Отказ в заключении договора ОСАГО
Договор ОСАГО является публичным договором (абзац восьмой ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», далее — Закон об ОСАГО). Это означает, что любой страховщик, обладающий необходимой лицензией и осуществляющий данный вид страхования, обязан заключить договор ОСАГО с каждым лицом, обратившимся к нему с соответствующим заявлением и представившим все необходимые документы, предусмотренные законодательством*(1). Отказ от заключения такого договора допускается лишь в случаях, предусмотренных законом (ст. 426 ГК РФ, п. 1.5 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П (далее — Правила ОСАГО). В случае невозможности заключения договора ОСАГО страховщик выдает лицу, обратившемуся за его заключением, соответствующий мотивированный отказ в письменной форме (см. п. 7 ст. 15 Закона об ОСАГО).
Законодательство прямо не предусматривает основания отказа в заключении договора ОСАГО. Однако из ряда норм можно сделать вывод, что в определенных случаях такой отказ возможен.
Прежде всего следует отметить, что страхователь обязан для заключения договора ОСАГО представить страховщику определенные документы (см. п. 3 — 5 и 10 ст. 15 Закона об ОСАГО, п. 1.6 и 1.8 Правил ОСАГО). Полагаем в связи с этим, что в случае их непредставления в заключении договора может быть отказано.
Высказывается точка зрения о том, что основанием для отказа в заключении договора ОСАГО может быть отсутствие у страховщика связи с автоматизированной информационной системой ОСАГО, в которую вносятся сведения о заключенных договорах, а также непредставление страхователем при заключении договора транспортного средства на осмотр страховщику (см. п. 7 ст. 15 Закона об ОСАГО, п. 1.7 Правил ОСАГО). С этой точкой зрения нельзя согласиться, поскольку из Закона об ОСАГО не следует, что указанные обстоятельства освобождают страховщика от обязанности по заключению договоров.
На практике распространенным мотивом отказа в заключении договора ОСАГО является ссылка страховщика на отсутствие у него бланков страховых полисов. Подобная ситуация объективно возможна, поскольку по действующим в рамках профессионального объединения страховщиков ОСАГО правилам бланки полисов предоставляются страховщику в пределах определенной квоты (см. также пп. «т» п. 1 ст. 26 Закона об ОСАГО)*(2). Вместе с тем Закон об ОСАГО не содержит положений, из которых с достаточной очевидностью следовало бы, что указанные обстоятельства являются основанием для отказа в заключении договора ОСАГО и освобождают страховщика от ответственности за такой отказ. Кроме того, как показывает практика, утверждение страховщика об отсутствии у него бланков полисов во многих случаях не соответствует действительности.
Другим распространенным нарушением является отказ страховщика заключать договор ОСАГО без дополнительного заключения страхователем договора добровольного страхования (в частности, страхования жизни и здоровья, страхования от несчастных случаев). Подобная практика также является неправомерной, поскольку нарушает ст. 426 ГК РФ и п. 2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей». Заключенный при указанных обстоятельствах договор добровольного страхования является недействительным (ничтожным). Уплаченная по такому договору страховая премия в этом случае подлежит возврату (см. п. 2 ст. 167, ст. 168 ГК РФ, п. 76 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25, а также, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Псковского областного суда от 22.04.2014 по делу N 33-596/2014)*(3).
В связи с вопросом о навязывании страховщиками дополнительных договоров добровольного страхования следует также учитывать, что Указанием Банка России от 20.11.2015 N 3854-У (далее — Указание) на страховщиков возложена обязанность при осуществлении ряда видов добровольного страхования предусматривать так называемый «период охлаждения» — срок, в течение которого страхователь вправе отказаться от договора страхования и, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая, получить обратно часть, а при определенных условиях — всю уплаченную страховую премию.
Это требование распространяется, в частности, на добровольное страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, страхование транспортных средств и другого имущества физических лиц, страхование гражданской ответственности, страхование финансовых рисков, а также на их комбинации (см. преамбулу и п. 3 Указания).
Продолжительность периода охлаждения должна составлять не менее пяти рабочих дней с даты заключения договора страхования. В том случае, если на дату отказа страхователя от договора предусмотренное им страхование не начало действовать, страхователю возвращается вся уплаченная страховая премия. В противном случае страховщик вправе удержать часть страховой премии пропорционально сроку с даты начала действия страхования до даты прекращения договора. Возврат страховой премии (ее части) осуществляется не позднее десяти рабочих дней с даты получения страховщиком письменного заявления страхователя об отказе от договора (п. 5 — 8 Указания).
