на коленке. Например, такая процедура применяется по популярным статьям 175-1 КУоАП (курение в неустановленном месте) и 178 КУоАП (распитие алкоголя в запрещенном месте).

Если же устным замечанием нельзя обойтись, то полицейский по общему правилу должен составить протокол об административном правонарушении (ст. 254 КУоАП).

Протокол об административном правонарушении, в случае его оформления, составляется в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается лицу, привлекаемому к административной ответственности (ст. 254 КУоАП).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему. А также – право не подписывать протокол, указав в поле для замечаний мотивы своего отказа от его подписания (ст. 256 КУоАП).

Если в Ваших объяснениях остались пустые поля, в которые можно будет впоследствии что-то противоправно записать (это, в свою очередь, может быть использовано против Вас), советуем их смело зачеркнуть буквой «Z». В пояснениях Вы можете изложить свое видение событий, указать на возможность подтверждения этих данных третьими лицами. Также в случае, когда Вы отказываетесь подписывать протокол, можно указать на уровень адекватности поведения сотрудников полиции и записать другие замечания, в частности тот факт, что через такие нарушения Вы отказываетесь подписывать протокол.

Задачей полицейского является охрана прав и свобод человека, а также обеспечение общественной безопасности и порядка. Для выполнения таких задач ему предоставлены полномочия по выявлению и пресечению административных правонарушений (п. 2,3 ч. 1 ст. 23 ЗУ «О Национальной полиции»). Итак, обнаружив правонарушения, именно полицейский должен отреагировать на него должным образом. Также работник полиции обязан своевременно реагировать на заявления и сообщения об административных правонарушениях, устные заявления – не исключение.

Если Вы потерпевшим или свидетелем правонарушения – сообщите об этом в полицию, она не имеет права игнорировать Ваши слова, ссылаясь на их ложность или надуманность.

Если же Вы и является правонарушителем, то помните, что Вы обязаны выполнять только законные требования сотрудников полиции. Подозрение в совершении правонарушения является основанием для проверки документов, осуществление поверхностной проверки или личного досмотра и досмотра вещей, а в определенных случаях – задержания. Далее речь пойдет об этом подробнее.

Вы имеете право требовать доказать противоправность ваших действий ссылкой на соответствующие нормы КоАП. То есть работники полиции обязаны предоставлять разъяснения о неправомерности Ваших действий, да еще и делать это вежливо, убедительно и понятной для Вас языке, ссылаясь на соответствующие требования нормативно-правовых актов.

Протокол составляется на месте совершения правонарушения. Однако в случае невозможности составления его на месте, законодательство позволяет задержать лицо для составления протокола об административном правонарушении. О таком задержании составляется отдельный протокол, который будет рассмотрен в следующем разделе.

К сожалению, сотрудники патрульной полиции не всегда умеют правильно составлять протокол и пользуются помощью более квалифицированных коллег. Это могут быть следователи, иногда очередные, довольно часто – участковые инспекторы. Поэтому в большинстве случаев полиция «приглашает» лицо для составления протокола в отделение полиции, а в случае отказа добровольно следовать за ними – задерживает для составления протокола на основании ст. 259 КУоАП.

Теперь подробно о протоколе. С образцом протокола можно ознакомиться самостоятельно – он является приложением к Инструкции, утв. Приказом № 1376, которую можно найти на сайте rada.gov.ua. Так же можно загрузить протокол об административном задержании, постановление по делу об административном правонарушении и тому подобное.

Протокол об административном правонарушении, в случае его оформления, составляется в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается лицу, привлекаемому к административной ответственности (ст. 254 КУоАП).

При составлении протокола об административном правонарушении лицу, привлекаемому к административной ответственности, разъясняются его права (имеется в виду объяснение сути определенных статей, а не их простое зачитывание), предусмотренные ст. 55, 56, 59, 63 Конституции Украины, ст. 268 КУоАП и сообщается, что дело об административном правонарушении будет рассмотрено в сроки, определенные ст. 277 КУоАП, о чем делается отметка и ставится подпись лица, привлекаемого к административной ответственности (ст. 256 КУоАП, п. 11 раздела II Инструкции, утв. Приказом №1376).

Кроме сведений о составе, место, время совершения правонарушения, сведений о личности, которая составила протокол и лица, привлекаемого к административной ответственности в протоколе также указываются такие вещи, на которые следует обратить внимание:

– или привлекалась лицо к административной ответственности (если есть сведения в базе или со слов нарушителя)

– сведения о причиненный материальный ущерб – в случае наличия, но обязательно проследите, чтобы там не оказались лишние цифры о размере убытков)

– сведения о свидетелях правонарушения и место их обитания (при наличии свидетелей)

– сведения об осуществлении личного досмотра и досмотра вещей (в случае осуществления) и понятых, которые были при этом присутствуют;

– приложения к протоколу: объяснение потерпевшего, свидетелей, нарушителя, документы и материалы, содержащие информацию о правонарушениях, рапорты должностных лиц и т.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, которое привлекается к административной ответственности; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности, от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания (ст. 256 КУоАП).

Божок Дмитрий