Указание обязывает страховщиков включать условие о периоде охлаждения во вновь заключаемые договоры страхования*(4). Таким образом, этот нормативный акт не является основанием для внесения изменений в ранее заключенные договоры.
В случае незаконного отказа страховщика в заключении договора ОСАГО страхователь вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить такой договор (см. п. 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 ГК РФ). Однако разрешение этого вопроса в судебном порядке может занять значительный период времени (см., в частности, ст. 154 ГПК РФ)*(5).
Необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования и навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования образуют состав административного правонарушения (см. ст. 15.34.1 КоАП РФ) и могут являться также нарушением антимонопольного законодательства (см., в частности, п. 3 ч. 1 ст. 10, п. 1 ч. 4 ст. 11, п. 1 ч. 3 ст. 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Сообщение об их совершении может быть направлено заинтересованным лицом соответственно в Банк России (см. ст. 23.74, п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, пп. 7 п. 1 ст. 4.1 и ст. 30 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации», п. 18.4 ст. 4, ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и Федеральную антимонопольную службу (см. п. 1 и 5.6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331). Возможно также обращение в органы прокуратуры (см. ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»).
Следует, однако, учитывать, что на практике привлечение страховщика и его должностных лиц к ответственности за подобные нарушения нередко оказывается затруднительным в связи с недостаточностью доказательств*(6).
______________________________
*(1) Услуга по заключению договоров ОСАГО должна предоставляться в любом филиале страховщика (п. 1 ст. 21 Закона об ОСАГО). На иные обособленные подразделения страховщика, не обладающие статусом филиала, эта обязанность не распространяется.
*(2) Профессиональным объединением страховщиков ОСАГО является Российский союз автостраховщиков (РСА).
*(3) Отметим, что в подобных делах определенную сложность составляет доказывание факта навязывания страховщиком договора добровольного страхования. Поэтому перед обращением в суд следует, по возможности, сформировать необходимую доказательственную базу (переписку со страховщиком, свидетельские показания, аудио и видеозаписи и др.).
*(4) Страховщики обязаны привести свою деятельность по вновь заключаемым договорам добровольного страхования в соответствие с требованиями Указания в течение 90 дней со дня его вступления в силу (вступило в силу 2 марта 2016 года), то есть до 30 мая 2016 года включительно (см. п. 9 и 10 Указания).
*(5) В связи с этим следует учитывать, что владелец транспортного средства не обязан заключать договор ОСАГО с каким-либо определенным страховщиком (в частности, с тем, который выдал предыдущий полис) и вправе обратиться за заключением договора в любую страховую организацию, обладающую соответствующей лицензией (абзац первый п. 1.5 Правил ОСАГО).
*(6) О некоторых рекомендациях страхователям в случае отказа страховщика в заключении договора ОСАГО см. информацию Банка России, информацию ФАС России, информацию Минфина России.
Письмо-отказ от заключения договора
Четко регламентированной на законодательном уровне формы письма с отказом от подписания договора нет. Составляется это письмо на фирменном бланке предприятия и заверяется подписью руководителя или иного уполномоченного на то лица. Однако рекомендуется включить в него следующие сведения:
- Наименование адресата, а именно:
- для юридических лиц — наименование, адрес, контактные данные;
- для физических лиц — Ф. И. О., адрес, контактный телефон при наличии.
- Исходящий номер документа, а также дату его регистрации в журнале исходящей корреспонденции.
- Название документа, а именно: «Уведомление об отказе от заключения договора».
- Далее по тексту необходимо изложить:
- первоначальные условия, а также предложения, поступившие от адресата;
- формулировку отказа с указанием четких причин, а также ссылки на нормативно-правовую базу, дозволяющую совершить отказ.
В случаях, когда письменный отказ обязателен, необходимо обратить внимание на его отправку контрагенту по правилам передачи юридически значимых сообщений.
Отказ в подписании контракта при поставке товаров для государственных и муниципальных нужд
Пп. 9, 10 ст. 31 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ предоставляют заказчику в некоторых случаях возможность отказаться от заключения договора с победителем торгов.
Это случаи обнаружения заказчиком:
- несоответствия участника закупки требованиям, предъявляемым к участникам торгов;
- предоставления недостоверной информации в отношении соответствия победителя торгов указанным требованиям;
- наличие обстоятельств, изложенных в п. 10 ст. 31 закона № 44-ФЗ (при закупке лекарственных средств).
Если таких обстоятельств не усматривается, отказ заказчика будет неправомерен.
Последствия произведенного действия регламентированы п. 11 той же статьи, по условиям которой заказчик не позднее 1 дня со дня обнаружения обстоятельств, послуживших основанием для отказа, размещает в сети интернет соответствующий протокол, который впоследствии в течение 2 дней надлежит отправить другой стороне.
Указанный протокол должен содержать сведения:
- о времени и месте его оформления;
- реквизитах исполнителя, от контракта с которым заказчик отказывается;
- мотивированной причине отказа от заключения контракта.
Скачать образец протокола можно, пройдя по ссылке: Образец протокола об отказе в заключении договора.
Отказ же участника закупки повлечет неприятные для него последствия: обеспечительный платеж, внесенный при подаче заявки на торги, ему не вернут. Исключением являются торги в форме конкурса, проводимые в 2 этапа: после первого этапа участники могут отказаться от второго.
Когда правомерен отказ от подписания публичного договора
Сама сущность публичного договора — в необходимости заключить его с каждым обратившимся. Подробнее о заключении договора в обязательном порядке читайте готовое решение КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.
В то же время иногда закон разрешает обязанному лицу отказывать в заключении договора по причинам, не позволяющим оказать необходимую потребителю услугу (ч. 3 ст. 426 ГК РФ). Например, вследствие:
- отсутствия технической возможности организовать железнодорожную перевозку (ст. 11 Устава железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ);
- отсутствия технической возможности подключения к водопроводу и отказа муниципальных властей в расширении инвестиционной программы (ст. 18 закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
Отсутствие технической возможности — далеко не отговорка, т. к. профильное законодательство оперирует четкими критериями, что именно считается таковым.
Кроме того, разрешение на отказ дают особые исключительные нормы, сами по себе не регулирующие гражданские правоотношения, в которых обращается внимание на злоупотребления со стороны клиента. Например:
- при наличии у банка подозрения, что потенциальный вкладчик открывает вклад для легализации преступных доходов (ч. 5.2 ст. 7 закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ);
- нахождении посетителя заведения общественного питания в нетрезвом виде (внутренние правила организации общепита, пример применения которых можно увидеть в апелляционном определении Курганского областного суда от 14.08.2014 по делу № 33-2418/2014).
Скачать образец уведомления об отказе в заключении публичного договора можно, пройдя по ссылке: Уведомление об отказе в заключении договора.
***
Письмо с отказом от заключения договора направляется контрагенту в случае недостижения соглашения по условиям контракта. Обязанность направить такое письмо прямо предусмотрена законом, но не всегда, а для отдельных видов договоров. Особую важность приобретает формулировка отказа в случае, когда заключение договора для субъекта обязательно.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Отказ от заключения государственного контракта
Каталог статей
Отказ от заключения контракта со стороны участника: правовые последствия
Если заказчик отказался от заключения контракта
О чем пойдет речь: Учреждение разместило протокол об отказе от заключения контракта с обществом. Не согласившись с таким решением, общество обратилось с жалобой в антимонопольную службу. В обращении победитель сослался на то, что заказчик вообще не имел права допускать его заявку. Антимонопольный орган признал жалобу организации необоснованной, а суд поддержал это решение. Электронный аукцион проводили на право заключения государственного контракта на оказание услуг по подготовке к изданию и доставке методических пособий по назначению специалистами медико-санитарной экспертизы технических средств реабилитации инвалидов. В результате рассмотрения вторых частей заявок , согласно протоколу подведения итогов от Учреждение разместило проект государственного контракта на электронной площадке Срок подписания контракта установили до Новый порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком. Расторжение контракта в одностороннем порядке. Компания решила, что заказчик допустил ее заявку к участию неправомерно и отказалась подписать контракт. Рассмотрев жалобу участника, контрольный орган признал ее необоснованной. Полагая, что указанное решение нарушает его законные права и интересы, участник обратился с заявлением в суд. Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ. Например, заказчик планировал отремонтировать помещение и в техзадание вписал: Если поставите фразу рядом с продукцией или технологией, у которых нет товарного знака, ФАС посчитает, что вы нарушили закон. Каких еще ошибок избегать, когда составляете техзадание, читайте в рекомендации: В соответствии с ч. В течение 5 дней после этого победитель должен подписать проект со своей стороны и направить его заказчику вместе с документом об перечислении обеспечения исполнения контракта. Этот документ должен содержать замечания к положениям проекта, не соответствующим извещению и документации. При наличии технических ошибок, допущенных в первой части заявки победитель электронного аукциона вправе указать на них в протоколе разногласий, составленном в соответствии с ч. Общество не представило доказательства размещения в ЕИС протокола разногласий. Победитель посчитал, что не имел права подписывать контракт. Компания обосновала свою позицию тем, что во второй части заявки содержатся недостоверные сведения о ней. Участник прикрепил недействующую редакцию устава, не представил сведения об ИНН учредителя и генерального директора, в связи с чем, Посчитав учреждение нарушившим требования законодательства и неправомерно допустившим его заявку, участник решил контракт не заключать. Судьи пришли к выводу, что на момент рассмотрения заявки какая-либо информация о несоответствии учредительных документов у комиссии отсутствовала. Доказательств обратного в материалы дела заявитель не представил. А сведения об ИНН налогоплательщика — участника аукциона, а также ИНН учредителя и генерального директора в документах, входящих в состав заявки, имелись. В частности, такие сведения указаны в выписке из ЕГРЮЛ от Мнение победителя аукциона относительно действительности государственного контракта и аукционной документации не снимает с него обязанности по заключению с заказчиком контракта определение Верховного Суда РФ от Оснований для признания протокола об отказе от заключения государственного контракта незаконным суд также не нашел. Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий, в том числе, в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем. Во второй части заявки на участие в электронном аукционе должна содержаться информация об ИНН учредителей только при его наличии. Несоответствия и неточности в представленных участником на стадии подачи заявок документах не дает ему права отказаться от подписания контракта. Разногласия на стадии заключения договора участник вправе предъявить только в части несовпадения условий извещения и проекта контракта. А заказчикам следует помнить о том, что рассматривая и оценивая заявки участников , они вправе учитывать сведения из совокупности представленных документов, в том числе сведения, предоставленные участником при аккредитации на площадке. Получите квалифицированную экспертную помощь в Справочной системе «Госзаказ». Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты. После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок. Чтобы скачать этот документ — необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz. После регистрации Вы получите в подарок — доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в. Система Госзаказ После работы Шаблоны и формы ФЗ: Ввести код доступа О портале. Скорая помощь по ЕИС Курсы повышения квалификации Госзаказ в вопросах и ответах Госзакупки. Отказ от заключения контракта со стороны участника: На примере административной практики рассмотрим правовые последствия отказа от заключения контракта: Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ. Важный документ Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от Новый порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком Расторжение контракта в одностороннем порядке. На заметку При наличии технических ошибок, допущенных в первой части заявки победитель электронного аукциона вправе указать на них в протоколе разногласий, составленном в соответствии с ч. Важно запомнить Мнение победителя аукциона относительно действительности государственного контракта и аукционной документации не снимает с него обязанности по заключению с заказчиком контракта определение Верховного Суда РФ от На заметку Во второй части заявки на участие в электронном аукционе должна содержаться информация об ИНН учредителей только при его наличии. Подписка на статьи Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Мероприятия Проверь свои знания и приобрети новые Посмотреть. Самое выгодное предложение Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас. Система Госзаказ Частые вопросы В каком порядке размещать план закупок и план-график в ЕИС? Как сформировать план-график закупок заказчикам регионального и муниципального уровня? Устанавливать ли приоритет отечественным товарам, которые закупаем по ФЗ? Главные изменения в закупках с июля года 14 ответов на острые вопросы о планировании В каких случаях и когда вносить изменения в план-график закупок на год Самые опасные протоколы электронного аукциона Идентификационный код ИКЗ для малых закупок Схема описания объекта закупки. Важные события в сфере закупок: Видеотренинг «Актуальные проблемы судебной практики в контрактной системе за гг. Рекламодателям Обратная связь Контакты Стать автором Официальные представители. При клике отсылаем событие GA Click jQuery » yw0 a. У меня есть пароль. Пароль отправлен на почту Ввести. Портал для специалистов в сфере закупок!
Когда кончик носа станет мягким после ринопластики
Лезут волосы клочьями причины
Принцессы пушистые истории